Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Титаев А.В. 1 Поварич И.П. 1
1 ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"
В статье рассматривается региональная система стратегического планирования Кемеровской области, описана организационная структура планирования, функции органов государственной власти в процессе стратегического планирования. Обосновывается необходимость совершенствования данной системы регионального планирования. Предложен новый институциональный подход к организации регионального стратегического планирования на основе технологии форсайт. Предлагается выделение в системе планирования политического и технического уровней. Связующим звеном между уровнями должен стать Координационный совет по стратегическому планированию, сформированный демократическим путём из всех заинтересованных представителей социально-экономических отношений региона. Целесообразно разделение форсайта на экспертный совет и тематические секции. В основе механизма форсайт предлагается применить метод Делфи, дополненный сценарным анализом. Включение в разработку региональных стратегий существенного числа субъектов социально-экономических отношений региона позволит повысить качество прогнозов, так и вероятности осуществления позитивного сценария. Важным результатом внедрения механизма форсайт является развитие неформальных взаимосвязей между участниками, создание единого представления о социально-экономической ситуации в регионе.
стратегическое планирование
форсайт
социально-экономическое развитие
прогноз
стратегия
1. Иркутская область первая в России намерена использовать программу Форсайт / официальный сайт Правительства Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irkobl.ru/%20events/detail.php?ID=171307%20&sphrase_id=289244 (дата обращения: 10.05.12).
2. Общественность Башкортостана разрабатывает стратегию будущего / официальный портал Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bashkortostan.ru%20/news/31499/?sphrase_id=87399 (дата обращения: 14.07.12).
3. Пермский региональный сервер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perm.ru/?id=1000064&show=9279 (дата обращения: 08.06.12).
4. Свободная электронная энциклопедия «Википедия»/Форсайт/ [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F0%F1%E0%E9%F2 (дата обращения: 14.07.12).
5. Сенчукова Л.О. Совершенствование организации регионального стратегического планирования (на примере Калининградской области) : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Калининград, 2010. - 25 с.
Сегодня уровень технологического развития территории является одним из ключевых факторов, обеспечивающих в долгосрочной перспективе уровень социально-экономического развития региона. Технологии выходят на первый план в конкурентной борьбе территорий, при этом ни одна страна в мире не в состоянии вести полномасштабное финансирование всех научных исследований (ввиду высоких издержек). В сложившейся ситуации возникает необходимость в определении приоритетов развития науки и технологий для каждой территории.

Нами была подвергнута анализу система стратегического планирования регионального социально-экономического развития Кемеровской области (далее система планирования). Отметим, что в систему планирования вовлечены практически все органы власти Кемеровской области. В настоящее время в регионе утверждены следующие документы: стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года; схема территориального планирования Кемеровской области; программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года; стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Кемеровской области до 2025 года. Кроме того, в соответствии с распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 07.09.2009 г. № 860-р «О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области» в регионе ведется разработка еще 15 стратегий развития отраслей и концепций развития сфер деятельности.

Структура системы планирования в Кемеровской области представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура системы стратегического планирования Кемеровской области

Субъект стратегического планирования

Статус

Функции

Губернатор Кемеровской области

Высший орган системы планирования

  • руководит и координирует всю работу

Коллегия администрации Кемеровской области

Руководящий орган разработки и реализации стратегических планов

  • взаимодействует со всеми организационными структурами на всех стадиях планирования и реализации плановых документов;
  • определяет порядок, сроки и этапы разработки стратегических документов;
  • представляет отчет в СНД КО о ходе выполнения стратегических планов;
  • утверждает план социально-экономического развития Кемеровской области;
  • утверждает концепции развития сфер деятельности;
  • утверждает планы развития отраслей и планы развития сфер деятельности;
  • одобряет прогноз социально-экономического развития Кемеровской области;
  • рассматривает проекты комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Кемеровской области

Совет народных депутатов Кемеровской области (СНД КО)

Законодательный и контролирующий орган

  • осуществляет законодательное регулирование в сфере планирования;
  • утверждает стратегию социально-экономического развития Кемеровской области;
  • утверждает программу социально-экономического развития Кемеровской области;
  • осуществляет контроль за ходом реализации программ социально-экономического развития области на основе системы целей и индикативных показателей, определенных в программах

Координационный совет по стратегическому развитию Кемеровской области

Консультирующий орган

  • разрабатывает рекомендации в рамках своей компетенции, связанные с разработкой и реализацией основных стратегических документов

Управление стратегического развития администрации Кемеровской области

Исполнительный орган

  • непосредственно формирует стратегию и программу развития Кемеровской области;
  • участвует в формировании документов системы планирования;
  • проводит согласование стратегических документов с вышестоящими органами исполнительной власти РФ;
  • обеспечивает деятельность координационного совета по стратегическому развитию Кемеровской области;
  • обеспечивает информационную открытость и доступность стратегических направлений соц.-эконом. развития и результатов их реализации;
  • формирует окончательные варианты стратегических документов

Источник: авторская разработка.

Схема действующей организационной структуры системы планирования Кемеровской области представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема существующей организационной структуры системы планирования.

Источник: авторская разработка.

Тип организационной структуры системы планирования Кемеровской области, по классификации Л.О. Сенчуковой (таблица 2), можно определить как «административная с элементами прагматической».

Таблица 2 - Классификация организационных структур стратегического планирования регионального развития [5]

Тип структуры

Краткая характеристика

Прагматическая

Предусматривает простую конфигурацию; целью создания такой системы является быстрая разработка стратегии в соответствии с методическими рекомендациями федеральных властей

Демократическая

Предусматривает разработку стратегии с привлечением всех заинтересованных групп на каждом этапе разработки. Является наиболее громоздкой и сложной в организации

Технократическая

Предусматривает привлечение экспертов и научного сообщества во взаимодействии с органами исполнительной власти области

Популистская

Направлена на максимальное взаимодействие с общественностью с целью пиара органов исполнительной власти или отдельных ее представителей

Административная

Включает разработчиков из администрации области, наиболее проста в организации и управлении

Административная структура планирования, которой соответствует структура планирования Кемеровской области, не соответствует предусмотренному в законодательстве демократическому варианту разработки стратегии. Причина указанной ситуации состоит в следующем:

  • Координационный совет по стратегическому развитию администрации Кемеровской области представляет собой рекомендательный орган и подчиняется в своей работе губернатору и Коллегии администрации Кемеровской области, что не позволяет общественности и бизнес-сообществу в полной мере представлять свои интересы;
  • состав участников совета по стратегическому развитию не обеспечивает равного представительства всех субъектов планирования, так как из 43 участников совета: 4 (9,3%) - представители общественности, 6 (13,9%) - представители бизнеса; 7 (16,3%) - представители науки и 26 (60,5%) - представители государственных и муниципальных органов власти. Состав совета утверждается постановлением губернатора Кемеровской области;
  • стратегическим партнером по разработке стратегии и главным исполнителем является Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург), то есть стратегия пишется на заказ.

Можно сделать вывод о том, что участие в стратегическом планировании, а соответственно и в развитии территории, ограничено для представительства различных субъектов социально-экономических отношений региона: бизнес, научное сообщество, общественные организации. По причине подобных ограничений региональный бизнес редко ориентируется на параметры, заложенные в прогнозах (стратегии и планы), а сами планы в итоге носят в большей степени информативный характер. В итоге стратегия не получает практического воплощения. Следует отметить, что согласование параметров стратегии с отдельными бизнес-структурами осуществляется путём заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и крупных предприятий.

Выше отмеченное позволяет сделать вывод о том, что система стратегического планирования требует модернизации. Для повышения эффективности системы планирования предлагается внести следующие коррективы в данный процесс:

  • включить механизм согласования интересов различных групп общества;
  • расширить стратегический анализ внутренней среды региона с учетом институциональных факторов;
  • разделить уровни разработки и принятия региональных прогнозов на политический (главное требование - наличие чётко выраженной «политической воли») и технический (разработка, мониторинг) уровни;
  • законодательно предусмотреть ответственность за невыполнение параметров и положений стратегии развития региона.

Реализация указанных предложений целесообразна путем включения в систему планирования регионального форсайта (технический уровень), как комплексного механизма формирования желаемого образа будущего, с вовлечением в этот процесс всех заинтересованных групп.

Форсайт (англ. foresight - видение будущего) имеет достаточно много определений. На наш взгляд два нижеприведённых определения в наибольшей степени отражают его суть [4].

  1. Форсайт - это эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.
  2. Форсайт - метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды.

С нашей точки зрения, форсайт - это комплексный механизм, достигающий результатов за счёт сочетания различных методов (метод Дельфи, SWOT, анализ информативных потоков, фокус группы и др.).

В России существует опыт проведения форсайта в трех регионах: в Иркутской области [1], Башкортостане [2], Пермском крае [3]. В Евросоюзе принято, что все страны, вступающие в ЕС, обязаны формировать региональные форсайты. Обычно в форсайте выделяют следующие этапы: 1) формирование объекта; 2) формирование существенных условий; 3) сканирование; 4) альтернативы будущего; 5) планирование и исполнение.

На рис. 2 представлена предлагаемая система планирования, включающая региональный форсайт.

Целесообразно, на наш взгляд, разделение форсайта на экспертный совет (обсуждение общих тенденций региона) и проведение тематических секций. В основу форсайта предлагается положить метод Делфи, дополненный сценарным анализом и библиометрическим методом.

Рис. 2. Предлагаемая система планирования.

Источник: авторская разработка.

Предлагаемое изменение системы планирования позволит:

  • определять и согласовывать интересы широких групп населения области;
  • мобилизовать для участия в планировании значительное количество субъектов экономической деятельность региона;
  • сформировать желаемый образ будущего и пути его достижения (долгосрочное - видение перспектив научно-технологического развития);
  • оценить макроэкономический и отраслевой эффекты от развития приоритетных научно-технологических направлений;
  • сформировать организационную среду взаимодействия различных профессиональных сообществ;
  • проинформировать население области о выработанных приоритетах.

Важным результатом внедрения механизма форсайт является развитие неформальных взаимосвязей между участниками, создание единого представления о социально-экономической ситуации в регионе.

Рецензенты

  • Морозова Е.А., д.э.н., профессор, декан экономического факультета КемГУ, г. Кемерово.
  • Мекуш Г.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой общей и региональной экономики КемГУ, г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Титаев А.В., Поварич И.П. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6961 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674