Цель исследования заключалась в изучении индивидуальных стилей саморегуляции испытуемых с различными типами функциональной асимметрии мозга (изучались психологические аспекты - когнитивная асимметрия, профиль латеральной организации функций, показатель пробы «перекрест рук») в их взаимосвязи с состоянием психической напряженности.
Методы исследования. Опросник НПН (Немчин Т.А., 1983) для изучения особенностей проявления психической напряженности (общий показатель, показатели соматического и психического дискомфорта); опросник ССПМ (Моросанова В.И., 2004) для изучения стилевых особенностей саморегуляции произвольной активности; модифицированные шкалы Дембо-Рубинштейн для изучения самооценок степени напряженности и сложности выполняемых заданий; батарея нейропсихологических тестов для выявления моторной, сенсорной и когнитивной асимметрии (Балашова И.Н., Егоров А.Ю., 2007; Ефимова И.В., 2007; Хомская Е.Д., 2005); прибор активациометр «АЦ-9К» (Цагарелли Ю.А., 2009) для диагностики активации и функциональной асимметрии полушарий. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Stastistica 8.0 (использовались методы дескриптивной и непараметрической статистики, а также многомерные методы - факторый и кластерный анализ).
Логическая схема исследования. Исследование состояло из двух этапов («семестр», «сессия»), каждый из которых включал в себя две части: аппаратурную и бланковую психодиагностику. Бланковая часть исследования включала в себя заполнение анкеты участника и тестовой тетради, включающей в себя опросники (НПН, ССПМ), пробы для установления профиля латеральной организации функций, задания для выявления когнитивного стиля. Аппаратурная часть исследования включала в себя диагностику активации полушарий и функциональной межполушарной асимметрии.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 257 испытуемых: 25 человек приняли участие в пилотном исследовании, 200 человек прошли бланковое тестирование. В аппаратурной части исследования приняли участие 64 человека: 32 человека из числа студентов, принявших участие в бланковом тестировании (1 и 2 этап исследования), вошли в экспериментальную группу, 32 человека вошли в контрольную группу (аспиранты, преподаватели и пр.).
Результаты исследования.
Результаты бланковой части исследования. Корреляционный анализ подтвердил основную гипотезу исследования. С его помощью установлено, что уровень развития компонентов саморегуляции и психическая напряженность имеют неоднозначную связь. Есть компоненты саморегуляции, которые связаны с показателями психической напряженности положительно. Такой компонент саморегуляции, как самостоятельность, сопряжен с повышением психической напряженности, остальные компоненты саморегуляции - с уменьшением. Характер взаимосвязи между показателями психической напряженности и компонентами саморегуляции изменялся в зависимости от экспериментальной ситуации: в условиях предэкзаменационного стресса количество положительных связей возрастало.
Для выделения профилей саморегуляции данные подвергались кластерному анализу (использовался метод к-средних). Количество кластеров задавалось по результатам факторного анализа и равнялось числу факторов. Затем сравнивались средние значения показателей психической напряженности между выделенными кластерами (для выявления направленности изменений), устанавливалась достоверность различий с помощью U-критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test). Это позволило выделить профили саморегуляции, характеризующиеся минимальными значениями психической напряженности (которые мы назвали эффективными).
Результаты аппаратурной части исследования. И в контрольной (φ*эмп. = 1,516), и в экспериментальной (φ*эмп. = 0,504) группах процентная доля испытуемых с левополушарной активностью во время второго фонового замера в сравнении с первым незначительно, но увеличивалась. Наряду с этим в обеих группах наблюдалось снижение степени активации полушарий. В условиях «лабораторного» напряжения у экспериментальной группы наблюдалось повышение активации полушарий и левополушарная направленность функциональной асимметрии полушарий (в сравнении с фоновыми замерами). Доля испытуемых с левополушарной направленностью, даже по сравнению с первым фоновым замером, увеличилась незначительно (φ*эмп. = 0,756). В условиях предэкзаменационного стресса («естественное» напряжение) процентная доля испытуемых с левой и правой направленностью полушарий была примерно одинаковой (43,75% и 40,62% соответственно), активация полушарий была максимальной (по сравнению с фоновыми замерами и замерами в ситуации «лабораторного» напряжения). Однако по сравнению с первым фоновым замером доля испытуемых с правополушарной направленностью возросла (φ*эмп. = 1,94, p < 0,05), с левополушарной направленностью и межполушарной уравновешенностью - незначительно снизилась (φ*эмп. = 0,5 и φ*эмп. = 1,5 соответственно, p > 0,05). Таким образом, для «естественного» напряжения характерно достоверное возрастание правополушарной направленности функциональной асимметрии полушарий (что в целом подтверждает литературные сведения по данной проблеме).
Для каждой направленности функциональной межполушарной асимметрии были выделены профили саморегуляции, более или менее эффективные с точки зрения их связи с психической напряженностью. Они показывают, что характер изменения балльных оценок показателей психической напряженности определяется компонентным составом профиля саморегуляции.
Сравнительный анализ показателей психической напряженности на разных этапах исследования позволил представить следующие результаты: в целом по выборке у испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» и испытуемых с левополушарным типом когнитивной асимметрии, а также у правшей и праворуких отмечено снижение некоторых показателей психической напряженности (ПН) в условиях предэкзаменационного стресса.
Изучение эффективных профилей саморегуляции выявило следующие особенности. У испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» данный профиль включал в себя высокие значения программирования и гибкости. У испытуемых с левополушарным типом когнитивной асимметрии данный профиль включал в себя высокие значения моделирования и гибкости. У правшей и праворуких данный профиль включал в себя высокие значения моделирования, оценивания результатов и гибкости. Таким образом, в выборках испытуемых, где происходило снижение показателей психической напряженности в условиях предэкзаменационного стресса, более эффективные профили включали в себя высокие значения моделирования, программирования, оценивания результатов и гибкости.
Сравнение эффективных профилей других групп показывает, что практически все они включают в себя высокие показатели моделирования и гибкости.
Обсуждение результатов и выводы. Как пишет Криулина А.А. (2001), полидисциплинарный синтез научной информации включает в себя две взаимодополняющие подсистемы: междисциплинарного и внутридисциплинарного синтеза. В обзоре теоретических предпосылок изучения взаимосвязи феноменов (стилевые особенности саморегуляции, психическая напряженность, психологические аспекты функциональной асимметрии мозга) нами реализованы: внутридисциплинарный синтез информации из разных областей психологии (по всем трём изучаемым феноменам), внутридисциплинарный ситез понятий и категорий (обобщены подходы к определению содержания понятия «состояние психической напряженности»), внутридисциплинарный синтез законов и закономерностей (профиль латеральной организации функций).
Предметная область настоящего исследования уже на этапе изучения теоретических предпосылок являлась, по-сути, интеграцией внутри научной психологии. Дальнейшая интерпретация полученных данных будет проводиться с опорой на концепции и подходы, развиваемые в рамках как самой психологии, так и других дисциплин. Это обеспечит полидисциплинарный синтез научной информации (по терминологии Криулиной А.А.) на уровне теоретического обобщения полученных данных, а также будет способствовать горизонтальной (между различными системами психологического знания) и вертикальной (между различными уровнями психологического объяснения) интеграции знаний в общей психологии (по терминологии Юревича В.А.).
Для теоретического анализа полученных данных мы будем использовать некоторые положения концепции функционального комфорта Чайновой Л.Д. (2009).
Так как показателем эффективности стиля саморегуляции в настоящем исследовании является психическая напряженность, а такие компоненты саморегуляции, как моделирование и гибкость, характеризуют снижение психической напряженности, мы считаем целесообразным высказать следующее предположение. Данные компоненты саморегуляции можно рассматривать как психологические маркеры функционального комфорта, возникающего в условиях учебной деятельности. Согласно Чайновой Л.Д., критерий функционального комфорта «...оказывается продуктивным при расширении области эргономического знания и практики, когда объектом исследований и разработок становится любая деятельность человека - в сфере быта, спорта, отдыха, образования» [9, с. 35]. В исследовании, выполненном под руководством Чайновой Л.Д., впервые обозначен психологический маркер - саногенная рефлексия, как средство, повышающее функциональный комфорт сотрудников банковской сферы (Мирошник Е.В., 2010). Приведённые аргументы дают основание говорить о новом витке в развитии концепции Л.Д. Чайновой, где наряду с физиологическими и психофизиологическими показателями выделяются психологические показатели (маркеры) функционального комфорта. В таблице 1 представлены маркеры функционального комфорта. Основные структурные уровни указаны по Ганзену В.А. (Ганзен В.А., 1984).
Таблица 1 - Показатели (маркеры) функционального комфорта (по литературным источникам и результатам автора статьи)
Предполагаем, что будущие исследования выявят и социально-психологические показатели, которые позволят завершить построение целостного представления о разноуровневых маркерах функционального комфорта (данная таблица является примером внутридисциплинарного синтеза научной информации, полученной в исследованиях разных авторов).
Таким образом, проведённое исследование показало продуктивность использования идеи синтеза научной психологической информации как на этапе изучения теоретических предпосылок исследования, так и на этапе интерпретации полученных данных. Идеи разных авторов о «синтезе» научной психологической информации позволили систематизировать основные результаты исследования. Выделены два компонента саморегуляции (моделирование, гибкость), которые можно рассматривать в качестве психологических маркеров функционального комфорта (терминология концепции функционального комфорта Чайновой Л.Д.).
Рецензенты:
- Сарычев С.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии Курского государственного университета, г. Курск.
- Черноризов А.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бурдаков Д.С. ГИБКОСТЬ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МАРКЕРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5303 (дата обращения: 17.02.2025).