Понятие «инновация» появляется в исследованиях в XIX веке и означает введение элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» И. Шумпетер (1912) рассматривает как исследование новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач, которые являлись бы источником развития экономических систем. Учёный представил механизм нововведения в виде цепочки «наука - исследование - разработка - производство - потребление» [4].
Ф. Пиксон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудований.
Н.Д. Кондратьев разработал теорию циклического развития, по которой динамика нововведений представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, одновременно меняющих и социальную жизнь.
Педагогические инновации в 50-е годы ХХ века широко изучаются за рубежом и с конца ХХ века - в России. Сущность педагогических инноваций представлена в трудах В.А. Сластенина, М.М. Поташника и др. В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в том числе и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг (либо в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах). Педагогическая инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную сферу стабильные новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Образование взрослых в области ЖКХ в соответствии с запросами рынка труда и изменяющимися потребностями населения представляет собой многоаспектный процесс приобретения новых и развития имеющихся профессиональных компетенций. С.Г. Вершловский отмечает, что психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого обучающегося от школьника или студента:
- взрослый осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;
- взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;
- его мотивация к учению заключается в совершенно прагматичном подходе - он стремится с помощью учёбы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечения и др.);
- в отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учёбы;
- его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом его мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией [3, c. 8].
Проблема обучения специалистов в области ЖКХ свойственна не только России.
Рассмотрим опыт Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии DMAN. Семинары DMAN позволяют руководителям администраций и коммунальных хозяйств ознакомиться с опытом, накопленным в Германии в процессе административной реформы, приватизации, публично-частного партнёрства. Также Академия DMAN предлагает руководителям предприятий специальные отраслевые семинары и тренинги по профессиональным вопросам и темам. В подготовке и проведении семинаров принимают участие опытные специалисты государственных и коммунальных структур управления, руководители коммунальных предприятий, что позволяет решать практические вопросы, с которыми коммунальщики сталкиваются сейчас. В зависимости от целевой аудитории и темы занятий подбираются соответствующие методы тренинга: презентация с последующим обсуждением, разборы конкретных ситуаций (кейс-стадий), деловые и ролевые игры. Интерес представляет практиконаправленная часть программы: посещение государственных, публичных и муниципальных учреждений, способствующее естественному участию обучающихся в процессе управления ЖКХ и обмену опытом.
К примеру, программа «Жилищное строительство» рассчитана на глав региональных или местных администраций, руководителей строительных предприятий. Полезный эффект программы: опыт практиков немецкого жилищного строительства, актуальная информация о современных технологиях и материалах, в т.ч. о технологиях энергосбережения, переработки отходов и утилизации вторсырья. В содержании программы «Жилищное строительство» включены следующие разделы:
- жилищное строительство в Германии (общий обзор);
- технологии строительства одно- и многосемейных домов;
- ремонт и реконструкция существующих жилых зданий;
- финансирование риелторских проектов;
- организация производства и управление строительным предприятием;
- экология, переработка отходов и утилизация вторсырья;
- монолитное строительство жилых домов.
В ходе обучения по данной программе предусмотрены информационные посещения:
- местные строительные ведомства;
- строительные участки: новостройка/модернизация;
- предприятия по производству строительных машин и оборудования;
- типовые дома [3].
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отмечены такие основные направления, которые наиболее волнуют жителей мегаполиса:
- содержание и ремонт городских объектов;
- эксплуатация и управление жилищным фондом;
- благоустройство городских территорий и парковых зон;
- социальная политика.
Для успешного развития вышеуказанного направления обучение специалистов в последнее время стало проводиться на основе кейсов. Гладилина И.П. отмечает, что технология метода кейсов довольно проста: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, которая происходила в реальной жизни, и в ней отображается тот комплекс профессиональных знаний и умений, которые нужно получить обучаемым [1].
В ходе исследования автором был разработан и реализован ряд обучающих кейсов. Все кейсы выстраивались на основе следующих требований:
- чётко соответствовать заданной цели;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным «здесь и сейчас»;
- не устаревать в течение определённого времени;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- иметь несколько вариантов решения.
Таким образом, инновационные подходы к подготовке специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства выстраиваются на основе имеющихся у обучающихся знаний, практического опыта и достижений современной науки.
Рецензенты
- Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.
- Королева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Радина Ю.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7024 (дата обращения: 06.12.2024).