Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

DIAGNOSTICS OF ATTITUDE FORMATION TO THE HEALTHY MODE OF LIFE AS STUDENTS’ PROFESSIONAL VALUE

Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю.
Исследование выполнялось с целью – выявить основные противоречия в практике обучения общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам по направлениям: анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, выявление возможностей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и определение отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов.
This investigation has been fulfilled to find out the basic contradictions in the process of teaching humanities, social and economic subjects in such courses as analysis of state educational standard of higher professional education, investigation of general humanitarian, social and economic subjects resources and determination of attitude to the healthy mode of life as students’ professional value.

Педагогическая деятельность по формированию отношения к здоровому образу жизни начинается с диагностического исследования практики. Целью диагностического исследования является изучение противоречий в процессе формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Мы попытались выявить основные противоречия в массовой практике обучения общим гуманитарным социально-экономическим дисциплинам, которые обусловили необходимость опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Диагностика проводилась по трем основным направлениям:

1.      Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебной программы «Физическая культура» для высших учебных заведений и учебно-методических комплексов на предмет полноты отражения в них процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

2.      Выявление возможностей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в формировании данного личностного образования в педагогическом процессе.

3.      Определение отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов и степень его сформированности.

Основные функции, цели и содержание высшего образования определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Для нашего исследования представляют интерес следующие разделы гуманитарных и естественно-научных дисциплин: «Физическая культура личности», «Основы здорового образа жизни» (дисциплина «Физическая культура»); «Биосфера и человек», «Взаимоотношения организма и среды», «Экология и здоровье человека» (дисциплина «Экология»); «Человек и сфера обитания», «Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере» (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»). Эти учебные дисциплины оптимально дополняют друг друга и могут выступать основой для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, особенно в свете спортизации и физического воспитания, осуществляемых в последнее время.

Анализ содержания целей и задач указанных дисциплин и разделов позволяет констатировать, что они ориентированы на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Содержание Государственного образовательного стандарта по «Физической культуре» и программы высшего образования ориентируют студентов на овладение знаниями научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, нормативность процесса формирования ценностных отношений закреплена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и программе «Физическая культура» для высших учебных заведений и дополняется возможностями, которые представляют новые учебные пособия, учебники, учебно-методические комплексы.

Рассмотрим учебники: «Физическая культура студента», «Социология физической культуры и спорта», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология, здоровье и природопользование в России», «Культурология», «Философия», рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в высших учебных заведениях. Новые учебные программы и учебники по физической культуре пишутся, как правило, с учетом ценностей здорового образа жизни в физкультурном образовании. Это позволяет дать студентам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих аспектах отношений в системе «человек - современное общество».

Авторы учебников «Физическая культура студента», «Социология физической культуры и спорта» всё последовательнее объясняют студентам преимущества ценностей здорового образа жизни в деле физического совершенства и сохранения здоровья. В данных изданиях уделяется большое внимание ряду тем, рассматривающих составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, а также оздоровительным факторам.

Нашедшие отражение в учебных программах и учебниках картины взаимодействия человека и общества представляют студентам возможность для осмысления ценности «Здоровый образ жизни», обеспечивающей существование человека. В этих условиях важно не только то, как живет студент, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Таким образом, здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Учебник «Безопасность жизнедеятельности» призван формировать представление у студентов о взаимосвязи производства и состояния окружающей среды, о взаимодействии негативных факторов на человека и техносферу. Данной дисциплине отводится важная роль в реализации идеи обеспечения комфортных условий жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Комплекс вопросов и заданий большинства учебников ориентирован на формирование у студентов преимущественно констатирующих оценок, лишь единичные задания нацелены на выработку эмоционального отношения к ценности «Здоровый образ жизни», на осознание ее личностной значимости. Наблюдается формализм при реализации деятельных аспектов здорового образа жизни, единичные задания направлены на формирование учебных умений, связанных с рассматриваемой ценностью.

Курс «Экология», представленный учебником «Экология, здоровье и природопользование в России», предполагает возможность изучения проблемы здорового образа жизни несколько с другой стороны. В его рамках рассматриваются вопросы влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и образ жизни, которые в конечном счете дают возможность для прогноза на предстоящую жизнь человечества. Данная учебная дисциплина способствует формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью - составной части здорового образа жизни.

Учебные курсы по «Физической культуре», «Экологии» и «Безопасности жизнедеятельности» представлены целым рядом учебных пособий («Физическая культура», «Волейбол для здоровья», «Основы экологии», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), которые предлагают студентам ориентир на составляющие компоненты здорового образа жизни, а не на поиск способов формирования ценностного отношения.

В целом, содержание текстового компонента, подбор дополнительных фактов, система вопросов и заданий в учебниках лишь фрагментарно ориентированы на формирование отношения к здоровому образу жизни.

Таким образом, отметим, что предлагаемый учебниками материал не позволяет в полной мере формировать у студентов отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Это выражается в следующем:

1.      Недостаток методических указаний, направленных на формирование данного личностного образования.

2.      Недостаточное количество задач и заданий в самих учебниках.

Проанализировав тексты учебников, посвященных изложению сущности здорового образа жизни, мы выявили формальный подход к изложению информации. Мало места отводится заданиям и вопросам для дискуссий, которые позволили бы студенту понять и ощутить роль отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Подводя итог, необходимо отметить, что анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебников, учебно-методических комплексов, позволяет сделать следующие выводы.

1. Нормативные документы предусматривают формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни.

2. В учебниках и учебных пособиях содержится материал, позволяющий раскрыть сущность здорового образа жизни. В то же время ощущается существенный недостаток материала, вопросов и заданий, которые позволяют воспринимать здоровый образ жизни не только как деятельность, но и как профессиональную ценность.