Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ

Ставропольский Ю.В. 1
1 ФГБОУ «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Минобрнауки РФ»
Проведен качественный контент-анализ публикаций об идентичности в российской прессе, представленной такими ведущими изданиями, как “The Washington Post”, “Chicago Tribune”, “Los Angeles Times”, “The New York Times”. Всего проанализированы 23 релевантных публикации. Декомпозиция текстового массива публикаций позволила выделить порядка 300 единиц анализа, которые затем были структурированы по следующим уровням: содержательно-установочный, тематический, проблемный, целевой и атрибутивный. На содержательно-установочном уровне рассмотренные публикации обращены к феномену идентичности. На тематическом уровне мы выделили следующие основные темы: американская идентичность, белая идентичность, черная идентичность, расовая идентичность, этнокультурная идентичность, идентичность меньшинства/большинства. На проблемном уровне внутри темы «американская принадлежность/идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: проблема ускоренного демографического роста небелых групп американцев, углубление расовой диверсификации этнокультурных сообществ за счет увеличения доли небелого населения, проблема ассимиляции иммигрантов из первого поколения, проблема угрозы традиционным американским общественным ценностям.
большинство
меньшинство
идентичность
раса
этнокультурный
культура
черный
белый
американец
1. Боришполец К.П. Методы политических исследований. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 221 с.
2. Жоль К.К. Социология в систематическом изложении. – М. : Юнити, 2004. – 431 с.
3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. – М. : Весь Мир, 1997. – 544 с.
4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М. : Рефл-бук, 2001. – 656 с.
5. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. – М. : ИС РАН, 2010. – 324 с.
6. Цыганков Н.А. Теория международных отношений. – М. : Гардарики, 2004. – 590 с.
Введение

Качественный вид контент-анализа [6], в отличие от количественного (частотного) вида [2], ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива [3], а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного понятия при его упоминании и т. д.) [4]. Проведение качественного контент-анализа требует от исследователя выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц анализа. Под смысловой и качественной единицей анализа понимается та часть содержания [5], которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.

Цель исследования

Поскольку целью исследования мы определили контент-анализ идентичности, соответственно качественными единицами анализа были избраны ключевые понятия социологии идентичности, такие как «идентичность», «раса» и т. п.

Материал и методы исследования

Нами был реализован ненаправленный вариант методики качественного контент-анализа, описанный К.П. Боришполец [1]. Наш выбор методики объясняется тем, что ненаправленный качественный контент-анализ сильнее зависит от предметной квалификации исследователя и логического мышления, в отличие от направленного качественного контент-анализа, который сильнее подчиняется правилам лингвистики.

В качестве материала для анализа американской прессы нами были выбраны публикации в крупнейших периодических изданиях США "The Washington Post", "Chicago Tribune", "Los Angeles Times", "The New York Times". На веб-сайтах указанных изданий мы вводили в строку поиска слово «идентичность» и получали соответствующие публикации. Всего нам удалось набрать таким образом 23 релевантных публикации в американских источниках.

Декомпозиция текстового массива американских публикаций позволила выделить 300 единиц анализа: (само)идентичность ((self)identity); этничность (ethnicity), в том числе (поли)этнический ((multi)ethniс); этнокультурный (ethnocultural); нация (nation); международный, (интер-), (мульти)национальный, государственный, националистический ((inter), (multi)national, nationalist); (им)мигранты ((im)migrants), (им)миграция ((im)migrtion); раса (race), (би-, мульти-) расовый ((bi), (multi)racial), расизм (racism); белый (white), чёрный (black); (моно)культура ((mono)culture), мультикультурализм (multiculturalism); американская идентичность (American, America's); большинство (majority), меньшинство (minority).

Затем единицы анализа были структурированы по следующим уровням: содержательно-установочный, тематический, проблемный, целевой и атрибутивный. Рассмотрим каждый уровень последовательно (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение

На содержательно-установочном уровне рассмотренные публикации в американской прессе обращены к феномену идентичности.

На тематическом уровне мы выделили следующие основные темы: американская идентичность, черная идентичность, белая идентичность, расовая идентичность, национальная идентичность, идентичность меньшинства и большинства.

На проблемном уровне внутри темы «американская принадлежность/идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: проблема ускоренного демографического роста небелых групп американцев, углубление расовой диверсификации этнокультурных сообществ за счет увеличения доли небелого населения, проблема ассимиляции иммигрантов из первого поколения, проблема угрозы традиционным американским общественным ценностям и укоренившемуся на протяжении поколений американском образу жизни по причине сокращения доли белых американцев, проблема политической идентификации небелых американцев, проблема несоответствия между высоким уровнем образования и значительным экономическим успехом небелых американцев из числа иммигрантов в первом поколении и сохранения у них политических предубеждений, мешающих играть заметную роль в политической жизни США, проблема нахождения равновесия между ассимиляцией и этнокультурной идентичностью.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «американская идентичность» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: проблема ускоренного демографического роста небелых групп американцев влечет за собой углубление расовой диверсификации этнокультурных сообществ.

Тем самым, с одной стороны, создаётся прямая угроза традиционным американским общественным ценностям и укоренившемуся на протяжении поколений американском образу жизни, а с другой стороны - подвергается дисбалансу общественный консенсус, поскольку нарушается равновесие между ассимиляцией и этнокультурной идентичностью.

Возникающий дисбаланс имеет шансы сохранять своё влияние на долгосрочную перспективу, поскольку влечет за собой социально-экономический диссонанс. С экономических позиций США заинтересованы в привлечении в страну высококвалифицированных специалистов в области новейших технологий, однако, с социально-политической стороны, среди высоко образованных и экономически успешных небелых американцев из числа иммигрантов в первом поколении сохраняются политические предубеждения, мешающие им играть заметную роль в политической жизни США.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие характеристики каждой проблемы из темы «американская идентичность»: ускоряется демографический рост небелых групп американцев, цвет кожи среднего американца из белого становится коричневым, углубляется расовая диверсификация этнокультурных сообществ, традиционные американские общественные ценности и укоренившийся на протяжении поколений американский образ жизни оказывается под угрозой исчезновения. Возможность сохранить американские ценности и образ жизни открывается в направлении ассимиляции небелых иммигрантов путем вовлечения их в политическую жизнь внутри страны. Однако небелые американцы из числа иммигрантов в первом поколении, будучи высоко образованными и экономически успешными, прежде всего в секторах высоких и передовых технологий, испытывают трудности в ассимиляции в США и сохраняют политические предубеждения, мешающие им активно участвовать в политической жизни (идентифицировать себя с крупнейшими политическими партиями - демократической и республиканской, выдвигать свои кандидатуры на выборах мэров городов и губернаторов штатов).

На проблемном уровне внутри темы «черная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: во-первых, дискриминация черных в образовании, по месту жительства, при приеме на работу и т.п.; во-вторых, специфические особенности черных иммигрантов в первом поколении, отличающие их от коренных афроамериканских резидентов.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «черная идентичность» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: дискриминация черных в образовании, по месту жительства, при приеме на работу реально существует. Дискриминация при приеме на работу распространяется даже на чернокожих с высшим образованием. Поэтому распространено явление «отбеливания» представляемого резюме, когда претендент на рабочее место скрывает либо преуменьшает наличие у себя африканских родственников. Чернокожие становятся жертвами нападений со стороны белых, а в массовом сознании сформировался образ цветного злодея, который к тому же сам себя ненавидит за то, что он чернокожий. При этом психотерапевтическая помощь черным американцам не получила широкого распространения.

Исключения из сложившегося порядка вещей связаны с двумя моментами. Во-первых, молодое поколение не склонно придавать большого значения собственной расовой принадлежности, в том числе потомки смешанных браков выбирают не единственную (например, черную) идентичность, но смешанную (например, черную и белую) идентичность. Во-вторых, иммигранты с темным цветом кожи в первом поколении более образованны и экономически успешны, чем коренные резиденты-афроамериканцы, они не ограничивают себя проживанием в черных районах и селятся среди более расово диверсифицированного окружения, они тем самым не связаны с традиционным афроамериканским сообществом и склонны доверять общественным институтам, установленным белыми

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «черная идентичность»: признается, что черные сталкиваются и в личной жизни, и на рабочем месте с особого рода проблемами, которые белым неведомы.

На проблемном уровне внутри темы «белая идентичность» выявляется проблема, связанная с угрозой белому доминированию.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «белая идентичность» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: на протяжении большей части американской истории превосходство белых было закреплено законодательно, в массовом сознании сложилось устойчивое представление о том, что прилично белому человеку. Однако в реальной действительности белые перестают быть большинством среди американского населения и нуждаются в помощи, чтобы привыкнуть ощущать себя меньшинством.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «белая идентичность»: белые перестают быть большинством среди американского населения и нуждаются в помощи, чтобы привыкнуть ощущать себя меньшинством.

На проблемном уровне внутри темы «расовая идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: расовый диспаритет при найме на работу, проблема влияния бедности на уровень образования представителей различных расовых групп в США. На наш взгляд, наиболее существенна проблема, возникающая в связи с тем, что США находятся на пути к тому, что в стране не будет никакого расового большинства. Стремительно растет группа мультрасовых американцев - лиц смешанного этнического происхождения - потомков смешанных браков.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «расовая идентичность» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: молодежь относится к мультирасовой идентичности скорее позитивно, среди потомков смешанных браков крепнет тенденция не отдавать предпочтения конкретной расовой принадлежности ни одного из родителей. Молодежь объединяется в организации по признаку бирасовой либо мультирасовой идентичности, прежде всего студенчество. На сегодняшний день в США высшее образование получают представители наиболее многочисленной мультирасовой группы за всю историю страны. Каждый седьмой брак заключается между представителями разных расовых групп.

Признается, что расовая идентичность наряду с этничностью и гендерной принадлежностью являются важными составными компонентами, образующими идентичность каждого человека. Отсюда возникает нацеленность психологов и психотерапевтов к работе с носителями мультирасовой идентичности.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «расовая идентичность»: завтрашний день в США будет принадлежать образованной молодежи, обладающей мультирасовой идентичностью.

На проблемном уровне внутри темы «этнокультурная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: прежде всего, заслуживают безусловного уважения усилия свободной американской прессы по постановке полной гаммы этно-культурно-религиозных проблем в повестку дня американского общества.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «этнокультурная идентичность» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: обсуждается уверенность в том, что ценность этнокультурных различий непреходяща и в этой связи -  перспективность этнокультурной оценки персонала и этнокультурного психологического консультирования. Существенный интерес представляет проблема отыскания американцами собственных этнокультурных корней, в том числе теми из них, которые родились за пределами США (так называемая проблема «дитя третьей культуры», буквальный перевод Third Culture Kid). Осуждаются попытки привязывать этнокультурную принадлежность к конкретной территории в целях образования культурной и политической автономии и нередко следующие за этими попытками этноцид и этнические чистки (например, Босния, Бирма).

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «этнокультурная идентичность»: ценность этнокультурных различий непреходяща.

На проблемном уровне внутри темы «идентичность меньшинства/большинства» мы выявили следующий ряд проблем: в грядущем столетии США столкнутся с проблемой большинства/меньшинства населения в новом для себя качестве, а именно: среди американского населения больше не будет никакого явного большинства. В связи с этим белым американцам предстоит привыкнуть ощущать себя меньшинством в США.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «идентичность меньшинства/большинства» по материалам американских периодических изданий оценивается нами следующим образом: утрата белыми американцами статуса большинства в США влечет за собой необходимость положить конец дискриминации этнических меньшинств. Существующее положение вынуждает представителей этнических меньшинств готовы терпеть предрассудки ради того, чтобы быть успешными в жизни.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «идентичность меньшинства/большинства»: предстоит сделать права меньшинств приоритетными.

Таблица 1 - Структуризация информационного массива

Содержательно-установочный уровень

 

 

Идентичность

 

Тематический уровень

 

 

Американская

идентичность

 

Черная

идентичность

 

Белая

идентичность

 

Культурная идентичность

 

Этническая идентич-ность

 

Этнокуль-турная идентич-ность

 

Расовая идентич-ность

 

Национальная идентич-ность

 

Идентич-ность иммигран-тов

 

Идентич-ность меньшинства и большинства

 

 

 

Проблемный уровень

 

 

угроза традиционным американских ценностям и образу жизни

 

дискримина-ция черных в образовании, по месту жительства, при приеме на работу

и т. п.

 

угроза белому доминиро-ванию

 

отказ от усилий в направлении мультикуль-турализма

 

этнические чистки, дискрими-нация

 

полная гамма этно-культурно-религиозных проблем

 

в середине века в США не будет никакого расового большинства

 

стимули-рование чувства общей идентич-ности

 

трансфор-мация США под влиянием иммигра-ции

 

белым американцам предстоит привыкнуть ощущать себя меньшин-ством

 

 

Целевой уровень

 

 

нарушено равновесие между ассимиляцией и этно-

культурной идентич-

ностью

 

«отбелива-ние» резюме, жертвы нападений со стороны белых, образ злодея в массовом сознании

 

превосход-ство белых закреплено в законода-тельстве и в массовом сознании

 

игнорирова-ние культурной принадлеж-ности

 

растет группа мульти-этничных американ-цев

 

отыскание американ-цами собственных этнокультур-ных корней

 

высшее образование получает наиболее многочис-ленная мультира-совая группа

 

левые аплоди-руют глобализа-ции и предают забвению национа-лизм

 

демогра-фический сдвиг вызван иммигра-цией и межэтни-ческими браками

 

необходи-мость положить конец дискрими-нации этнических меньшинств

 

 

Атрибутивный уровень

 

 

высокообра-зованные и экономически успешные небелые иммигранты испытывают трудности в ассимиляции

в США

 

черные сталкиваются и в личной жизни, и на рабочем месте с особого рода проблемами

 

белые перестают быть большин-ством и нуждаются

в помощи, чтобы

к этому приспосо-биться

 

ради того, чтобы быть успешными, представи-тели культурных меньшинств вынуждены терпеть предрассудки

 

здоровая этническая идентич-ность признает права других

 

ценность этнокуль-турных различий непреходяща

 

будущее США принадлежит образова-нной молодежи

с мультира-совой идентич-ностью

 

глобали-зация ограничи-вает полно-мочия нацио-нального прави-тельства

 

консерва-тивные силы выступают против свободной иммигра-ции в США

 

предстоит сделать права меньшинств приоритет-ными

 

Рецензенты:

Тетюев Леонид Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Печерский Владимир Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Ставропольский Ю.В. КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7793 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252