Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Логутова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В данной статье описаны выявили особенности ценностных ориентаций старших школьников различающихся между собой профилями обучения. Ценностные ориентации рассмотрены в контексте проблем психологической адаптации личности школьников и процессов ее саморегуляции. Продуктивность деятельности учащихся старших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают, от этого зависит его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь. Результаты исследования показали, что у учащихся различных учебных профилей есть общие ведущие и отвергаемые ценности. Из ведущих ценностей это здоровье, интересная работа воспитанность и образованность, из отвергаемых - красота природы и искусства, а также терпимость. Выявлены также различия между группами старших школьников. Для учащихся профильного технологического класса, где преобладают юноши, это власть, достижения и самостоятельность. Для социально-гуманитарного класса, где в основном учатся девушки - гедонизм и безопасность. Учащиеся социально-экономического класса, в нем приблизительно одинаковое количество юношей и девушек, преобладающими ценностями выбирают универсализм, доброта, власть и достижения.
приоритетные ценности
профильные классы
старшеклассники
ценностные ориентации
1. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. - 2000. - №21. - С.40-51.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб: Речь, 2004. – 70 с.
3. Фридман Л.М., Зубенко, Н.Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности /Л.М. Фридман, Н.Ю Зубенко // Вопросы гуманитарных наук №4 (31) - М.: ООО «Компания Спутник +», 2007. - С. 147-148.
4. Шафранский, К.Д., Суханова, Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности /К.Д. Шафранский, Т.Г. Суханова // Личность и деятельность. -М., 2010 .-с. 108-115.
5. Шиляева Л.Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности /Л.Б. Шиляева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6 – С. 26-28.

Произошедшие в современном мире социально-экономические изменения изменили и приоритет и морально - нравственных ценностей таких как индивидуализм, независимость, права человека, бизнес, материальное благополучие, а духовное начало осталось на втором плане, поэтому важно изучать и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения, учитывая их индивидуальные особенности и склонности. Проблемой исследования ценностных ориентация в разное время занимались такие видные исследователи как В.А. Ядов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Смирнова, Э.А. Арутюнян, А.В. Кирьякова и многие другие педагоги и психологи.

Старший школьный возраст характеризуется завершением периода полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию» старшеклассников. В этом возрастном периоде происходит большая внутренняя работа по пересмотру отношения к себе, к людям, к окружающему миру в поисках своих ценностных ориентаций [3].

Окружение старшего школьника является важнейшим институтом социализации его личности. Семья - это первый социальный опыт взаимодействия, в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители и другие значимые взрослые передают накопленный поколениями опыт, знания, умения. На формирование ценностных ориентаций влияют также сверстники и школа [4].

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проведенного на базе МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга преследовало цель проанализировать различия в ценностных ориентациях учащихся различных учебных профилей. Гипотеза исследования состояла в предположении, что существуют особенности ценностных ориентаций у старших школьников различающихся профилями обучения (технологического, социально-экономического, гуманитарного). В процессе исследования были использованы методика М. Рокича «Ценностные ориентации», направленная на выявление терминальных ценностей (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств) и методика Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО) для изучения динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами [5].

Результаты исследования, полученные с помощью методики М. Рокича показывают, что наиболее характерные «терминальные ценности» для данной группы старших школьников являются: «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье». Среди «инструментальных ценностей» высшие ранги занимают: «жизнерадостность, «образованность», «честность», и «рационализм» (см. Таблицу 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что старшие школьники осознают значимость предлагаемых методикой ценностей. Они стоят на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь, поэтому будущая профессиональная и личная жизнь для старшеклассников занимает важное место в жизни старшего школьника. Наиболее важным является, что наряду с «образованностью», «рационализмом» и «жизнерадостностью» современные школьники высоко ценят такие человеческие качества как «честность» и «чуткость».

Таблица 1

Средние показатели значимости терминальных и инструментальных ценностей в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»

Список терминальных ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Активная деятельная жизнь

3,80

3,50

3,65

Здоровье

4,00

4,28

4,14

Красота природы и искусства

3,65

3,20

3,32

Материально обеспеченная жизнь

3,45

3,47

3,46

Развитие

3,70

3,20

3,50

Познание

3,60

4,35

3,87

Продуктивная жизнь

3,20

3,80

3,60

Счастливая семейная жизнь

4,55

4,20

4,35

Уверенность в себе

3,40

3,52

3,48

Жизненная мудрость

3,18

3,18

3,18

Интересная работа

4,35

4,50

4,42

Любовь

4,26

3,65

3,95

Наличие хороших и верных друзей

4,00

4,35

4,22

Общественное признание

3,00

3,20

3,10

Счастье других

3,75

3,50

3,62

Свобода

3,58

3,36

3,47

Творчество

3,25

3,34

3,34

Развлечения

3,25

3,00

3,12

Список инструментальных ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Аккуратность

3,30

3,32

3,31

Жизнерадостность

4,45

4,35

4,40

Непримиримость к недостаткам в себе и других

3,56

3,62

3,39

Ответственность

4,15

3,60

3,85

Самоконтроль

3,46

3, 40

3,43

Смелость в отстаивании своего мнения

3,40

3,85

3,62

Терпимость

3,20

3,28

3,24

Честность

4,12

4,46

4,26

Воспитанность

3,85

3,10

3,45

Исполнительность

3,18

3,00

3,04

Рационализм

4,35

4,24

4,29

Эффективность в делах

3,34

3,23

3,28

Высокие запросы

3,00

3,60

3,30

Независимость

3,54

3,78

3,66

Образованность

3,00.

3,60

3.30

Твердая воля

3,00

3,70

3,35

Широта взглядов

3,44

3,84

3,64

Чуткость

4,20

4,00

4,00

Выявление различий в ценностных ориентациях старших школьников между различными профилями обучения проводилось c помощью критерия Манна-Уитни. В ходе математико-статистической обработки данных выявлены значимые различия в ценностных ориентациях старшеклассников. Различия между учащимися технологического и гуманитарного профилей обучения существуют в отношении к своему физическому и психологическому здоровью для учащихся гуманитарного профиля характерно более приоритетное отношение к данной ценности (U=0,020); ценность свободы у учащихся технологического профиля является одной из самых значимых (U =0,047); счастливая семейная жизнь приоритетной ценностью у учащихся технологического профиля (U=0,045), представители гуманитарного профиля, в котором учатся преимущественно девушки, придает меньшее значения ценности семейной жизни; жизнерадостность и ответственность наиболее характерны для технологического профиля (U=0,010); значимые различия выявлены в эффективности в делах, трудолюбии, продуктивности в работе - это свойственно преимущественно представителям технологического профиля обучения (U=0,005); чуткость и заботливость характерны для представителей гуманитарного профиля (U=0,011).

Значимые различия между приоритетными ценностными ориентациями учащихся технологического и социально-экономического профилей проявляются в отношении к активной деятельной жизни, полноте и эмоциональной насыщенности жизни - наиболее значимо для технологического профиля (U=0,003); в отношении к жизненной мудрости, зрелости суждений и здравом смысле, достигаемые жизненным опытом - социально-экономический профиль (U=0,013); в познании, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития - социально-экономический профиль (U=0,045); в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей также социально-экономический профиль (U=0,003); в развитии, работе над собой, постоянном физическом и духовном совершенствовании - технологический профиль (U=0,004); в аккуратности, чистоплотности, умении содержать в порядке вещи, порядок в делах - социально-экономический профиль (U=0,009); в высоких запросах, высоких требованиях к жизни и высоких притязаниях - социально-экономический профиль (U=0,015); в независимости, способности действовать самостоятельно, решительно - технологический профиль (U =0,001); в непримиримости к недостаткам в себе и других - технологический профиль (U =0,010).

Значимые различия в ценностных ориентациях выявлены между учащимися гуманитарного и социально-экономического профилей обучения, они существуют в отношении к жизненной мудрости, зрелости суждений и здравом смысле, достигаемые жизненным опытом, что наиболее характерно для представителей социально-экономического профиля (U=0,001); в отношении к красоте природы и искусства, переживании прекрасного в природе и искусстве - гуманитарного профиля (U=0,008); в отношении любви, духовной и физической близости с любимым человеком - гуманитарного профиля (U=0,008); в познании, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития - социально-экономического профиля (U=0,038); в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей - социально-экономического профиля (U=0,025); в свободе, самостоятельности, независимости в суждениях и поступках - социально-экономического профиля (U=0,000); в счастливой семейной жизни характерно для гуманитарного профиля (U=0,001); в аккуратности, чистоплотности, умении содержать в порядке вещи, порядок в делах - гуманитарного профиля (U=0,022); в воспитанности, хороших манерах - социально-экономического профиля (U=0,021); в независимости, способности действовать самостоятельно, решительно - социально-экономического профиля (U=0,033); в смелости в отстаивании своего мнения и взглядов - социально-экономического профиля (U=0,008); в твердой воле, умении настоять на своем, не отступать перед трудностями - социально-экономического профиля (U=0,011).

Анализ результатов, полученных с помощью методики Ш. Шварца [2], позволил констатировать, что на уровне «нормативных идеалов» (т.е. на уровне убеждений) наибольшей значимостью для представителей исследуемой группы старшеклассников обладают такие ценности, как «достижение», «самостоятельность», «доброта». (см. Таблицу 2). На уровне «индивидуальных приоритетов» (т.е. в конкретных поступках) наибольшей значимостью для испытуемых обладают такие ценности как «самостоятельность», «доброта» и «достижения», а наименьшей значимостью - «традиции» и «комформность» (см. Таблицу 3).

Ценностные ориентации старшеклассников, определяя центральную позицию их личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности учащихся, определяют их поведение и поступки. Учащиеся старших классов стремятся обрести смысл и ощущают фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Таблица 2

Результаты исследования обзора ценностей (уровня нормативных идеалов) в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО)

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Комформность

3,02

4,02

3,52

Традиции

1,89

3,00

2,45

Доброта

3,32

4,45

3,89

Универсализм

2,51

3,27

3,89

Самостоятельность

3,20

4,68

3,94

Стимуляция

2,42

3,42

2,92

Гедонизм

3,05

4,45

3,75

Достижения

3,52

4,70

4,11

Власть

2,41

3,65

3,03

Безопасность

3,12

4,06

3,59

Таблица 3

Результаты исследования профиля личности (уровня индивидуальных приоритетов) в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО)

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Комформность

1,52

1,34

1,28

Традиции

0,90

0,87

0,89

Доброта

2,05

2,26

2,16

Универсализм

1,56

1,76

1,66

Самостоятельность

2,64

2,43

2,54

Стимуляция

1,98

2,15

2,07

Гедонизм

2,09

2,51

2,30

Достижения

2,00

2,18

2,03

Власть

1,50

1,65

1,57

Безопасность

1,80

1,75

1,78

Результаты исследования с помощью методики Ш. Шварца [2] позволили выделить наиболее приоритетные ценностные ориентации для каждого профиля обучения.

Наиболее значимые ценностные ориентации учащихся технологического профиля обучения «власть», центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание); «достижения» - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; «самостоятельность» - в самостоятельность мышления, и выбор способов действия, в творчестве и исследовательской активности. «Самостоятельность» как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

Для учащихся гуманитарного класса характерными являются: «гедонизм», который определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью); «доброта» лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Данный тип ценностей является производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Для учащихся гуманитарного профильного класса характерной является также «безопасность». Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

У учащихся социально-экономического класса выявлены такие типы ценностей как «универсализм», «доброта» и «власть», «достижения», «самостоятельность». Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Определяющая цель типа ценностей «достижения» - это личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, он проявляется в социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение. Ценности «власти и достижения» фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы. Мотивационная цель «универсализма» - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели «универсализма» производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие) [1].

Результаты полученные в ходе проведенного исследования педагогам и психологам можно использовать для коррекции ценностных ориентаций старших школьников с учетом их индивидуальных склонностей. Возможна разработка развивающей программы с учетом особенностей учебного профиля старшеклассников, что позволит добиться позитивной динамики ценностных ориентаций школьников

Рецензенты:

Зубова Л.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Логутова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23869 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674