Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

Прилепина А.В.

Сегодня в контексте Болонского процесса российское высшее образование осуществляет ряд реформ, направленных, прежде всего, на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки профессионально компетентного конкурентоспособного специалиста.

В приказе Министерства образования РФ от 15.02.05 № 40 была поставлена задача разработать ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» [4] (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»[2].

В настоящее время формируется новая парадигма образования, основанная на компетентностном подходе, основу которой составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом. Основной причиной трактовки результата образования в терминах компетенция / компетентность, и соответственно, введения компетентностного подхода является его обусловленность общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, и в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», что связывается с Болонским процессом. Существенно, что наряду с универсализацией преобразований в области степеней, циклов обучения (достепенного и послестепенного); уровня степеней для незаконченного высшего образования; обеспечения студенческой и преподавательской мобильности; международного признания степеней, системы образовательных кредитов и их внедрения, Болонский процесс предполагает и определенную терминологическую унификацию. Это относится и к таким терминам, как компетенция/компетентность.

Сегодня компетентностный подход широко используется в западных странах. Так, в зарубежной педагогической науке и практике широко представлена категория, которая получила название «ключевая квалификация». В Великобритании эти интегративные составляющие профессионального образования называются «ключевыми навыками». А в странах ЕС широко используется понятие «базовые навыки» - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни [1].

В отечественной науке и практике понятия «компетенция», «компетентный» и «компетентность», ранее широко не использовались, и на сегодняшний день не существует однозначного понимания этих понятий. В российском образовании преобладал ЗУНовский подход, в основе которого лежали категории «знания», «умения», навыки». Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые не всегда отражали реальный уровень компетентности. Помимо этого, сегодня такой подход не оправдывает себя, так как в рамках новых тенденций образования одним из главных требований к выпускнику вуза является его конкурентоспособность. Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно достигать поставленные профессиональные цели в различных, динамически меняющихся условиях и владеющие методами решения большого класса профессиональных задач. Из этого можно сделать вывод, что особое значение в характеристике конкурентоспособного специалиста имеют его профессиональные и личностные компетенции.

Подход, рассматривающий выпускника вуза как специалиста, владеющего компетенциями, определяется в педагогике как компетентностный. Рядом исследователей (Е. Я. Коган, А. А. Пинский, Б. Д. Эльконин и др. [5]) было предложено модернизировать образование на основе компетентностного подхода. В данном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим специальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль. Компетентностный подход переориентирует традиционную образовательную парадигму с преимущественной трансляции готового знания и формирования навыков на создание в вузе условий для овладения студентами комплексом компетенций, т.е. способностей, которые определяются готовностью выпускника к самостоятельности, ответственности, продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач в современном информационном пространстве. При таком подходе учебная деятельность, периодически переходя то в форму исследовательской, то в форму практико-преобразовательной деятельности, сама становится предметом усвоения [3]. В силу этого компетентностный подход предполагает необходимость задачного проектирования содержания подготовки специалиста, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной деятельности студента, комбинирование независимой и объективной оценки.

Присоединение России к Болонскому процессу усилило актуализацию компетентностного подхода в обучении. В соответствии с этим предполагается формирование системы высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах «уровня», «степеней», «учебной нагрузки», «результатов обучения», «компетенций», «профиля».

Таким образом, компетентностный подход обучения - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, который признается значимым и за пределами системы образования. Важнейшей целью этого подхода является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23 - 30.

2.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html).

3.   Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков, В.А. Болотов // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

4.   Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. (http://cebe.sib.ru/doc2.zip).

5.   Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. - Красноярск, 2002.