Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL EDUCATION FUTURE TEACHER EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER

Sharonova E.G. 1
1 FGBOU VPO Chuvash State Pedagogical University. I.Y. Yakovlev
High-quality training of future teachers is possible provided his professional education. Socio- ecological education is one of the areas of education, which should be implemented system of higher education. Social and environmental education contributes to the formation of social and ecological competence of future teachers, which in turn includes the competence in the field of interaction with the natural and social environment and competence in the field of socio - environmental education in schools. The paper presents the structure of the educational system of the university to implement the socio-ecological education of future teachers, examined the components of the educational system, given their characteristics, the necessity of interaction between all the components of the educational system of the university in solving problems of social and ecological education of future teachers.
future teacher
social and environmental expertise
social and ecological awareness
the components of the educational system
educational system

Процесс социально-экологического воспитания реализуется в воспитательной системе вуза. Воспитательные системы, как и педагогические, относятся к группе социальных систем, которые включают в себя индивидов и общности людей, объединенных разнообразными связями и отношениями. Основной компонент таких систем - человек как социальное существо, как «элементарный носитель социального системного качества». Л. И. Новикова определяет воспитательную систему как целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Нами проанализирована концепция системного понимания воспитания Ю. П. Сокольникова [3], предметом научного поиска которой выступает воспитательная система. По утверждению автора [1], общество на определенном этапе своего развития создает специальные воспитательные системы, назначение которых - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, обеспечение преемственности в жизни поколений. Анализ содержания и сущностной характеристики понятия «воспитательная система» показал, что она представляет собой педагогическую систему образовательного учреждения как относительно самостоятельную систему и включает воспитательные цели, субъекты деятельности по реализации поставленных целей, отношения между участниками воспитательной системы, содержание и способы деятельности субъектов воспитательной системы, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для самостоятельности и инициативы. Воспитательный процесс осуществляется в воспитательной системе вуза и является органической составляющей процесса качественной профессиональной подготовки [2, 82-88].

Социально-экологическое воспитание будущего учителя - это процесс, обеспечивающий усвоение будущим учителем части общечеловеческой культуры и опыта взаимодействия с природной (естественной и антропоестественной, антропогенной) и социальной средой (общество, общественные отношения), направленный на реализацию идей биосферосовместимого развития, а также на формирование готовности к социально-экологическому воспитанию школьников. Социально-экологическое воспитание способствует формированию социально-экологической компетентности, включающей компетенцию в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников [4].

В нашем исследовании мы рассматриваем воспитательную систему педагогического вуза. Целью воспитательной системы является создание условий для реализации процесса социально-экологического воспитания будущего учителя и формирования социально-экологической компетентности. Субъектами воспитательной системы являются воспитатели (преподаватели вуза, кураторы групп) и воспитанники (будущие учителя). Отношение субъектов воспитательной системы проявляется через взаимодействие с другими субъектами и управленческим звеном воспитательной системы, а определяется решаемыми задачами. Рассмотрим взаимодействие субъектов воспитательной системы вуза и задачи социально-экологического воспитания, решаемые ими.

  1. Преподаватели дисциплин различных циклов решают следующие задачи: планирование и разработка содержания тем социально-экологической направленности в курсе преподаваемых дисциплин; передача знаний, умений и навыков, позволяющих формировать социально-экологическую компетентность будущего учителя.
  2. Кураторы групп обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию; осуществляют планирование мероприятий социально-экологического направления в группах; организацию и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др.
  3. Студенческий совет решает следующие задачи: планирование мероприятий социально-экологического направления на факультете, в группах, подгруппах; осуществляет организацию студентов к участию в мероприятиях разного уровня; обеспечивает взаимодействие с организациями, ведомствами, общественными объединениями, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.

Воспитанники как субъекты воспитательной системы также решают ряд задач: освоение знаний, умений и навыков социально-экологического содержания; применение полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности социально-экологического направления; участие в мероприятиях социально-экологической направленности разного уровня; овладение компетенциями социально-экологической компетентности.

Содержание деятельности субъектов воспитательной системы определяется через деятельность воспитателя и воспитанников по формированию компетенций в области взаимодействия с природной и социальной средой и компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.

Деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой представлена ниже.

Деятельность воспитателей направлена на:

  • формирование ценностных ориентаций социально-экологического содержания: ценности собственного здоровья и здоровья своих близких, ценности природы и общества;
  • развитие у студентов мотивации к социально-экологической деятельности и поведению; убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в экологической деятельности; ответственность за результаты своей экологической деятельности; стремление и готовность к постоянному социально-экологическому самообразованию;
  • создание условий для успешного овладения системой социально-экологических понятий, знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
  • формирование у студентов умений адекватно взаимодействовать с социоприродной средой;
  • формирование личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.

Деятельность будущих учителей направлена на:

  • усвоение и культивацию социально-экологических ценностей;
  • поддержание интереса к существующим социально-экологическим процессам и проблемам, потребности к их учету в процессе собственной жизни и деятельности, мотивацию к активной социально-экологической деятельности; осознание необходимости получения социально-экологических знаний и использования их в повседневной практической деятельности;
  • овладение системой знаний в области дисциплин социально-экологической направленности;
  • овладение умениями адекватного взаимодействия с социоприродной средой;
  • развитие и саморазвитие личностных характеристик: экологическая активность; экологическая инициативность; экологическая ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.

Рассмотрим деятельность воспитателей (преподавателей и кураторов групп) и будущих учителей по формированию компетенции в области социально-экологического воспитания школьников.

Деятельность воспитателя направлена на:

  • формирование положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, развитие профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребности в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
  • формирование ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
  • создание условий для успешного овладения профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
  • овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
  • формирование профессионально-педагогических личностных характеристик (лидерские качества; коммуникативность; организованность).

Деятельность будущего учителя направлена на:

  • развитие и поддержание положительной мотивации к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, поддержание профессионального интереса к организации социально-экологического воспитания школьников, потребность в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию;
  • осознание необходимости саморазвития и культивирования ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников;
  • овладение профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности;
  • овладение умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников;
  • развитие и саморазвитие данных личностных характеристик.

Для организации процесса социально-экологического воспитания субъекты воспитательной системы вуза используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы, методы обучении и воспитания, материальные и идеальные средства.

Воспитательная система образовательного учреждения включает управленческую деятельность. Мы определили объекты управления воспитательной системой и деятельность, проводимую каждым объектом управления. Управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы включает:

  1. Ректорат (ректор, проректор по воспитательной и социальной работе). Деятельность по социально-экологическому воспитанию: нормативно-правовое, методическое, информационное обеспечение процесса воспитания будущего учителя; изучение системы воспитательной работы на факультетах, в том числе и социально-экологической направленности; стимулирование участия студентов в мероприятиях социально-экологического направления.
  2. Отдел воспитательной и социальной работы. Деятельность данного структурного подразделения: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов групп, преподавателей, студдеканов и членов студсоветов.
  3. Факультеты (деканаты, заместитель декана по воспитательной работе) осуществляют контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
  4. Совет факультета (заместитель декана по воспитательной работе, зав. кафедрами) осуществляет контроль и координацию внеаудиторной воспитательной работы: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; анализ и корректировка воспитательной деятельности социально-экологического направления на факультете (в рамках экологического воспитания студентов).
  5. Кафедры (зав. кафедрой) осуществляют следующие виды деятельности: проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок по социально-экологическому воспитанию для кураторов групп, преподавателей; организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов: конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
  6. Кураторы групп осуществляют следующие виды деятельности: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.
  7. Студенческий совет: организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы студентов групп: конференции, конкурсы, круглые столы, семинары, беседы, кинолектории и др. по социально-экологическому воспитанию будущего учителя; обеспечивают участие студентов в мероприятиях разного уровня по социально-экологическому воспитанию будущего учителя.

Еще одним компонентом воспитательной системы учреждения высшего профессионального образования является освоенная внешняя среда [5]. Рассматривая освоенную воспитательной системой образовательного учреждения социальную среду, мы опирались на совокупность социальных институтов, которая представляет собой взаимодействие с людьми, организациями, министерствами и ведомствами, решающими вопросы социально-экологического воспитания будущего учителя.

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Научно исследовательский институт «Экологии» Минприроды Чувашской республики: конференции, семинары, круглые столы по таким темам, как «Социально-экологическая активность молодежи»; «Экологическая культура будущего учителя»; проведение республиканских акций по охране и воспроизводству природы; участие студентов в проектах Министерства; участие студентов в проектах; научно-исследовательская работа студентов по проблемам антропогенного воздействия на природу и влияния загрязнений на здоровье человека.
  2. Городские комитеты по экологии: экологические субботники, акции, участие студентов в проектах Городского комитета (озеленение города, экологический дизайн).
  3. Общественная организация МЭД (молодежная экологическая дружина): участие студентов педагогических специальностей в составе дружины, реализация программ.
  4. АУ Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования ЧР и Центр дополнительного образования детей «Юнитэкс»: привлечение студентов в состав жюри конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских работ школьников, педагогическая практика студентов; практическая деятельность совместно со школьниками по охране природы и рациональному природопользованию.
  5. Общеобразовательные учреждения республики: проведение мероприятий социально-экологического направления, участие в совместных конкурсах профессионально-педагогического мастерства «Экология детства», конференциях, педагогическая практика студентов.
  6. Детские оздоровительные лагеря (Краснодарский край, Чувашия, Подмосковье): реализация программ экологического и социально-экологического направления, мастер-классы.

Внешняя среда, кроме социальной среды, включает природную среду, которая оказывает воспитательное воздействие на субъекты воспитательной системы. По Н. Ф. Реймерсу, природная среда представляет собой элементы естественного, антропоестественного и антропогенного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие общности, человечество в целом. В рамках нашего исследования мы рассматриваем влияние природной среды на процесс социально-экологического воспитания будущего учителя.

  1. Естественная природная среда: влияние эстетических характеристик окружающей естественной среды на процесс воспитания студентов; влияние состояния естественной среды (загрязненности, загазованности) на здоровье, психофизическое состояние будущего учителя; использование возможностей естественной природной среды в процессе воспитания студентов и их профессиональной подготовки к социально-экологическому воспитанию школьников.
  2. Антропоестественная природная среда. А) Элементы антропоестественного происхождения, способные к системному самоподдержанию: влияние плотности населения, урбанизированной среды на психическое состояние будущего учителя и процесс воспитания. Б) Элементы антропоестественного происхождения, не способные к системному самоподдержанию - квазиприрода: формирование студентами культурных ландшафтов и деятельность по их поддержанию; озеленение близлежащих территорий; уход за домашними животными и комнатными растениями; использование квазиприроды в процессе социально-экологического воспитания школьников
  3. Антропогенная (искусственная) природная среда - артеприрода: влияние артеприроды на психофизическое и физиологическое состояние будущего учителя; влияние эстетических и физико-химических характеристик артеприродной среды на процесс воспитания студентов; использование возможностей артеприродной среды в социально-экологическом воспитании школьников.

Воспитательная система образовательного учреждения высшего профессионального образования способна обеспечить эффективность процесса социально-экологического воспитания будущего учителя только в случае взаимосвязи всех компонентов воспитательной системы: воспитательных целей, субъектов деятельности по реализации поставленных целей, отношений между участниками (субъектами) воспитательной системы, содержанием и способами деятельности субъектов воспитательной системы, освоенной среды (природной и социальной) и управленческой деятельности.

Статья подготовлена в рамках исследования РГНФ. Грант 12-16-21003а.

Рецензенты:

Емельянова М. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.

Кириллова О. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г.Чебоксары.