Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Трофимова Л.Н. 1
1 ФГБО ВПОУ «Омский Государственный университет путей сообщения»
В статье рассмотрено одно из основных направлений непрерывного дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка. Показано, что основной целью профессиональной переподготовки является предоставление специалистам с высшим образованием возможности расширения своей сферы профессиональной деятельности. Выявлены основные мотивы, побуждающие взрослых людей посещать курсы профессиональной переподготовки. Рассмотрены физиологические и психологические проблемы слушателей курсов профессиональной переподготовки, препятствующие формированию у них мотивации заниматься учебной деятельностью. Сформулированы основные положения организации учебного процесса на курсах профессиональной переподготовки, которые способствовали бы формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки. В частности, в статье показано, что при организации учебного процесса необходимо учитывать потребности каждого слушателя. Информация, которую доводит до слушателя преподаватель, должна иметь практическую ценность.
учебная деятельность
профессиональная переподготовка
мотивация
1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.
2. Куренной А.М. Трудовое право России : учеб. для вузов. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2004. – 245 с.
3. Трофимова Л.Н. Прикладная направленность обучения, как способ повышения учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. - №10 (часть 2). – С. 266-268.
4. Трофимова Л.Н. Компетентностный подход в системе профессиональной переподготовки специалистов// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - №10 (часть 2). – С. 221-224.
5. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. – N. Y., 1968. – 167 р.
Одной из важнейших задач модернизации российской экономики является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять эти преобразования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривает развитие системы непрерывного дополнительного профессионального образования, которое должно быть направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека.

Основными направлениями непрерывного дополнительного профессионального образования является повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации», программа же профессиональной переподготовки направлена на «получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.»

В данной статье будут рассмотрены основные мотивы, побуждающие взрослых людей к смене профессиональной деятельности. Сформулированы основные положения организации учебного процесса на курсах профессиональной переподготовки.

Целью профессиональной переподготовки является предоставление специалистам с высшим образованием возможности расширения (изменения) своей сферы профессиональной деятельности. Основное достоинство профессиональной переподготовки - за относительно короткий период обучения слушатель имеет возможность получить дополнительное профессиональное образование [4].

Анализ зарубежной литературы показал, что повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование существует в том или ином виде во всех экономически развитых странах.

Так, например, сотрудник немецкой фирмы обязан проходить последовательное повышение квалификации и получать дополнительное профессиональное образование в специализированных внутрифирменных учреждениях при перемещении на новую должность.

Российская модель дополнительного профессионального образования, модернизируемая в соответствии с основными положениями Болонской декларации, является уникальной в мировой практике.

Наряду с повышением квалификации - процессом углубления профессиональных знаний и навыков. Профессиональной переподготовки - процессом получения дополнительных знаний по основной или смежной профессии, специальности [2].

В России существует новый, присущий только этой стране, вид дополнительного профессионального образования, который связан с профессиональной переподготовкой квалифицированных работников для изменения их профессионального профиля без учета базового образования.

В ходе наблюдения за слушателями курсов профессиональной переподготовки были выявлены основные мотивы, побудившие их к смене профессиональной деятельности.

  1. Производственная необходимость в получении дополнительного профессионального образования, которое позволит получить более высокий социальный статус, возможность занять руководящую должность.
  2. Физическая невозможность осуществления трудовой деятельности по первоначальной профессии. Например, военнослужащий, уволенный в запас.
  3. Несоответствие первоначальной квалификации направлению, в котором работает специалист. Например, работник имеет квалификацию «инженер по эксплуатации колесной и гусеничной техники». Работает в строительстве. Согласно современным требованиям лицензирующей организации, он должен иметь квалификацию «инженер-строитель».
  4. Неудовлетворенность размером заработанной платы.
  5. Моральное неудовлетворение своей первоначальной профессией в силу индивидуальных особенностей.

Каждый слушатель обучается для решения конкретной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. Он рассчитывает на скорейшее применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний. Слушатель понимает необходимость посещения курсов переподготовки, его выбор осознан, однако, не всегда он готов заниматься учебной деятельностью. Это можно объяснить рядом причин.

Во-первых, трудности личностного характера. Известный американский психолог А. Маслоу отмечал, что у взрослого человека «потребность в знании...интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности». В процессе обучения, считает ученый, происходит «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством»[5]. С нашей точки зрения, это происходит потому, что слушатель курсов, с одной стороны, стремится к достижению жизненно необходимой цели, улучшения в дальнейшем качества своей жизни, но, с другой стороны, у человека возникает страх перед взятой на себя ответственностью за учебу. Привычка к устоявшемуся образу жизни вступает в противоречие с необходимостью  их изменений.

Во-вторых, большинство слушателей беспокоят сомнения в своей компетентности как обучаемых, возникает страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение воспринимать должным образом учебный материал.

В-третьих, некоторые физиологические изменения, которые происходят с возрастом в организме человека: быстрота реакции, скорость запоминания и усвоения новой информации. Часто любую информацию слушатель не может воспринять абстрактно, а адаптирует с учетом своего жизненного опыта. Что не всегда приводит к правильному выводу.

Все эти физиологические и психологические проблемы препятствуют формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки. Это зачастую приводит к тому, что слушатель прекращает посещать занятия, так и не достигнув намеченной цели.

Змеев С. И. в своей работе «Технология обучения взрослых» сформулировал андрогогические принципы обучения:

  1. Приоритет самостоятельного обучения.
  2. Принцип совместной деятельности.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося.
  4. Индивидуализация обучения.
  5. Системность обучения.
  6. Контекстность обучения.
  7. Принцип актуализации результатов обучения.
  8. Принцип элективности обучения.
  9. Принцип развития образовательных потребностей [1].

Основываясь на принципах обучения, сформулированных С. И. Змеевым, определим основные положения организации учебного процесса на курсах профессиональной переподготовки, которые способствовали бы формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей:

  1. Индивидуальность обучения. Несмотря на то что существуют единые профессиональные стандарты, квалификационные требования к результатам освоения образовательных программ, к уровню и объему информации, которую должен освоить каждый слушатель, необходимо учитывать потребности каждого слушателя. Однако, в отличие от С. И. Змеева, который считает, что необходимо «создавать индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения...» [1], на наш взгляд, если в группе 25-30 человек и преподаватель читает для них одинаковые лекции, то практически организовать для каждого слушателя индивидуальную программу обучения достаточно проблематично. С нашей точки зрения, необходимо акцентировать внимание слушателя на более детальное изучение конкретного раздела дисциплины, в зависимости от производственной необходимости. Так, если слушатель в своей профессиональной деятельности в основном работает в условиях Крайнего Севера, то естественным будет при изучении дисциплины «Основы фундаментов» более тщательно изучить особенности возведения фундаментов в районах распространения вечномерзлых грунтов.
  2. Самообучение. Самообучение, самообразование должно являться основным видом учебной деятельности слушателей курсов профессиональной переподготовки. В связи с тем, что изначально слушатели имеют разное базовое высшее образование, зачастую не имеющего никакого отношения к выбранному направлению переподготовки, необходимо разработать такое методическое обеспечение, чтобы дать возможность каждому слушателю самостоятельно освоить необходимый учебный материал на должном уровне. Например, для выполнения курсового проекта по дисциплине «Архитектура зданий и сооружений» слушателю необходимо владеть основами работы в автоматизированной системе Autocad, причем по умолчанию считается, что слушатель уже знаком с данной программой, однако это не всегда так. Поэтому при разработке учебно-методического комплекса необходимо учитывать разный уровень подготовки слушателей.
  3. Практическая ценность. Информация, которую доводит до слушателя преподаватель, должна быть не только практической направленности, но соответствовать текущему моменту времени [3]. Зачастую преподаватели ведущие курсы профессиональной переподготовки, ссылаются на устаревшие строительные термины, строительные нормы и правила. В основном все слушатели курсов «Промышленное и гражданское строительство» работают в строительной отрасли. Поэтому они нуждаются в актуальной информации о правовом регулировании в строительстве, современных строительных материалах, новейших методиках и разработках в области строительства.

Конечно, необходимость владеть актуальной информацией - это дополнительная нагрузка для преподавателя. Однако такой поход к изучению предмета наиболее приветствуется самими слушателями.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо еще раз подчеркнуть, что существуют объективные и субъективные проблемы, препятствующие формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки.

Поэтому при организации учебного процесса необходимо:

  1. Учитывать потребности каждого слушателя, акцентировать его внимание на более детальное изучение конкретного раздела дисциплины, в зависимости от производственной необходимости.
  2. Разработать такое учебно-методическое обеспечение, которое позволило бы каждому слушателю освоить необходимый учебный материал на должном уровне.
  3. Информация, предоставляемая на курсах, должна соответствовать текущему моменту времени.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград;

Пиралова О.Ф., д.п.н., доцент, профессор кафедры начертательной геометрии и инженерной графики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Трофимова Л.Н. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15448 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674