Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФАКТОРЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ MICE-ТУРИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Зверева О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
На примере Удмуртской Республики изучены возможности организации и проведения MICE-мероприятий. В статье рассматриваются факторы неэффективного развития MICE-туризма в республике. В работе с помощью маркетинговых методов исследования (опрос в виде личного интервью, опрос по электронной почте), проведенных среди участников международных и всероссийских специализированных выставок, удалось собрать и проанализировать большое количество информации относительно качества организации отраслевых мероприятий (выставок, ярмарок), их отношения к необходимости проведения данных мероприятий, предпочтений в выборе места проведения. Исследование позволило доказать целесообразность проведения MICE-мероприятий (в частности, международных и всероссийских выставок) в Удмуртской Республике. Сделаны выводы о том, что существует ряд проблем, препятствующих развитию MICE-туризма в Удмуртской Республике.
факторы развития
MICE-туризм
международные выставки
1. Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции // Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). – М.: Импринт, 2004. – C.206.
2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Изд-во «Финпресс», 2003. – C.315.
3. Чимитдоржиева О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты // Экономическая теория. – Вестник ОрелГИЭТ, 2010. – №2(12). – С. 85-92.
4. Ижевск – столица Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.izh.ru (дата обращения 20.11.2011)
5. MICE-эксперт – Аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.micenergy.com.ua/mice-expert_rubric_1_id_7.html (дата обращения 08.07.2011).
MICE-туризм (организация встреч, поощрительных поездок, конференций, посещение выставок) как специфическая отрасль мирового туризма наиболее активно развивается в мировом туристском пространстве. Доходы данной отрасли имеют высокий удельный вес в структуре доходов от международного туризма; в целом ряде стран они играют заметную или даже в отдельных случаях ведущую роль в государственном бюджете. Специалисты высказывают мнение, что именно туристическая отрасль способна остановить падение, а затем и стимулировать развитие мировой экономики [3]. Рассматривая структуру MICE-туризма, уже сейчас можно сделать вывод, что его отдельные сегменты в меньшей степени ощущают на себе влияние мирового экономического кризиса. Это относится к организации и проведению выставок и семинаров [5].

На примере Удмуртской Республике нами изучены возможности организации и проведения MICE-мероприятий.

Удмуртия - промышленно развитый субъект Российской Федерации, один из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Основные отрасли промышленности в Удмуртской Республике - машиностроение, металлообработка, черная металлургия, деревообрабатывающая промышленность, энергетика. В кризис произошел серьезный спад промышленного производства, но с 2010 г. наблюдается оживление в деловой сфере, в том числе рост международных отраслевых мероприятий [4].

Большое количество крупных промышленных предприятий, а также ряд строительных фирм имеют интерес в проведении презентаций производимой продукции и оказываемых услуг, поскольку участие в выставках - эффективный способ поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги [1].

В Удмуртской Республике в период 2006-2011 гг. было проведено 49 международных и всероссийских специализированных выставок, а также ряд конгрессных и выездных мероприятий. По данным статистики участниками выставок 2006-2011 гг. стали 2432 компании Удмуртской Республики, 1331 предприятие из 54 регионов России, а также Украины, Латвии, Швейцарии, Китая, Германии и других стран. Ежегодно география посетителей охватывает Центральный, Приволжский, Уральский федеральные округи России. Выставки также посещают специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Китая.

С каждым годом увеличивается число проектов и география участников, привлекаются посетители из все большего числа регионов и стран, тем самым создаются благоприятные условия для развития экономики региона в целом и стабильного роста бизнеса предприятий-экспонентов.

В 2009 году в Ижевске было проведено 7 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 419 предприятий из 22 регионов России, а также Германии и Латвии, 263 предприятия из Удмуртии, впервые приняли участие в выставках 126 предприятий.

А в 2010 году прошло уже 10 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 771 предприятие, что на 84 % больше по сравнению с прошлым годом. География участников расширилась до 40 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. Почти в два раза увеличилось число местных экспонентов, на 45 % выросло количество предприятий впервые участвующих в выставке.

На 2011 год было запланировано и проведено 11 отраслевых мероприятий, число участников которых по сравнению с 2010 г. увеличилось на 6,31 %. Наблюдается также расширение географии участников до 42 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Целью нашего исследования явилось определение факторов неэффективного развития MICE-туризма (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок), оценка целесообразности его развития в Удмуртской Республике.

Материалы и методы. В качестве методов исследования нами были выбраны опрос в виде личного интервью, опрос по электронной почте. Опрашиваемую группу составили 286 участников, принявших участие в период 2006-2011 гг. в международных и всероссийских специализированных выставках Удмуртской Республики: «Нефть. Газ. Химия», «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка», «Энергетика. Энергосбережение», «Город XXI века», «Комплексная безопасность», «ИнфоТех» и др. Среди участников опроса 208 (72,73 %) респондента являлись представителями регионов России, 32 (11,19 %) - представителями ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии), 46 (16,08 %) - представителями дальнего зарубежья (Латвии, Швейцарии, Китая, Германии).

Опрос в виде личного интервью заключался в сборе первичной информации путем прямо заданных опрашиваемым вопросов относительно качества организации отраслевых мероприятий (выставок, ярмарок), их отношения к необходимости проведения данных мероприятий, предпочтений в выборе места проведения. Почтовый опрос заключался в рассылке анкет и получении на них ответов по электронной почте. Проведение опросов состояло из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета [2].

Личное интервью, продолжительностью 15-20 минут, проводилось в местах организации международных и всероссийских выставок. При проведении опроса в виде личного интервью, наблюдалось незначительное чисто отказов респондентов, что дало возможность охватить значительный круг участников мероприятий. Поскольку анкеты содержали ряд открытых вопросов, нам удалось получить достаточно полные и развернутые ответы, узнать мнения и оценки опрашиваемых на интересующие вопросы. Все ответы респондента заносились в анкету интервьюера.

Почтовый опрос позволил охватить большой круг участников опроса (как в количественном отношении, так и по географическому показателю). Важным при рассылке анкет было наличие сопроводительного письма, в котором указывалось, кто проводит исследование, цель исследования, гарантии сохранения анонимности ответов, сроки возврата заполненных анкет, предварительная благодарность за возможное участие респондента в исследовании. В качестве основного недостатка следует отметить неполный возврат анкет (число безответных анкет составило 30 %), а также долгое ожидание ответов (срок ожидания иногда достигал от 1 до 2 месяцев).

Результаты. В результате анализа полученной от респондентов информации было установлено, что 275 (95,15 %) респондентов считают необходимым проведение международных выставок, которые являются эффективным способом поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги. Кроме того - это отличный способ найти партнеров по бизнесу, осуществить полезные знакомства, провести результативную рекламную кампанию. И лишь 11 (3,85 %) опрашиваемых участников указали, что организация выставок не является необходимостью для продвижения товара или услуг. По вопросу качества организации отраслевых мероприятий в Удмуртской Республике 234 (81,82 %) респондента отметили недостаточный уровень подготовки, по сравнению с городами, такими как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, 52 (18,18 %) участника оказались довольными качеством организации. При ознакомлении с предпочтениями в выборе места проведения отраслевых мероприятий выяснилось, что 142 (49,65 %) респондента обращают особое внимание на качество размещения (наличие соответствующих требованиям гостиниц, круглосуточного Интернета, собственного ресторана, тренажерного зала и др.), 106 (37,06 %) - транспортную доступность, 38 (13,29 %) - имидж региона (экономическая, политическая стабильность; благоприятная экологическая обстановка; низкий риск межнациональных конфликтов).

Опрос показал, что в Удмуртской Республике существует ряд факторов, препятствующих развитию MICE-туризма. В качестве основной проблемы 205 (71,67 %) участников опроса отметили неразвитость инфраструктуры (дефицит выставочных центров, конференц-залов для большого числа, свыше 2000 участников), 42 (14,69 %) - действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, 39 (13,64 %) - высокий уровень загрузки гостиничного фонда. Также в качестве факторов, препятствующих развитию данной отрасли, участниками опроса были отмечены: несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию «положительного» образа Удмуртской Республики для развития въездного туризма.

Выводы. 1. Большинство респондентов указало, что к основному фактору неэффективного развития MICE-туризма в Удмуртской Республике (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок) относится неразвитость инфраструктуры.

2. Порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, уровень загрузки гостиничного фонда, несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR, по мнению опрашиваемой группы, препятствует развитию MICE индустрии в Удмуртской Республике.

3. Развитие MICE-туризма в Удмуртской Республике является целесообразным, поскольку проведение выставки - это огромное число участников, доходы компаний-организаторов, гостиниц, предприятий питания и т.д., сотни занятых рабочих мест.

4. Международные выставки - это международное сотрудничество и совместный поиск путей решения существующих проблем, возможность выравнить экономическое развитие региона.

Рецензенты:

Боголюбова С.А.,  д.э.н., профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.

Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Зверева О.А. ФАКТОРЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ MICE-ТУРИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7958 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074