Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОККУЛЬТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Руженков В.А. 1 Севостьянов О.В. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кафедра психиатрии, нарколо-гии и клинической психологии
Методом анонимного анкетирования (убеждение в реальности силы воздействия оккультных практик на человека, испытание на себе оккультных феноменов и их целительный потенциал) опрошены специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи: 73 врача-психиатра, 158 медицинских сестер и 256 человек из населения, сопоставимых по возрасту (от 21 до 75 лет). Установлено, что оккультные убеждения широко распространены как в населении (34–51 %), так и среди специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи (16–48 %). Фактором риска формирования верований в оккультные практики (p<0,001), независимо от рода деятельности респондента, его возраста и уровня образования является ранний детский опыт обращения к представителям оккультизма по инициативе родителей с различными проблемами со здоровьем¸ чаще психосоматического характера. Выявлено и описано два типа оккультных убеждений: конформный (соглашательский, по инерции) и архаичный (сила «бесов» или «неизвестные силы природы»). Обсуждаются вопросы повышения уровня научности мировоззрения и профилактики оккультных убеждений.
колдуны.
экстрасенсы
сглаз
порча
оккультизм
психиатрическая помощь
медицинские сестры
врачи-психиатры
1. Бачериков А. Некоторые вопросы обращаемости психически больных к представителям оккультной медицины [Текст] / Бачериков А., Петрюк П., Бредня Т. // Вісник Асоціації психіатрів України. - 1999. - № 3. - С. 145-151.
2. Глузман С. Переписка АПУ с госпожой Ани Добантон [Текст] // Вісник Асоціації психіатрів України. - 1998. - № 4. - С. 155-157.
3. Деянова Н. А., Деянов В. Л. Оккультная психология [Текст] // Психология. - 2009. - № 17: Сверхсознание, ясновидение и эзотерика в психологическом консультировании. - С. 4-10.
4. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст]: практ. рук. для врачей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Техлит: Медицина, 1997. - 484 с.
5. Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 [Текст]: введ. в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 298 / Рос. Федерация, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). - Изд. офиц. - М.: Изд-во стандартов, 1995. - 443 с.
6. Подгаевская Т. Оккультизм в медицине: медицинские и психологические проблемы человека при колдовском воздействии [Электронный ресурс] // Мессианский комитет: познаете истину и истина сделает вас свободными. - 2011. - 2 мая. - http://www.messcom.org.ua/2011/05/02/35436/
7. Руженков В. А., Москвитина У. С. Представление о психических расстройствах и отношение к психиатрии населения средней полосы России: на материале Белгор. обл. [Текст] // Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - Т. XVII, № 1. - С. 74-75.
8. Руженков В. А., Москвитина У. С. Рейтинг врача-психиатра и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета [Текст] // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2010. - № 3. - С. 42-45.
9. Руженков В. А., Москвитина У. С. Рейтинг врача-психиатра и представления о психических расстройствах студентов медицинского факультета Белгородского государственного университета и населения Белгородской области [Текст] // Российский психиатрический журнал. - 2010. - № 4. - С. 34-38.
10. Севостьянов О. В., Руженков В. А, Боева А. В. Оккультные убеждения больных шизофренией: результаты медико-социол. исследования [Текст] // Научные ведомости БелГУ. Сер. Медицина. Фармация. - 2012. - №16 (135), вып. 19. - С. 76-78.
11. Севостьянов О. В., Руженков В. А., Боева А. В. Оккультные убеждения студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/103-6431 (дата обращения 15.05.2013).

Архаичные взгляды на сущность психических расстройств и на механизм их возникновения достаточно широко распространены в населении [7] и среди лиц с психическими расстройствами [10]. Среди студентов старших курсов медицинского факультета специальности «Лечебное дело» [8, 9], так и среди студентов факультета «Клиническая психология» [11] довольно часто встречаются оккультные убеждения - более 60 % верят в колдовство, а 27 % респондентов испытывали на себе силу оккультного воздействия.

По данным психиатров Украины [1], из группы обследованных психически больных только 15,6 % до обращения к психиатрам не обращались к представителям оккультной медицины, в связи с отрицательным отношением к этому виду помощи и к религии. По нашим данным [10], большинство - 71,9 % больных шизофренией, как до момента обращения, так и в период лечения у психиатра обращались за помощью к представителям оккультизма, несмотря на то, что убеждены о вреде здоровью оккультного воздействия - 76,4 % опрошенных. Результативность лечения оккультными методами: было улучшение состояния в 20,2 % и ухудшение - в 12,8 % случаях, а на 67 % респондентов используемая «магия» не оказала никакого воздействия.

Наряду с широким распространением оккультных убеждений в населении [7], поддержанием и широкой рекламой их в средствах массовой информации, профессия «целителя» также включена в «Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N298), подгруппа 32 «Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения», составная группа 324 - «Целители и практики нетрадиционной медицины» [5]. Их «обязанности» включают консультирование по вопросам правильного питания и образа жизни, способствующего поддержанию или восстановлению физического и психического здоровья; лечение пациентов с помощью методов народной медицины, в том числе траволечение, внушение, коррекция биоэнергетических полей, биоэнергетическое воздействие, молитвы и подобные методы.

В литературе [3] идет агрессивная реклама «оккультной психологии», что приводит к распространению влияния и внедрении оккультизма в медицинскую практику [6]. Создаются псевдонаучные институты, которые аттестуют колдунов и ведьм, учат студентов-медиков колдовским практикам... Оккультных служителей аттестуют и выдают им дипломы о высшем образовании. Выпускают же их как гомеопатов, экстрасенсов, рефлексотерапевтов - «знатоков и практиков в области восточной медицины», применяющих иглотерапию, биоэнергетику, гипноз, ясновидение, астрологию, гадание на картах Таро, способность «выходить в астрал» и т.п. [6].

Наряду с этим в некоторых странах официально выдаются лицензии на медицинскую практику «экстрасенсам» и «хилерам», а многие дипломированные врачи [2] подменяют традиционную медицинскую практику так называемыми нетрадиционными методами лечения («экстрасенсорное воздействие» и т.п.), распространяя в населении и среди лиц с психическими расстройствами мифологическое мышление [4].

В связи с этим целью исследования было изучение распространенности и структуры оккультных убеждений среди специалистов (врачей-психиатров и медицинских сестер), участвующих в оказании психиатрической помощи для разработки рекомендаций по снижению их актуальности.

Участники и методы

В течение 2012-2013 гг. социологическим методом (анонимное анкетирование) опрошены специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи: 73 врача-психиатра (первая группа) в возрасте от 22 до 73 (41,2±1,6) лет и 158 медицинских сестер (вторая группа) в возрасте от 23 до 75 (41,8±1,0) лет. Группу сравнения составила случайная выборка из представителей населения - 256 человек в возрасте от 21 до 63 (38,2±0,7) лет. Авторская анкета включала 4 раздела (верование в отношении реальности силы оккультных явлений, в возможности воздействия на человека «тайных сил», испытание на себе оккультных воздействий, возможность исцеления оккультными методами). В ходе исследования проводилась статистическая обработка материала (описательная статистика, критерий c2 с поправкой Йэтса для таблиц сопряженности 2х2).

Результаты исследования и обсуждение

Среди врачей психиатрического стационара почти треть занимали лица в возрасте от 21 до 30 лет - 32,9 % и 30,1 % были старше 50 лет. Среди медицинских сестер большинство (41,1 %) были в зрелом возрасте: от 31 до 40 лет. Среди населения более трети были в возрастном диапазоне от 21 до 30 лет. Тем не менее, респонденты всех групп были достаточно представлены во всех возрастных диапазонах (статистически достоверных различий в возрастных характеристиках респондентов не выявлено).

Результаты изучения верований в отношении реальности силы оккультных явлений и в возможности воздействия на человека «тайных сил» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура оккультных убеждений респондентов

п/п

Убеждение в реальности

существования

Врачи

психиатры

Медсестры

Население

К-во

%

К-во

%

К-во

%

1

Колдовство

12

16,4

64

40,5

87

34,0

2

Порча, сглаз

21

28,8

76

48,1

131

51,2

3

Ясновидение

34

46,6

75

47,5

111

43,4

4

Предсказание судьбы

17

23,3

54

34,2

82

32,0

5

Черная магия

8

11,0

57

36,1

97

37,9

6

Родовое проклятие

4

5,5

24

15,2

28

10,9

7

Венец безбрачия

4

5,5

21

13,3

25

9,8

8

«Зомбирование» человека

42

57,5

43

27,2

123

48,0

9

Управление посредством гипноза

59

80,8

105

66,5

177

69,1

10

Астрологический прогноз

19

26,0

57

36,1

70

27,3

11

Хиромантия

16

21,9

51

32,3

75

29,3

Как видно из таблицы 2, в реальность колдовства верят 16,4% врачей-психиатров и 40,5% медицинских сестер (c2=7,714 p=0,005). Среди населения эта цифра составила 34% (c2=7,714 p=0,005). Характерно, что врачи-психиатры больше верят в «порчу и сглаз», чем в колдовство - 28,8%, а среди медицинских сестер - 48,1% (c2=7,714 p=0,005) и населения - 51,2% (c2=7,714 p=0,005). Более высокий удельный вес оккультных убеждений среди медицинских сестер, чем у населения, требует дополнительного изучения.

Характерно, что в ясновидение верят примерно одинаковое количество врачей психиатров, медсестер и населения (соответственно 46,6 % - 47,5 % - 43,4 %). Данный факт, с нашей точки зрения, связан с широкой рекламой адептов данной оккультной практики в средствах массовой информации, а применяемые ими приемы «максимально неопределенного предсказания» создают эффект достоверности. Примерно такие же результаты получены и в отношении астрологического прогноза и хиромантии (в пределах 26-36 % и 22-29 %), а также в возможность предсказания судьбы (23,3-34,2 %).

Вызывает некоторое недоумение факт, что подавляющее большинство врачей психиатров (80,8 %) убеждены в реальной возможности безграничного управления человеком при помощи гипноза. В то же время среди медсестер эта цифра составляет 66,5 % (c2=7,714 p=0,005), а среди населения - 69,1 % (c2=7,714 p=0,005). Аналогичные цифры получены и в отношении возможности «зомбирования» человека. Разделяют эту точку зрения 57,5 % врачей-психиатров, 27,2 % медицинских сестер (c2=7,714 p=0,005) и 48 % представителей населения. Критически относятся врачи-психиатры к возможностям «черной магии» - верят в нее только 11 % врачей-психиатров, 36,1 % медицинских сестер (c2=7,714 p=0,005) и 37,9 % представителей населения (c2=7,714 p=0,005). Среди врачей-психиатров в вещие сны верят 38,4 % опрошенных, чаще (c2=7,323 p=0,007) лица женского пола (41,7 %), чем мужского (8 %). В оккультные воздействия архетипического уровня («родовое проклятие», «венец безбрачия») верят незначительное количество врачей-психиатров - 4 (5,5 %) человека, среди медсестер - 19 % и в населении - 16,8 %.

При выяснении точки зрения респондентов о диапазоне и мощности воздействия на человека колдовства установлено, что не верят в колдовство менее половины врачей-психиатров (65,8 %). В то же время большой удельный вес занимают лица, считающие, что при помощи колдовства можно управлять психикой - 24,7 % и вызвать заболевание - 9,6 %. Среди медсестер эти составили 15,8 % и 24,7 %, а у населения - 19,9 % и 31,6 % соответственно.

Изучение структуры «испытанных на себе оккультных воздействий» показало, что среди врачей-психиатров «подвергались колдовству» 4,1 %*, а «порче и сглазу» - 9,6 % опрошенных. Среди медицинских сестер эта цифра составила соответственно 15,8 %* и 20,3 % (p*=0,02), а у населения несколько ниже - 16 % и 10,5 % (без статистически значимых различий). Приведенные цифры свидетельствуют о широкой распространенности оккультных убеждений среди населения, что определяет их определенную популярность в среде специалистов медицинского профиля.

По собственной инициативе врачи-психиатры обращались к «бабкам» и колдунам» (16,7 %), а среди медицинских сестер - 24,7 %, причем лица мужского пола чаще - 50 %, чем женского - 21,4 % человек (c2=5,551 p=0,018). Среди населения эта цифра составила 27,7 %. По инициативе родителей в детстве лечились у «бабок» (страхи, заикание, капризность) почти четверть - 24,7 % опрошенных врачей-психиатров, среди медсестер - 27,2 %, а среди населения - 41,4 % (p<0,001).

Достаточно высокий удельный вес занимает интерес врачей-психиатров к астрологическому прогнозу - в общей сложности - 58,9 % респондентов, в том числе среди лиц мужского пола - 40 % и женского - 68,8 % (c2=4,488 p=0,034). Среди медсестер эта цифра составила 36,1 (p<0,01), а среди населения - 27,3 % (p<0,01).

Из 16,7 % врачей-психиатров (женского пола), обращающихся за помощью к экстрасенсам, более трети - 37,5 %, «получили ожидаемую помощь». Сами владеют «экстрасенсорными способностями» 8,3 % респондентов и используют их во врачебной практике.

Что касается вопроса о возможности излечения от заболеваний при помощи оккультных практик, то врачи-психиатры в 24,7 % случаев доверились бы заговорам, а 9,6 % - «волшебству»; среди медицинских сестер 22,8 % и 18,4 %, а среди населения 25 % и 16 % соответственно (статистически значимых различий не выявлено).

Опрошенные врачи-психиатры готовы порекомендовать родным и близким, в случае возникновения проблем со здоровьем, обращение к народным целителям - 16,4 % и колдунам, экстрасенсам - 11 %, среди медицинских сестер 34,2 % (p<0,01) и 17,1 %, а среди населения - 41 % (p<0,01) и 17,2 % соответственно.

Большинство (56,2 %) врачей-психиатров считают, что обращение к адептам оккультизма может нанести вред здоровью, лишь 9,6 % - знают людей, которые получили эффективную помощь. Среди медицинских сестер эти цифры составили 75,3 % и 15,2 %, а среди населения - 66,8 % и 17,2 %. По сравнению с врачами-психиатрами, среди медицинских сестер (c2=39,46 p=0,0001) и населения (c2=43,02 p=0,0001) меньшее количество доверяют адептам оккультизма. Данное обстоятельство, по-видимому, связано с тем, что врачи-психиатры сталкиваются в повседневной практике со сложными психическими расстройствами, генез которых не всегда известен.

Что касается механизма действия оккультных феноменов, то более 10 % респондентов из числа медицинских сестер полагают, что задействованы тайные силы природы, тайные химические вещества, или сам колдун, колдунья обладают тайными силами, а 20 % видят в этом договор с дьяволом. Использование тайных сил (26,2 %) и договора с дьяволом (8,2 %) в оккультизме усматривают и представители населения. Сказанное позволяет разделить структуру оккультных убеждений на две группы: конформный (соглашательский, по инерции) и архаичный (сила «бесов» или «неизвестные силы природы»).

Изучение шансов (вероятности формирования оккультных убеждений) в зависимости от обращения / не обращения в детском возрасте по инициативе родителей к представителям оккультизма) при помощи критерия c2 для таблиц сопряженности 2х2 с поправкой Йэтса получены следующие результаты. Среди врачей-психиатров, обращающиеся в детстве по инициативе родителей к адептам оккультизма, в 16,7 раза чаще встречаются оккультные убеждения, чем не имеющие такого раннего детского опыта. Наряду с этим они же в 6,7 раза чаще верят в возможность вызвать заболевание у человека при помощи колдовства. Среди медицинских сестер имеющих опыт общения в детстве с адептами оккультизма соответствующие убеждения формировались в 3,2 раза чаще, они же в 6,4 раза чаще обращались к ним по собственной инициативе. Среди представителей населения, обращающихся в детстве к «бабкам» и т.п., в 5,8 раза чаще формируются оккультные убеждения и в 6 раз повышается вероятность обращения к ним за помощью самостоятельно во взрослом периоде, чем у не имеющих такого раннего детского опыта.

Таким образом, в результате исследования установлено, что в различные оккультные явления верят от 5,5 % («родовое проклятие», «венец безбрачия») до 80,8 % (управление человеком при помощи гипноза) врачей-психиатров, а подвергались воздействию «колдовства» 4,1 % и «сглаза», «порчи» 9,6 % опрошенных. Среди медицинских сестер эта цифра выше более чем в 2 раза, а среди населения в 3 раза. В аспекте лечебного потенциала меньше всего врачи-психиатры доверяют «волшебству», в то же время практически каждый четвертый считает, что «заговорами» можно вылечить человека от заболевания.

Вызывает некоторое недоумение уверенность большинства (80,8 %) врачей психиатров в реальной возможности безграничного управления человеком при помощи гипноза; эта цифра ниже среди медсестер (66,5 %) и населения (69,1 %). Аналогичные результаты получены и в отношении возможности «зомбирования» человека: разделяют эту точку зрения 57,5 % врачей-психиатров, 27,2 % - медицинских сестер и 48 % - представителей населения. Полагаем, что данный факт отражает как бытовую традицию, так и механизм психологической защиты - «регрессию». Структуру оккультных убеждений можно разделить на две группы: конформный (соглашательский, по инерции) и архаичный (сила «бесов» или «неизвестные силы природы»). Фактором риска формирования и популяризации оккультных убеждений является обращение в детстве по инициативе родителей к адептам оккультизма, которое в 16,7 раза повышает вероятность их формирования в среде врачей-психиатров, в 3,2 раза у медицинских сестер и в 5,8 раза - у населения. Кроме того, такое широкое распространение оккультных верований у врачей-психиатров, с одной стороны, отражает интериоризированные родительские убеждения, с другой, в силу отсутствия в стандарте подготовки врача-психиатра должной психологической и психотерапевтической подготовки, в ряде случаев присутствуют архаичные убеждения, которые могут играть отрицательную терапевтическую роль в плане «советов» обращения за помощью к представителям оккультизма.

Рецензенты:

Плотников Дмитрий Вадимович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии Курского государственного медицинского университета, г. Курск.

Ретюнский Константин Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии Уральской государственной медицинской академии, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Руженков В.А., Севостьянов О.В. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОККУЛЬТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9356 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674