Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильмушкин А.Г. 1
1 Димитровградский институт технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета
В работе выделены основные принципы моделирования управленческой компетентности мене-джера в условиях модернизации российского образования: принцип систематичности и системности, ориентация личности на профессиональное становление, принцип фундаментальности и профессиональной направленности, гуманизация образования, дидактические принципы самообразования, поисково-исследовательский. При этом системообразующим является принцип профессиональной направленности. Выделенные принципы в процессе управленческой подготовки студентов выступают во взаимодействии друг с другом, дополняя друг друга.
принцип
компетентность
менеджер
стратегическое управление
модель
гуманизация
1. Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента – будущего учителя как социально-педагогическая проблема: дис. … д-ра. пед. наук / – СПб., 1995. – 397 с.
2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учебно-мет. пособие / – Волгоград: Изд-во ВГИПК ПРО, 2004. – 119 с.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и …неопределенность // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 21-26.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
5. Ильмушкин А.Г. Cтруктурно-функциональный анализ компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия // Известия южного федерального университета.– Ростов-на-Дону. № 2. 2010. – С.101-107.
6. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и практики / – М., 1978. – 326 с.
7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие / / – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
8. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / – Саратов: СГУ, 1982. – 274 с.
9. Методы системного педагогического образования: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002. – 208 с.
10. Новик И. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. – М.: Политиздат, 1975. – 144 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / – М.: Тривола, 1995. – 357 с.
12. Платонов К.К. Структура и развитие личности / – М.: Наука, 1986. – 256 с.
13. Петров Ю. Н., Маркова С. М. Организационно–педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. Монография / – Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. – 172 с.
Процесс перехода к рыночной экономике в России явился разрушением высоко интегрированной плановой экономики. Государственная монополия сменилась монополией частных хозяйственных структур, а механизм рыночной конкуренции недостаточно сформировался. Перед промышленными предприятиями встала задача коренной перестройки своей работы в соответствии с происходящими в стране переменами и быстро изменяющейся экономической ситуацией. В новых рыночных отношениях предприятия столкнулись с рядом непростых проблем, к которым они, как показывает время, оказались не готовыми.

Анализ развития современных рыночных отношений в стране свидетельствует, что только незначительная часть промышленных предприятий адаптировалась к рынку, а остальная часть ориентирована на выживание и на дальнейшее развитие производства в крайне сложных экономических условиях. Однако в Российской экономике в последние годы наметился устойчивый рост объема промышленной продукции. Имеющиеся позитивные тенденции, безусловно, закладывают важные предпосылки для активизации экономической деятельности промышленных предприятий, создаются условия для их экономического роста. Поэтому в сложившейся социально-экономической ситуации в стране на первый план выходит проблема совершенствования управления экономическим развитием промышленных предприятий. В тоже время предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не может выжить и успешно функционировать в современных условиях развития рыночной экономики. Это, в свою очередь, требует более глубокой проработки научно-теоретических и практических вопросов совершенствования стратегического управления развитием промышленного предприятия в силу ее большой практической значимости, как для Поволжского федерального округа, так и в целом для всей РФ в условиях специфики российской рыночной экономики, охватывающей непродолжительный временной период своего развития.

Прослеживается явное противоречие между потребностью социума в повышении экономической эффективности производства промышленных предприятий и их готовностью совершенствовать управление производственной деятельностью в условиях жесткой конкуренции, неопределенности и неблагоприятной демографической ситуации в стране. Рыночная экономика требует подготовки экономических кадров, способных конкурировать на современном рынке труда, прогнозировать процесс развития предпринимательской деятельности, а в случае кризисного исхода развития событий разрабатывать оптимальные варианты выхода из этого состояния, непрерывно профессионально самосовершенствоваться в течение всей активной трудовой деятельности. Именно такой смысл, прежде всего, мы вкладываем в понятие комптентностного специалиста-менеджера. Поэтому проблему стратегического управления устойчивым развитием промышленным предприятием следует рассматривать в единстве с проблемой обеспечения его управленческим персоналом. Такой подход к экономическому становлению предприятия открывает новые пути и перспективы для эффективной реализации его социально-экономических программ, но в тоже время совершенствование стратегического управления развитием промышленных предприятий с позиций подготовки управленческих кадров на основе компетентностного подхода является малоисследованной проблеиой. Это, в свою очередь, требует выявления принципов, на основе которых происходит моделирование управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления промышленным предприятием, что позволит обеспечить эффективное формирование данной компетентности.

Метод моделирования нашёл применение и в педагогических исследованиях, в проектировании различных образовательных сред, что определило новые возможности и перспективы для исследования объективных закономерностей и связей между педагогическими явлениями и факторами в процессе подготовки специалистов разного уровня.

Модели выступают как аналоги объектов исследования, то есть они сходны с ними, но не тождественны им [9, c. 54]. В этой связи И.Б. Новик утверждает следующее: «Познать объект - значит смоделировать его» [10, с. 37]. Или Ю.Н. Петров обозначил моделирование как метод исследования интересующего объекта, в ходе которого рассматривается не сам объект, а некая промежуточная система [13]. По мнению В.В. Краевского,модель является системой элементов, воспроизводящих отдельные стороны, функции предмета изучения [6].

Итак, существует множество определений модели, все они не противоречат, а лишь взаимодополняют друг друга с различных позиций.

Таким образом, модель - это упрощенное представление реального объекта, процесса или явления (неподвижные) и динамические (изменяющиеся во времени).

Моделирование используется как метод для исследования и изучения объектов, явлений и процессов в различных областях, он занимает центральное место при исследовании объекта, поэтому моделирование в зависимости от поставленных задач и целей выполняется поэтапно. Моделирование помогает разработчику модели принимать продуманные и обоснованные решения и предвидеть последствия своей деятельности.

В.В. Краевским [7] педагогическое моделирование трактуется как отражение существующей педагогической системы в специально созданном объекте как эталон для достижения цели и как инструмент ее достижения. Педагогическое моделирование осуществляется поэтапно. При этом выделяются следующие этапы: вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования; постановка задач моделирования; конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения; исследование валидности модели в решении поставленных задач; применение модели в педагогическом эксперименте; содержательная интерпретация результатов моделирования [3].

Данное определение мы приняли за основу в педагогических исследованиях, при этом процесс моделирования выступает как метод исследования объектов познания на их моделях.

Концепция моделирования и конструирования педагогического процесса получила своё развитие в исследованиях С.И. Архангельского, В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Г.М. Ильмушкина, Н.В. Кузьминой, В.М. Нестеренко, Н.Н. Никитиной, М.А. Петухова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др.

Однако в настоящее время научных исследований, посвященных формированию компетентностей в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия, встречаются крайне редко. Это обусловлено тем, что комптентностный подход в профессиональной педагогике появился сравнительно недавно.

На основе сопоставительного анализа существующих определений («компетентность», «компетенция» и «профессиональная компетентность») мы определяем управленческую компетентность специалиста в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия как системное образование личности, интегрирующее в себе совокупность знаний, умений и навыков в области теории стратегического управления, опыт анализа внутренней и внешней среды предприятия, личностные качества и мотивационную потребность к профессиональному самосовершенствованию, необходимые для успешной профессиональной деятельности в сфере стратегического управления промышленным предприятием.

Основные функции управленческой компетентности студента, будущего менеджера, могут быть выделены, исходя из учета специфики и характера дальнейшей его профессиональной деятельности, развития коммуникативных способностей, системы ценностных отношений и ориентаций, возможностей творческого развития, самосовершенствования и самоопределения личности. Учитывая это, нами выделены следующие ведущие функциональные компоненты управленческой компетентности будущего менеджера: управленческий, личностно-преобразующий, прогностический, социально-управленческий [5].

В частности, управленческий функциональный компонент обеспечивает формирование управленческой компетентности будущего менеджера в сфере стратегического управления посредством приобретения социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, компьютерно-информационных и специальных знаний в области стратегического управления, а также путем реализации практического управленческого опыта.

Безусловно, устойчивость функциональных компонентов системы обусловливается их связью со структурными компонентами и их взаимодействиями. В этой связи нами выявлены наиболее значимые структурные компоненты управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия, обеспечивающие выполнение выделенных функций: 1. Интеллектуально-познавательный; 2. Профессионально-деятельностный компонент; 3. Личностный компонент; 4. Креативный; 5. Мотивационно-ценностный компонент [5].

При реализации содержания образования педагоги в совместной деятельности со студентами должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы и технологии процесса формирования профессиональной компетентности инженера в сфере информационных технологий - принципами.

Принцип - это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности [2, с. 48-49].

Итак, обоснуем основополагающие принципы, на которых базируется формирование рассматриваемой компетентности.

1. Принцип систематичности и системности процесса формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия.

Современное его понимание включает логичность, последовательность и преемственность (каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем или продолжает его), а также системность, поскольку они являются необходимыми требованиями данного принципа. Однако необходимо подчеркнуть, что в понимании этого принципа в последние годы произошли существенные изменения. Теперь систематичность стала пониматься не только как последовательность или преемственность, но и как системность. Тем самым особенно важно понять, как сочетаются элемент и система, часть и целое, отдельное и общее [4, с.42].

Принцип системности означает учет связей технологического, управленческого, инструментального, информационного и социально-психологического компонентов образовательного процесса [11, с.18]. Применение принципа систематичности и системности позволяет использовать в формировании данной компетентности студентов результаты системного анализа педагогических явлений и факторов, как в рамках проводимого эксперимента, так и при решении задач, возникающих в совместной деятельности педагогов и студентов. Управленческие знания, полученные студентами в процессе обучения экономическим дисциплинам и самообразования, должны носить системный характер на основе междисциплинарных связей, что обеспечивает качественную управленческую подготовку. Наличие только систематизированных знаний в тоже время является недостаточным для полноценного формирования в сознании обучаемых итоговой системы знаний, необходимой для дальнейшего развития в этой сфере. Для этого необходимо, чтобы систематизированные знания стали системными.

То есть, качество знаний характеризуется наличием в сознании личности структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, а также предполагает понимание студентом соотношения между различными понятиями, законами, научными положениями и выводами, осознание им их места в научной теории и практике. Как показывает педагогическая действительность, осознание студентами необходимости формирования системных знаний представляет собой определенную трудность, поскольку они недостаточно владеют теоретическими основами системного анализа. Вследствие этого непонимание студентами важности структурных связей между разнородными элементами теоретических знаний препятствует их расположению в определенной последовательности, в итоге - формированию целостных системных знаний, загружая память второстепенным учебным материалом. Формирование системных знаний, прежде всего, предполагает умения выделять главное из второстепенного.

Поскольку процесс формирования управленческой компетентности студентов происходит поэтапно, то необходимо соблюдение преемственности в данном процессе. В частности, Ю.А. Кустов под преемственностью понимает процесс передачи чего-либо от предшествующего этапа развития к последующему, при этом преемственность не тождественна простому повторению. В условиях нового старое неизменно претерпевает некоторые изменения, глубина которых зависит от конкретных условий возникновения нового [8]. Итак, преемственность призвана обеспечивать устойчивое формирование математической компетентности студентов на всех этапах обучения.

Данный принцип позволяет нам использовать в подготовке менеджеров результаты системного анализа педагогических явлений, осуществляемого как в рамках эксперимента, обобщения фактов, так и при решении задач, возникающих в совместной деятельности педагога и обучаемого, в проектировании системных образовательных моделей.

2. Ориентация личности на профессиональное становление.

Человек характеризуется комплексом социально значимых черт, важным компонентом которого выступает ориентация личности на профессиональное становление. Она в тоже время является выражением гармоничности, богатства и целостности его личности, всесторонности и универсальности его связей с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной профессиональной деятельности. Воплощая в профессиональном становлении свои способности, умения, творческие силы, индивид находит в нем тот необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и профессиональному и гармоничному развитию его личности.

Ориентация личности на профессиональное становление является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущностных сил, способностей; она предстает в процессе обучения как преемственное освоение различных сфер образовательной деятельности, что возможно лишь при развитии социальной и познавательной активности обучаемого. При этом формируются не только потребность в профессиональном совершенствовании, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений профессионального становления личности.

Ориентация личности на профессиональное становление связана с повышением роли человеческого фактора по отношению к практико-ориентированной направленности субъекта как носителя и преобразователя сознания, культуры и духовной жизни. Главной здесь является деятельная сущность индивида, для достижения успехов в деятельности он должен быть сформирован с развитыми способностями, качествами, потребностями, интересами, культурным обликом.

Сущностные стороны профессиональной ориентации личности отражают также фундаментальные качества и способности, которые позволяют личности наполнять профессиональную деятельность полноценным содержанием, успешно развиваться профессионально и духовно, самосовершенствоваться, производить и воспроизводить материальные и культурные ценности. К наиболее существенным из них относятся готовность и способность к активной профессиональной деятельности.

3. Принцип фундаментальности и профессиональной направленности. В данном исследовании этот принцип целесообразно рассматривать как единство и сочетание двух отдельных принципов: фундаментальности и профессиональной направленности, поскольку изучение фундаментальных управленческих теоретических положений является недостаточным для полноценного процесса обучения студентов - будущих менеджеров. При этом не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения в профессиональной деятельности, так как они расширяют диапазон возможностей теоретических знаний, делают их более основательными и востребованными в прикладных исследованиях, а не только в учебных ситуациях. То есть, очень важно, чтобы теоретическое обучение управленческим дисциплинам обеспечивало его профессиональную направленность.

Деятельность профессионального становления будущих менеджеров - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий знаний в области общетехнических, общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин и проявления умений и творческих способностей, направленных на формирование управленческой компетентности будущего менеджера.

Это, в свою очередь, определяет профессиональную направленность образовательного процесса во всех его звеньях, структурах и уровнях.

В образовательном процессе, в условиях его профессиональной ориентированности раскрывается широкое образовательное поле между обучаемым и педагогом, который наполняется конкретным содержанием. При этом совместная деятельность студента и педагога ориентирована на профессиональное становление обучаемого.

Итак, профессиональная направленность образовательного процесса в системе подготовки менеджеров имеет принципиальное значение. В этой связи обоснуем категорию «направленность». Понятие «направленность» в психологических и педагогических исследованиях обычно соотносят с категорией «личность». Направленность, взятая в качестве целого, являясь, согласно К.К. Платонову, подструктурой личности, включает в себя несколько связанных иерархий ее форм: влечение, интерес, мировоззрение, убеждения, - в которых проявляются как отношения, так и нравственные качества [12, с. 126-127].

Формы направленности, выделенные К.К. Платоновым, - это не что иное как потребности и мотивы деятельности и общения, которые являются потенциальными, а могут становиться и актуальными.

Профессиональная направленность процесса образования и ориентация личности на профессиональное становление представляют собой взаимосвязанные, взаимообусловленные педагогические явления единого процесса - подготовки менеджеров, имеющие общие точки соприкосновения и выражающие фундаментальные принципы, на которых основывается проектирование модели формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия.

4. Гуманизация образования. Гуманизация образования по своей сущности глубоко нравственна и ориентирована на личность обучаемого, на ценностное его отношение к себе, к миру. В тоже время она определяет тот фундамент, на котором строится человеческая общность, цивилизация.

Гуманитаризация образования - необходимая реальность в современном мире. Однако она в полной мере неадекватна усилению гуманитарной направленности содержания образования. В.П. Бездухов, исследуя проблемы гуманизации образования, отмечает, что содержание образования играет далеко не единственную роль в процессе гуманизации образования. В любом образовательном учреждении оно должно иметь именно гуманистическую направленность, то есть быть ориентированным на ученика, его развитие, становление как личности, индивида и субъекта деятельности [1, с. 16].

Именно такого принципиального подхода мы придерживаемся в построении модели формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленного предприятия, составляющего фундаментальную основу ее проектирования. То есть основу образовательного процесса при реализации образовательных программ на всех образовательных уровнях должна составлять его гуманистическая направленность, ориентированная на учащегося школы, на студента колледжа, студента вуза, на его активное развитие, формирование как личности и т.д.

В условиях образовательного процесса личность, развиваясь в процессе обучения, способна с гуманистических позиций полнее проявлять свое личностное отношение к окружающим, к миру, предметному обучению, поисково-исследовательской работе, самообразованию, информатизации обучения и многому другому. Они побуждают личность осознаннее и полнее самоопределяться, выражая свое личностное « Я», безусловно, при этом затрагиваются многие стороны реальной действительности, в том числе образовательной и профессиональной.

5. Дидактические принципы самообразования. Самообразование выступает, с одной стороны, как важнейший фактор формирования составляющих профессиональной компетентности развивающейся личности, ибо современные компьютерные средства имеют уникальные возможности для повышения эффективности самообразования посредством электронных учебных носителей.

Главным достоинством электронных учебных пособий и других электронных педагогических средств коммуникации является возможность самоконтроля и организации эффективной обратной связи в самообразовании. Тем самым электронные учебные носители непременно должны включать в себя упражнения и задания различной сложности, позволяющие объективно оценивать уровень усвоения учебного материала с учетом уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, ибо в основу самообразования положены идеи индивидуализированного обучения и уровневой дифференциации. Более того, электронные учебные носители непременно должны включать в себя обучающие программные средства, предусматривающие «обученность» и «обучаемость» личности в процессе самообразования. Это позволит каждому обучающемуся определить свой индивидуальный стиль самообразования на основе уровневой дифференциации и индивидуализированного обучения. При этом промежуточные и итоговые результаты самоконтроля следует зафиксировать с целью отслеживания динамики личностного продвижения в самообразовании, позволяющего в случае необходимости своевременно корректировать данный процесс.

При формировании электронных учебных носителей мы придерживаемся модульного структурирования содержания. Такой подход позволяет наиболее полно учитывать дидактические принципы в самообразовании и оптимально использовать возможности, заложенные в компьютерных средствах, для повышения эффективности самообразования.

6. Поисково-исследовательский. Исследовательский принцип в обучении студентов, используемый в модели формирования управленческой компетентности менеджера, предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания. Это способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности студентов, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. Реализация такого подхода обусловливает сближение образовательного и исследовательского процессов.

Развитие исследовательских способностей обучающегося рассматривается как важнейший фактор формирования управленческой компетентности менеджера. Поэтому создаются такие условия для студентов, в которых они могли бы проявить самостоятельность, активность и творчество. На всех этапах подготовки студентов к профессиональной деятельности предполагается выполнение ими доступных поисково-исследовательских работ, осуществляемое в единстве с учебной деятельностью как единый образовательный процесс, направленный на приобщение их к активной исследовательской работе. Безусловно, на каждой ступени образования в этом отношении ставятся свои цели и задачи с учетом психоло­го-возрастных особенностей, обученности, сформированности базовых теоретических знаний, умений и навыков. При этом преемственность обеспечивается не только в предметном обучении, но и в научно-исследовательской деятельности.

В системе выделенных принципов системообразующим является принцип профессиональной направленности, поскольку в процессе взаимодействия с другими принципами в данной системе раскрывается его сущность, условия воплощения самой модели формирования рассматриваемой компетентности. Безусловно, рассмотренные принципы в процессе управленческой подготовки студентов выступают во взаимодействии друг с другом, они не просто связаны и дополняют друг друга, а их взаимодействие выступает как действие каждого из принципов через все другие. Только целостное их применение будет обеспечивать эффективное формирование управленческой компетности студентов.

Становление личности менеджера, как видим, предполагает, прежде всего, усвоение личностью всей системы профессиональных ценностей, знаний, формирование гуманистических ценностей, составляющих основу его общей профессиональной деятельности.

Итак, проведенный теоретический анализ и обобщение позволяет нам сделать вывод о том, что формирование управленческой компетентности менеджера - эта мера и способ творческой и профессиональной самореализации обучающихся в образовательном процессе на основе выделенных принципов.

Рецензенты:

  • Петухов М.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Петриева Л.И., д.п.н., профессор кафедры литературы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Ильмушкин А.Г. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5380 (дата обращения: 09.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074