Введение
В настоящее время социально-экономическая ситуация становится всё динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Постоянно идет поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, профессиональное становление.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.
Цель исследования
Целью исследования является жизненная самореализация личности.
Полноценная жизненная самореализация личности возможна только в том случае, если человек:
- осознанно и глубоко верит в свою жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного «я», в зависимости от результатов своих помыслов и дел на протяжении всей жизни;
- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях;
- обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношениях;
- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.
Материал и методы исследования
Нет необходимости доказывать, что указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. Важную роль в этом смысле играет не только общая осведомленность о мире профессий, наличный уровень сформированности личностного профессионального плана, но также и то, насколько человек способен построить для себя пути реализации этого плана, увидеть преграды, стоящие на пути к достижению цели, определить пути и средства преодоления этих преград. Большое значение в этом вопросе отдается той степени определенности, с которой человек выбрал для себя сферу приложения своих профессиональных способностей. Определенность той сферы, где нынешний выпускник желает работать, во многом обуславливает ближайшие жизненные перспективы и дальние цели, а также способствует ясному видению путей их достижения и реализации.
Проблема профессионального становления стала актуальной в начале 20 века. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Новые орудия и средства труда потребовали квалифицированных работников, способных качественно и производительно выполнять трудовые функции в течение многих лет. Актуальным становится выбор профессии. Ядром профессионального становления личности считают взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии происходят структурные изменения и в личности обучаемого. В своей фундаментальной основе «профессия» - это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности или как область приложения сил человека, как социально фиксированный трудовой пост, как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri - «говорить публично», что осмысливалось в свое время как «объявить другим о своем деле, занятии, специальности». Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. В условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня предполагает постоянное моделирование, и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. Бурное развитие науки и техники требует большого количества специалистов, способных решать творческие задачи, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мы стремимся.
Современность предъявляет особые требования к человеку как специалисту своего дела, обладающему определенными качествами и ценностями, которые позволят индивиду (студенту) эффективно функционировать в обществе. В системе ценностных ориентаций личности важную роль играет её профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в деятельности. Она в себя включает: интерес и любовь к профессии; увлеченность работой; организаторские способности; общительность; требовательность, настойчивость; целеустремленность; уравновешенность; выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные познавательные потребности; готовность к самообразованию и т.д. Среда, в которую попадает выпускник вуза, представляет собой источник, питающий и развивающий личность в процессе профессиональной деятельности.
На этапе вступления в самостоятельную жизнь, в период освоения профессии, в психологии человека происходят существенные изменения. Они затрагивают основные формы и направления психического развития индивида, его сознания, деятельность, личность в целом.
Традиционные подходы к личности, культивировавшиеся долгие годы в отечественной науке и практике, рассматривали в основном только вопросы, её формирующие, исходя при этом из специфики целей образования методологических и идеологических условий. Важнейшая из них состояла в применении заданного извне содержания над потребностями личности, субъективный потенциал, который рассматривался лишь как условие достижения образовательных целей, в силу чего социальные установки оказались более значимыми, чем сама личность.
Современность предъявляет особые требования к человеку, которому необходимо соответствовать им, необходимо обладать определенными качествами и ценностями, которые бы позволили индивиду (студенту) эффективно функционировать в обществе.
Социальная среда представляет собой источник, питающий и развивающий личность в процессе современной деятельности и общения, посредством которых личность приобщается к культуре.
Следует отметить, что изначально концепция самореализации личности имеет общефилософскую идею саморазвития (самодвижения).
Наиболее значимым для профессионально-личностного развития субъекта деятельности являются не столько творческие находки, особенности процессов и результатов профессиональной деятельности, сколько самореализация, наращивание личностного потенциала.
Учёные рассматривают вопросы профессионально-личностного развития во взаимосвязи с деятельностью и подчёркивают, что она детерминирует развитие. Важным условием профессионально-личностного развития является система отношений человека к себе как профессионалу, к своему труду, к изменениям в ходе профессиональной деятельности, к миру в целом.
При рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б. Г. Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция - образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности [1].
С другой стороны, развитие личности есть и всевозрастающая её психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции. Э. Ф. Зеер, рассматривая понятие - профессиональное становление личности, понимает становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [3].
Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность её удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
На основе изучения работ зарубежных ученых - А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда о проблемах профессионального развития личности отечественными психологами были определены следующие концептуальные положения:
- профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
- ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессий и выполнения профессиональной деятельности;
- процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;
- профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
- индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;
- знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.
Сформированность личностного профессионального плана будет определяться теми целями и задачами, которые ставит перед собой каждая конкретная школа, в частности, а также требованиями в области государственного образования на современном этапе.
Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями молодого человека.
Концепция развития образования ставит цели и задачи для достижения наиболее эффективного образования [4].
Она является научно-теоретическим, методологическим документом, определяющим цели и задачи, структуру, содержание и основные стратегические направления развития образования РК как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.
Как указано в Концепции, обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70 % старшеклассников имеют низкие шансы успеха самореализации в жизни. В условиях недостаточной профилизации, на старшей ступени среднего образования, выпускники остаются невостребованными на рынке труда.
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек - профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта. Исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил её развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействия, идущих от другой стороны, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и её личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнутого быть не может по следующим причинам. Не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Указанное соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышения уровня профессиональной направленности. При правильной организации деятельности её творческие возможности всё полнее отражаются человеком. Основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении её уровня. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности. Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии является важнейшей задачей. От ее успешного решения во многом зависит повышение производительности труда, сокращение текучести кадров, пополнение достойной сменой кадрового потенциала страны.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие производства и социальной сферы в условиях глобальных процессов технологизации и информатизации требует подготовки работников квалифицированного труда и специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями и навыками. Выявляются противоречия и несоответствия в развитии профессионального образования по отношению к требованиям сегодняшнего дня, а именно:
- сохранение старых принципов и установок на предметный способ передачи информации и знаний, с одной стороны, и резкое увеличение меры разнородности знаний и информации, подлежащих освоению, с другой;
- сохранение старых инструктивных принципов подготовки обучающихся, и одновременно полная самостоятельность и ответственность выпускника за использование полученных знаний, в конечном итоге собственное трудоустройство на основе полученного образования;
- увеличение каналов получения и объемов перерабатываемой информации, а также, в отличие от бессистемной информации, требование на увеличение культурологической и фундаментальной составляющих осваиваемых знаний.
Реализация фундаментальных исследований и разработки научно-теоретических основ развития как профессионального образования в целом, так и его отдельных ступеней, так как предметом фундаментальных педагогических исследований является научно-педагогическое осмысление сущности и функциональных характеристик профессионального образования как социально-педагогического явления. Это предопределяет построение качественно новой модели начального и среднего профессионального образования, адекватного современным требованиям, ориентированного на компетентность специалиста, где необходимо выполнение следующих основных задач:
1. Определение состояния и тенденций развития начального и среднего профессионального образования в странах дальнего зарубежья и СНГ в достижении профессиональной компетенции специалистов, в сравнении с подготовкой работников квалифицированного труда и специалистов начального и среднего профессионального образования РК.
2. Обоснование ориентиров, оснований, принципов, условий достижения профессиональной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального образования РК.
3. Построение качественно новой модели начального и среднего профессионального образования, направленного на достижение профессиональной компетентности работников квалифицированного труда и специалистов РК.
Выводы
Сегодня актуальна двуединая задача: готовить всесторонне развитую личность и одновременно носителя социальных функций, исполнение которых способствует развитию жизнедеятельности общественного организма. Выполнение этой задачи возможно лишь при создании реального единого образовательного пространства, общая цель и задачи которого конкретизируются в основных звеньях данной системы в зависимости от этапов становления личности. Достижение целей требует поступательного и целостного процесса непрерывного образования.
В настоящее время перед профессиональными учебными заведениями стоит задача -глубоко и всесторонне изучать запросы учащихся школ в будущих профессиях, потребности рынка труда и чутко реагировать на оба фактора.
Рецензенты:
Тогизбаева Баглан Болсыновна, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
Малыбаев Нурлан Сакенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Сарсембаев Т. У., Кенесов С. Ж., Кутьенко С. Ю., Садыкова А. М., Жумабеков А. Т. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9105 (дата обращения: 13.10.2024).