Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ МЕДИАСФЕРЫ В ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Панкова Г.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», факультет прикладных коммуникаций
Медиасфера является основным пространством, где происходит конструирование социально значимой проблематики, поскольку медиа представляют собой не только источник информирования о противоречиях функционирования общества, но и средство коммуникации по поводу развития и разрешения этих противоречий. Посредством коммуникаций те или иные социальные противоречия вовлекаются в медиасферу, проблематизируются и становятся предметом общественного внимания. Основываясь на существующих подходах к выявлению социальных функций медиасферы и опираясь на анализ роли медиасферы в проблематизации социальных противоречий, в статье выделены функции медиасферы в конструировании значимой для общества проблематики. В условиях насыщения медиасферы социально значимой информацией неизбежна конкуренция между проблемами за общественное внимание. Социально значимые проблемы конкурируют также и за чувство сострадания, которое люди испытывают в отношении событий, выходящих за пределы их повседневной жизни. Повсеместности присутствия медиасферы способствуют разрастание коммуникационных каналов, конвергенция масс-медиа, повторяемость сообщений в различных СМИ, что создает эффект «нормализации» девиаций в силу их видимой распространенности. Подобной «нормализации» способствуют и такие практики журналистики, которые основаны на погоне за сенсационной информацией, преобладании негативных новостей, нежелании представить широкий контекст социально значимой проблематики и пути ее решения. На основании проведенного анализа дисфункциональности медиасферы в проблематизации социальных противоречий в статье высказана следующая гипотеза. Подобные негативные тенденции в медиаконструировании социально значимой проблематики могут быть нивелированы в случае, если: 1) информация о проблеме будет более специфичной, соответствуя особым характеристикам более структурированной аудитории, 2) сама эта информация будет структурирована в результате интерактивной межличностной коммуникации, 3) в медиаконструирование социально значимой проблематики будет встроено локальное знание о контекстах развития и разрешения социально значимой проблематики. Все три условия могут быть созданы в интерактивной медиасреде.
социально значимая проблематика
социальные противоречия
интерактивные медиа
медиаконструирование
медиасфера
1. Пятигорский А. Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций. - М.: Европа, 2007. - 152 с.
2. Руткевич М. Н. Социальные противоречия современного российского общества. - М.: ИСПИ РАН, 2001. - 398 с.
3. Сметанина С. И. Стратегия устойчивого развития в контексте журналистики // Экологическая журналистика: сб. статей/ под ред. А. В. Давыдовой, А. С. Смоляровой. - СПб., 2011. - С. 17-24.
4. Черных А. Усталость сострадать // Мир современных медиа. - М.: Территория будущего, 2007. - С. 180-194.
5. Kinnick K. N., Krugman D. M., Cameron G. T. Compassion Fatigue: Communication and Burnout toward Social Problem // Journalism and Mass Communication Quarterly. - 1996. - Vol. 73. - № 3.
6. Merton R. K. On Theoretical Sociology. - N.Y.: The Free Press, 1967. - P. 122.
7. Ray M., Sawyer A. G., Strong E. C. Frequency Effect Revisited // Journal of Advertising Research. - 1971. - Vol.11 (February).

Медиасфера в современном обществе является основным пространством, где происходит конструирование социально значимой проблематики, поскольку медиа представляют собой не только главный источник информирования о противоречиях функционирования общества, но и средство коммуникации по поводу развития и разрешения этих противоречий. Именно медиасфера определяет доминирующие тенденции в общественном восприятии социально значимых проблем, формулировании и формировании установок различных социальных групп в отношении к этим проблемам.

Целью этой статьи является рассмотрение функций и дисфункций медиасферы в постановке и разрешении социально значимых проблем на основании выявления коммуникативной сущности проблематизации существующих в обществе противоречий. Посредством коммуникаций те или иные социальные противоречия вовлекаются в медиасферу, проблематизируются и становятся предметом общественного внимания.

Социальные противоречия рассматриваются в различных ракурсах, определяющихся, как правило, основными значениями термина «социальное» [2; 74]. Во-первых, речь идет о противоречиях между обществом и природой или между деятельностью по изменению окружающей среды и результатами этой деятельности. Из этой группы противоречий выводится широкий спектр экологической проблематики, значение которой в современном обществе растет [3; 19]. Во-вторых, социальные противоречия рассматриваются как противоречия между социальными классами, стратами или слоями. Особенностью этой группы противоречий является их укорененность в основаниях различных систем социальной стратификации, закрепляющих социально-стратовые (или социально-классовые) различия. И в-третьих, социальные противоречия понимаются в более широком контексте как противоречия между различными социальными группами по самым разнообразным критериям. Поскольку отношения между людьми и социальными группами разнообразны, то и классификации противоречий этой третьей группы многообразны. В том числе речь может идти о всевозможных субкультурных противоречиях, противоречиях межрелигиозных и межэтнических, социально-демографических и т. п.

В анализе медиаконструирования социально значимых проблем обращает на себя внимание противоположность между наличием в обществе неких противоречий и характером вовлеченности этих противоречий в общественную дискуссию. Процесс осознания социальных противоречий и вовлечения их в публичные дискурсы можно определить как проблематизацию социальных противоречий, т.е. превращение существующих, но не всегда осознаваемых противоречий в социально значимую проблему, вызывающую общественный интерес.

А. Пягигорский под проблематизацией понимал «такое рассмотрение объекта политической рефлексии, которое ведет либо к новым альтернативам, либо к новым вариантам прежних альтернатив, либо, наконец, к радикальной смене объекта» [1; 70]. В этом определении связь между проблематизацией и политической рефлексией не случайна. Именно в процессе рефлексии существующих социальных противоречий эти противоречия определяются или переопределяются, превращаясь в значимую проблему. Роль медиасферы в процессе проблематизации социальных противоречий оказывается принципиальной. Неслучайно А. Пятигорский замечает, что необходимость проблематизации была раньше понята именно журналистами: «...с начала ХХ века самые интересные политические диагнозы были сделаны не политиками, не учеными, а журналистами» [1; 71].

Основываясь на существующих подходах к выявлению социальных функций медиасферы и опираясь на анализ роли медиасферы в проблематизации социальных противоречий, выделим функции медиасферы в конструировании значимой для общества проблематики. Среди основных функций можно назвать следующие девять:

1. Коммуникативная функция, состоящая в обеспечении связи индивидуальных и коллективных субъектов проблематизации социальных противоречий на основании создания площадок, обеспечивающих поддержание общего дискурса социально значимой проблемы.

2. Аксиологическая функция, обеспечивающая совместную выработку субъектами дискурса ценностно-смыслового отношения к выявленной социально значимой проблеме.

3. Функция социально-политической социализации, позволяющая вовлекать в процесс проблематизации социальных противоречий широкие слои граждан, которые ранее избегали активного участия в общественно-политической жизни.

4. Просветительская функция, состоящая в воспитании способности субъектов проблематизации социальных противоречий мыслить самостоятельно и ответственно.

5. Интегративно-дезинтегративная функция, выражающаяся в содействии, с одной стороны, объединению усилий различных субъектов в постановке и решении социально значимой проблемы, а с другой - размежеванию позиций участников проблематизации социальных противоречий и выявлению различных групп интересов, которые необходимо согласовывать в процессе выработки решения.

6. Конфликтологическая функция, связанная с предыдущей и состоящая в своевременном выявлении конфликтогенных факторов проблематизации социальных противоречий и в предупреждении острых форм конфликтного взаимодействия.

7. Управленческая функция, состоящая в способности медиасреды содействовать выработке управленческих решений, качество и эффективность которых будет напрямую зависеть от согласованности позиций разнородных групп интересов, вовлеченных в процесс конструирования социально значимой проблемы.

8. Прогностическая функция, позволяющая предвидеть наиболее нежелательные формы развития социальных противоречий, выявлять потенциально назревающие проблемы и определять приоритеты и перспективы развития различных сфер общественной жизни.

9. Гуманистическая функция, состоящая в привлечении различных социальных субъектов к ненасильственным действиям в разрешении существующих социальных противоречий и в реализации гражданского контроля деятельности власти, что позволяет минимизировать негативные последствия бюрократизма, коррупции, протекционизма и других причин нечувствительности власти к социально значимой проблематике.

Однако наряду с названными функциями, медиасфера может оказаться и дисфункциональной в процессе проблематизации социальных противоречий. В этом случае будут наблюдаться не только сбои в осуществлении описанных выше функций, но и развитие негативных последствий, прямо противоположных тем, которые должны быть достигнуты в результате нормального функционирования медиасферы. Так, коммуникативная функция может обернуться дисфункцией, связанной с возникновением коммуникативных барьеров и разрушением коммуникации, аксиологическая функция - дисфункцией, выражающейся в обесценивании ценностей и разрушении смысловой сферы. Аналогичные трансформации могут происходить и с другими функциями.

Следует обратить внимание на весьма важный для методологии функционального анализа тезис Р. Мертона о том, что изучение латентных функций и дисфункций может привести к наиболее интересным результатам. В частности, Р. Мертон писал, что скрытые функции практической деятельности не являются результатом здравого смысла, а представляют собой непреднамеренные и часто неосознаваемые социальные, социально-политические или социально-психологические последствия отклонения от провозглашенных явных функций. Поэтому их изучение часто обнаруживает весьма важные парадоксальные результаты [6; 122].

Рассмотрим некоторые латентные аспекты функционирования медиасферы, а также дисфункциональные аспекты медиаконструирования социально значимой проблематики более подробно.

Одним из проявлений дисфункциональности медиасферы в проблематизации социальных противоречий является так называемый феномен «усталости сострадать». «Усталость сострадать» выражается в апатии и потере чувствительности к социальным проблемам. Одним из первых эмпирических исследований этого феномена является работа К. Кинник, Д. Крэгмона и Г. Камерона [7; 73]. Феномен «усталости сострадать» авторы описывают как непредвиденный побочный продукт функционирования медиасферы. Под состраданием авторы исследования понимают эмоциональную реакцию социального субъекта, которая вызывается эмпатией - естественной реакцией человека или сообщества на страдания других людей. Суть этой реакции состоит в том, что индивид мысленно ставит себя на место страдающих, что способствует укреплению морали и чувства сострадания. Существует диапазон оптимального уровня эмпатии, в рамках которого индивиды вероятнее всего будут стремиться облегчить свое эмпатическое сострадание, выбирая стратегии сопричастности. За рамками этого диапазона наблюдаются различные варианты уклонения от сострадания и, соответственно, от участия в помощи.

Очевидно, что феномен «усталости сострадать» проявляется и в политической сфере, современная трансформация которой в значительной степени объясняется гражданской апатией и «демобилизацией» общества. В России подобные эффекты оказываются наиболее опасными, если учесть степень «атомизации» общества, разорванность социальных связей, узкий радиус доверия и крайне низкие показатели социального капитала.

Следует согласиться с тезисом А. Черных о противоположности концепции, объясняющей «усталость сострадать», активно использующимся в медиасфере технологиям привлечения внимания к благотворительной деятельности и сбору пожертвований [4; 180-194]. Эти технологии направлены, в большинстве своем, на увеличение объема освещения социально значимой проблематики с целью вызвать чувство сострадания. Подобные технологии «раскручивания» будут иметь противоположный эффект и приведут к дальнейшему разложению способности общества сострадать. Такой эффект хорошо изучен на материале повторяющихся рекламных сообщений, которые первоначально вызывают позитивный отклик, а после многократного повторения часто порождают негативную реакцию [7; 11].

В условиях расширения информационного поля и насыщения медиасферы социально значимой информацией неизбежна конкуренция между проблемами за общественное внимание. Социально значимые проблемы конкурируют также и за чувство сострадания, которое люди испытывают в отношении событий, выходящих за пределы повседневной жизни и непосредственных забот. Подобный «выход» за пределы непосредственного круга жизненного мира оказывается возможным в результате такой черты медиасферы, как ее вездесущесть. Повсеместности присутствия медиасферы способствуют разрастание коммуникационных каналов, конвергенция масс-медиа, повторяемость сообщений в различных средствах информации, что создает эффект «нормализации» девиаций в силу их видимой распространенности. Подобной «нормализации» способствуют и такие практики журналистики, которые основаны на погоне за сенсационной информацией, преобладании негативных новостей, нежелании представить широкий контекст социально значимой проблематики и пути ее решения.

Социально значимая проблематика в этих случаях приобретает характер крупномасштабных кризисов и катастроф, с которыми аудитории сложно скорреспондироваться. Кроме того, в разоблачительной журналистской аналитике существующие институты часто предстают как неэффективные, что также подрывает возможные основания поиска решений социально значимых проблем. Положительная информация, напротив, часто вызвана имиджевыми мотивами и необходимостью «поднять рейтинг» некой персоны или структуры, что также часто ведет к блокированию конструктивного потенциала положительной информации, искажающей действительность.

Эти выводы подтверждаются результатами фокусированных групповых интервью, проведенных автором статьи в 2010-2013 гг. в рамках исследования телеаудитории по проблеме освещения в телепередачах таких проблем, как семейное насилие, ликвидация последствий лесных пожаров и наводнений. Участники фокус-групп объясняли свое равнодушие к обсуждаемой проблематике следующими мотивами:

- значимость данной проблематики не является исключительной, и привлечение к ней такого внимания не оправданно;

- обсуждаемая проблема не имеет решения или, по крайней мере, такое решение не зависит от усилий отдельных людей;

- в настоящее время слишком много подобных проблем, и каждому следует сосредоточиться на решении своих собственных проблем, а не помогать всему миру («у меня своих проблем полно», «я предпочитаю не смотреть такие передачи»);

- пострадавшие сами виноваты или их страдания результат справедливого возмездия;

- доверие к средствам массовой информации подорвано, и обсуждаемая проблематика имеет опосредованное отношение к действительности («правду мы вряд ли узнаем»).

Мотивы равнодушного отношения участников фокус-групп к социально значимым проблемам вполне осознаны и ведут к социальной аномии и отчуждению. Более того, результаты фокус-групп подтверждают гипотезу о том, что респонденты, которые изначально не имели положительного настроя в отношении жертв той или иной проблемы, под влиянием повторения информации о проблеме в медиасфере приобретают более устойчивое отрицательное отношение как к обсуждению самой проблемной ситуации, так и к ее жертвам. Однако другая часть респондентов, которая изначально относилась к жертвам проблемной ситуации с состраданием, демонстрирует более разнообразную эволюцию своего отношения к данной проблеме: от явной утраты интереса вследствие повторения информации до фрустрации, потери чувствительности и апатии. Несколько реже среди изначально положительно настроенных участников фокус-групп наблюдался рост эмпатического отношения к пострадавшим и желания оказать помощь. Однако и в этом случае продолжение нагнетания негативной информации приводило к снижению чувствительности к проблеме.

На основании проведенного анализа дисфункциональности медиасферы в проблематизации социальных противоречий можно высказать следующую гипотезу. Подобные негативные тенденции в медиаконструировании социально значимой проблематики могут быть нивелированы в случае, если, во-первых, информация о проблеме будет менее диффузной и более специфичной, корреспондируясь с особыми характеристиками более структурированной аудитории, во-вторых, сама эта информация будет структурирована в результате интерактивной межличностной коммуникации и, в-третьих, в медиаконструирование социально значимой проблематики будет встроено локальное знание о контекстах развития и разрешения социально значимой проблематики. Все три условия могут быть созданы в интерактивной медиасреде.

Можно предположить, что активно развивающиеся сегодня интерактивные медиа оказываются способными трансформировать восприятие социально значимой проблематики за счет своей способности устанавливать разветвленные сетевые интеракции вокруг обсуждаемых тем. Устойчивость этих интеракций будет напрямую зависеть от способности интерактивных медиа проявлять и согласовывать интересы участников проблематизации социальных противоречий.

Рецензенты:

Корконосенко С. Г., доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель декана факультета журналистики по научной работе, г. Санкт-Петербург.

Лабуш Н. С., доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Панкова Г.К. ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ МЕДИАСФЕРЫ В ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9585 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674