Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Валиуллина Е.В. 1
1 Кемеровская государственная медицинская академия
Проведено исследование психологических особенностей кризисов профессионального самоопределения у будущих врачей на этапе вузовской подготовки. Рассмотрена динамика проявления кризиса выбора профессии, кризиса учебно-профессиональных ориентаций, кризиса профессиональных экспектаций и ненормативного кризиса у студентов медицинского вуза на разных курсах обучения. Выявлена зависимость переживания студентами кризисов профессионального самоопределения от составляющих компонентов их профессионального мотивационного комплекса: внутренней профессиональной мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной профессиональной мотивации. Установлена связь со структурными компонентами смысложизненных ориентаций личности студентов (общей осмысленностью жизни; наличием целей в будущем, удовлетворенностью текущим, настоящим процессом жизни; результативностью и продуктивностью жизни в целом; локусом контроля «Я» и локусом контроля «жизнь») у студентов-медиков на различных этапах обучения.
психологические особенности.
профессиональные кризисы
профессиональное самоопределение
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М. : Ось, 2005. - 336 с.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 35-44.
3. ЛеонтьевД.А.Тестсмысложизненныхориентаций(СЖО).- 2-еизд. -М. : Смысл, 2000. - 18 с.
4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. - СПб., 2001. - 384 с.
5. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 320 с.
Профессиональное самоопределение выступает как одна из ведущих, необходимых форм самоопределения личности в целом. Каждая из частных форм самоопределения (личностное, социальное, ролевое, профессиональное) имеет свое содержание, особенности проявления и находится в тесной взаимосвязи друг с другом, составляя единое целое - самоопределение личности.

Многокомпонентный и многоуровневый процесс поиска субъектом смысла в избираемой, осваиваемой и реализуемой профессиональной деятельности - профессиональное самоопределение личности - широко представлено в научной литературе работами Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Гинзбурга М.Р., Кона И.С., Прихожан А.М., Шадрикова В.Д. и др.

В качестве необходимого атрибута динамического процесса профессионального самоопределения личности исследователи определяют кризисные явления. Проблеме кризисов на всех уровнях профессиональной деятельности посвящены труды Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Марковой А.К., Пряжникова Е.Ю., Сыманюк Э.Э и др. Кризисы профессионального самоопределения - это непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания и структуры субъекта деятельности, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития [5].

На этапе вузовского обучения в качестве основных кризисов профессионального самоопределения Зеер Э.Ф. выделяет кризис учебно-профессиональных ориентаций, кризис выбора профессии, кризис профессиональных экспектаций и ненормативный кризис. Ненормативные кризисы могут возникнуть в течение всей жизни индивида в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств и способны нарушить линию его профессионального развития [1].

Содержательные характеристики кризисов профессионального самоопределения студентов отражены в работах Андреевой Н.С., Беловой Д.Е., Голубевой М.Г., Кунц Л.И., Поваренкова Ю.П. и др. Исследователи выявляли психологические особенности кризисов профессионального самоопределения у будущих педагогов, психологов и инженеров. Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что проблема кризисов на этапе вузовской подготовки будущих врачей в настоящее время изучена недостаточно.

Данное обстоятельство, противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей кризисов профессионального самоопределения медиков на этапе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью поднимаемой проблемы определило цель исследования: выявить психологические особенности протекания кризисов профессионального самоопределения будущих врачей на этапе вузовской подготовки.

Базой исследования стала Кемеровская государственная медицинская академия. В исследовании приняли участие 409 человек (студенты 1-6 курсов обучения, педиатрического и лечебного факультетов). В качестве методик исследования были использованы: психобиографическая анкета В.Г. Норакидзе в обработке Э.Э. Сыманюк [5]; шкала профессиональной мотивации К. Замфир в модификации А. Реана [4]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [3]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы Statistica 6.1 и пакета Microsoft Office - Microsoft Excel, версия 2003 г.

Выбор непараметрических критериев в оценке достоверности результатов исследования и корреляционных связей обусловлен характером распределений (ненормальное распределение для большинства показателей). Различия показателей анализировались с помощью χ2-критерия Пирсона, корреляционный анализ проведен с использованием r-критерия Спирмена.

Метод психобиографической анкеты В.Г. Норакидзе в авторской обработке Э.Э. Сыманюк [5], адаптированный к целям настоящего исследования, позволил изучить и дифференцировать кризисы профессионального самоопределения студентов-медиков на разных курсах обучения. В качестве индикаторов факторов, обуславливающих кризисы, были выделены следующие объективные и субъективные факторы: смена ведущей деятельности, постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности, изменение социальной ситуации, неготовность к профессиональному самоопределению, стремление к саморазвитию, социально-профессиональная активность личности и пр.

Основными критериями для выделения вида кризиса служили элементы в текстах психологических профессиональных биографий студентов, высказывания, характеризующие кризисные явления, причины их возникновения, психологические изменения в структуре профессиональной активности и т.п. Учитывались как оценочные суждения, так и элементарные описания субъективных переживаний, которые затем были соотнесены с индикаторной таблицей, предложенной Сыманюк Э.Э. [5]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средние показатели проявления кризисов профессионального самоопределения студентов-медиков по курсам

 

I курс

M + m

II курс

M + m

III курс

M + m

IV курс

M + m

V курс

M + m

VI курс

M + m

P

КУПО

1,78+ 0,38

2,04+ 0,66

1,86+ 0,59

2,52+ 0,73

1,98+ 0,71

4,67+ 1,47

0,007

КВ

2,58+ 0,75

1,49+ 0,34

1,54+ 0,48

1,89+ 0,54

2,32+ 0,83

3,99+ 1,26

0,020

КЭ

2,06+ 0,74

1,52+ 0,37

5,60+ 1,77

3,56+ 1,03

1,65+ 0,59

1,33+ 0,42

0,035

НК

0,65+ 0,38

1,10+ 0,21

0,61+ 0,19

0,41+ 0,11

0

0,65+ 0,20

0,009

КУПО - кризис учебно-профессиональных ориентаций;

КВ - кризис выбора профессии;

КЭ - кризис профессиональных экспектаций;

НК - ненормативный кризис (здесь и далее используются данные условные обозначения кризисов профессионального самоопределения).

Как видно из представленной таблицы, ненормативный кризис имеет незначительную выраженность на всех этапах обучения, незначительные колебания распределения не позволяют четко обозначить его динамику.

Кризис учебно-профессиональных ориентаций проявляется на всех курсах обучения, достаточно устойчивый процент студентов выражают отрицательное отношение к учебной деятельности. Наиболее выражен данный вид кризиса на последнем курсе обучения (табл. 2), что, как показывает собеседование, проведенное со студентами выпускных курсов, связано с некоторой усталостью от учебной деятельности и желанием поскорее закончить учебное заведение.

Анализ выраженности на учебных курсах кризиса профессиональных экспектаций показывает его яркую выраженность на 3 курсе вузовского обучения - 24,7% (p<0,05) студентов переживают данный вид кризиса, что соответствует результатам, полученным другими исследователями профессионально обусловленных кризисов. В нашем исследовании этот вид кризиса также выражен и у студентов 4 курса (табл. 2) или у 18,1% (p<0,05). Такие показатели могут быть результатом того, что в конце третьего курса студенты проходят производственную практику «Сестринское дело», после прохождения которой более трети опрошенных студентов приступило к самостоятельной трудовой деятельности в качестве среднего медицинского персонала. Тем самым они приобщились к профессиональному медицинскому сообществу и получили новые впечатления и представления для анализа.

Кризис выбора профессии наиболее выражен на первом, пятом и шестом годах профессионального обучения будущих врачей (табл. 2). Анализируя психологические проявления кризиса выбора профессии, можно предположить, что данный кризис на первом году обучения объясняется тем, что многие из первокурсников, сделав свой профессиональный выбор, не достаточно уверены в его правильности.

Повторный рост выраженности кризиса выбора на завершающем этапе обучения, на выпускных курсах, можно объяснить некоторой тревожностью перед будущим, т.к. студенты находятся на пороге самостоятельной профессиональной деятельности, сомневаются в правильности сделанного ранее профессионального выбора.

Только после прохождения такого кризиса возможна сознательная профессиональная деятельность, саморегуляция в этой деятельности, планирование карьеры и т.п. Обозначенная особенность соответствует данным Э.Э. Сыманюк, которая указывает на соответствующую закономерность выраженности кризиса выбора профессии. Автор также отмечает, что данный кризис не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт, в силу того что он преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную мотивацию [5].

В процессе переживания кризисов профессионального самоопределения происходят определенные изменения личности студентов-медиков. Для диагностики мотивации профессиональной деятельности была использована одноименная методика К. Замфир в модификации А. Реана. Под мотивацией А.А. Реан понимает совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выраженную направленность, соответственно под профессиональной мотивацией - систему и иерархию мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Формирование профессиональной мотивации рассматривается во взаимосвязи с первичным профессиональным самоопределением личности [4].

Мотивационный комплекс личности в структуре профессиональной деятельности определяется соотношением между собой трех видов мотивации: внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние показатели по методике А.А. Реана у студентов-медиков по курсам

 

I курс

M + m

II курс

M + m

III курс

M + m

IV курс

M + m

V курс

M + m

VI курс

M + m

P

ВМ

3,9+ 0,34

4,45+ 0,21

4,05+ 0,13

4,6+ 0,16

4,5+ 0,14

4,4+ 0,19

0,061

ВПМ

3,63+ 0,13

3,63+ 0,18

3,43+ 0,24

4,17+ 0,19

4,2+ 0,20

3,97+ 0,16

0,045

ВОМ

3,3+ 0,31

3,35+ 0,38

2,25+ 0,32

3,9+ 0,28

3,1+ 0,26

2,2+ 0,29

0,030

ВМ - внутренняя мотивация;

ВПМ - внешняя положительная мотивация;

ВОМ - внешняя отрицательная мотивация (здесь и далее используются данные условные обозначения видов профессиональной мотивации).

Оптимальный профессиональный мотивационный комплекс определяется, когда внутренняя профессиональная мотивация выше внешней положительной профессиональной мотивации, а последняя выше внешней отрицательной профессиональной мотивации. В случае если внешняя отрицательная мотивация выше или равна внутренней или внешней положительной мотивации, такой профессиональный мотивационный комплекс определяется как неоптимальный.

При содержательном анализе данных было выявлено, что 21,5% (p<0,05) первокурсников имеют неоптимальный профессиональный мотивационный комплекс. Преобладание внешней мотивации может свидетельствовать о выполнении ими формальных требований для получения подкрепления (оценки) и быть связано с адаптационными процессами данного этапа обучения.

Картина меняется к выпускному курсу, у выпускников в основном сформирован оптимальный профессиональный мотивационный комплекс (профессиональный мотивационный комплекс, определяемый как неоптимальный, выявлен лишь у 6,8% (p<0,01) студентов 5-6 курса). Мотивационная активность выпускника обеспечивается самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных и необходимых позитивных результатов.

Структура смысложизненных ориентаций студентов медицинского вуза на разных курсах обучения изучалась с использованием теста СЖО Д.А. Леонтьева [3]. Полученные результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов медицинского вуза представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Средние показатели по тесту СЖО у студентов-медиков по курсам

 

I курс

M + m

II курс

M + m

III курс

M + m

IV курс

M + m

V курс

M + m

VI курс

M + m

P

 ОЖ

111,3±

2,71

112,8±

2,81

100,5±

2,87

101,9±

2,45

107,7±

1,37

109,9±

1,95

0,050

 Ц

34,6 ±

1,71

36,7 ±

1,10

29,1±

2,25

31,0 ±

2,33

34,2 ±

1,86

34,4± 1,70

0,022

 П

32,4±

1,76

33,2 ±

1,07

30,4±

2,20

28,3± 2,19

31,7± 2,46

33,3± 1,72

0,036

 Р

28,7±

1,16

27,4 ±

1,06

23,4±

1,95

23,1± 1,74

25,0± 1,24

26,9± 1,53

0,002

 ЛК-Я

27,7±

1,26

28,6±

1,22

26,4±

1,04

26,3 ±

0,11

28,1± 2,30

28,5± 1,07

0,061

 ЛК-ж

33,8±

1,39

33,2±

1,41

29,6±

1,86

30,6 ±

2,25

31,3± 2,45

30,9 ±

1,62

0,007

ОЖ - осмысленность жизни;

Ц - цель;

П - процесс;

Р - результат;

ЛК-Я - локус контроля «Я»;

ЛК-ж - локус контроля «жизнь» (здесь и далее используются данные условные обозначения шкал теста СЖО).

Как видно из представленной таблицы, у студентов третьего и четвертого годов обучения гораздо ниже по сравнению с другими курсами все показатели теста: общей осмысленности жизни, наличия целей в будущем, придающим направленность жизни и временную перспективу; а также удовлетворенности прожитой частью жизни, ее продуктивностью и осмысленностью.

Показатели по шкалам ЛК-Я и ЛК-жизнь, характеризующим представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора и способной контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь, также достоверно ниже у студентов третьего и четвертого курсов.

При проведении корреляционного анализа с помощью r-критерия Спирмена получилось, что при n = 409, значения rs от 0,1 (p < 0,05) до 0,13 (p < 0,01). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Корреляционные связи между результатами по тесту Сыманюк Э.Э. и показателями профессионального мотивационного комплекса и теста СЖО

 

КУПО

КВ

КЭ

НК

ВМ

- 0,112 *

- 0, 344 **

- 0,026

0,026

ВПМ

0,039

- 0,088

- 0,522 **

- 0,055

ВОМ

0,614**

0,005

0,128 *

0,056

ОЖ

- 0,541 **

- 0,155 **

- 0,233 **

- 0,048

Ц

- 0, 021

- 0,110 *

- 0,113 *

- 0,005

П

- 0,642 **

- 0,069

0,007

0,412 **

Р

0,087

0,321 **

0,221 **

0,241 **

ЛК-Я

0,012

0,116 *

0,005

0,077

ЛК-ж

- 0,112 *

0,003

- 0, 266 **

- 0,001

* - корреляция статистически значима с p < 0,05;

** - корреляция статистически значима с p < 0,01.

Как видно из представленных результатов, кризис учебно-профессиональных ориентаций имеет положительную корреляцию с внешней отрицательной профессиональной мотивацией и отрицательную корреляцию с внутренней мотивацией. Таким образом, чем больше выражен данный кризис у студентов-медиков, тем выше у них коэффициент отрицательной мотивации и ниже внутренней профессиональной мотивации.

 Значимая отрицательная корреляция получена между выраженностью кризиса учебно-профессиональных ориентаций и общей осмысленностью жизни по тесту СЖО, осмысленностью настоящего и локусом контроля - жизнь. При переживании кризиса учебно-профессиональных ориентаций у студентов снижается эмоциональная насыщенность жизни в целом, удовлетворенность процессом жизни и способность контролировать собственную жизнь (шкала ЛК - жизнь).

Кризис выбора профессии имеет положительную корреляцию с осмысленностью прошлого, локусом контроля - Я; отрицательную значимую корреляцию с внутренней профессиональной мотивацией, общей осмысленностью жизни и осмысленностью будущего, наличием целей. Осмысленность прошлого, удовлетворенность прожитой частью жизни и представления о себе как о личности, обладающей свободой выбора (шкала ЛК - Я), не понижается у студентов, переживающих кризис выбора профессии; тогда как внутренняя профессиональная мотивация, осмысленность жизни в целом и наличие целей в будущем достоверно падает.

Кризис профессиональных экспектаций имеет положительную корреляцию с внешней отрицательной профессиональной мотивацией, осмысленностью прошлого, а также локусом контроля - жизнь. И отрицательную корреляцию с внешней положительной профессиональной мотивацией, общей осмысленностью жизни и осмысленностью будущего. Таким образом, чем больше выражен у студентов-медиков кризис профессиональных экспектаций, тем выше коэффициент отрицательной мотивации и ниже - положительной; понижается и общая осмысленность жизни, осмысленность своего будущего, характерно отсутствие целей в жизни; тем не менее удовлетворенность результативностью жизни и способность контролировать собственную жизнь не страдает.

Кризисы профессионального самоопределения, выступая необходимой и обязательной частью профессионального становления, способствуют профессиональному развитию и стимулируют активность личности при нахождении конструктивного выхода из кризиса. При деструктивном варианте выхода из кризиса профессионального самоопределения появляются отрицательные эмоциональные реакции, пассивное отношение к себе, психологический дискомфорт, развивается деструктивное профессиональное поведение.

Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии [2].

Поэтому необходимо создание оптимальных условий для преодоления уже возникших кризисов профессионального самоопределения на этапе вузовской подготовки будущих врачей, разработка психологических методов сопровождения процесса профессионального самоопределения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе психологических служб медицинских вузов по психологическому сопровождению процесса обучения для создания стратегий преодоления и программ профилактики кризисов профессионального самоопределения, а также преподавателями психолого-педагогических дисциплин медицинских вузов.

Рецензенты

  • Яницкий М.С., д.психол.н., профессор; декан социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, заведующий кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий, г. Кемерово.
  • Серый А.В., д.психол.н., профессор; зам. декана социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета по НИР и НИРС, г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Валиуллина Е.В. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6128 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674