Аналогичную картину по состоянию аварийности можно наблюдать в крупных регионах. По данным сайта УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области в 2011 г. в Свердловской области произошло 5500 ДТП, в которых погибло 748 и ранено 7359 человек. В Екатеринбурге за это же время произошло 1716 ДТП, в которых погибло 148 и ранено 2239 человек. Так же как и в России, аварийность на перекрестках Свердловской области и г. Екатеринбурга занимает третье место [6].
Поскольку перекрестки являются местами, где часто возникают ДТП и задержки движения, рассмотрим их подробнее [5]. Екатеринбург включает семь административных районов, которые отличаются плотностью улично-дорожной сети и количеством перекрестков. Объектом внимания стали перекрестки, на которых произошло за год три ДТП и более. Распределение ДТП на таких перекрестках с учетом их конфигурации представлено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение ДТП на перекрестках с учетом их конфигурации по районам г. Екатеринбурга
Районы г. Екатеринбурга |
Конфигурация перекрестков |
||||
Т-образные |
У-образные |
Четырехсторонние |
С круговым движением |
Сложные |
|
Железнодорожный |
11 |
4 |
11 |
0 |
0 |
Октябрьский |
11 |
0 |
32 |
2 |
0 |
Кировский |
22 |
7 |
44 |
1 |
0 |
Верх-Исетский |
33 |
13 |
30 |
0 |
0 |
Орджоникидзевский |
24 |
10 |
63 |
0 |
1 |
Чкаловский |
35 |
8 |
25 |
1 |
1 |
Ленинский |
29 |
6 |
59 |
2 |
1 |
Как видно из табл. 1, в Екатеринбурге существует 486 наиболее аварийных перекрестков. Орджоникидзевский, Ленинский и Верх-Исетский районы привлекают особое внимание с точки зрения аварийности. Наибольшее число ДТП происходит на четырехсторонних перекрестках (264), наименьшее число ДТП - на сложных перекрестках. Небольшое количество ДТП на сложных перекрестках объясняется их небольшим удельным весом в общем числе перекрестков. Аварийность по районам отличается от общей - по городу. В Верх-Исетском и Чкаловском районах большее число ДТП приходится на Т-образные перекрестки. Наибольшая аварийность на У-образных перекрестках наблюдается в Верх-Исетском и Орджоникидзевском районах.
В табл. 2 приведены последствия ДТП на рассматриваемых перекрестках по районам г. Екатеринбурга.
Таблица 2. Последствия ДТП на перекрестках по районам г. Екатеринбурга
Районы г. Екатеринбурга |
Количество ДТП |
||
Всего |
Погибло |
Ранено |
|
Железнодорожный |
285 |
1 |
19 |
Октябрьский |
180 |
1 |
25 |
Кировский |
369 |
2 |
93 |
Верх-Исетский |
467 |
6 |
68 |
Орджоникидзевский |
1028 |
7 |
170 |
Чкаловский |
1782 |
3 |
53 |
Ленинский |
1006 |
2 |
75 |
Данные табл. 2 показывают, что распределение ДТП по перекресткам и распределение перекрестков по районам не совпадают. Так, наибольшее число перекрестков находится в Орджоникидзевском районе, а наибольшее число ДТП на перекрестках совершается в Чкаловском районе, хотя перекрестков в Чкаловском районе меньше на 28.
Различия в конфигурации перекрестков приводят к разному расположению на них конфликтных точек [1, 2, 3]. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, в которых происходили ДТП на перекрестках с различной конфигурацией.
На перекрестках с Т-образной конфигурацией наиболее часто совершались ДТП при следующей ситуации (рис. 1).
Рис. 1. Опасная ситуация на Т-образном перекрестке
Водитель первого автомобиля подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, при этом он собирается повернуть направо. Впереди него движется автомобиль, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там, по мнению водителя, появляется возможность для движения, он начинает поворот. Водитель первого автомобиля трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль.
Ясно, что водитель первого автомобиля ослабил внимание за впереди идущим автомобилем и не учел возможность его внезапной остановки.
На перекрестках с четырехсторонней конфигурацией наиболее часто совершались ДТП при следующей ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Опасная ситуация на четырехстороннем перекрестке
Водитель первого автомобиля приближается по первой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый. У стоп-линии ожидают зеленого сигнала светофора несколько транспортных средств, среди которых крупногабаритное транспортное средство (2) мешает обзору обстановки на перекрестке. Водитель первого автомобиля, продолжая движение с прежней скоростью, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с третьим автомобилем, движущимся в перпендикулярном направлении.
Водитель не учел, что при движении с прежней скоростью создается недостаток времени для принятия решения в условиях ограниченной видимости на четырехстороннем перекрестке при переключении сигналов светофора.
Выводы:
- В Екатеринбурге среди аварийных перекрестков преобладают Т-образные и четырехсторонние перекрестки.
- Аварийность на четырехсторонних перекрестках на 60 % выше, чем на Т-образных перекрестках.
- Разработку рекомендаций по снижению аварийности на четырехсторонних перекрестках необходимо начинать с рассмотрения типичных опасных ситуаций, которые приводят к возникновению ДТП.
- Для более полного анализа ситуации и разработки рекомендаций по повышению безопасности дорожного движения на четырехсторонних перекрестках необходимо провести топографический анализ ДТП и связать его с режимом работы светофорной сигнализации и пропускной способностью перекрестка по различным направлениям.
Рецензенты:
- Баженов Евгений Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
- Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Гасилова О.С., Сидоров Б.А., Чернышев О.Н. ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КОНФИГУРАЦИИ ПЕРЕКРЕСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6980 (дата обращения: 07.12.2024).