Одним из принципов государственной политики в сфере образования - интеграция в мировую систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы.
Учитывая накопленный потенциал, который имеет Россия в системе образования (кадры, программы, технологии обучения), а также наследие «замкнутого общества (языковое, информационное, материально-техническое) ставит Россию на путь включения в Международные интеграционные процессы.
Анализируя современное развитие системы образования, можно констатировать динамику международного обмена образовательными услугами, усиление взаимосвязи между странами, в первую очередь, связанные с обеспечением международной интеграции.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования.
Цель Болонского процесса - создание единого образовательного пространства, расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, расширение мобильности студентов и преподавателей.
Основное содержание Болонской декларации заключается в том, что страны подписавшие ее, обязаны привести свои образовательные системы в соответствие с едином стандартом, которые предполагают:
- переход на двух уровневую систему: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень);
- введение системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
- обеспечение качества образовательных учреждений и образовательных программ;
- введение общеевропейских документов о высшем образовании, прежде всего единого приложения к диплому;
- востребовательность квалификаций национальным рынкам труда.
Анализ документов Болонского соглашения свидетельствует о том, что в их содержании явно присутствует тенденция создания нечто единого, унифицированного для образовательных систем других стран.
Было бы ошибкой слепо заимствовать зарубежный опыт и механически переносить его в российскую систему образования. Важно обеспечить условия взаимного дополнения разных образовательных систем, не ущемляя национальных интересов, культурных традиций и достижений.
В последние десятилетия парадигма отечественного высшего образования начала изменяться в соответствии с присутствующими международными стандартами: подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования. В настоящее время подготовлена концепция законопроекта, предусматривающего переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию.
К соглашению правовой статус бакалавра и магистра до сих пор не легализован на российском рынке труда, отсутствуют соответствующие тарифного-квалификационные характеристики.
В ходе многочисленных дискуссий о дальнейшем развитии структуры высшего профессионального образования, целесообразно сохранить (запретить законодательно) отдельный самостоятельный уровень высшего профессионального образования «специалист» (по монопрограммам, т.е. по существующим в настоящее время основным образовательным программ, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации в области в области образования, ни принципам Болонского процесса.
Библиографическая ссылка
Морозова Н.И. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=456 (дата обращения: 06.11.2024).