Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AS A FACTOR TO PRESENTATION OF GRANT OF SOCIAL SERVICES TO THE DISABLED PEOPLE

Plokhova I.A. 1
1 FSEI HPE «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova», Ulyanovsk, Russia
В статье автор рассматривается вопрос о развитии гражданского общества в России на примере г. Ульяновске. Проблемы построения гармоничных отношений, укрепления социальных связей с населением представлены опытом работы муниципальной власти г. Ульяновска и общественной организацией Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих». Автор приводит анализ опыта работы муниципального образования «г. Ульяновск» в рамках проекта «Социальное такси» и Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» в рамках социокультурной адаптации граждан с ограниченными возможностями. Автор подчеркивает, что от эффективности работы муниципальной власти и представителей третьего сектора зависит активность населения. Это будет способствовать развитию гражданского общества и решению проблем доступности предоставления качественных социальных услуг. Выводом статьи является необходимость решения данного вопроса с точки зрения комплексного подхода.
The article the author deals with the process of development of civil society in Russia on the example of Ulyanovsk. The problems of construction of harmonious relations, strengthening of social connections with the population are presented by the work of municipality «Ulyanovsk» power and public organization of the Ulyanovsk regional department of All-Russian public organization of disabled people «All-Russian society of the deaf». The author provides the analysis of experience of municipality «Ulyanovsk» within the Social Taxi project and the Ulyanovsk regional department of All-Russian public organization of disabled people «All-Russian society of deaf» within socio-cultural adaptation of citizens with limited opportunities. The author emphasizes that the activity of the population depends on the work of municipal government and the representatives of the third sector. It will promote the development of civil society and solving the problems of accessibility the provision of quality social services. The conclusion of the article is the necessity of the solution of this problem from point of complex approach.
development of civil society.
people with the limited possibilities
high-quality social services

Актуальными проблемами российского государства являются вопросы решения доступности граждан с ограниченными возможностями. В ряде международных и федеральных документах данная тема имеет место быть. Например, Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975, является общей основой и руководством для защиты прав инвалидов [1]. Статьей 15 Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122 закреплено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [4]. Принятие неотложных мер в сфере модернизации социальной сферы для обеспечения доступности качественных социальных услуг для населения является приоритетным направлением российской социальной политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].

Решение проблемы доступности инвалидов возможно при условии развития гражданского общества. Государство играет большую роль в его создании. Одним из признаков гражданского общества является наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, в том числе и людей с ограниченными возможностями. Соответственно, при полном и качественном выполнении законодательных норм в области прав граждан, будет меняться отношение населения к властным структурам, что повлияет на развитие такого феномена, как гражданское общество [8].

Миронов Н.М. считает, что на современном этапе развития гражданского общества органы местного самоуправления не имеют возможности повышать свой институциональный уровень из-за ограничения возможности финансовых ресурсов [6]. Поставленные задачи, методы решения органы власти частично решают через активность населения, которое, принимая экономическую ситуацию, активно участвует в различных мероприятиях, что отражается на обеспечении доступности качественных социальных услуг. Таким образом, население включается в процесс построения гражданского общества, эффективность которого зависит от правильно поставленных целей.

Сегодня необходимо поднимать вопросы о построении новой парадигмы гражданского общества в условиях российской действительности. Проектировать как систему местного самоуправления, так и систему реализации поставленных задач, необходимо с учетом региональных и муниципальных особенностей. Единой концепцией должен стать тандем обширных социальных отношений и общественного участия всего населения в жизни государства. Повышение качества жизни населения, преодоление социальных разрывов, возможность получения качественных услуг - это те задачи, которые в первую очередь максимально эффективно должны решить органы власти. Население будет выполнять роль связующего звена и начнет участвовать в построении гражданского общества с полной силой только при условии, когда вышеперечисленные задачи потенциально начнут присутствовать в жизни каждого, в том числе людей с ограниченными возможностями.

Именно в таком тандеме нуждается населения г. Ульяновска. Рассмотрим на конкретных примерах как орган местного самоуправление муниципальное образование «город Ульяновск» занимается решением вопросов доступности людей с ограниченными возможностями.

Органы власти придают огромное значение вопросам предоставления качества услуг в связи с тем, что в г.Ульяновске проживает более 66 тысяч человек с ограниченными возможностями. К сожалению, данная статистика с каждым годом увеличивается, эти данные показывают, что органам местного самоуправления необходимо четкое планирование и эффективное решение проблем людей с ограниченными возможностями, так как одна десятая часть это - инвалиды первой группы, около 30 тысяч человек имеют вторую группу инвалидности. Индикатором, показателем работы органов власти является не только общественное мнение, но изменение отношения населения к властным структурам, что в свою очередь ведет к их взаимодействию.

На конец 2013 года не мало дел сделано муниципальным образованием «город Ульяновск» для обеспечения доступности качественных социальных услуг населению: установка пандусов и поручней на территории инфраструктуры города, установка знаков, запрещающих стоянку автомобильного транспорта, кроме транспорта для инвалидов, разработка и усовершенствование интерактивной карты доступности социально значимых городских объектов, доступное образование для детей инвалидов. Одним из инновационных решений проблемы доступности предоставления качественных услуг стало приобретение специального автотранспорта и открытие социальной услуги «Социальное такси» по перевозке инвалидов на социально значимые объекты.

В службе «Социальное такси» города Ульяновска приобретено четыре специализированных автомобиля, которые оборудованы автоматической погрузочной площадкой для инвалидных колясок, автоматической дверью, специального отделения для инвалидного кресла и системой закрепления для него с помощью специальных фиксирующих устройств, кнопкой вызова водителя. Предоставляется данная услуга для инвалидов первой и второй группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; дети-инвалиды с заболеванием опорно-двигательного аппарата; инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Перевозки осуществляются в социально значимые организации, такие как различные лечебные учреждения, органы социальной защиты, протезно-ортопедические предприятия, Фонд социального страхования, аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, нотариальные конторы, пункты проката индивидуальных средств реабилитации; реабилитационный центр, спортивные комплексы, культурно-зрелищные учреждения.

Уже не раз приводились отзывы о работе службы социального такси, которые говорят о значимости предоставления данной услуги [7, 8].

Татьяна Ветлужская, мать ребенка-инвалида, член Сообщества развития для детей с ДЦП - «Наша семья постоянно пользуется услугами социального такси: возим ребенка в больницу, на процедуры. Очень довольны. Мы заказываем машину за 10 дней. Удобно, что на такси можно доехать в любую точку города совершенно бесплатно. Мы очень благодарны за создание такого проекта».

«В 2011 году я поступила в университет на факультет социальной работы. Первая проблема, с которой столкнулась - каким образом я смогу добираться до места учебы. Было очень тяжело, я даже думала о том, чтобы бросить учебу. Но потом, я узнала об услуге «социального такси». Мы поговорили в службе социальной защиты, и нам пошли навстречу - меня забирают из университета несколько дней в неделю. Водитель всегда поможет добраться из квартиры до автомобиля, подняться в такси на удобных подъёмниках, пристегнуться в салоне, а по приезду на место поможет выйти из машины, проводит до аудитории университета. Я не знаю, что бы я делала, если бы не было социального такси», - отмечает Екатерина Ширшова, студентка Ульяновского Государственного Университета, инвалид-колясочник.

Вопросов по развитию социального такси много: это и нехватка автомобилей, и невысокая заработная плата работников социальной службы, и желание все большего и большего количества инвалидов воспользоваться данными качественными услугами. Несмотря на это, открытие такой службы позволило снизить социальную напряжённость среди населения посредством организации качественной доставки маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, что способствует улучшению доступности социальных объектов.

В 2013 году стало очевидным, что вопросы предоставления качественных социальных услуг нуждаются в «доработке». Следующим этапом стало осознание органов власти того, что необходимо решать не только вопросы предоставления услуги, но и вопросы «культуры повседневной заботы», «культуры интересов». Все это возможно было решить только в рамках единой концепции, основой которой стало возрождение муниципальной целевой программы «Забота». Главной целью программы является объединение разрозненных мер поддержки в систематизированную, объединенную работу для предоставления услуг различным категориям граждан, в том числе инвалидам. Критерием программы является ее прозрачность и доступность: при распределении бюджета каждый знает денежную сумму, выделяемую на реализацию 30 мер социальной поддержки для более 80 категорий граждан; каждый, кто находится в трудной жизненной ситуации, имеет право обратиться за помощью.

Реализация программы «Забота», несомненно, дает свои плоды: при поддержке населения города на основе эффективно использованных выделенных средств, во-первых, повышается уровень ответственности самих граждан по отношению к предоставленным мерам социальной поддержки, во-вторых, повышается уровень самоорганизованности населения в части предоставления полного пакета документов или вовремя поданного заказа, в-третьих, повышается уровень активности населения в отношении предложений по эффективности и результативности поставленных задач.

Положительные результаты уже сегодня на лицо. Предоставление органами местного самоуправления одной только малой части услуг в сфере социальной защиты уже создало основу для повышения гражданской активности населения, для взаимного разговора и взаимодействия. От граждан поступают не только отзывы, но и предложения по более качественной и эффективной работе. Это способствует усилению демократического элемента в культуре гражданского общества.

Выше было сказано, что на современном этапе развития гражданского общества необходима общая концепция обширных социальных отношений и общественного участия всего населения в жизни государства, региона, города. Но данные позиции не построишь только за счет предоставления качественных социальных услуг. Формирование субъективной точки зрения - вот тот критерий, при котором индивид или социальная группа смогут проявить себя в полной мере и удовлетворить свои потребности, интересы в различных сферах деятельности. Одной из форм, способов реализации этих потребностей и интересов являются общественные организации - представители третьего сектора. В нашей статье затронуты общественные организации инвалидов, которые помогают лицам с ограниченными возможностями участвовать в различных видах общественной жизни, в частности в социокультурной адаптации.

Третий сектор - это представитель отдельных социальных слоев населения, выразитель их интересов через взаимодействие с властью. Динамичность, активность, быстрота ответов на запросы населения - это основные формы работы общественных организаций, с помощью которых граждане с ограниченными возможностями адаптируются к быстроменяющимся социальным изменениям, приспосабливаются к новым условиям. Организации третьего сектора, находясь в нише между органами власти и населением, быстро доводят нужды и просьбы населения, предлагают пути решения социальных проблем, аккумулируют идеи. Все это позволяет сочетать интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 2013 году на базе Ульяновского государственного педагогического университета в рамках проекта «Адаптация инвалидов в социум» был проанализирован опыт работы Ульяновского регионального отделения Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (УРО ОООИ ВОГ) как одного из представителей третьего сектора г. Ульяновска. Деятельность организации является уникальной, так как в социальных, экономических, культурных преобразованиях общество глухих не только смогло устоять «на плаву», но и продолжает реализовывать на практике одно из своих главных направлений - социокультурную адаптацию лиц с ограниченными возможностями, состоящей из спортивного и культурно-массового направлений.

Перед нами была поставлена задача - посмотреть значимость аналогичных организаций, их роль в жизни людей с ограниченными возможностями. Возможно ли через культурную и спортивную деятельность организаций третьего сектора решить проблемы негативных общественных явлений, приобщить население и объединить в творческие коллективы, помочь проявить таланты и способности, тем самым сформировать собственную точку зрения на происходящие события, укрепить активную жизненную позицию и адаптировать в современном социуме?

Критерии, которые были выбраны, не случайны. Коммуникативное взаимодействие, общение, совместное проведение мероприятий рассматриваются в таком критерии как общее количество членов организации. Анализ показал, что данный критерий за пять лет работы общественной организации (с 2008 по 2013 годы) увеличился на 6 %. Увеличение показателя не велико, но, тем не менее, приобщение инвалидов по слуху к культурно-массовой и спортивной деятельности позволяет решать проблемы негативных общественных явлений, таких как наркомания, пьянство. В 2013 году 94 % инвалидов по слуху (по сравнению с 2008 годом эта цифра составляла 88 %) являются членами общественной организации, все они объединены в творческие коллективы, сплочены талантами и способностями.

Вторым критерием анализа являлось количество проведенный мероприятий за год руководством и членами организации - увеличение произошло с 231 мероприятия в 2008 году до 265 в 2012 году. Увеличилось и процентное соотношение третьего показателя - количество граждан, принявших участие в мероприятиях. В 2008 году эта цифра составляла 546 человек (45 % от общего числа членов ВОГ), а в 2012 году 625 человек, а это уже 52% от общего числа членов ВОГ. Данные критерии - это показатель психологического климата глухого человека, эмоционального состояния, создание состояния успеха, и как следствие повышение качества жизни в части удовлетворения социальным общением.

На основе анализа видно, что общественная организация для инвалидов по слуху в г. Ульяновске имеет огромные возможности для воздействия на личность с целью всестороннего ее развития. В нашем регионе данное общество является самостоятельным социально-культурным институтом, который занимает определенную нишу между органами власти и населением для решения комплексной задачи - предоставление социокультурной адаптации. Всероссийское общество глухих - как представитель третьего сектора - служит генератором множества социально-культурных изменений во взаимоотношениях конкретного человека и общества, а также является прямым посредником в развитии гражданского общества в области предоставления качественных социальных услуг [9].

Представленные выше два примера работы муниципальной власти и представителя третьего сектора в сфере решения вопросов доступности получения различных видов социальных услуг инвалидами строятся на основе планирования. Но мы считаем, что сегодня необходимо говорить о системном подходе в вопросе развития гражданского общества со стороны доступности инвалидам социальных услуг. На данном этапе не ведется работа прогнозирования и планирования на ближайшие перспективы необходимости количества машин «социального такси» и количества поездок для инвалидов, не моделируется решение проблемы соотношения количества машин и нуждаемости в количестве поездок, «тяжело» решается вопрос о введении социального такси на территории области. Не ведется учет и анализ социокультурной адаптации вкупе с другими направлениями реабилитаций по ИПР, не просматривается соотношение повышения или снижения процента заболеваемости или снятия инвалидности, не учитываются другие факторы и показатели, необходимые для полной интеграции людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что подходить к вопросу развития гражданского общества надо комплексно. Необходима разработка областной целевой программы развития гражданского общества на территории г. Ульяновска и Ульяновской области, в которой должны быть затронуты все сферы, в том числе сфера обеспечения прав и свобод людей с ограниченными возможностями. Программа «Забота» должна стать подпрограммой единой концепции развития гражданского общества на территории Ульяновского региона.

Гипотеза о том, что активность населения в построении гражданского общества будет напрямую зависеть от эффективности поставленных задач и методов их решения органами власти, подтверждается, и этим необходимо воспользоваться для более комплексного решения проблемы на современном этапе.

Рецензенты:

Макаров Д.В., доктор культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск.

Тихонова А.Ю., доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой культурологии и музейного дела ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск.