Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ЛИЧОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Густова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова"
В статье осуществляется постановка проблемы теоретического и экспериментального изучения феномена религиозности с точки зрения общей психологии. Данное исследование обретает особую актуальность на современном этапе развития России, который сопровождается курсом государственной политики, направленным на усиление религиозного влияния в обществе. Религиозные системы представлены как системы духовного воспитания, которым присущи свои эталоны личности — модели идеального человека, которым приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Набор личностных характеристик религиозного эталона зависит от того, какая идеология фундирует конкретную религиозную систему. Религиозность как личностное качество формируется в религиозной деятельности, в процессе адаптации человека к определённой религиозной системе. Синонимом понятия религиозность является понятие набожность – глубокая вера в Бога, со строгим соблюдением всех религиозных обрядов и предписаний. Индивидуальный уровень религиозности понимается как мера выраженности религиозных качеств, степень включённости в религиозную деятельность, глубина набожности. Автором приведены результаты проведённого эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств, проведённого на выборке респондентов, относящих себя к православному вероисповеданию. Выявлено, что при высоком индивидуальном уровне религиозности (набожности), обнаружена тенденция к актуализации таких личностных качеств как – подчиненность, сдержанность, высокая нормативность поведения, робость, подозрительность, тревожность, высокий самоконтроль, напряжённость, а при низком индивидуальном уровне религиозности проявляется тенденция к актуализации таких качеств, как: жизнерадостность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность.
религиозность
личностные качества
эталон религиозной личности
1. Сафронов А. Г. Религиозные психопрактики в истории культуры: монограф. / А. Г. Сафронов. - X.: ХГАК, 2004. - 304 с.; С. 15-16.
2. Угринович Д. М. Психология религии: теорет. очерки / Д. М. Угринович. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.
3. Шемет И. С. Интеграция психики: концепция, метод, эксперимент. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 192 с.
4. Шемет И. С. Методика исследования религиозности. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под ред. Козлова В. В. - Ярославль: МАПН, 2007. - 346 с.; С. 304-305.
5. Шемет И. С. Духовная интеграция психики. / Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы: Материалы междунар. научно-практич. конференции. - Кострома, 5-6 сентября 2006 г. /Отв. ред. Л. Н. Ваулина. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. - С.321-322.
6. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.
7. http://правительство.рф/gov/results/17975/дата посещения 12.04.2012.
8. http://www.bfm.ru/realty/2011/04/29/programma-200.html дата посещения 12.04.2012.
9. http://news.argumenti.ru/news/2009/12/09/30942 дата посещения 12.04.2012.
10. http://ru.wiktionary.org/wikiдата посещения 12.04.2012.
Введение. Современный этап развития России сопровождается курсом государственной политики, направленным на усиление религиозного влияния в  обществе.  Согласно распоряжению правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р,  утверждён план  мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» [7]. Активно идёт процесс становления военного духовенства - капелланов, полковых священнослужителей, так с 1 декабря 2009 года в Вооружённых силах РФ была введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими военнослужащими, на территории большинства войсковых частей построены православные храмы [9].  В Москве с 2010 года  запущен проект  «О строительстве православных храмов модульного типа на территории города Москвы», согласно которому было намечено выделить земельные участки на территории города для строительства двухсот православных  храмов в шаговой доступности. При этом в каждом построенном храме планируется    образовательная деятельность в форме воскресной школы, открытие молодёжного центра, отдела социальной помощи населению и приютов. Данный проект имеет рабочее название «Программа-200» [8]. В сфере спорта уже несколько лет  осуществляется сопровождение олимпийской сборной команды России православным священником - духовником, который проводит регулярные службы в период проведения Олимпиады. В средствах массовой информации появились специальные религиозные телеканалы, действуют интернет-сайты различных религиозных организаций, религиозные события регулярно освещаются в главных новостях.  Увеличилось количество религиозной рекламы на телевидении, радио,  стендах в городах и на автомагистралях.Священнослужители активно участвуют в открытии и обсуждении научно-практических проблем в ходе различных психологических, философских и педагогических конференций.

Социализация в современной России представляет собой интенсивную клерикализацию общества. Насколько нам известно, не было проведено никаких фундаментальных, научно-обоснованных экспериментальных психологических исследований религиозного влияния на личностные качества, поведение и деятельность человека. У ведущих исследователей психологии религии Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова, А. Г. Сафронова, А. И. Демьянова  отмечается, что, наряду с теоретическими попытками осмыслить религию, экспериментальных исследований её влияния на личность практически не существует. Д. М. Угринович отмечает, что «основной целью психологии религии является выявление соотношения в структуре психики верующих различных компонентов, а именно, эмоциональных, познавательных, волевых, а также процессов сознания и бессознательного» [2, с. 18]. Однако не существует теоретико-методологических исследований этого направления с точки зрения общей психологии [2].

Особенно важным изучение религиозного влияния становится в условиях поиска путей толерантного взаимодействия в обществе и  профилактики конфликтов, возникающих на религиозной и национально-культурной почве.

Всё это ставит перед общей психологией задачу объективно оценить религиозное влияние на личность, изучить феномен религиозности.

Религиозность и духовность - различные понятия. Нам близки подходы зарубежных авторов, представленные в работе Р. Эммонса: «духовное означает веру в некую силу, более высокую, нежели то, что существует в телесном мире, утверждение её ценности или служение ей... понятие религиозное относится ко всякой организованной религии» [6, с.179]. Религия - более узкое понятие по отношению к духовности, поскольку  является  одним из вариантов её  развития, существуя в форме социального института и не охватывает всей духовной сферы человека [5]. Религия наделяет идеологическим контекстом  духовные стремления человека, обличает в конкретную форму его состояния, сознание и поведение, устанавливает пределы человеческих возможностей. Религиям как системам духовного воспитания присущи свои эталоны личности - модели идеального человека, которые опираются на предположение, что  это в прошлом - реально существовавшие люди (пророки, мессии, святые мученики) и служат ориентиром для формирования религиозных качеств личности. Эти эталоны наделяются субъектностью, им приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Набор личностных характеристик религиозного эталона зависит от того, какая идеология фундирует конкретную религиозную систему.

Личностное качество, которое формируется  в религиозных системах, мы будем называть религиозностью. Религиозность выступает как самостоятельное качество личности, формируемое в религиозной деятельности. Синонимом понятия  религиозность является понятие набожность - глубокая вера в Бога, со строгим соблюдением всех религиозных обрядов и предписаний [10].Религиозность формируется  в процессе адаптации человека к конкретной религиозной системе, а соответственно к определённому идеалу личности и способам поведения. Процесс формирования религиозности - это путь адепта к эталону, модели идеального человека  в конкретной религиозной системе, через включение человека в религиозную деятельность, это воспитание религиозности, когда «религиозное-Я» является системообразующим фактором всей личности. Специфика религиозного типа мировоззрения заключается не просто в вере в Бога (Богов), а в вере в реальную мощь, всесилие сверхъестественного не в пространстве, а в этом нашем мире.

Таким образом, недостаточная изученность проблемы религиозного влияния на личность, с одной стороны, и объективная потребность теоретического обоснования религиозности с общепсихологической точки зрения определили актуальность нашего эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств.

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального уровня религиозности  и личностных качеств.

Гипотеза исследования. Если религиозность (набожность) как самостоятельное качество формируется в религиозной деятельности, то это  приводит к актуализации определённых личностных качествУ людей с высоким  и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным. При этом мы предположили, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек, и, наоборот, у людей с низким уровнем религиозности актуализированные личностные качества будут слабо соответствовать, либо вообще не соответствовать эталону.

Характеристика выборки. Выборка специально была подобрана с равными возрастными и половыми признаками.  Участниками эксперимента стали 140 человек, относящих себя к православному вероисповеданию - из них 70 респондентов женского и 70 респондентов мужского пола. В возрасте от 14 до 65 лет.  Мы разделили её на четыре возрастных группы: 1 группа - от 14 до 18 лет, 2 группа - от 19 до 30 лет, 3 группа - от 31 до 50 лет и 4 группа - старше 50 лет.

Проверка экспериментальной гипотезы осуществлялась с помощью следующих методов:

  • Методика определения индивидуального уровня религиозности И. С. Шемет [4].
  • 16-факторный личностный опросник Рэймонда Кэттелла (Форма А, которая включает 187 вопросов). Опросник Р. Кэттелла имеет широкую апробацию, доказал свою валидность и в отличие от многочисленных методик, которые измеряют отдельные качества, даёт возможность комплексно изучить и дать системную оценку личностных качеств конкретного человека.
  • Математико-статистических методов обработки данных. Оценка степени связи определялась по характеристике корреляционной связи, которая численно оценивалась с помощью различных коэффициентов корреляции. В данном случае для определения связи между параметрами теста 16-PFКэттелла и индивидуальным уровнем религиозности для разных возрастных групп использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Вначале респондентам было предложено заполнить  анкету определения индивидуального религиозности, которая включала в себя 24 вопроса, касающиеся некоторых аспектов отношения к вере, степени включённости в ритуальное пространство и культовое служение,  самооценки религиозности. По результатам данной методики средний балл по всем возрастным группам составил 6 на шкале от 0 до 10, что соответствует среднему значению индивидуального уровня религиозности согласно методике И. С. Шемет [3, 4]. Это говорит о том, что респонденты находятся под умеренным религиозным влиянием, у них обнаруживаются  бессознательные  установки следования религиозным традициям  и нерефлексивное отношение к религии.

Далее респондентам было предложено пройти обследование по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла и произведён сравнительный анализ на выявление взаимосвязей индивидуального уровня религиозности и качеств личности по факторам Р. Кэттелла.

Результаты эксперимента отражены в таблице 1 и в таблице 2:

Таблица 1. Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла  (выделенные значения значимы на уровне a≤0,05)

Где в 1 столбце таблицы обозначено В - возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные группы.

Таблица 2. Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла (выделенные значения значимы на уровне a≤0,01)

 Где в 1 столбце таблицы обозначено В - возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные группы.

Из таблиц видно, что выявлено 8 значимых корреляций  индивидуального уровня религиозности и личностных качеств согласно факторам опросника  Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость a≤0,01 и a≤0,05 согласно коэффициенту корреляции Пирсона.

Выявлена положительная  взаимосвязь индивидуального уровня религиозности (набожности) со следующими факторами личности согласно опроснику Р. Кэттелла:

G на шкале «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (r = 0,25, a≤0,01);

L на шкале «доверчивость - подозрительность» (r = 0,24, a≤0,01);

О на шкале  «спокойствие - тревожность» (r = 0,42, a≤0,01);

Q3 на шкале  «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (r = 0,21, a≤0,05);

Q4 на шкале  «расслабленность - напряженность» (r = 0,36, a≤0,01).

Выявлена обратная  взаимосвязь  индивидуального уровня религиозности (набожности) по следующим факторам личности согласно опроснику Р. Кэттелла:

Е на шкале «подчинённость - доминантность» (r = - 0,35, a≤0,01);

F на шкале «сдержанность - экспрессивность» (r = - 0,26, a≤0,01);

H  на шкале «робость - смелость» (r = - 0,44, a≤0,05).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности (набожности) обнаружена тенденция к актуализации таких личностных качеств, как - подчиненность, сдержанность, высокая нормативность поведения, робость, подозрительность, тревожность, высокий самоконтроль, напряжённость.

При этом следует отметить, что существуют некоторые возрастные отличия:

У первой возрастной группы (14-18 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств, как - подчинённость (Е),  высокая нормативность поведения (G), робость (H),  подозрительность (L), тревожность (О).

У второй возрастной группы (19-30 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств, как - подчинённость (Е), сдержанность (F), высокая нормативность поведения (G), напряженность (Q4).

У третьей возрастной группы (31-50 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств, как - сдержанность (F),  высокий самоконтроль (Q3),  напряженность (Q4).

У четвёртой возрастной группы (старше 50) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств, как - подозрительность (L), тревожность (О), высокий самоконтроль (Q3).

Значимых различий во взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств по половым признакам обнаружено не было.

Таким образом, согласно интерпретации опросника Р. Кэттелла, в соответствии с обнаруженными тенденциями к актуализации личностных качеств при высоком уровне религиозности мы составили примерную характеристику личности с высоким уровнем религиозности (набожности), в нашем случае для респондентов, относящих себя к православному вероисповеданию. Такая личность характеризуется высокой исполнительностью, неверием в себя и свои способности, склонностью брать на себя вину, кротко  подчиняться. Проявляет зависимость, пессимизм, подавленность, депрессивность, озабоченность,  склонность все  усложнять, у Кэттелла такие личности обозначаются как «последователи». Данные лица живут в беспокойстве о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач,  обязательны          настолько, что не могут нарушить правила ни при каких обстоятельствах, глубоко порядочны, добросовестны. Кроме того, им присуща острая реакция на любую угрозу, они считают себя крайне  робкими,  терзаются   необоснованным чувством собственной неполноценности,  медлительны и сдержанны в выражении своих чувств,  не любят работать в контакте с  людьми.  Они подходят к людям с предубеждением, настороженно, во всем ищут тайну, ждут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность,  неоткровенны с ними.  В коллективе они держатся обособленно, пекутся только о себе, завидуют успехам других людей,  считают,  что их недооценивают.  В отношениях - настойчивы, раздражительны, не терпят конкуренции. Данные люди часто испытывают чувство тревоги, не уверены в себе, склонны к частым сменам настроений, легко ранимы и погружены в мрачные мысли, полны сожаления и сострадания, излишне скромны. Тем не менее, имеют сильное чувство долга, чувствительны к одобрению и порицанию окружающих. Личность с высоким уровнем религиозности хорошо осознает социальные  требования и старается их аккуратно выполнять, заботится о впечатлении,  которое производит своим поведением, о своей общественной репутации,  умеет хорошо скрывать свои эмоции, контролировать поведение, упорно преодолевать препятствия, не разбрасывается,  начатое дело доводит до конца. Им свойственна высокая напряженность, склонность к психосоматическим нарушениям, снижена эмоциональная устойчивость, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.  

Личностные качества, которые актуализируются при высоком индивидуальном уровне религиозности у людей, относящих себя к православному вероисповеданию, совпадают с эталоном, моделью идеальной личности и её качеств, которая формируется в  христианстве как системе духовного воспитания - смирение, пассивность, моральное и физическое страдание, отказ от борьбы, безволие, подчинение, страх. Это подтверждает гипотезу о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек.

Для проверки следующей гипотезы о том, что у людей с высоким  и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным. При этом у тех, у кого ниже религиозность, актуализированные личностные качества будут слабо соответствовать, либо вообще не соответствовать эталону личности, лежащему в основе религиозной системы, мы разделили выборку на две группы:

1 группа в количестве 42 человека  -  респонденты с низким индивидуальным уровнем религиозности;

2 группа в количестве 46 человек - респонденты с  высоким индивидуальным уровнем религиозности.

И провели сравнение этих групп между собой по выраженным личностным качествам. Результаты исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2

 

Где в 1 столбце обозначено: Гр - группа;  42 - количество человек группы с низким индивидуальным уровнем религиозности; 46 - количество человек группы с высоким уровнем религиозности.

Из таблицы видно, что при низком индивидуальном уровне религиозности существует 3 значимые корреляции  с личностными качествами согласно следующим факторам личности опросника  Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость a≤0,01 согласно коэффициенту корреляции Пирсона:

F на шкале «сдержанность - экспрессивность» (r = - 0,43, a≤0,01);

Q 2 на шкале  «конформизм - нонконформизм» (r =  0,37, a≤0,01);

Q 4 на шкале «расслабленность - напряженность» (r =  0,34, a≤0,01).

Таким образом, согласно интерпретации опросника Р. Кэттелла можно составить примерную характеристику личности, у которой при усилении полярности в сторону низкой религиозности будет проявляться тенденция к актуализации таких качеств, как: жизнерадостность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность. Данные люди проявляют независимость, ориентированы  на собственные решения, самостоятельны, находчивы, стремятся иметь собственное мнение, действовать самостоятельно. Могут не считаться с общественным мнением, но не обязательно играют доминирующую роль в отношении других. Нельзя считать, что такому типу личности не нравятся люди, он просто не нуждается в их согласии и поддержке. Такой личности свойственна расслабленность, удовлетворенность, невозмутимость, спокойствие, уравновешенность. Из них получаются хорошие лидеры.

В группе с высоким уровнем религиозности выявлена значимая  взаимосвязь с двумя факторами личности опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость a≤0,01 согласно коэффициенту корреляции Пирсона:

Е на шкале  «подчиненность - доминантность» (r = - 0,26, a≤0,01);

L на шкале  «доверчивость - подозрительность» (r =  0,27, a≤0,01).

Что также подтверждает  гипотезу о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек. Полностью подтверждена гипотеза о том, что у людей с высоким  и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным.

Согласно концепции интеграции психики Шемет И. С. уровень развития респондентов с высоким индивидуальным уровнем религиозности на стадии духовной интеграции оценивается как « - 1»  на шкале от - 2 до + 2, то есть признание верховной власти, ритуальное отношение к Богу - всё это говорит о некоторой дезинтеграции,  степени рассогласования духовного уровня психики испытуемых [3, с. 119].

Респонденты с низким индивидуальным уровнем религиозности на стадии духовной интеграции оценивается как «0» или «+1» на шкале от -2 до +2. Где «0» соответствует нулевой стадии интеграции-дезинтеграции, то есть атеизму, индифферентному отношению к Богу, а «+ 1» говорит о средней степени интеграции на духовной стадии и проявляется в доверии к высшим силам, стремлении понять высшие законы и использовать их, а также в поиске смысла жизни, и показывает большую интеграцию психики у респондентов с низкой религиозностью [3, с. 119].

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что повышение индивидуального уровня религиозности отрицательно сказывается на личностных качествах.

Рецензенты:

  • Шемет И. С., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии  ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»,  г. Москва.
  • Передельский А. А., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой философии и социологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Москва.
  • Замогильный С. И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук, Энгельсский технологический институт Саратовского государственного технического университета, г. Энгельс.

Библиографическая ссылка

Густова Л.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ЛИЧОСТНЫХ КАЧЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6366 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674