Одним из стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1], что предполагает увеличение доли применяемых в образовательном процессе технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и в свою очередь приводит к изменению форм и видов образовательного взаимодействия. Обновлению подвержены все компоненты коммуникативной деятельности: коммуникативные цели и задачи, содержание образовательной информации, роли учителя и обучающихся, результаты и эффекты коммуникации, обратная связь и в целом модели коммуникации и т.д. [2].
Педагогу приходится по-новому осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, решать новые профессиональные задачи, поэтому возникает необходимость обновления содержания и процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в электронной образовательной среде, в первую очередь к организации коммуникативного взаимодействия, претерпевающего значительные изменения под влиянием среды. В связи с вышесказанным возникает проблема выявления предпосылок подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как исходных условий, отправных точек проектирования системы профессионального педагогического образования.
Цель исследования. Изучение предпосылок подготовки будущих учителей к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как важное и необходимое условие для планирования и проектирования системы и процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.
Материалы и методы исследования. На основе анализа научной литературы по данной проблеме, нормативных документов, результатов проведенного анкетирования школьников и педагогов в данной статье будут рассмотрены предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.
Результаты исследования и их обсуждение. Целесообразно выделить несколько групп предпосылок: коммуникативные и информационно-технологические, психолого-педагогические, нормативно-правовые, социально-экономические, научно-методологические.
К первой группе можно отнести коммуникативные и информационно-технологические предпосылки, связанные с особенностями современного состояния и перспектив развития электронной информационно-образовательной среды, ее технико-технологической составляющей, технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с особенностями коммуникативного взаимодействия в электронной среде.
Электронной информационно-образовательной среде как специализированной информационной образовательной среде, включающей такие компоненты, как нормативно-правовая база организации образовательного процесса, программно-аппаратный компонент, компоненты, обеспечивающие учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, и организация педагогической деятельности в самой среде, коммуникативный компонент образовательного процесса [2], присущи особенности [3]: опосредованность и специфичность канала связи, пространственная и временная дистантность партнеров по взаимодействию, интерактивность, преобладание визуально-текстового контакта, информационного аспекта взаимодействия над личностным, неформальное, нерегламентированное общение. Благодаря указанным особенностям обеспечивается возможность реализации новых видов деятельности и взаимодействия в электронной среде для решения нового класса задач, создания персональной среды информационной деятельности [4].
Как показывают исследования, современная молодежь проявляет высокую активность и инициативность во взаимодействии в электронной среде [5]. Современные школьники достаточное количество времени проводят в электронной среде. Анализ результатов проведенного нами анкетирования, в котором принимали участие школьники в возрасте от 12 до 15 лет (48 человек), показывает, что 85% опрошенных проводят в сети Интернет 2 часа в день и более с целью общения с одноклассниками (друзьями) – 74%, поиска информации для учебы – 35%, выполнения проектных заданий – 10%. Школьники прежде всего используют социальные сети – 79%, обучающие программы – 10%, к поисковым системам обращаются 26% респондентов. Возможность написать сообщение в любое время в сети Интернет привлекает 65% опрошенных, найти новых друзей – 13%, остальные 22% школьников не смогли сформулировать цели своего посещения Сети.
В распоряжении педагога имеется достаточное количество разнообразных ресурсов, которые могут использоваться для организации образовательного процесса. Наряду с традиционно применяемыми интернет-ресурсами (электронная почта, чат-программы и т.д.), сервисами веб 2.0 педагог может использовать автоматизированные системы дистанционного обучения (например, LMS Moodle и др.), а также предусматривать и исследовать возможности и перспективы развития и появления новых систем электронного обучения. Данные системы позволяют включать обучающихся в разные схемы электронного взаимодействия [4], для обеспечения эффективности которого в электронной образовательной среде педагогу необходимо знать особенности коммуникативного взаимодействия, особенности электронной среды, особенности организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде, а также уметь применять технологии, стратегии и тактики организации коммуникативного взаимодействия.
Педагогу необходимо также учитывать сложности и ограничения применения электронной образовательной среды для организации коммуникативного взаимодействия. 67% опрошенных отмечают, что при общении с друзьями (одноклассниками) в сети Интернет испытывают трудности, связанные с восприятием собеседника, поскольку не видят друг друга, не видят реакции собеседника.
Несмотря на значительное развитие электронных ресурсов и возрастание интереса к технологиям электронного обучения, в настоящее время можно выделить противоречия между возможностями дистанционных технологий, технологий электронного обучения, соответствующих новым коммуникативным и образовательным потребностям обучающихся, и недостаточным использованием педагогами возможностей электронной образовательной среды для организации эффективного взаимодействия, в том числе связанным с невысоким уровнем осведомленности об особенностях и коммуникативном потенциале среды.
Вторая группа предпосылок – психолого-педагогические предпосылки, обусловленные необходимостью организовывать профессиональную деятельность педагога по-новому с учетом особенностей и новых способностей обучающихся, их образовательных потребностей и запросов в электронной образовательной среде, особенностей личностного развития.
Электронная образовательная среда оказывает значительное влияние на личность современных школьников. У обучающихся формируются сетевая коммуникативная компетенция [6], новая коммуникативная культура, новое информационное поведение, особенности мышления («клиповое мышление»), изменяется восприятие информации и иного в условиях электронной среды. Обедненность невербальной компоненты взаимодействия, а также тот факт, что собеседники, как правило, не видят друг друга, приводят к анонимности, применению псевдонимов, ников как способов самопрезентации личности для привлечения внимания к своей персоне со стороны других пользователей Сети. При этом пользователи сетевых ресурсов и социальных сетей могут примерять любые социальные статусы, любые социальные роли, выбирать любые варианты социального поведения. Образ собеседника, представленный в Сети, может значительно отличаться от реального, возможно также и манипулирование собеседником [7].
Для организации эффективного общения педагогу на основе педагогической диагностики и анализа психолого-педагогических основ взаимодействия и закономерностей поведения участников общения в электронной образовательной среде необходимо выявлять указанные особенности ребенка как ученика. При этом у школьников достаточно высокая мотивация к использованию электронной среды в образовательной деятельности. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что у обучающихся имеется достаточно высокий интерес использовать электронную среду в образовательной (учебной) деятельности. Благодаря ресурсам электронной образовательной среды возможно изучение иностранных языков, обсуждение выполняемых заданий проектной деятельности с одноклассниками, сложных вопросов с учителем и одноклассниками. Таким образом, потребность в организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде является очевидной.
Однако, согласно мнению исследователей, в настоящее время в полной мере «не задействован новый информационный и коммуникационный запрос» [4]. Учителю необходимо обеспечить индивидуализацию коммуникативной деятельности обучающегося за счет выбора задач, возможности включения в разные схемы электронного взаимодействия. Педагогу в целом предстоит решать новые профессиональные задачи при организации коммуникативного взаимодействия. Так, предложенные учеными РГПУ им. А. И. Герцена Г.А. Бордовским Н.Ф. Радионовой, В.А. Козыревым, А.П. Тряпицыной и иными [8] в контексте разработки концепции компетентностного подхода к организации профессионального педагогического образования группы профессиональных задач педагога были обновлены и дополнены применительно к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде [9]: понимать ученика в образовательном процессе при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; строить образовательный процесс с учетом особенностей организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в электронной образовательной среде; создавать и использовать образовательную среду для организации коммуникативной деятельности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; управлять коммуникативной деятельностью участников педагогического общения в электронной образовательной среде; организовать работу с информацией при осуществлении коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.
Анализ научной литературы и опыта практической педагогической деятельности учителей [10] показывает, что педагоги зачастую испытывают определенные трудности в организации сетевой образовательной коммуникации, связанные с неумением выделить и организовать этапы педагогического взаимодействия в электронной образовательной среде, что в значительной степени снижает эффективность формирования коммуникативной компетенции, включая сетевую коммуникативную компетенцию.
К следующей группе предпосылок можно отнести нормативно-правовые и социально-экономические предпосылки, связанные с новыми требованиями к современному человеку, способному адаптироваться к условиям цифрового общества, к подготовке и личности современных педагогов, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, реализацией государственных целевых программ развития образования.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в результате подготовки на разных ступенях общего образования обучающиеся должны овладеть познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые предполагают использование средств информационных и коммуникационных технологий «для решения коммуникативных и познавательных задач» [11]; а также развить способность общаться и сотрудничать с разными участниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [12, 13]. ФГОС предусматривает необходимость обеспечения возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет» [11–13]. Таким образом, выпускник на разных ступенях современной школы должен уметь активно действовать в электронной среде для решения различных задач.
Новые требования должны предъявляться и к подготовке будущих педагогов. В ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на уровнях бакалавриата и магистратуры в качестве результатов освоения образовательных программ указаны компетенции, непосредственно связанные как с коммуникативной деятельностью педагога, так и с организацией коммуникативной деятельности. В качестве одной из задач в области педагогической деятельности будущего педагога в ФГОС ВО обозначено формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [14, 15], поэтому требования к результатам подготовки будущих педагогов предусматривают организацию коммуникативной деятельности, а также использование возможностей электронной образовательной среды. Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к современному педагогу, учитель должен использовать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [16].
В профессиональном стандарте педагога коммуникативной составляющей профессиональной деятельности учителя уделяется особое внимание [17]. В рамках реализации общепедагогической функции – обучения – учитель должен уметь разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии на основе «законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [17]. Профстандартом предусмотрены такие виды деятельности, как дистанционное консультирование учащихся, поддержка взаимодействия обучающегося с тьютором. Педагог должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся систематически в соответствии с целями образования могли вести деятельность и достигать результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; обеспечивать подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде; обеспечивать организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде [17].
В федеральных целевых программах и проектах, посвященных развитию образования, также значительное внимание уделяется применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1] на различных ступенях образования.
Вместе с тем в настоящее время существует серьезное противоречие между изменяющимися требованиями и возрастающей потребностью к коммуникативному аспекту профессиональной подготовки будущих учителей, способных организовывать коммуникативное взаимодействие в электронной образовательной среде, и традиционными технологиями, формами, методами и приемами подготовки к педагогическому общению. Вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в условиях электронной образовательной среды, оказываются недостаточно изученными и требуют всестороннего комплексного и системного исследования. В связи с этим можно выделить еще одну группу предпосылок – научно-методологические предпосылки.
Вопросам коммуникации и коммуникативной деятельности педагога уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: В.А. Кан-Калика, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, К. Коугла, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. Большая часть исследований посвящена традиционным формам коммуникации, однако очевидно, что психолого-педагогические теории и методы обучения в электронной образовательной среде существенно отличаются от методов, применяемых при традиционном контактном обучении.
На основе анализа отечественных и зарубежных исследований следует отметить, что, несмотря на достаточное количество работ в области коммуникативного аспекта педагогической деятельности учителя, вопросы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде требуют дальнейшего изучения. Существует нехватка общетеоретических и методологических знаний по педагогической коммуникации в электронной образовательной среде, а также по проблеме подготовки будущих педагогов к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, что говорит о бессистемности и недостаточности междисциплинарных проблемно-ориентированных коммуникативных исследований в перспективе развития и распространения сетевых образовательных технологий.
Заключение. В настоящее время несомненны актуальность, важность и необходимость внесения изменений в систему профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды, чтобы современный педагог в результате освоения основных профессиональных образовательных программ обладал соответствующими компетенциями, позволяющими организовать эффективное коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде. Указанные изменения обусловлены особенностями и перспективами развития электронной образовательной среды, спецификой организации и реализации коммуникативного образовательного взаимодействия, возрастными и психологическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся, спецификой организации профессиональной деятельности педагога, новыми требованиями к педагогу и, соответственно, потребностью в разработке новых подходов, методов и технологий к подготовке студентов педагогических вузов. Рассмотренные в данной статье группы предпосылок необходимо учитывать при планировании и проектировании всех компонентов системы профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.
Библиографическая ссылка
Костикова Н.А. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28665 (дата обращения: 02.04.2025).