Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АСПЕКТЕ ПРИНЦИПОВ КОНКУРСНОЙ СИСТЕМЫ

Мосиенко О.А. 1
1 Воронежская государственная лесотехническая академия
Выявлено, что развитие предприятий-участников кластера мебельной промышленности по направлению повышения инновационности требует соответствующей государственной поддержки их инновационной деятельности. Проведен анализ правовой базы и сложившейся практики государственной поддержки инновационной деятельности предприятий Воронежской области. Это позволило выявить недостатки действующего механизма государственной поддержки, препятствующие прохождению мебельными предприятиями конкурсных отборов на предоставление субсидий из областного бюджета. Автором рекомендована расширенная система принципов конкурсного отбора инновационных проектов. Руководство предложенными принципами создаст предпосылки для распределения средств бюджета в пользу отраслевого мебельного кластера с учетом специфики деятельности предприятий мебельной промышленности. Проведены расчеты эффекта от совершенствования механизма государственной поддержки инновационной деятельности предприятий кластера, заключающегося в расширенной системе принципов конкурсного отбора, на примере конкретного инновационного проекта.
субсидии
конкурсный отбор
принципы конкурсной системы
1. Ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах» [Электронный ресурс]: приложение к приказу Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 03 июня 2011 № 107 // Официальный сайт Департамента экономического развития Воронежской области. - URL: http://econom.govvrn.ru/(дата обращения 20.12.2011).
2. Концепция развития промышленности Воронежской области на 2010-2012 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]: приложение к приказу Департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 10августа 2009 № 137 // Региональное законодательство: сайт. - URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=695635 (дата обращения 20.12.2011).
3. Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы [Электронный ресурс]: приложение к законуВоронежской области от 24декабря 2010№ 134-ОЗ // Официальный сайт Департамента экономического развития Воронежской области. - URL: http://econom.govvrn.ru (дата обращения 20.12.2011).
4. Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст]: монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников и др. - М.: Инфра-М, 2008. - 358 с.
5. Зотов, В.Б. Система муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / В.Б. Зотов, Р.В. Бабун, З.А. Алиева, С.В. Баландина; под общ.ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.
6. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 471 с.
7. Шанин, И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период [Текст] // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 7. - Воронеж: ВГТУ, 2011. - № 10. - С. 155-158.
В условиях современной экономики каждый хозяйствующий субъект  развивается по направлению повышения инновационности, представляющей собой одну из разновидностей интенсификации деятельности. Подобное развитие объективно, однако оно не происходит автоматически, требуя формирования соответствующего механизма поддержки инновационной деятельности.

В настоящее время обсуждаемая в Воронежской области идея формирования кластерного образования мебельных предприятий и изменение вектора их развития от модернизации производства к производству «интеллектуальной» мебели, означающая перестройку всей системы взаимоотношений между предприятиями, структурную перестройку, необходимость адаптации к новым условиям хозяйствования, неминуемо приведет мебельные предприятия к финансовому голоду, покрыть который весьма сложно без дополнительного притока финансовых средств.

Поэтому в условиях, когда только начинается развитие кластерных образований в различных секторах экономики, наиболее актуальной становится проблема совершенствования механизма государственной поддержки согласно изменяющимся условиям хозяйствования с целью создания благоприятных условий для эффективного функционирования кластерных образований в промышленности Воронежской области.

Цель исследования - предложить рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности кластерного формирования предприятий мебельной промышленности Воронежской области на основе анализа действующего механизма и выявления его недостатков.

В данной работе механизм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий (их объединений) рассматривается в части субсидий как финансового инструмента и метода, представляющего собой способ использования данного инструмента, то есть - финансирования, а также процедур принятия управленческих решений государственными органами на основе руководства принципами конкурсного отбора инновационных проектов, в отношении которых будут выделяться субсидии из регионального бюджета.

В настоящее время государственное бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения бюджетных средств на конкурсной основе или в форме централизованного частичного или полного финансирования федеральных программ.

В субъектах Российской Федерации государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках местных целевых программ поддержки инновационной деятельности. Целевые программы являются инструментом финансирования инновационных программ и представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации [5]. При этом государственная поддержка инновационной деятельности предприятий осуществляется  с учетом определенных требований:

  • инновационные проекты должны быть связаны с развитием точек роста экономики. Соблюдение этого требования дает право на участие в конкурсном отборе проектов;
  • срок окупаемости инновационного проекта, претендующего на получение государственной поддержки, как правило, не должен превышать двух лет;
  • собственные средства инвестора по проекту должны составлять не менее 20 % всех инвестиций [6].

Государство заинтересовано в развитии перспективных направлений экономики, выявлении и развитии существующих или потенциально возможных отраслевых кластеров, поэтому при необходимости готово оказать им финансовую поддержку [7].

В силу ограниченности бюджетных средств, направляемых на поддержку инновационного развития отраслей и предприятий, предусмотрена процедура конкурсного отбора инновационных проектов.

Конкурсный подход к распределению бюджетных средств между проектами признан более эффективным, нежели обычное целевое распределение бюджетных средств.

Конкурс проектов основывается на оценке:

  • эффективности произведенных затрат;
  • роста уровня конкурентоспособности отрасли, предприятия, продукции;
  • эффективности инвестирования денежных средств на основе показателей чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости;
  • показателей бюджетоотдачи, экологичности, количества созданных рабочих мест, повышения уровня средней заработной платы;
  • состояния предприятий.

Целью конкурсного отбора выступает формирование списка приоритетных, а также первоочередных проектов для инвестирования.

Основными принципами конкурсной системы в сложившемся механизме государственной поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий являются: единый подход к организации проведения системы конкурсов и контролю за исполнением обязательств победителей конкурсов; соблюдение приоритетов при адресной направленности инвестиций; конкурсная основа для всех участников инвестиционного процесса; равенство и объективность при рассмотрении проектов; тождественность требований, предъявляемых к участникам конкурсов; гласность организации и проведения конкурсов; признание вариантов по одному целевому признаку; критериальный отбор победителей конкурсов, основанный на интересах муниципального образования (региона); договорная основа реализации прав и обязанностей участников конкурсов; полное возмещение затрат на организацию и проведение конкурсов участниками инвестиционного процесса [4].

Роль и значение кластерных образований в развитии экономики Воронежской области отражены в таких документах, как:

  • программа социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы, утвержденная законом Воронежской области от 23.12.2010 г. № 134-ОЗ, определяющая формирование кластеров как одно из приоритетных направлений модернизации промышленности региона [3];
  • концепция развития промышленности Воронежской области на 2010-2012 годы и на период до 2020 года, утвержденная приказом департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 10.08.2010г. № 137, согласно которой основная стратегия инновационного развития региона заключается в формировании отраслевых кластеров [2].

На базе вышеуказанных документов была утверждена приказом департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 03 июня 2011 г.  №107 ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах», в которойглавным программным мероприятием выступает «предоставление организациям промышленности, транспорта и связи Воронежской области субсидий из областного бюджета на оплату части процентов по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов» [1].

Анализ правовой базы и сложившейся практики государственной поддержки инновационной деятельности предприятий Воронежской области позволяет выявить следующие недостатки механизма государственной поддержки: в конкурсном отборе на предоставление субсидий из бюджета не учитываются вероятности технического и коммерческого успеха инновационных проектов, а также не учитываются категории инновационных проектов, выделенных с учетом характеристик конечного продукта (радикальные инновации сферы телекоммуникаций, к примеру,  не сравнимы с улучшающими инновациями мебельной отрасли), что препятствует адекватной оценке желательности реализации конкретного проекта в условиях неопределенности последствий внедрения в производство и вывода на рынок инноваций и затрудняет доступ предприятий мебельной промышленности к получению субсидий.

По мнению автора, совершенствование механизма государственной поддержки инновационной деятельности мебельных предприятий должно осуществляться с учетом специфики мебельной отрасли, влияющей на эффективность инновационной деятельности предприятий и заключающейся в характеристиках конечной продукции (высокий уровень материальных затрат в производственной себестоимости, широкий ассортимент продукции, необходимость ускоренной модернизации продукции и соблюдение возрастающих требований к уровню экологичности), применяемой техники и технологии, организации производства, управлении и материально-техническом обеспечении, удержании активных позиций на конкурентном рынке мебели.

Автором предлагается следующая модель механизма субсидирования участников кластерного образования предприятий мебельной промышленности (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Модель субсидирования участников кластерного образования предприятий мебельной промышленности

 

На основании вышеизложенного автором предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности предприятий мебельной промышленности Воронежской области:

1. Конкурсный отбор инновационных проектов, претендующих на государственную поддержку в форме предоставления субсидий, следует осуществлять с учетом показателей экономической, коммерческой, социальной, экологической и бюджетной эффективности, а также показателя эффективности инновационного проекта,  характеризующего величину желательности осуществления запланированных в проекте мероприятий и рассчитываемого с учетом вероятностей технического, коммерческого успехов новшества и продолжительности цикла обновления продукции в отрасли. Так, по причине необходимости учета средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли, автором рекомендуется использовать модифицированную формулу расчета соотношения выгод и затрат от реализации инновационного проекта, предложенную Ю.П. Морозовым в [3] и приведенную автором к следующему виду:

     Э =  , (1)

где Э - эффективность инновационного проекта с учетом вероятностей технического, коммерческого успехов новшества и средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли;

Рi - вероятность технического успеха новшества;

Рс - вероятность коммерческого успеха новшества;

р - цена единицы продукции, тыс. руб.;

с - затраты на производство и реализацию единицы продукции, тыс. руб.;

V - годовой объем продаж, шт.;

З - совокупные затраты на производство и реализацию инновационной продукции, расходы на НИОКР в течение одного цикла обновления продукции в отрасли, тыс. руб.;

N - средняя продолжительность цикла обновления продукции в отрасли, число лет.

Важность учета средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли заключается в том, что на определенном этапе жизненного цикла изделия его моральное старение препятствует дальнейшей модернизации и не позволяет улучшать его технико-экономические характеристики, в результате становясь невыгодной как для производителя, так и для потребителя. Цены на такие товары в результате падения спроса снижаются, уменьшая прибыль. Наступает момент, когда период совершенствования и модернизации изделий экономически и технически себя исчерпывает.

Для определения средней продолжительности цикла обновления продукции в мебельной отрасли автором предлагаются к оценке экспертным методом следующие показатели: срок эксплуатации мебели; средняя периодичность покупки бытовой мебели потребителем; средний период времени, по истечении которого наблюдается спад спроса на новую модель мебели; средний интервал времени между появлениями инноваций у поставщиков сырья и материалов; время от момента осознания потребности и появления идеи до вывода нового продукта на рынок; период обновления основного производственного оборудования; период морального устаревания мебели на рынке; периодичность обновления ассортимента продукции зарубежными производителями, определяющими моду на мебель.

Экспертные оценки вероятностей технического и коммерческого успехов новшеств, а также средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли, по мнению автора, должны осуществляться независимой экспертной комиссией, создаваемой при Региональном центре кластерного развития Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области.

2. Проведение раздельных конкурсных отборов для следующих категорий инновационных проектов[6], приведенных в таблице 1:

Таблица 1. Характеристика категорий инновационных проектов

Категория проекта

Характеристика проекта

Финансирование за счет бюджетных средств

А

Производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами

Не более 50 % от стоимости проекта

Б

Производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов

Не более 40 % от стоимости проекта

В

Производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой

Не более 30 % от стоимости проекта

Г

Производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке

Не более 20 % от стоимости проекта

Учет категории проектов должен стать одним из принципов проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий из бюджета. Данный принцип не противоречит принципам конкурсной системы (единому подходу к организации проведения системы конкурсов, равенству и объективности при рассмотрении проектов, тождественности требований, предъявляемых к участникам конкурсов), так как в рамках категорий проекты различаются по социально-экономическому эффекту и претендуют на объемы финансирования, соответствующие их значимости.

Выход на рынок качественной мебели является перспективным вариантом для развития предприятий потенциального мебельного кластера. На сегодняшний день качественная мебель элитного и среднего ценового сегмента по-прежнему представлена преимущественно продукцией европейских производителей или совместных предприятий,  концентрирующихся на занятии российской люксовой ниши.

Реализация инновационного проекта предприятиями-участниками кластера мебельной промышленности региона, заключающегося в производстве качественной продукции из экологически чистых материалов (массива дерева) на основе научных достижений в области технологии сушки пиломатериалов и получения клееной древесины повышенной прочности, с учетом предложенных рекомендаций и принятия за центр кластера крупнейшего производителя мебели в Воронежской области - ООО ПК «Ангстрем», дает следующие результаты, отраженные в таблице 2.

Таблица 2. Эффект от совершенствования механизма государственной поддержки инновационной деятельности предприятий кластера, заключающегося в расширенной системе принципов конкурсного отбора

Наименование показателя

Реализация проекта в условиях непрохождения конкурсного отбора на предоставление субсидий

Реализация проекта при условии прохождения конкурсного отбора на предоставление субсидий

Экономический эффект от реализации проекта на протяжении периода реализации проекта, тыс. руб.

15 688,39

16 529,19

Чистый дисконтированный доход (NPV), тыс. руб.

3 862,00

4 559,00

Дисконтированный срок окупаемости проекта, лет

1,98

1,83

Прирост налоговых платежей в бюджет субъекта РФ, тыс. руб.

4 927,82

5 117,00

Эффективность инновационного проекта с учетом вероятностей технического, коммерческого успехов новшества и средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли, %

22,42

29,18

Разработанные рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности предприятий мебельной промышленности при соблюдении системы принципов прохождения мебельных предприятий-участников кластера по конкурсу на предоставление субсидий из областного бюджета, создадут условия для повышения эффективности распределения средств бюджета, их выделения в пользу предприятий отраслевого мебельного кластера с учетом специфики их деятельности и потенциального экономического роста, который несет в себе идея образования и функционирования кластерного образования.

Рецензенты:

  • Безрукова Т.Л., д.э.н., профессор, декан Экономического факультета, ФГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж.
  • Яковлева Е.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой Мировая и национальная экономика ФГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж.

Библиографическая ссылка

Мосиенко О.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АСПЕКТЕ ПРИНЦИПОВ КОНКУРСНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5298 (дата обращения: 09.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074