Современная наука определяет религию как один из типов мировоззрения, сущность которого состоит в объяснении мира и места человека в нем [3]. Кроме того, религия - это также одна из форм общественного сознания, а значит, она выступает в качестве структурного элемента духовной сферы жизни общества, культивирующего и воспроизводящего идеи и ценности, играющие значительную роль в сфере социальных отношений и становлении личности. Установлено, что приверженность человека к религии формируется в процессе социализации, который в данном случае можно назвать духовным производством. При этом сами религиозные ценности и идеи направлены на удовлетворение весьма разнообразных потребностей личности, среди которых потребности в развитии сознания, мировоззрения, духовных качеств, а также в защите, безопасности и т.п. Иными словами, во все времена религия была неотъемлемой частью культурной жизни, неразрывно связанной с феноменом веры, действие которой оказывает существенное влияние на всю внутреннюю организацию человека - его мысли, чувства, установки и на их отражение во внешней активности - его деятельности и поведении [2]. Однако на сегодняшний день в условиях постиндустриального общества, которое стремится отойти от традиционного уклада жизни, а также при повсеместном распространении прагматических ценностей и одновременном падении духовно-нравственной культуры [1; 4; 5 и др.], становится актуальным вопрос о месте религии в жизни современных россиян и, в частности, молодежи - главных носителей новых постиндустриальных ценностей.
Для ответа на этот вопрос мы провели собственное эмпирическое исследование, посвященное сравнительному изучению содержательных представлений девушек и юношей о религии и мотивах обращения к ней, как показателя характера религиозности молодого поколения российских граждан. В нем принимали участие 106 учащихся высших и средне специальных учебных заведений г. Н.Новгорода, среди которых 62 девушки и 44 юноши 18-22 лет.
В качестве основного метода исследования было использовано проблемно ориентированное интервью, включающее следующие вопросы: «Что, на Ваш взгляд, побуждает людей обращаться к религии?»; «Что может дать человеку религия?»; «Какое место в жизни современного человека занимает религия?»; «Когда обычно человек обращается к Богу, вспоминает о нем?»; «Какого человека Вы можете назвать истинно верующим?»; «Считаете ли Вы себя истинно верующим человеком? Почему?»; «Обращались ли Вы к Богу? В каких ситуациях?». Обработка данных интервью проводилась с помощью процедуры открытого кодирования, предполагающей распределение всех ответов по смысловым категориям с их дальнейшим подсчетом. При этом достоверность гендерных различий определялась по критерию углового преобразования Фишера. В сборе и обработке данных принимала участие выпускница Мининского университета Рыжова (Гнидина) Е.Ю.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты ответов испытуемых на первый вопрос интервью относительно их представлений о мотивах обращения людей к религии проиллюстрированы в таблице 1.
Таблица 1
Гендерная специфика каузальной атрибуции обращения к религии
Категории |
Девушки |
Юноши |
Критерий Фишера (φ*) |
||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
||
Жизненные трудности |
17 |
15,7 |
6 |
7,7 |
1,65 (р ≤ 0,05) |
Необходимость в защите, помощи |
17 |
15,7 |
4 |
5,1 |
2,01 (р ≤ 0,05) |
Надежда на лучшее |
22 |
20,4 |
12 |
15,3 |
1,25 |
Нерешительность, неуверенность |
9 |
8,3 |
7 |
9 |
0,44 |
Искренняя вера в Бога |
8 |
7,4 |
8 |
10,2 |
0,90 |
Поиск гармонии в себе |
6 |
5,6 |
7 |
9 |
1,00 |
Необходимость верить |
6 |
5,6 |
3 |
3,8 |
0,71 |
Одиночество |
6 |
5,6 |
--- |
--- |
1,32 |
Социальная идентичность |
5 |
4,6 |
6 |
7,7 |
0,95 |
Разочарование, утрата смысла жизни |
5 |
4,6 |
3 |
3,8 |
0,52 |
Поиск ответов |
3 |
2,8 |
2 |
2,6 |
0,23 |
Мода |
1 |
0,9 |
5 |
6,4 |
1,31 |
Глупость |
1 |
0,9 |
2 |
2,7 |
0,71 |
Сверхъестественные, необъяснимые ситуации |
2 |
1,9 |
2 |
2,6 |
0,69 |
Страх |
--- |
--- |
8 |
10,2 |
1,95 (р ≤ 0,05) |
Благодарность |
--- |
--- |
2 |
2,6 |
0,86 |
Искупление грехов |
--- |
--- |
1 |
1,3 |
0,60 |
∑ |
108 |
|
78 |
|
|
Итак, сопоставив ответы испытуемых женского и мужского пола, мы обнаружили, что девушки в качестве центральных мотивов обращения к религии чаще других называли жизненные трудности, необходимость в защите и помощи, безысходность и надежду на лучшее, тогда как юноши, в свою очередь, прежде всего, - страх, искреннюю веру в Бога и безысходность. При этом по ряду категорий нами были зафиксированы достоверно значимые гендерные различия (р≤0,05), а именно: относительно жизненных трудностей и необходимости в помощи и защите (в пользу девушек) и относительно страха (в пользу юношей). Кроме того, говоря о возможных причинах обращения к религии, в отличие от юношей девушки ссылались на одиночество, а испытуемые мужского пола по сравнению с респондентками на порядок чаще приписывали их моде. Иными словами, в плане каузальной атрибуции обращения людей к религии в содержании представлений современной молодежи имеет место некоторая гендерная специфика.
Далее обратимся к ответам испытуемых на вопрос о том, что именно может дать человеку религия, количественное соотношение которых зафиксировано в таблице 2.
Таблица 2
Гендерная специфика смысловой интерпретации влиянии религии на человека
Категории |
Девушки |
Юноши |
Критерий Фишера (φ*) |
||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
||
Надежда |
20 |
22,4 |
13 |
19,4 |
0,87 |
Уверенность и спокойствие |
20 |
22,4 |
15 |
22,3 |
0,08 |
Вера как таковая |
13 |
14,6 |
4 |
6 |
1,63 |
Гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере |
10 |
11,2 |
9 |
13,4 |
0,76 |
Цель и смысл жизни |
9 |
10,5 |
7 |
10,4 |
0,16 |
Вера в людей и отношения с ними |
5 |
5,6 |
2 |
3 |
0,83 |
Помощь и поддержка |
2 |
2,2 |
4 |
6 |
0,70 |
Социальная идентичность |
2 |
2,2 |
2 |
3 |
0,45 |
Ответы на разные вопросы |
4 |
4,4 |
5 |
7,5 |
0,91 |
Самооправдание |
1 |
1,1 |
--- |
--- |
0,53 |
Сила |
--- |
--- |
4 |
6 |
1,31 |
Спасение |
1 |
1,1 |
--- |
--- |
0,53 |
Страх перед Богом |
2 |
2,2 |
2 |
3 |
0,45 |
∑ |
89 |
|
67 |
|
|
Как можно видеть из данных таблицы 2, самыми популярными вариантами ответов у испытуемых оказались «надежда», «уверенность и спокойствие», а также, хотя и значительно реже, - «гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере», «цель и смысл жизни». При этом у девушек к перечисленному списку еще прибавляется категория «вера как таковая», по которой намечается тенденция гендерных различий. Однако, что касается достоверно значимых гендерных различий в смысловой интерпретации характера влияния религии, то их обнаружить не удалось.
Рассуждая на третий вопрос интервью о месте религии в жизни современного человека, большинство наших испытуемых разошлись во мнениях, и к тому же затруднились с однозначным ответом. Так, одни из них были склонны подчеркивать первоочередную, важнейшую роль религии, настаивали на факте ее возрождения в российском государстве, другие - напротив, признавали ее несущественной, говорили о прагматизме своих соотечественников, об утрате популярности религии в обществе XXI века, наконец, были и такие, кто считал, что «это место для каждого свое». И все же нами было установлено, что именно девушки гораздо чаще склонны отводить религии центральное место в жизни современного человека, нежели юноши (гендерные различия статистически значимы: φ=1,69 при р≤0,05).
Количественное соотношение всех полученных от испытуемых ответов относительно условий и ситуаций, при которых человек обычно обращается к Богу, нашли свое отражение в таблице 3.
Таблица 3
Гендерная специфика атрибуции ситуаций и условий обращения человека к Богу
Категории |
Девушки |
Юноши |
Критерий Фишера (φ*) |
||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
||
Жизненные трудности |
42 |
54,5 |
24 |
52,2 |
0,72 |
Просьбы о помощи |
10 |
13 |
7 |
15,1 |
0,69 |
Безысходность |
7 |
9,1 |
4 |
8,7 |
0,29 |
Последняя надежда только на Бога |
10 |
13 |
4 |
8,7 |
1,00 |
Чувство благодарности |
2 |
2,6 |
1 |
2,2 |
0,29 |
Переживания радости счастья |
5 |
6,5 |
4 |
8,7 |
0,70 |
Солидарность с другими |
1 |
1,3 |
--- |
--- |
0,54 |
Религиозные праздники |
--- |
--- |
1 |
2,2 |
0,70 |
Обвинение Бога |
--- |
--- |
1 |
2,2 |
0,70 |
∑ |
77 |
|
46 |
|
|
Из представленной таблицы можно видеть, что относительно специфики атрибуции основных условий и ситуаций обращения человека к Богу, достоверно значимые гендерные различия отсутствуют, и это позволяет нам констатировать факт сходства мнений девушек и юношей. Однако в то же время полученные нами данные свидетельствуют о том, что преобладающим у наших испытуемых типом атрибуции является акцент на жизненных трудностях человека.
Обнаруженная нами вариативность представлений об истинно верующем человеке участников исследования зафиксирована в таблице 4.
Таблица 4
Образ истинно верующего человека в представлениях девушек и юношей
Категории |
Девушки |
Юноши |
Критерий Фишера (φ*) |
||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
||
Посещающий церковь |
13 |
17,3 |
4 |
8,3 |
1,55 |
Часто обращающийся к Богу |
3 |
4 |
1 |
2,1 |
0,65 |
Соблюдающий религиозные обычаи и обряды |
16 |
21,4 |
14 |
29,3 |
1,42 |
Служитель церкви |
6 |
8 |
1 |
2,1 |
1,20 |
Безгрешный |
6 |
8 |
4 |
8,3 |
0,25 |
Бескорыстно любящий Бога |
18 |
23,9 |
11 |
22,8 |
0,54 |
Религиозно воспитанный |
3 |
4,1 |
--- |
--- |
1,34 |
Порядочный и добрый |
1 |
1,3 |
5 |
10,4 |
1,56 |
Пожилой |
4 |
5,3 |
1 |
2,1 |
0,84 |
Отсутствие истинно верующих людей |
5 |
6,7 |
7 |
14,6 |
1,42 |
∑ |
75 |
|
48 |
|
|
Итак, согласно точке зрения девушек, истинно верующий человек - это, прежде всего, тот, кто соблюдает религиозные обычаи и обряды, посещает церковь и искренне любит Бога. В свою очередь, по мнению юношей, верующий человек также непременно соблюдает религиозные обряды, бескорыстно любит и восхваляет Бога и при этом еще, как правило, отличается порядочностью и добротой. К тому же в отличие от девушек именно испытуемые мужского пола несколько чаще говорили об отсутствии среди современников по-настоящему верующих людей, подчеркивая их псевдо веру, веру из корыстных соображений. Однако в целом достоверно значимые гендерные различия у наших респондентов зафиксированы не были. В исследовании была обнаружена только намечающаяся тенденция к ним, которая, в частности, наблюдается по категориям «посещение церкви» (в пользу девушек) и «порядочность, доброта» (в пользу юношей).
Особо подчеркнем, что подавляющее большинство наших испытуемых (56,5% девушек и 57,5% юношей) не считают себя верующими людьми, тогда как причисляют себя к данной группе всего 32,3% девушек и 25% юношей, а все оставшиеся затруднились с ответом. На этом фоне достаточно любопытными нам показались сообщения очень многих испытуемых о том, что в своей жизни они тоже обращались к Богу (83,3% девушек и 77,3% юношей), и происходило это при следующих обстоятельствах (таблица 5).
Таблица 5
Обстоятельства личного обращения к Богу девушек и юношей
Категории |
Девушки |
Юноши |
Критерий Фишера (φ*) |
||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
||
Жизненные трудности |
28 |
45,9 |
18 |
41 |
1,04 |
Безысходность |
5 |
8,2 |
2 |
4,5 |
0,89 |
Просьба о помощи себе |
11 |
18 |
6 |
13,6 |
0,98 |
Просьба о помощи близким |
4 |
6,6 |
3 |
6,8 |
0,20 |
Благодарность |
7 |
11,5 |
7 |
15,9 |
0,98 |
Вопрос |
1 |
1,6 |
1 |
2,3 |
0,38 |
Разные жизненные ситуации |
5 |
8,2 |
7 |
15,9 |
1,35 |
∑ |
61 |
|
44 |
|
|
Зафиксированные в таблице 5 данные наглядно свидетельствуют о том, что принципиальных различий в сообщаемых обстоятельствах личных обращений к религии и Богу у испытуемых женского и мужского пола не наблюдается. Все они примерно в равной степени, в первую очередь, упоминают о жизненных трудностях и, напротив, реже других называют мотив обращения к Богу с просьбой о помощи близким людям. Заметим, что последний факт позволяет нам считать религиозную мотивацию современной молодежи не столько альтруистичной, сколько эгоистичной.
Заключение
Итак, как показало выполненное нами исследование, в системе субъективных представлений современной молодежи о религии и мотивах обращения к ней имеются как гендерные различия, так и гендерное сходство. В числе наиболее выраженных гендерных различий нами были установлены следующие особенности: значительное преобладание у девушек представлений о склонности людей искать в религии средство утешения и поддержки в трудных жизненных ситуациях и, как следствие, обращение к Богу в сложившихся обстоятельствах с просьбами о помощи и защите; наличие исключительно у юношей мнения о тесной связи религиозности человека с чувством страха, а у девушек - представления о религии как компенсации одиночества; оценка преимущественно девушками религии как значимого аспекта жизни современного человека, а веры как таковой в качестве важного последствия ее влияния; демонстрация юношами гораздо большего скептицизма по поводу существования истинно верующих людей и одновременно более частое по сравнению с девушками приписывание истинно верующему человеку нравственных качеств (порядочность, доброта и т.п.). Однако в абсолютном большинстве случаев нами были обнаружены схожие точки зрения девушек и юношей относительно роли религии, мотивов обращения к ней и образа истинно верующего человека. Так, испытуемые женского и мужского пола практически одинаково часто говорят о возможности религии давать человеку надежду на лучшее и душевное спокойствие, т.е. о функции эмоциональной стабилизации, и чуть реже называют смысловую функцию. Кроме того, девушки и юноши рисуют в целом очень схожие портреты истинно верующего человека, в которых преобладают такие характеристики, как любовь к Богу и строгое соблюдение религиозных обрядов. При этом лично себя больше половины опрошенных истинно верующими не считают, хотя многие из них признаются в том, что им е приходилось обращаться к Богу, как правило, в трудных жизненных ситуациях. И наконец, практически никто из наших испытуемых в своих размышлениях не подчеркивал мировоззренческую функцию религии, в основном делая акцент на функциях защиты и поддержки.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно активную пропаганду религии и участие в светской жизни современной России религиозных деятелей, студенческая молодежь большей своей частью является псевдо религиозной, приписывающей в качестве мотивов обращения к религии корыстные соображения граждан, их потребность в помощи и защите в трудных жизненных ситуациях.
Рецензенты:
Сачкова М.Е., д.псх.н., доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва;
Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Гуманитарного института, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Семенова Л.Э., Чевачина А.В., Семенова В.Э. ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РЕЛИГИИ И МОТИВАХ ОБРАЩЕНИЯ К НЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23343 (дата обращения: 12.03.2025).