Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM DEVELOPMENT OF RESEARCH ESTABLISHMENTS OF THE CENTRAL KAZAKHSTAN IN 50-TH YEARS OF XX CENTURIES

Нурлигенова З.Н.
The history of system development of research establishments of the Central Kazakhstan in 50-th years of XX centuries is considered in the article. Thus the special attention is given to the questions of the coal and chemical industry development, color and ferrous metallurgy, and also to the problems of working out of rational methods of use of natural riches of the central region of Kazakhstan and professional trainings for new academic scientific institutions. Key words: research establishments, the scientist, the central Kazakhstan, the coal industry, national economy.

Средоточием научной жизни в Центральном Казахстане в 50-е годы ХХ века являлась Караганда. У истоков научных исследований в городе стояла небольшая проектная контора «Карагандашахт-проект», организованная в декабре 1941 г. В 1947 г. на ее коллектив были возложены обязанности генерального проектировщика Карагандинского угольного бассейна, внесшего достойный вклад в победу над фашизмом. В 1951 г. контора была реорганизована в институт «Караганда-гипрошахт», который занимался вопросами шахтного, жилищного, гражданского строительства, а также канализации и энергетики г. Караганды [1].

Основные направления развития Карагандинского региона обсуждались на сессиях выездных сессий Академии наук Казахской ССР. Так, в июне 1949 г. в Караганде состоялась выездная сессия АН Казахской ССР, посвященная проблемам изучения и освоения производительных сил Центрального Казахстана. В ее работе участвовали видные ученые страны К.И. Сатпаев И.П. Бардин и др. В ноябре 1958 г. на объединенной научной сессии АН Казахской ССР, проведенной совместно с Карагандинским совнархозом и научно-техническим Комитетом Совета Министров Казахской ССР, были обсуждены вопросы развития угольной и химической промышленности, цветной и черной металлургии, водообеспечения региона. В работе сессии приняли участие видные ученые из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Алма-Аты.

Большим событием в истории развития науки в Казахской ССР стало образование Академии наук Казахстана, которое состоялось 1 июня 1946 г. В состав действительных членов (академиков) АН Казахской ССР вошли выдающиеся казахстанские ученые и деятели отечественной культуры. Первым президентом Академии наук Казахской ССР был избран К.И. Сатпаев, с именем которого связаны самые славные страницы истории казахстанской науки. Главными задачами Академии наук были определены: всемерное содействие развитию теоретических исследований, планомерное использование достижений науки для развития производительных сил и культуры. Для решения этих задач предлагалось сосредоточить деятельность всех научных учреждений  на важнейших проблемах науки, изучении природных ресурсов республики и разработке методов их рационального использования, исследовании проблем истории и национальной культуры и - что было чрезвычайно актуально для того периода - подготовке отечественных научных кадров.

Поступательное развитие научно-исследовательской деятельности в регионах Казахстана потребовало дальнейшего расширения сети научных учреждений, что повлекло создание региональных отделений Академии наук Казахской ССР. Так, на заседании Совета народного хозяйства Карагандинского экономического административного района 1 апреля 1958 г. было принято решение об организации в г. Караганде Центрально-казах-станского отделения АН Казахской ССР, призванного организовывать и руководить научно-исследовательскими работами в Карагандинском, Кустанайском и Петропавловском совнархозах. Также на этом заседании было решено ходатайствовать перед ЦК КП Казахстана и Советом Министров Казахской ССР об открытии в г. Караганде ряда институтов Академии наук и секторов при Президиуме отделения АН Казахской ССР. По принятии центральными органами республики соответствующего решения в 1958-     1959 гг. в городе были открыты научно-исследовательские институты органической химии, металлургии и обогащения, горного дела, а также сектора энергетики, машиноведения, технологии нерудного сырья, горного дела, геологии, промышленной экономики, почвенно-ботани-ческий и водных ресурсов, научная библиотека, экспериментальные мастерские и конструкторское бюро [2].

Однако следует отметить, что послевоенный период характеризовался дальнейшим ужесточением партийного контроля над деятельностью ученых. Непосредственный контроль над тематикой и ходом исследований осуществляли партийные организации вузов и АН Казахской ССР. В апреле 1948 г. был создан партком АН Казахской ССР, а в мае 1951 г. в составе ЦК Компартии Казахстана был образован отдел науки и вузов. Укомплектованные в основном за счет ученых-«новобранцев индустриализации», зачастую мало способных к оригинальным научным исследованиям, зато твердых в знании «единственно верного учения» и достаточно гибких, данные органы тотального контроля не столько способствовали организации научно-иссле-довательской деятельности, сколько выступали застрельщиками сугубо политико-идеологических кампаний, сломавших судьбы многих казахстанских ученых.

Не стал исключением даже первый президент АН Казахской ССР К.И. Сат-паев, обвиненный ЦК КП(б) Казахстана в «буржуазно-националистических извращениях» за то, что «АН Казахской ССР и президент К.И. Сатпаев не выполнили решений ЦК ВКП(б) и указаний товарища Сталина по идеологическим вопросам. Это был сигнал к расправе с несгибаемым академиком.

Однако по смерти И. В. Сталина, в середине 50-х годов ХХ века, Бюро ЦК КП Казахстана вновь рассмотрело персональное дело К.И. Сатпаева, сняло все обвинения, инкриминированные академику, как необоснованные, и в июне 1955 года К.И. Сатпаев вновь был избран президентом АН Казахской ССР.

Несмотря на гонения и критику в свой адрес, в период 1951-1955 гг. К.И. Сат-паев совместно с учеными-геологами впервые в СССР составил прогнозные металлогенические карты важнейших полезных ископаемых (железа, марганца, меди, полиметаллов) Центрального Казахстана, что позволило оптимально, с максимальной эффективностью осуществлять геологическую разведку. Так, в 1958 г. на сессии общего собрания Академии наук Казахской ССР было отмечено, что из всех месторождений различных руд металлов, открытых в Центральном Казахстане, 90 % найдены там, где они были указаны на прогнозных металлогенических картах. За их составление группе ученых-геологов во главе с академиком К.И. Сатпаевым в 1958 г. была присуждена Государственная Ленинская премия [3].

В 50-е годы продолжалось поступательное развитие в угольной науки в Центральном Казахстане. Как отмечалось выше, в конце 40-х годов в Караганде был образован филиал Всесоюзного научно-исследовательского угольного института, который занимался решением таких важных вопросов, как изыскание прогрессивных систем разработки мощных пластов бассейна, совершенствование механизации производственных процессов, увеличение ресурсов коксующихся углей бассейна. Ведущие ученые-угольщики Казахстана неоднократно высказывали мнение о необходимости образования в Карагандинской области самостоятельного научно-исследовательского института, аналогичного институтам, созданным в Донбассе, Кузбассе и Подмосковье. В связи с этим осенью 1952 г. постановлением Правительства СССР в Караганде на базе Карагандинских филиалов Всесоюзного научно-исследовательского угольного института и Восточного научно-исследо-вательского института по безопасности работ в угольной промышленности был организован Карагандинский научно-исследо­вательский угольный институт (КНИУИ) [4].

Создание КНИУИ, явившегося первым самостоятельным научно-исследо­вательским учреждением в бассейне, открывало большие возможности в расширении объемов изыскательских работ, направленных на оказание эффективной научной и практической помощи шахтам бассейна.

В первой половине 50-х годов решением Минуглепрома СССР для оказания и усиления научно-технической помощи бассейну в состав КНИУИ были включены Специальное конструкторское бюро и Управление по буровзрывным работам. В 1957 г. в институте трудились 97 научно-педагогических работников (основных, без совместителей), трое из которых имели степень кандидата технических наук [5].

Группой научных работников КНИУИ был создан мощный универсальный комбайн «Карагандинец» производительностью 2 тыс. тонн угля в сутки. В первой половине 60-х годов сотрудники института И.А. Эдельштейн, Е.Б. Рофман и И.Т. Кравцов работали над созданием первого в мире породопроходческого комбайна. В 1964 г. численность сотрудников, занятых вопросами разработки новых и совершенствованием существующих технических решений в области технологии подземной добычи угля, уже составляла 630 человек [6].

Таким образом, в 50 - первой половине 60-х годов прошлого века КНИУИ, пользовавшийся заслуженным научным авторитетом не только в СССР, но и за рубежом, стал головным отраслевым институтом Центрального Казахстана по проблемам подземной и открытой добычи угля и его обогащения.

Огромный вклад в развитие исследований Центрального Казахстана внесли ученные Института энергетики под руководством академика Академии наук Казахской ССР Ш.Ч. Чокина: совместно с видными учеными был завершен обобщающий труд - «Энергетика Казахстана», а также была закончена разработка основных вопросов строительства магистрального канала Иртыш - Центральный Казахстан для переброски части стока Иртыша в Карагандинский экономический район. На основе этого исследования Гидропроект Министерства электростанций СССР в 50-х годах приступил к проектированию канала, который в дальнейшем сыграл определяющую роль в развитии народного хозяйства региона.

Научные учреждения Караганды вели разработки по наиболее актуальным, имеющим большое народнохозяйственное значение проблемам. Так, в сентябре 1958 г. начал свою работу Карагандинский химико-металлургический научно-исследовательский институт АН Казахской ССР, одним из главных инициаторов организации которого был К. И. Сатпаев. Главные задачи института заключались в разработке рациональных методов использования природных богатств Центрального Казахстана, подготовке кадров для новых академических научных       учреждений.

В 1958 году в Караганде создается Научно-исследовательский проектно-кон-структорский и экспериментальный институт Гипроуглегормаш по строительству шахт и разрезов, поверхностных зданий и сооружений, конструированию угольных проходческих машин и механизмов. В этом же году для исследования социально-гигиенических условий труда в различных отраслях народного хозяйства региона, в особенности профилактики и лечения профессиональных заболеваний шахтеров, в Караганде был организован в Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний [7].

Таким образом, 50-е годы прошлого столетия явились периодом больших достижений науки Казахстана, чему в значительной степени способствовал новый подъем народного хозяйства и культуры республики, а также преодоление отрицательных последствий культа личности в научной жизни. С другой стороны, огромное количество планирующих, и контролирующих научно-исследовательскую деятельность структур вело к дублированию и параллелизму функций, усилению формализма, снижало актуальность, эффективности и мобильности собственно научных изысканий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1.   Караганда. Серия: История городов Казахстана. / Отв. Ред. А. С. Елагин. - Алма-Ата: Наука, 1989. 192 с.
  • 2.   ГАКО, Ф. 535, Оп. 3, Д. 3. ЛЛ. 5-10.
  • 3.   Сулейменов Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане: Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших стадию капитализма. - Алма-Ата: Наука, 1972. 423 с.
  • 4.   Сагинов А.С. О пройденном пути. - Алматы: Ғылым, 1996. 99 с.
  • 5.   ГАКО, Ф. 596, Оп. 1/10, Д. 110.      Л. 13.
  • 6.   Магина А. Караганда научная // Индустриальная Караганда. 1964, 9 февраля.
  • 7.   Караганда. Серия: История городов Казахстана. / Отв. ред. А.С. Елагин. - Алма-Ата: Наука, 1989. 192 с.