Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Кожанов И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Статья посвящена проблеме определения показателей сформированности гражданской идентичности личности. На основе анализа работ по проблеме исследования делается вывод о том, что формирование гражданской идентичности протекает в трех аспектах: этническом, общероссийском и общекультурном. Выделяются структурные компоненты: когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический), деятельностный (поведенческий) и определяется их содержание для этнической, общероссийской и общекультурной составляющих. На основе содержания структурных компонентов предлагаются показатели их сформированности, представленные также в трех плоскостях: этнической, общероссийской и общекультурной. Делается вывод о том, что такой подход позволит правильно подобрать диагностический инструментарий, определить содержание работы по формированию гражданской идентичности личности и отследить результативность проделываемой работы.
формирование гражданской идентичности
гражданская идентичность
1. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2011. - Ч.1 - 112 с.
2. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. URL: www.science-education.ru/109-9187 (дата обращения: 10.07.2013).
3. Кожанов И. В. Формирование национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2007. - 199 с.
4. Леонтьев А. А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность). - М.: Смысл, 2001. - 380 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/ 1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 18.06.2013).

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях социокультурной модернизации российского общества перед системой образования ставится задача формирования личности в трех основополагающих аспектах - этнической, гражданской и общечеловеческой [5].

При этом можно говорить о необходимости формирования гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку данный процесс предполагает под собой как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей и норм.

Для эффективного формирования гражданской идентичности личности важно четкое понимание сущности данного процесса, его структуры и, самое главное, выделение показателей, на основе которых будет строиться диагностика, подбираться содержание и отслеживаться результативность проделываемой работы. Поэтому проблема определения показателей сформированности гражданской идентичности личности требует отдельного исследования.

Материал и методика исследований. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение. Определение показателей сформированности гражданской идентичности личности требует четкого обозначения структуры изучаемого явления.

Анализ работ по проблеме исследования показал, что в науке сложилось несколько направлений относительно понимания сущности и структуры гражданской идентичности личности.

Так, А. Г. Асмолов [1] рассматривает гражданскую идентичность как совокупность трех составляющих: собственно гражданской идентичности, этнической и общекультурной идентичностей, исходя из чего, предлагает в комплекс программ по формированию гражданской идентичности в системе общего образования включать три типа программ:

  1. Программы формирования гражданской идентичности: воспитание личности, гражданского патриотизма, гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
  2. Программы по формированию этнокультурной и региональной идентичности, чувства общности и единства с «малой Родиной».
  3. Программы по формированию общечеловеческой (общекультурной) идентичности, обеспечивающие приобщение личности к мировой культуре и всеобщей истории человечества, осознание себя «человеком мира», переживание судеб мира и человеческого рода [1, 73].

Подобное понимание структуры гражданской идентичности, предлагаемое А. Г. Асмоловым, может приводить к некоторой путанице в понятиях, поскольку здесь мы видим, что гражданская идентичность является главной категорией и одновременно одним из элементов, входящим в его структуру. Поэтому, на наш взгляд, более удобным представляется предлагаемое А. А. Леонтьевым [4] выделение трех уровней гражданской идентичности (регионального (этнического), общероссийского, общемирового), которые одновременно формируются.

В качестве базового условия А. А. Леонтьев выделяет единство в образовании трех начал самосознания гражданина новой России:

  • чувства принадлежности к своему этносу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, языку и культуре;
  • чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от этнической исключительности и принятие ответственности за судьбу своего народа и своей многонациональной страны;
  • чувства принадлежности к мировому сообществу и принятия ответственности за судьбы всего мира [4].

В нашей работе мы берем за основу положение, что формирование гражданской идентичности протекает в трех аспектах: этническом, общероссийском и общекультурном.

Как у любого вида идентичности у гражданской идентичности можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический), деятельностный (поведенческий).

В соответствии с вышеописанными аспектами формирования гражданской идентичности и названными структурными компонентами определим их содержание.

Так, когнитивный (познавательный) компонент представляется следующим образом:

  • этническая составляющая - знания, представления и понятия о родном народе, его истории и культуре, а также истории и культуре других национальностей; представление о своей национальной принадлежности; знание родного языка;
  • общероссийская составляющая - знания о государственном устройстве общества и институтах власти, правовой основе организации общества, государственной символике, основополагающих документах, истории и культуре Российской Федерации, знание ее народов и существующих конфессий;
  • общекультурная составляющая - знания о государствах мира, их истории и культуре, основных религиях мира; знание законов, правил и норм, предъявляемых в любой стране мира; знание основ бесконфликтного взаимодействия в условиях поликультурной среды; знание основных принципов и правил отношения к природе, основ охраны окружающей среды и природопользования; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Содержание эмоционально-оценочного (коннотативного) компонента:

  • этническая составляющая - отношение к своей этнической принадлежности; отношение к системе этнических ценностей родного народа; оценочные суждения, характеризующие отношение к своему родному народу и остальным национальностям, их представителям; отношение к родному языку;
  • общероссийская составляющая - отношение к своей принадлежности к российскому обществу, к происходящим общественно-политическим событиям, к другим гражданам России; отношение к законам, действующим в Российской Федерации, к системе гражданских ценностей;
  • общекультурная составляющая - отношение к своей принадлежности к мировому сообществу, осознание себя «человеком мира»; отношение к системе общекультурных (общечеловеческих) ценностей.

Содержание ценностно-ориентировочного (аксиологического) компонента:

  • этническая составляющая - наличие или отсутствие сформированной системы этнических ценностей;
  • общероссийская составляющая - наличие или отсутствие осознания ценности государства как гаранта прав гражданина; наличие или отсутствие сформированной системы гражданских ценностей;
  • общекультурная составляющая - наличие или отсутствие сформированной системы общекультурных (общечеловеческих) ценностей.

Содержание поведенческого (деятельностного) компонента:

  • этническая составляющая - использование родного языка в общении; проявление присущих родному народу черт поведения; характер действий по отношению к представителям родного народа и других национальностей;
  • общероссийская составляющая - участие в общественно-политической жизни общества, страны; характер действий по отношению к гражданам Российской Федерации;
  • общекультурная составляющая - участие в производительном труде во благо процветания мирового сообщества и для личностной самореализации; бережное отношение к окружающей природе; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; ведение здорового образа жизни.

Исходя из представленного содержания компонентов, можно определить показатели сформированности гражданской идентичности личности.

Для когнитивного (познавательного) компонента они будут следующими:

  • для этнической составляющей:
  • наличие знаний об этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаках родного народа;
  • представление о своей национальной принадлежности;
  • знание родного языка;
  • наличие знаний о происхождении и основных этапах развития родного народа;
  • знание культуры и традиций родного народа;
  • знание национальных символов;
  • знание выдающихся деятелей культуры и науки - представителей родного народа;
  • знание истории и культуры других национальностей;
  • для общероссийской составляющей:
  • наличие представления о территории и границах России, ее географических особенностях;
  • знание основных исторических событий, этапов развития государства;
  • знание выдающихся государственных деятелей России;
  • наличие знаний о государственной организации России, ветвях власти;
  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина РФ;
  • наличие знаний об этническом и конфессиональном составе России;
  • освоение общероссийского культурного наследия;
  • для общекультурной составляющей:
  • наличие представления о государствах мира, их истории и культуре;
  • знание основ этногенеза и расогенеза;
  • знание основных религий мира;
  • знаний законов, правил и норм, предъявляемых в любой стране мира;
  • знание основных принципов и правил отношения к природе, основ охраны окружающей среды и природопользования;
  • знание выдающихся деятелей мирового значения;
  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • освоение общемирового культурного наследия.

Для эмоционально-оценочного (коннотативного) компонента можно выделить следующие показатели:

  • для этнической составляющей:
  • эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;
  • принятие системы этнических ценностей, выраженных в идеале совершенной личности родного народа;
  • положительное отношение к родному языку;
  • уважительное отношение к представителям других народов и конфессий;
  • уважение истории и культуры родного народа, его культурных и исторических памятников;
  • эмоциональные переживания, связанные с жизнедеятельностью родного народа, их устойчивость, глубина;
  • проявление интереса к своей республике/краю/области;
  • для общероссийской составляющей:
  • эмоционально положительное принятие своей принадлежности к российскому обществу;
  • принятие системы гражданских ценностей;
  • уважительное отношение и принятие законов, прав и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • уважительное отношение ко всем гражданам Российской Федерации;
  • уважение истории и культуры России, ее культурных и исторических памятников;
  • эмоциональные переживания, связанные с происходящими общественно-политическими событиями в стране;
  • проявление интереса к своей стране;
  • для общекультурной составляющей:
  • эмоционально положительное принятие своей принадлежности к мировому сообществу, осознание себя «человеком мира»;
  • принятие системы общекультурных (общечеловеческих) ценностей;
  • уважительное отношение к представителям любых конфессий и народов мира.

В отношении ценностно-ориентировочного (аксиологического) компонента показателями его сформированности являются:

  • для этнической составляющей:
  • наличие сформированной системы этнических ценностей, выраженных в идеале совершенной личности родного народа;
  • для общероссийской составляющей:
  • осознание ценности государства как гаранта прав гражданина, как высшей формы самоорганизации общества;
  • наличие сформированной системы гражданских ценностей (свобода личности, плюрализм, правосознание, демократия и т.д.);
  • для общекультурной составляющей:
  • наличие сформированной системы общекультурных (общечеловеческих) ценностей (жизнь, творчество, красота, истина, чувство справедливости, совесть, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство и т.д.);
  • объективное, действенно-критическое отношение к собственному поведению и совершаемым поступкам.

Показатели сформированности деятельностного (поведенческого) компонента:

  • для этнической составляющей:
  • использование родного языка в общении;
  • проявление присущих родному народу черт поведения;
  • положительные действия по отношению к представителям родного народа и других национальностей;
  • для общероссийской составляющей:
  • социально-политическая активность в пределах, установленных законодательством;
  • участие в общественных организациях, общественно-политических мероприятиях страны;
  • выполнение законов, норм и требований общества, прав и обязанностей гражданина России;
  • положительные действия по отношению ко всем гражданам России;
  • для общекультурной составляющей:
  • участие в производительном труде во благо процветания мирового сообщества и для личностной самореализации;
  • положительные действия по отношению к представителям любых конфессий и народов мира;
  • бережное отношение к окружающей природе;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • ведение здорового образа жизни.

Выводы

Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.

Формирование гражданской идентичности личности протекает в трех аспектах: этническом, общероссийском и общекультурном, поэтому для правильного понимания сущности изучаемого явления необходимо определять содержание структурных компонентов для этнической, общероссийской и общекультурной составляющих. И, соответственно, определять показатели сформированности компонентов (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного и деятельностного) гражданской идентичности личности необходимо в трех плоскостях: этнической, общероссийской и общекультурной. Такой подход позволит правильно подобрать диагностический инструментарий, определить содержание работы по формированию гражданской идентичности личности и отследить результативность проделываемой работы.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Петрова Т.Н., д.п.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Кожанов И.В. ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9802 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674