Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ESTIMATE AND ANALYSIS PECULIARITIES OF QUALITY COSTS AT AN ENTERPRISE CONSIDERING IMPLEMENTATION OF PROCESSING APPROACH

Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В.
Внедрение на российских предприятиях международных стандартов серии ИСО и переход промышленного производства на работу в условиях процессного подхода диктует четкий контроль за расходом финансовых ресурсов на предприятии. Поэтому, в современных условиях развития системы менеджмента качества проблема внедрения системы экономики качества является первостепенной.
Implem enting international standards ISO series at Russian enterprises and industrial production shift to the work in the situation of process approach dictates precise control of the enterprise financial resources. Therefore the problem of economy quality system implementation is paramount in the modern management system development.

Информация, полученная о затратах на качество может служить отличной основой для ответа на стратегически важные для руководителей вопросы в области качества и на данном этапе особенно важно выбрать наиболее приемлемый метод анализа и оценки затрат на качество. Выбор того или иного метода зависит, во-первых, насколько четко и корректно поставлены цели, во-вторых, в зависимости от вида информации, которую необходимо получить, в-третьих, насколько реально получение данной информации.

При проведении анализа и оценки затрат на качество основными целями являются:

·   выявление и оценка размеров необходимых инвестиций и обеспечение и улучшение качества;

·   обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

·   выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

·   определение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер совершенствованию организации процессов.

Говоря об анализе и оценке затрат на качество, необходимо провести разграничительную черту между двумя основными определениями анализ затрат на качество и оценка затрат на качество.

Анализ затрат на качество-это деятельность по изучению затрат на качество, признанная обосновывать с научных позиций решения и действия предприятий в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий. Оценкой затрат на качество следует считать деятельность, связанную с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности предприятия [5].

Оценка затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и проводится для получения экономической информации при принятии высшим руководством решений в области качества. Она проводиться по различным критериям, в зависимости от целей предприятия в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономических решений в области качества [2].

Проведение анализа затрат в рамках СМК требует не только регулярного обновления базы данных по затратам, но и ее постоянного развития и совершенствования. Некоторые предприятия внедряют у себя документированную СМК, тесно связанную с системой бухгалтерского учета, представляющую собой ежемесячные или ежеквартальные данные по затратам. Подобную информационную подсистему СМК можно создать на основе плана бухгалтерских счетов, дополнив действующую систему учета затрат по видам деятельности специальной управляющей программой данных по затратам на качество. Участие бухгалтеров в системе анализа затрат на качество гарантирует высокую степень доверия к представленным финансовым данным.

Риск, связанный с функционированием такого рода СМК, в этом случае, как правило, смещается в область корректирующих действий, которые необходимо предпринять после того, как соответствующая информация собрана и проанализирована. Если данные по затратам на качество носят недостаточно детальный характер, то на их основе трудно выработать конкретные меры, направленные на непрерывное совершенствование деятельности предприятия [6] .

Как уже было сказано выше, оценка затрат на качество это продолжение анализа и ее задачей является расчет конкретных показателей, с помощью которых можно было бы реально оценить функционирование процессов на предприятии. Оценку затрат на качество можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Оценка затрат на качество

Как видно из схемы, оценка затрат на качество состоит из трех основных элементов: определения удельного веса затрат на качество в их общем объеме, соотношения затрат на качество с базой измерения и определения экономических показателей процесса. На первом этапе рассчитываются затраты на качество одного процесса и затраты на качество всех процессов в рамках управления затратами на качество. Затем целесообразно подсчитать доли затрат на предупреждение дефектов входных потоков к общим затратам на качество, доли затрат на контроль управляющих воздействий к общим затратам на качество и доли затрат на потери от дефектов выходных потоков к общим затратам на качество. На наш взгляд, информация о структуре затрат позволит определить причины и места несоответствий в процессе и предпринять соответствующие меры по их устранению.

В настоящее время на подавляющем большинстве отечественных предприятий сложилась ситуация, характерная для промышленности Западной Европы и США 60 – 70-х годов прошлого века, когда в общих затратах на качество значительную часть составляют потери от брака, а доля затрат на предупреждение и оценку незначительна. Примерное их соотношение выглядит следующим образом: затраты на предупреждение – 5%, затраты на оценку качества – 25%, потери от брака – 70%, в то время как приемлемым считается следующее соотношение: затраты на предупреждение – 25%, затраты на оценку качества – 45%, потери от брака – 30% [1]. Поэтому, изучая информацию о структуре затрат и руководствуясь знанием наиболее приемлемых соотношений, необходимо стремиться к уменьшению затрат на исправление дефектов выходных потоков процесса.

Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов предприятия должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. И все же наиболее убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями предприятия и его усилиями, направленными на улучшение качества.

Следующей неотъемлемой частью оценки затрат на качество является определение соотношения затрат на качество с другими жизненно важными для предприятия показателями.

Затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. В результате, будут сделаны неверные выводы. Затраты на качество нужно соотносить с какой-либо другой характеристикой деятельности, которая чувствительна к изменению производства. При сравнении затрат на качество с какой-либо подходящей базой измерений важно быть уверенным, что период, для которого все эти характеристики определялись, был одним и тем же. По мнению авторов базы измерений можно подразделить на «типовую» и «дополнительную». К «типовой» базе измерений рекомендуется отнести объем проданной продукции за период исследования затрат на качество[3].

Однако, если объем продаж зависит от сезонных факторов или каких-либо других циклических изменений, объем проданной продукции не может быть достоверной базой, поскольку он будет слишком изменчив, в то время как объем производства и затраты на качество могут оставаться относительно постоянными. Кроме того, здесь необходимо отметить, что объем проданной продукции, отличается от объема поставленной продукции, поскольку продукция, поставленная потребителю, на данный момент может быть еще не оплачена. Точно также и объем произведенной продукции может не совпадать с объемом реально проданной или поставленной продукции.

Таким образом, выбирая типовую базу измерения, мы больше склоняемся к выбору такого показателя как объем производства, учитывая цикличность и динамичность объемов продаж.

К «дополнительным» базам измерений иногда предлагается относить следующие показатели [4]:

·   добавленная стоимость;

·   себестоимость;

·   трудоемкость.

Рассмотрим каждый из этих показателей отдельно и целесообразность соотношения их с затратами на качество:

Добавленная стоимость — это стоимость, добавленная к стоимости продукции обработкой материалов и полуфабрикатов, израсходованных в процессе ее производства. При использовании в качестве базы измерений добавленной стоимости автоматически учитываются:

·   изменение объема производства, поскольку эта база соответствует произведенному количеству продукции;

·   инфляционные тенденции, поскольку если стоимость материалов повышается, то повышается и цена конечного продукта.

Кроме того, результаты не зависят от неравномерности (в том числе, сезонной) продажи продукции.

Но учитывая многоаспектность этого показателя, производить оценку затрат с его применением несколько проблематично, особенно на первых этапах внедрения системы экономики качества на предприятии. Кроме того, возникает закономерный вопрос о том, насколько необходима данная информация и стоит ли тратить время для расчетов такого соотношения.

Себестоимость может быть определена как сумма величин оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции, стоимости материалов и комплектующих, накладных расходов. В различные периоды времени на себестоимость могут оказывать влияние следующие факторы: автоматизация процессов, внедрение новых технологий, применение альтернативных материалов, смена обслуживающего персонала[4].

Тем не менее, поскольку в эту категорию вовлечена целая группа затрат, влияние временных изменений не настолько существенно, как если бы в качестве базы измерений был использован только лишь один элемент затрат.

В случае внедрения на предприятии процессного подхода, наиболее целесообразно говорить о себестоимости процесса, которая включает в себя базовые затрат на процесс. Кроме того, на наш взгляд, соотношение затрат на качество к себестоимости продукции довольно-таки емкий показатель и не может в полной мере охарактеризовать деятельность предприятия в области качества. Поэтому мы рекомендуем рассматривать в динамике изменение соотношения затрат на предупредительные мероприятия к себестоимости процесса и соотношение затрат на потери от дефектов к общим затратам на процесс. Причем увеличение первого соотношения свидетельствует о благоприятных тенденциях развития предприятия, увеличение второго показателя может свидетельствовать об опасной ситуации, которая нуждается в корректировке.

Трудоемкость может быть представлена, как величина оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции. Это часто используемая на практике финансовая категория, и поэтому данные, требующиеся для использования этой базы измерения должны быть, безусловно, доступны. Однако, трудоемкость должна использоваться с осторожностью, поскольку она может изменяться во времени вследствие:

автоматизации процессов, улучшения технологии, смены обслуживающего персонала [4].

Сложность применения данной базы измерения заключается в том, что необходимо учитывать факторы, связанные с инфляционными процессами. Т. е. основной недостаток данной единицы это отсутствие устойчивости и стабильности и она приемлема для более совершенных экономических систем.

И все же, итогом оценки затрат на качество, на наш взгляд, является определение соотношения затрат к чистой прибыли предприятия и соответственно, сравнение фактических и планируемых показателей. В результате соотношения итоговых затрат на качество к прибыли предприятия можно получить цену качества продукции данной организации. Хотя и бытует мнение, «что минимизация затрат не ведет к максимизации прибыли», тем не менее увеличение данного показателя характерно для предприятий, где практикуется лишь контроль качества готовой продукции. Поэтому у предприятия есть все возможности снизить цену качества продукции за счет увеличения затрат на предупредительные мероприятия и улучшения общефирменной системы управления качеством в целом.

Не следует останавливаться только лишь на типичных соотношениях, а использовать любые соотношения, которые помогут рассортировать, интересующую руководство информацию о затратах на качество.

Целью использования всех рассмотренных соотношений является сравнение эффективности деятельности в различные периоды времени. Поэтому необходимо: быть последовательным в использовании базы измерений, использовать в соотношениях величины, выраженные в денежных единицах, а не в единицах времени или количестве продукции, следить, чтобы в каждом соотношении и числитель и знаменатель соответствовали одному и тому же периоду времени [3].

Следующий и итоговый этап оценки затрат на качество заключается в определении основных характеристик процесса. Именно на этом этапе можно сделать окончательный вывод о функционировании отдельного процесса и всей системы менеджмента качества на предприятии. Для того чтобы провести окончательную оценку, необходимо выделить основные, наиболее существенные для данного предприятия показатели процесса.

На наш взгляд, особую ценность представляет оптимизированный расчет, включающий те показатели, которые содержат жизненно необходимые данные для предприятия и которые необходимо постоянно исследовать. К таким показателям можно отнести:

·   эффективность процесса;

·   результативность процесса;

·   эффективность предупредительных мероприятий;

·   экономический эффект проведенных мероприятий по улучшению процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бендерский А.М. Обеспечение качества продукции. - Москва: Издательство стандартов,1988. – 186 с.

2.      Еленева Ю.Я. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом //Проблемы теории и практики управления.-2002. - №3.- С. 7-9.

3.      Конарева П.А. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой // Методы менеджмента качества.- 2001.- №10.- С. 4-8.

4.      Небалуева Л. А., Небалуева Ю. Г. Методика «Планирование, учет и анализ затрат на качество»// Сб. «Учет затрат на качество и экологию». Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 25.– М.: НТК «Трек», 2003. – С. 45-72.

5.      Скрипко Л.Е. Методология оценивания затрат на качество//Методы менеджмента качества.- 2001. - №1. – С. 3-5.

6.      Шотмиллер Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. – 2003. – № 2. – С. 4-9.