Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Фалеева Л.В. 1
1 НОУ ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Кировский филиал, Киров
В статье рассматриваются теоретико-практические основы процесса организации формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата. Проведен анализ теоретико-методологических подходов к формированию профессиональной культуры, на основании которого были решены экспертные и конструктивные задачи. В экспертной задаче описаны исходные предпосылки и перспективы формирования культуры самоорганизации; решая конструктивную задачу, предложена описательная модель. Описательная модель процесса формирования культуры самоорганизации включает принципы ее функционирования; внутренние и внешние факторы, способствующие или осложняющие процесс формирования культуры самоорганизации бакалавров; этапы этого процесса (мотивационно-целевой, информационно-познавательный, процессуально-технологический, рефлексивно-оценочный, профессионально-практический); психолого-педагогические условия формирования культуры самоорганизации, которые включают реализацию социально-культурных мероприятий развивающего содержания (профессионального, культурного, личностного) с применением социально-культурных технологий и технологической карты деятельности. Показана структура технологической карты, которая выполняет инструментальную функцию формирования исследуемого феномена.
структура модели
описательная модель
культура самоорганизации
1. Блаженко А. В. Формирование профессиональной культуры будущих педагогов-психологов: Автореф. дисс. … канд.пед.нак / А. В. Блаженко. – Калининград, 2009. – 23 с.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. – М., 2010. – С. 10.
3. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. – Л., 1990.
4. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. завед. / под. ред. В. А. Ситарова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
5. Фалеева Л. В. Управление процессом формирования профессиональных умений самоорганизации будущего менеджера в вузе: монография / Л. В. Фалеева. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2010. – 102 с.

Обрaщение к идее творческой самореализации личности в деятельности посредством освоения культурного наследия позволяет нам рассматривать феномен культуры как качественную характеристику отдельной личности. Подобная трактовка сводит категорию культуры к совокупности таких элементов человеческой деятельности во всех социальных сферах и продуктов этой деятельности в любой форме (идей, теорий, отношений и др.), которые выражают сущностные силы человека, меру его приближенности к социуму. При этом уровень культуры индивида рассматривается как степень развития его сущностных сил, способность к самосовершенствованию, освоению определенных социальных отношений (в т.ч. профессиональных) и адаптации к общественным требованиям.

В науке существуют разнообразные теоретико-методологические подходы к формированию профессиональной культуры бакалавров. Анализ научной литературы по теории профессионального образования позволил нам сделать вывод о том, что профессиональной культуре дается различное толкование, в обобщенном виде понимая ее как комплекс знаний, умений и навыков, что делают выпускника каждого конкретного вида труда мастером своего дела. Среди всех имеющихся исследований вопросу формирования культуры самоорганизации студентов не уделялось должного внимания, что значительно обедняет теорию и методику профессионального образования, затрудняет процесс изучения самореализации личности в культурном и профессиональном пространстве [1].

В своей теоретической деятельности мы решали две задачи - экспертную и конструктивную. В экспертной задаче на основании имеющейся информации мы описывали прошлое, настоящее и предсказали будущее, а решая конструктивную задачу, мы спроектировали процесс формирования культуры самоорганизации, применяя описательную модель. Применение описательной модели позволило нам решить несколько задач:

  • изучение объекта (научные исследования) - наиболее полно и точно отразить свойства объекта;
  • управление - наиболее точно отразить свойства объекта в рабочем диапазоне изменения его параметров;
  • прогнозирование - построить модель, способную наиболее точно прогнозировать поведение объекта в будущем;
  • обучение - отразить в модели изучаемые свойства объекта. Построение описательной модели происходит по следующей схеме: наблюдение, кодирование, фиксация (рис. 1) [2].

1 

Рис. 1. Последовательность построения описательной модели

Описательная модель формирования культуры самоорганизации студентов бакалавров ориентирует на реализацию стратегии развития учебно-воспитательного процесса вуза и включает совокупность ее компонентов: целевой, теоретико-методологический, научно-педагогический, практико-ориентированный, технологический, инструментально-методический, результативный.

Oсновными принципами функционирования подобной модели должны стать:

  • целенаправленность, согласованность и последовательность учебно-воспитательного процесса, ориентированного не столько на разовые акции (которые в определенных условиях не могут утратить своего значения), сколько на циклические и долгосрочные программы;
  • опора на положительные модели поведения студентов и их формирование непосредственно в студенческой среде;
  • установка на прямой личностный контакт студентов с преподавателями, руководителями коллективов и организаций, специально приглашенными деятелями культуры, науки и производства и т.д.;
  • сотрудничество в разработке и реализации социокультурных проектов;
  • тесная связь внеаудиторной работы с учебным процессом.

В ходе исследования выявлено, что для обоснования процесса формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата необходимо учесть внутренние и внешние факторы [5].

К внутренним факторам мы относим: осознание личной значимости культуры самоорганизации; установка на овладение ценностей общей культуры и культуры самоорганизации; понимание личностью обобщённого правила и актуализации знаний.

К внешним факторам: понимание сущности культуры самоорганизации как определённой совокупности личностных качеств, действий и операций его составляющих и способов выполнения действий; организация практической деятельности, участие в проектах и акциях по развитию культуры самоорганизации; рефлексия за уровнем развития культуры самоорганизации; учёт и оценка хода и результатов деятельности.

Особое место в обосновании процесса развития культуры самоорганизации студентов бакалавриата занимают этапы организации этой работы. Основными этапами процесса развития культуры самоорганизации студентов бакалавриата являются: мотивационно-целевой, информационно-познавательный, процессуально-технологический, рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определены различные познавательные задачи и профессиональные ситуации процесса развития культуры самоорганизации студенческой молодежи.

Психолого-педагогические условия формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата, которые обеспечивают целостность процесса и включают реализацию социально-культурных мероприятий развивающего содержания (профессионального, культурного, личностного), через конструирование культурно-смыслового образовательного пространства; применение социально-культурных технологий, которые инициируют способность к самоорганизации в процессе социализации; разработку и реализацию технологической карты деятельности преподавателя, куратора, выполняющих инструментальную функцию формируемого феномена [5].

Оптимальными формами формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата досуга являются активные формы вовлечения студентов в социально-культурную деятельность вуза, основанную на инициативе и практическом участии каждого студента. В практике работы вузов сложились разнообразные виды вовлечения студентов в социально-культурную деятельность, которые можно свести к следующим организационным формам: клубы по интересам; организация деятельности творческих коллективов; организация деятельности спортивных секций; организация культурно-досуговых мероприятий. Мы реализовывали социально-культурные мероприятия развивающего содержания (профессионального, культурного, личностного) через конструирование культурно-смыслового образовательного пространства.

Социально-культурные мероприятия профессионального развивающего содержания были направлены на совершенствование, закрепление полученных знаний в вузе по выбранному направлению обучения [4]. К таким мероприятиям мы относили: дебатный турнир, конференция, интеллектуальная игра, интеллектуальные конкурсы и олимпиады (например, дебатный клуб «Мой кумир», Дискуссионный клуб «Можно ли заработать на знаниях», интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», клуб «Молодой депутат», пресс-клуб, клуб «Спикер», клуб молодых учёных, педагогический клуб, психологический клуб и др.).

Социально-культурные мероприятия культурного развивающего содержания были направлены на повышение общей личностной культуры и культуры творчества студентов. Мы предлагали студентам-бакалаврам концерты, театрализованные представления, фольклорные праздники, шоу-программы, творческие конкурсы и фестивали, чемпионаты и фестивали, КВН, конкурсы красоты, презентации, клуб КВН, рок-клуб, рэп-клуб, хип-хоп, студенческие акции, конкурсы, театрализованные шествия, спартакиады, концертные и шоу-программы, театрализованные представления, встречи с выдающимися деятелями образования, науки, культуры, искусства и т.д.

Социально-культурные мероприятия личностного развивающего содержания направлены на развитие личностных качеств и умений студентов [3]. К ним мы отнесли: клуб Выпускников, клуб отличников, литературный клуб, литературная гостиная, музыкальная гостиная, клуб - фольклорный ансамбль, вокально-хоровая студия, клуб любителей классической музыки, клуб любителей гитарной музыки, клуб авторской песни, музыкальный театр, поэтический клуб, студия эстрадного пения, студия спортивного бального танца, студия современного танца, театр моды, студия художественного моделирования одежды, театрально-драматическая студия и др.

С началом экономических и политико-идеологичеcких реформ в России воспитательная функция высшей школы не является для профессорско-преподавательского состава ведущей. Многие преподаватели психологически и профессионально не готовы проводить воспитательную работу со студентами качественно и эффективно. Во изменение подобного отношения необходимо воссоздать необходимый статус воспитательной функции преподавателей как неотъемлемой части деятельности университета. К тому же, социально-психологический портрет студенчества за последние десятилетия значительно изменился (иные моральные критерии, жизненные ориентиры и др.).

Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Мы рассматриваем воспитание как управление процессом социализации индивида и целенаправленное влияние на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности студента.

Нами разработана и реализована технологическая карта деятельности преподавателя, куратора, выполняющая инструментальную функцию формирования исследуемого феномена (см. табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата

Цель

Виды деятельности по формированию

культуры самоорганизации бакалавров

Ожидаемый

результат

учебная

(реальная)

деятельность

профессиональная

(квазидеятельность)

досуговая

деятельность

Мотивационно-целевой этап

развитие потребности в формировании культуры самоорганизации

учебные занятия с привлечением работодателей,

факультативный курс

практические занятия совместно с руководителями организаций в он-лайн режиме

тренинговая программа,

организация работы студенческого телевидения

социокультурный идеал

Информационно-познавательный этап

формирование знаний о культуре самоорганизации

учебные занятия, спецкурсы

учебные интегрированные занятия студентов разных групп с работодателями;

подготовка и участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, семинарах

участие в деятельности лаборатории социального проектирования;

подготовка и проведение кураторских часов, факультетских и университетских мероприятий

социокультур-ный идеал

Процессуально-технологический этап

формирование исполни-тельских способно-стей

деловые, имитационные игры

помощь в исполнении повседневных поручений

участие в конкурсах ораторского мастерства, презентация специальности / направления подготовки, встречи выпускников;

конкурс социальных проектов

социокультур-ные ценности

Рефлексивно-оценочный этап

оценка уровня развития культуры самоорганизации

самохарактеристи-ки, экспертные оценки

самостоятельное внедрение проекта в производственном процессе организации

разработка комплекса мероприятий социально-культурной направленности для различных категорий граждан

самооценка, культура самоорганизации

Профессионально-практический этап

перенос сформиро-ванных знаний в практическую деятель-ность

организация конкурсов и проектов студентов с публичной защитой

участие в реализации проектов работодателей в статусе исполнителя

проведение профориентационной работы со школьниками и бакалаврами-выпускниками

социокультур-ный институт

Таким образом, описательная модель процесса формирования культуры самоорганизации студентов бакалавриата, апробированная нами в течение нескольких лет, показала положительные результаты.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Фалеева Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8070 (дата обращения: 14.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074