Нами была подвергнута анализу система стратегического планирования регионального социально-экономического развития Кемеровской области (далее система планирования). Отметим, что в систему планирования вовлечены практически все органы власти Кемеровской области. В настоящее время в регионе утверждены следующие документы: стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года; схема территориального планирования Кемеровской области; программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года; стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Кемеровской области до 2025 года. Кроме того, в соответствии с распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 07.09.2009 г. № 860-р «О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области» в регионе ведется разработка еще 15 стратегий развития отраслей и концепций развития сфер деятельности.
Структура системы планирования в Кемеровской области представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура системы стратегического планирования Кемеровской области
Субъект стратегического планирования |
Статус |
Функции |
Губернатор Кемеровской области |
Высший орган системы планирования |
|
Коллегия администрации Кемеровской области |
Руководящий орган разработки и реализации стратегических планов |
|
Совет народных депутатов Кемеровской области (СНД КО) |
Законодательный и контролирующий орган |
|
Координационный совет по стратегическому развитию Кемеровской области |
Консультирующий орган |
|
Управление стратегического развития администрации Кемеровской области |
Исполнительный орган |
|
Источник: авторская разработка.
Схема действующей организационной структуры системы планирования Кемеровской области представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема существующей организационной структуры системы планирования.
Источник: авторская разработка.
Тип организационной структуры системы планирования Кемеровской области, по классификации Л.О. Сенчуковой (таблица 2), можно определить как «административная с элементами прагматической».
Таблица 2 - Классификация организационных структур стратегического планирования регионального развития [5]
Тип структуры |
Краткая характеристика |
Прагматическая |
Предусматривает простую конфигурацию; целью создания такой системы является быстрая разработка стратегии в соответствии с методическими рекомендациями федеральных властей |
Демократическая |
Предусматривает разработку стратегии с привлечением всех заинтересованных групп на каждом этапе разработки. Является наиболее громоздкой и сложной в организации |
Технократическая |
Предусматривает привлечение экспертов и научного сообщества во взаимодействии с органами исполнительной власти области |
Популистская |
Направлена на максимальное взаимодействие с общественностью с целью пиара органов исполнительной власти или отдельных ее представителей |
Административная |
Включает разработчиков из администрации области, наиболее проста в организации и управлении |
Административная структура планирования, которой соответствует структура планирования Кемеровской области, не соответствует предусмотренному в законодательстве демократическому варианту разработки стратегии. Причина указанной ситуации состоит в следующем:
- Координационный совет по стратегическому развитию администрации Кемеровской области представляет собой рекомендательный орган и подчиняется в своей работе губернатору и Коллегии администрации Кемеровской области, что не позволяет общественности и бизнес-сообществу в полной мере представлять свои интересы;
- состав участников совета по стратегическому развитию не обеспечивает равного представительства всех субъектов планирования, так как из 43 участников совета: 4 (9,3%) - представители общественности, 6 (13,9%) - представители бизнеса; 7 (16,3%) - представители науки и 26 (60,5%) - представители государственных и муниципальных органов власти. Состав совета утверждается постановлением губернатора Кемеровской области;
- стратегическим партнером по разработке стратегии и главным исполнителем является Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург), то есть стратегия пишется на заказ.
Можно сделать вывод о том, что участие в стратегическом планировании, а соответственно и в развитии территории, ограничено для представительства различных субъектов социально-экономических отношений региона: бизнес, научное сообщество, общественные организации. По причине подобных ограничений региональный бизнес редко ориентируется на параметры, заложенные в прогнозах (стратегии и планы), а сами планы в итоге носят в большей степени информативный характер. В итоге стратегия не получает практического воплощения. Следует отметить, что согласование параметров стратегии с отдельными бизнес-структурами осуществляется путём заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве администрации области и крупных предприятий.
Выше отмеченное позволяет сделать вывод о том, что система стратегического планирования требует модернизации. Для повышения эффективности системы планирования предлагается внести следующие коррективы в данный процесс:
- включить механизм согласования интересов различных групп общества;
- расширить стратегический анализ внутренней среды региона с учетом институциональных факторов;
- разделить уровни разработки и принятия региональных прогнозов на политический (главное требование - наличие чётко выраженной «политической воли») и технический (разработка, мониторинг) уровни;
- законодательно предусмотреть ответственность за невыполнение параметров и положений стратегии развития региона.
Реализация указанных предложений целесообразна путем включения в систему планирования регионального форсайта (технический уровень), как комплексного механизма формирования желаемого образа будущего, с вовлечением в этот процесс всех заинтересованных групп.
Форсайт (англ. foresight - видение будущего) имеет достаточно много определений. На наш взгляд два нижеприведённых определения в наибольшей степени отражают его суть [4].
- Форсайт - это эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.
- Форсайт - метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды.
С нашей точки зрения, форсайт - это комплексный механизм, достигающий результатов за счёт сочетания различных методов (метод Дельфи, SWOT, анализ информативных потоков, фокус группы и др.).
В России существует опыт проведения форсайта в трех регионах: в Иркутской области [1], Башкортостане [2], Пермском крае [3]. В Евросоюзе принято, что все страны, вступающие в ЕС, обязаны формировать региональные форсайты. Обычно в форсайте выделяют следующие этапы: 1) формирование объекта; 2) формирование существенных условий; 3) сканирование; 4) альтернативы будущего; 5) планирование и исполнение.
На рис. 2 представлена предлагаемая система планирования, включающая региональный форсайт.
Целесообразно, на наш взгляд, разделение форсайта на экспертный совет (обсуждение общих тенденций региона) и проведение тематических секций. В основу форсайта предлагается положить метод Делфи, дополненный сценарным анализом и библиометрическим методом.
Рис. 2. Предлагаемая система планирования.
Источник: авторская разработка.
Предлагаемое изменение системы планирования позволит:
- определять и согласовывать интересы широких групп населения области;
- мобилизовать для участия в планировании значительное количество субъектов экономической деятельность региона;
- сформировать желаемый образ будущего и пути его достижения (долгосрочное - видение перспектив научно-технологического развития);
- оценить макроэкономический и отраслевой эффекты от развития приоритетных научно-технологических направлений;
- сформировать организационную среду взаимодействия различных профессиональных сообществ;
- проинформировать население области о выработанных приоритетах.
Важным результатом внедрения механизма форсайт является развитие неформальных взаимосвязей между участниками, создание единого представления о социально-экономической ситуации в регионе.
Рецензенты
- Морозова Е.А., д.э.н., профессор, декан экономического факультета КемГУ, г. Кемерово.
- Мекуш Г.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой общей и региональной экономики КемГУ, г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Титаев А.В., Поварич И.П. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6961 (дата обращения: 08.12.2024).