Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SENIOR SCHOOLBOYS SPECIALIZED CLASSES

Logutova E.V. 1
1 Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Orenburg state University"
This article describes the revealed features of valuable orientations of the senior schoolboys differing profiles of learning. Value orientations are discussed in the context of the problems of psychological adjustment of the individual school and the processes of its self-regulation. Productive activities of high school students depends on what the values of life they prevail, they depend on its future orientations for further adulthood. The results showed that students of different educational profiles have common leading and rejects the value. Of the leading value is health, interesting work of upbringing and education of rejected - the beauty of nature and art, as well as tolerance. Also revealed differences between the groups of high school students. For students of profile technological classes, dominated by young men, this power, achievement and independence. For the social sciences and humanities class, where the majority are girls - hedonism and security. Students socio-economic class, it is approximately the same number of boys and girls, prevailing values chosen universalism, kindness, power and achievement.
priority values
specialized classes
high school
value orientations

Произошедшие в современном мире социально-экономические изменения изменили и приоритет и морально - нравственных ценностей таких как индивидуализм, независимость, права человека, бизнес, материальное благополучие, а духовное начало осталось на втором плане, поэтому важно изучать и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения, учитывая их индивидуальные особенности и склонности. Проблемой исследования ценностных ориентация в разное время занимались такие видные исследователи как В.А. Ядов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Смирнова, Э.А. Арутюнян, А.В. Кирьякова и многие другие педагоги и психологи.

Старший школьный возраст характеризуется завершением периода полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию» старшеклассников. В этом возрастном периоде происходит большая внутренняя работа по пересмотру отношения к себе, к людям, к окружающему миру в поисках своих ценностных ориентаций [3].

Окружение старшего школьника является важнейшим институтом социализации его личности. Семья - это первый социальный опыт взаимодействия, в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители и другие значимые взрослые передают накопленный поколениями опыт, знания, умения. На формирование ценностных ориентаций влияют также сверстники и школа [4].

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проведенного на базе МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга преследовало цель проанализировать различия в ценностных ориентациях учащихся различных учебных профилей. Гипотеза исследования состояла в предположении, что существуют особенности ценностных ориентаций у старших школьников различающихся профилями обучения (технологического, социально-экономического, гуманитарного). В процессе исследования были использованы методика М. Рокича «Ценностные ориентации», направленная на выявление терминальных ценностей (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств) и методика Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО) для изучения динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами [5].

Результаты исследования, полученные с помощью методики М. Рокича показывают, что наиболее характерные «терминальные ценности» для данной группы старших школьников являются: «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье». Среди «инструментальных ценностей» высшие ранги занимают: «жизнерадостность, «образованность», «честность», и «рационализм» (см. Таблицу 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что старшие школьники осознают значимость предлагаемых методикой ценностей. Они стоят на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь, поэтому будущая профессиональная и личная жизнь для старшеклассников занимает важное место в жизни старшего школьника. Наиболее важным является, что наряду с «образованностью», «рационализмом» и «жизнерадостностью» современные школьники высоко ценят такие человеческие качества как «честность» и «чуткость».

Таблица 1

Средние показатели значимости терминальных и инструментальных ценностей в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»

Список терминальных ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Активная деятельная жизнь

3,80

3,50

3,65

Здоровье

4,00

4,28

4,14

Красота природы и искусства

3,65

3,20

3,32

Материально обеспеченная жизнь

3,45

3,47

3,46

Развитие

3,70

3,20

3,50

Познание

3,60

4,35

3,87

Продуктивная жизнь

3,20

3,80

3,60

Счастливая семейная жизнь

4,55

4,20

4,35

Уверенность в себе

3,40

3,52

3,48

Жизненная мудрость

3,18

3,18

3,18

Интересная работа

4,35

4,50

4,42

Любовь

4,26

3,65

3,95

Наличие хороших и верных друзей

4,00

4,35

4,22

Общественное признание

3,00

3,20

3,10

Счастье других

3,75

3,50

3,62

Свобода

3,58

3,36

3,47

Творчество

3,25

3,34

3,34

Развлечения

3,25

3,00

3,12

Список инструментальных ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Аккуратность

3,30

3,32

3,31

Жизнерадостность

4,45

4,35

4,40

Непримиримость к недостаткам в себе и других

3,56

3,62

3,39

Ответственность

4,15

3,60

3,85

Самоконтроль

3,46

3, 40

3,43

Смелость в отстаивании своего мнения

3,40

3,85

3,62

Терпимость

3,20

3,28

3,24

Честность

4,12

4,46

4,26

Воспитанность

3,85

3,10

3,45

Исполнительность

3,18

3,00

3,04

Рационализм

4,35

4,24

4,29

Эффективность в делах

3,34

3,23

3,28

Высокие запросы

3,00

3,60

3,30

Независимость

3,54

3,78

3,66

Образованность

3,00.

3,60

3.30

Твердая воля

3,00

3,70

3,35

Широта взглядов

3,44

3,84

3,64

Чуткость

4,20

4,00

4,00

Выявление различий в ценностных ориентациях старших школьников между различными профилями обучения проводилось c помощью критерия Манна-Уитни. В ходе математико-статистической обработки данных выявлены значимые различия в ценностных ориентациях старшеклассников. Различия между учащимися технологического и гуманитарного профилей обучения существуют в отношении к своему физическому и психологическому здоровью для учащихся гуманитарного профиля характерно более приоритетное отношение к данной ценности (U=0,020); ценность свободы у учащихся технологического профиля является одной из самых значимых (U =0,047); счастливая семейная жизнь приоритетной ценностью у учащихся технологического профиля (U=0,045), представители гуманитарного профиля, в котором учатся преимущественно девушки, придает меньшее значения ценности семейной жизни; жизнерадостность и ответственность наиболее характерны для технологического профиля (U=0,010); значимые различия выявлены в эффективности в делах, трудолюбии, продуктивности в работе - это свойственно преимущественно представителям технологического профиля обучения (U=0,005); чуткость и заботливость характерны для представителей гуманитарного профиля (U=0,011).

Значимые различия между приоритетными ценностными ориентациями учащихся технологического и социально-экономического профилей проявляются в отношении к активной деятельной жизни, полноте и эмоциональной насыщенности жизни - наиболее значимо для технологического профиля (U=0,003); в отношении к жизненной мудрости, зрелости суждений и здравом смысле, достигаемые жизненным опытом - социально-экономический профиль (U=0,013); в познании, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития - социально-экономический профиль (U=0,045); в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей также социально-экономический профиль (U=0,003); в развитии, работе над собой, постоянном физическом и духовном совершенствовании - технологический профиль (U=0,004); в аккуратности, чистоплотности, умении содержать в порядке вещи, порядок в делах - социально-экономический профиль (U=0,009); в высоких запросах, высоких требованиях к жизни и высоких притязаниях - социально-экономический профиль (U=0,015); в независимости, способности действовать самостоятельно, решительно - технологический профиль (U =0,001); в непримиримости к недостаткам в себе и других - технологический профиль (U =0,010).

Значимые различия в ценностных ориентациях выявлены между учащимися гуманитарного и социально-экономического профилей обучения, они существуют в отношении к жизненной мудрости, зрелости суждений и здравом смысле, достигаемые жизненным опытом, что наиболее характерно для представителей социально-экономического профиля (U=0,001); в отношении к красоте природы и искусства, переживании прекрасного в природе и искусстве - гуманитарного профиля (U=0,008); в отношении любви, духовной и физической близости с любимым человеком - гуманитарного профиля (U=0,008); в познании, возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития - социально-экономического профиля (U=0,038); в отношении к продуктивной жизни, максимально полном использовании своих возможностей, сил и способностей - социально-экономического профиля (U=0,025); в свободе, самостоятельности, независимости в суждениях и поступках - социально-экономического профиля (U=0,000); в счастливой семейной жизни характерно для гуманитарного профиля (U=0,001); в аккуратности, чистоплотности, умении содержать в порядке вещи, порядок в делах - гуманитарного профиля (U=0,022); в воспитанности, хороших манерах - социально-экономического профиля (U=0,021); в независимости, способности действовать самостоятельно, решительно - социально-экономического профиля (U=0,033); в смелости в отстаивании своего мнения и взглядов - социально-экономического профиля (U=0,008); в твердой воле, умении настоять на своем, не отступать перед трудностями - социально-экономического профиля (U=0,011).

Анализ результатов, полученных с помощью методики Ш. Шварца [2], позволил констатировать, что на уровне «нормативных идеалов» (т.е. на уровне убеждений) наибольшей значимостью для представителей исследуемой группы старшеклассников обладают такие ценности, как «достижение», «самостоятельность», «доброта». (см. Таблицу 2). На уровне «индивидуальных приоритетов» (т.е. в конкретных поступках) наибольшей значимостью для испытуемых обладают такие ценности как «самостоятельность», «доброта» и «достижения», а наименьшей значимостью - «традиции» и «комформность» (см. Таблицу 3).

Ценностные ориентации старшеклассников, определяя центральную позицию их личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности учащихся, определяют их поведение и поступки. Учащиеся старших классов стремятся обрести смысл и ощущают фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Таблица 2

Результаты исследования обзора ценностей (уровня нормативных идеалов) в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО)

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Комформность

3,02

4,02

3,52

Традиции

1,89

3,00

2,45

Доброта

3,32

4,45

3,89

Универсализм

2,51

3,27

3,89

Самостоятельность

3,20

4,68

3,94

Стимуляция

2,42

3,42

2,92

Гедонизм

3,05

4,45

3,75

Достижения

3,52

4,70

4,11

Власть

2,41

3,65

3,03

Безопасность

3,12

4,06

3,59

Таблица 3

Результаты исследования профиля личности (уровня индивидуальных приоритетов) в зависимости от профиля обучения старших школьников по методике Ш. Шварца «Ценностный опросник» (ЦО)

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Технологический профиль

Гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Комформность

1,52

1,34

1,28

Традиции

0,90

0,87

0,89

Доброта

2,05

2,26

2,16

Универсализм

1,56

1,76

1,66

Самостоятельность

2,64

2,43

2,54

Стимуляция

1,98

2,15

2,07

Гедонизм

2,09

2,51

2,30

Достижения

2,00

2,18

2,03

Власть

1,50

1,65

1,57

Безопасность

1,80

1,75

1,78

Результаты исследования с помощью методики Ш. Шварца [2] позволили выделить наиболее приоритетные ценностные ориентации для каждого профиля обучения.

Наиболее значимые ценностные ориентации учащихся технологического профиля обучения «власть», центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание); «достижения» - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; «самостоятельность» - в самостоятельность мышления, и выбор способов действия, в творчестве и исследовательской активности. «Самостоятельность» как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

Для учащихся гуманитарного класса характерными являются: «гедонизм», который определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью); «доброта» лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Данный тип ценностей является производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Для учащихся гуманитарного профильного класса характерной является также «безопасность». Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

У учащихся социально-экономического класса выявлены такие типы ценностей как «универсализм», «доброта» и «власть», «достижения», «самостоятельность». Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Определяющая цель типа ценностей «достижения» - это личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, он проявляется в социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение. Ценности «власти и достижения» фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы. Мотивационная цель «универсализма» - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели «универсализма» производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие) [1].

Результаты полученные в ходе проведенного исследования педагогам и психологам можно использовать для коррекции ценностных ориентаций старших школьников с учетом их индивидуальных склонностей. Возможна разработка развивающей программы с учетом особенностей учебного профиля старшеклассников, что позволит добиться позитивной динамики ценностных ориентаций школьников

Рецензенты:

Зубова Л.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.