Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Зарипова Г.Д. 1 Субаева А.К. 1
1 Филиал ФГАОУ ВПО«Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе
В статье рассмотрены основные моменты по формированию ассортиментной политики на предприятиях перерабатывающей отрасли, представленные в виде последовательных и взаимосвязанных друг с другом этапов, а также выявлены основные проблемы, встречающиеся на практике при работе над созданием ассортимента. Рассмотренные в статье аспекты могут быть успешно применены в современных условиях развития на многих предприятиях. Авторами статьи детально описаны все основные этапы предлагаемой методологии по формированию ассортиментной политики на предприятиях перерабатывающей отрасли. Также в статье даются рекомендации относительно последующей корректировки ассортиментной политики. С этой целью в работе применены две формулы для расчета коэффициента полноты представленного ассортимента и коэффициента стабильности.
этапы формирования ассортиментной политики.
контроль стабильности и полноты ассортимента
ассортиментная политика
1. Алескеров Ф. Н. Ассортимент и качество товаров / Ф. Н. Алескеров, В. Е. Яровиков. – М.; Минск: Экономика, 2010. – 308 с.
2. Афанасьев В. А. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции / В. А. Афанасьев. – М.: Маркетинг, 2010. – 140 с.
3. Горчакова А. А. Компьютерные экономико-математические модели / А. А. Горчакова, И. И. Орлова. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 110 с.
4. Остроумов Л. А. Перспективные направления развития отечественного молочного рын¬ка / Л. А. Остроумов. – М.: Гостиный Двор, 2011. – 222 с.
5. Прохоров Р. А. Проблемы формирования ассортиментной политики на перерабатывающих предприятиях / Р. А. Прохоров. – М.: Экономика, 2009. – 156 с.

Проблема пищи всегда была одной из самых важных, стоящих перед человечест­вом. Поступательное развитие любой стра­ны невозможно без полноценной пищевой продукции и оптимального сбалансирован­ного питания, люди испытывали и продол­жают испытывать дефицит продуктов с вы­соким содержанием белка.

Молочные продукты являются одними из наиболее популярных вне зависимости от возраста, места проживания и материального положения потребителей, что исторически обусловлено пониманием их полезности.

При этом просто увеличение потреб­ления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. В настоящее время четко обозначилась тенденция использова­ния в продуктах питания растительных бел­ков и жиров как наиболее полно удовлетво­ряющих потребности в них человека.

Уни­кальность масштабов производства пищи, в том числе молочных продуктов в итоге оп­ределили и определяют численность челове­чества, его генетический и творческий по­тенциал [1].

В последнее время наблюдается ус­тойчивый рост в потреблении молочной продукции, который, судя по основным по­казателям, продолжится.

Поэтому для совре­менных производителей важно разобраться в том, куда движется рынок и что он собой представляет, чтобы ориентировать страте­гию на эксплуатацию текущих реальностей и возможностей.

В этой связи проблема формирования ассортимента приобретает фундаменталь­ное значение в науке и практике управле­ния, так как она связана с ответом на ключе­вые вопросы экономики: что, для кого и в каком количестве производить.

Формирование ассортиментной поли­тики на рынке молочных продуктов имеет ряд особенностей.

На практике работа над ассортиментом заключается обычно в сле­дующем: сначала производят группировку товаров по сходным признакам (определяют ассортиментный профиль предприятия); затем определяют количественное соотно­шение отдельных групп ассортимента, и, наконец, устанавливают внутригрупповой (развернутый) ассортимент (т.е. подбор кон­кретных разновидностей товаров в пределах одной группы).

Расчет выпуска объема товаров произ­водится на основе предыдущих норм про­даж, без учета ситуации и без нацеленности работы предприятия на перспективу.

При этом остальные вопросы, так или иначе связанные с ассортиментом, - рыноч­ные исследования, ценообразование, оценка конкурентоспособности продукции, оптими­зация объемов выпуска, позиционирование товара и т.д. остаются за пределами ассорти­ментной политики и находятся в ведении других служб или работников предприятия.

Этот подход противоречит рыночным исследованиям, так как не учитывает посто­янные изменения внешней среды. Кроме того, на практике концепция повышения прибыли не всегда играет главную роль при решении вопросов, связанных с ассортимен­том. Очень часто решение о включении или исключении товара из ассортимента принимают на основе интуиции, в подража­ние конкурентам и по другим научно не­обоснованным причинам.

Возникает необходимость в такой системе формирования ассортимента, кото­рая позволила бы обеспечивать производст­во и реализацию востребованной рынком продукции, быстро принимать решения от­носительно снятия с производства, модифи­кации или создания товаров. А также осуще­ствлять реализацию и продвижение това­ров, с учетом специфики развития рыноч­ных отношений, исследования всей совокуп­ности мер, связанных с товаром (разработкой, созданием, производством, продажей, сервисом, рекламой и т.д.).

Все это приводит к разработке нового методологического подхода к формирова­нию ассортиментной политики, основные этапы которого представлены на рисунке (схема 1).

1. Сбор внутренней информации и анализ существующего ассортимента предприятия

2. Сбор внешней информации и изучение потребительских сегментов на рынке

2.1. Проведение маркетинговых исследований

2.2. Представление выявленных результатов и выработка рекомендаций

3. Определение оптимального объема производства продукции и расчет производственной программы

4. Реализация ассортиментной политики

5. Контроль стабильности и полноты представленного ассортимента

Рисунок 1. Этапы формирования ассортиментной политики

Начинается формирование ассорти­ментной политики со сбора внутренней информации предприятия. Источниками внутренней информации служат собствен­ные базы данных предприятий. Это - информация о процессах, событиях, людях. Однако основным средством получения информации является бухгалтерская отчет­ность, именно она позволяет получить пер­вое достаточно объективное представление о деятельности предприятия [2].

Если руководство сочтет, что дан­ный этап дает исчерпывающую информа­цию для принятия управленческих реше­ний, можно переходить к третьему и чет­вертому этапам: расчету производственной программы и реализации, и формирование ассортиментной политики считать завер­шенным.

Однако такой подход демонстри­рует лишь одну сторону рыночной деятель­ности и гарантирует только достижение целей фирмы. Другая сторона - обеспече­ние наиболее полного удовлетворения по­требностей покупателей, остается нерас­смотренной и противоречит рыночной кон­цепции. Поэтому для формирования рацио­нализированной ассортиментной програм­мы, следует провести дополнительные ис­следования рынка сбыта, в результате кото­рого предприятие должно получить инфор­мацию об отношении покупателей к про­дукции, их претензиях и пожеланиях.

Любое исследование начинается с определения проблемы, стоящей перед орга­низацией. В отношении ассортиментной политики проблема заключается в возмож­ности создания такого ассортимента, кото­рый наиболее полно удовлетворял бы разно­образные потребности покупателей и при этом обеспечивал бы максимальную при­быль фирме при определенных увеличениях.

Следовательно, последующее исследование должно установить, какие группы покупате­лей присутствуют на рынке, каким товарам и ценам на них они отдают предпочтение. Наиболее часто в данном случае применя­ются такие методы маркетингового исследо­вания, как опрос, эксперимент и наблюде­ние [3].

После выявления номенклатуры товаров, которые будут производиться предприятием, следует определить их коли­чественное соотношение в структуре ассор­тимента. Для расчета производственной программы и определения оптимального объема производства в современных услови­ях применяются различные программы, ос­нованные на простых линейных методах программирования (например, Маthcсаd Ргоffessionаl), которые показывают наилуч­шие объемы производства товаров при за­данных условиях и ограничениях и в целом создают ассортимент, «примеряющий» же­лания потребителей и возможности пред­приятия [4].

После реализации ассортиментной политики необходимо осуществлять его постоянное наблюдение с целью своевре­менного внесения необходимых корректиро­вок. Во многих случаях инструментом регу­лирования ассортимента является ассорти­ментный перечень, устанавливаемый для конкретной торговой точки (если предпри­ятие само реализует свою продукцию) в за­висимости от её места расположения, типа, размеров, торговой площади и других фак­торов.

Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассорти­мент товаров, но и систематически контро­лировать его полноту (т.е. соответствие фак­тического наличия товаров существующему списку) и стабильность (т.е. бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотрен­ных перечнем).

Коэффициент полноты ассортимен­та - К полн, рассчитывается как отношение фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количест­ву, предусмотренному ассортиментным пе­речнем (нормативом).

К полн =Рфакт / Рплан , (1)
где Рфакт - фактическое количество видов товаров в момент проверки;

Рнорм - количество видов товаров, предусмотренных ассортиментным переч­нем (нормативом).

На полноту ассортимента влияют многие факторы, причины, нерегулируемые случаи (задержка поставщиками отгрузки, нарушение графика завоза и т.д.). Для ниве­лирования воздействия случайных факторов и более правильной оценки ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок. Полученный при этом показатель называется коэффициентом стабильности (устойчивости). Кстаб рассчитывается по формуле [2]:

Кстаб=Рфакт 1+Рфакт 2+...Рфакт n / Рнорм * n, (2)
где Рфакт 1, Рфакт 2, Рфакт n - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок за период (месяц, квартал, год);

n - количество проверок.

Коэффициенты полноты и стабильно­сти можно рассчитывать как по всему ассор­тименту, так и по ассортиментным группам. Чем ближе эти коэффициенты к 1 (они изме­ряются от 0 до 1), тем лучше представление ассортимента в магазине. Коэффициенты можно также использовать для конкурент­ного сравнения торговых точек, обслужи­вающих одинаковые целевые сегменты.

Описанная методика может приме­няться для формирования ассортиментной политики в небольшой промежуток време­ни. Через некоторое время предпочтения потребителей, а с ними - и объемы продаж могут измениться, и потребуется новый ана­лиз ассортимента, новое маркетинговое ис­следование, новые расчеты.

Проводить та­кую процедуру рекомендуется не менее раза в год, перед началом планового периода, в идеале - каждые три месяца, так как, именно за это время становиться заметным изменение спроса [5].

Пригодность описанной методики можно оценить с помощью практики, про­следив за последствиями принимаемых ре­шений на реальном объекте.

Делая заключение, следует отметить, что данная методика не является постоян­ной и строго заданной. По мере углубления знаний будут создаваться новые, более дета­лизированные и адекватные методики фор­мирования ассортиментной политики.

Рецензенты:

Сушкова Т. Ю., д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК» ФГБОУ ВПО «Ульяновска ГСХА им. П. А. Столыпина», г. Ульяновск.

Нафиков М. М., д-р с.-х. наук, профессор кафедры «Экономика АПК» Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополе, г. Чистополь.


Библиографическая ссылка

Зарипова Г.Д., Субаева А.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8586 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674