Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Намзалов Б.Б. Калмыков С.В, Шагдуров Ю.П.

За последние десятилетия ряд достижений отечественного образования и науки в России оказались утраченными, поэтому в стране необходимо изменение вектора направленности государственной политики в области образования. Опережающее развитие образования и науки должно содействовать выходу России из кризиса, обеспечить будущее нации.

Россия, благодаря ряду своих особенностей, прежде всего интеллектуальному потенциалу и наличию огромных природных, территориальных ресурсов, часто еще не затронутых хозяйственной деятельностью, может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития.

На данный момент в России все еще низок престиж образования и науки, слабо поддерживается развитие фундаментальных и прикладных исследований, чрезвычайно низко бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений и как мы видим сегодня, даже тотальное их сокращение, особенно - средние профессиональные. Кроме этого, нельзя не учитывать кризис мировой образовательной системы, идет интенсивный поиск новой модели образования в начале III тысячелетия, которая могла бы удовлетворить потребности будущих поколений землян, поставившего целью сохранение окружающей среды и свое выживание. Наиболее полно оно выразилось в решениях и принятых Конвенциях на Сессии ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где была провозглашена Концепция об устойчивом развитии человечества. Развитию этих идей была посвящена, организованная нашим университетом совместно с РАО международная конференция «Глобализация и образование» в сентябре 2004 года.

На современном этапе в пределах Российского образовательного пространства идут непростые процессы, связанные с реформированием высшего образования, в частности университетов. По инициативе МО и Н РФ и ряда региональных университетов последние годы прошли серии семинаров (Твери, Самаре, Томске и др.), посвященные данной проблеме (Стриханов, 2004). Когда начали говорить о ведущих университетах России, появилась необходимость разобраться - какие типы университетов представлены в России? В настоящее время обсуждаются концепции нескольких типов университетов: Классический, Академический, Исследовательский и Инновационный (Майер и др., 1998).

В целом, развитие университетского образования в России за последние десятилетия наиболее динамично и противоречиво. Особенно интенсивно процессы «универсализации» начались с 1990-ых годов, когда профильные вузы преобразовались в профильные университеты (аграрные, педагогические, технические, медицинские и т.д.). В этих университетах при значительной фундаментализации образования, задачи подготовки профильных кадров сохранялись. Это правильно, особенно важно это сохранить в региональных университетах.

На фоне происходящих процессов в университетском образовании в России, как же выглядит Бурятский государственный университет (БГУ). В сентябре этого года университет отметил свое десятилетие, он изначально создавался как интеграционный на основе объединения БГПИ и Бурятского филиала НГУ. Один из старейших педагогических вузов России (в 2007 году от отметит 75-летие) слился с очень молодым университетом, который обогатил БГУ академическими традициями в образовании, принятыми в НГУ.

В Сибири университетов максимально интегрированных с академическими институтами немного, они смогли сформироваться там, где были созданы филиалы (позднее, центры) академической науки в регионах. В этом плане Бурятии повезло, в 1958 году был создан БКНИИ и в 2003 году мы отметили 45-летие Бурятской науки в РАН. И поэтому понятно, что БГУ не случайно вошел в пятерку-семерку сильнейших университетов Сибири. Показатели рейтинга университета за 2004 год по данным МОиН РФ (31 места среди классических университетов России) стал возможным благодаря интеграции с институтами БНЦ, ИНЦ и рядом центральных и сибирских вузов.

Одним из главных признаков классического университета, которую Н.С.Диканский (2004) рассматривают как синоним академического и исследовательского университетов, это наличие научных школ, которые должны сочетать фундаментальные исследования с прикладными (Осинский, 2005). Образование в классических университетах должно быть ориентировано на инновацию, чтобы ликвидировать разрыв между фундаментальной и прикладной составляющей образования и поэтому, научному менеджменту надо учить на студенческой семье. Для серьезного прорыва в областях развития классического университетского образования, подготовке элитных кадров нужна государственная поддержка. Последние программы ФАНИ МОиН РФ по поддержке научно-образовательных проектов (лоты - 9,10) - новый реальный шаг в поддержку классических университетов.

В БГУ 27 кафедр обозначили свои темы, претендующие на статус научных школ. Особенно перспективны те направления кафедр, на которых базируются диссертационные советы. Их в университете 8, из них 7 - докторские. Другим, не важным признаком классического или исследовательского университета является многоуровневая система образования, с магистерскими и аспирантскими программами. Существенно важно и приоритетно постановка НИРС на кафедрах, это кружки, поисковые группы, студенческие семинары с защитой специальных творческих работ.

Образование в классических университетах должно быть ориентировано на инновацию, чтобы ликвидировать разрыв между фундаментальной и прикладной составляющей образования. Многие деятели образования, ректора университетов утверждают, что научному менеджменту надо учить на студенческой скамье.

Для серьезного прорыва в областях развития классического университетского образования, подготовке элитных кадров нужна государственная поддержка. Последние программы ФАНИ по поддержке научно-образовательных проектов (лоты - 9,10) - новый реальный шаг в поддержку классических университетов.

Реальный процесс интеграции позволил привлечь к работе в БГУ свыше 100 высококвалифицированных научных сотрудников Бурятского и Иркутского научных центров, ведущих преподавателей вузов городов Иркутска, Москвы, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ. В свою очередь интеграция академической науки с вузами позволяют эффективно обновлять научные кадры. За последние 5 лет научный потенциал БНЦ почти на 80% обновляется (преимущественно по системе аспирантской подготовки) выпускниками БГУ. На очереди стоят более конструктивные преобразования в области интеграции науки и образования в России, это создание НОЦ. БГУ готов к организации новой образовательной структуры, по сути уже действующей в рамках Соглашения между БГУ и БНЦ по подготовке геологов, биологов, физиков и востоковедов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майер Г.В., Зинченко В.И., Ревушкин А.С. Академический университет как модель интеграции фундаментальной науки и элитарного образования //Изв. вузов. Физики, 1998. N 9, С. 3-7.

2. Осинский И.И. Становление научной школы //Университет в условиях реформирования Российского общества: Сб. трудов, посвящ. 10-летию Бурятского госуниверситета. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - С. 173-186.

3. Стриханов М.Н. Высшая школа и вузовская наука - важнейшие факторы преобразований в инновационной экономике //Высшая школа - важнейший фактор регионального развития в условиях новой экономики. Материалы научно-практической конференции (24-25 декабря 2003, г. Тверь).- Тверь: «Изд-во ГЕРС», 2004. - С. 23-38.


Библиографическая ссылка

Намзалов Б.Б. Калмыков С.В, Шагдуров Ю.П. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=90 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674