Повсеместное внедрение маркетинга в практику бизнеса привело к изменению ориентиров и в образовательной деятельности. Сегодня главным становится проведение политики, направленной на максимальное удовлетворение нужд и запросов потребителей. В этой связи исследования, посвященные определению роли маркетинга в определении основных направлений совершенствования деятельности вуза и его структурных подразделений, являются актуальными и представляют практический интерес.
Основной целью данной работы является выявление основных направлений совершенствования образовательных услуг, предоставляемых факультетом управления Сыктывкарского государственного университета потребителям. Для достижения поставленной цели в работе поставлены 2 группы задач:
- описание внутренних и внешних потребителей факультета вуза;
- изучение потребностей потребителей с помощью анкетирования, позволившее разработать предложения по увеличению ценности услуг.
Одним из наиболее приемлемых способов сегментации внутренних потребителей факультета является группировка по выполняемым функциям:
- профессорско-преподавательский состав;
- административный состав (заместители декана, зав. кафедрами, председатель УМК, зав. компьютерным классом);
- учебно-вспомогательный персонал (методисты, программисты, лаборанты, библиотекари)
- хозяйственная часть (комендант корпуса, вахтеры, уборщицы).
Рекомендации по совершенствованию деятельности должны быть разработаны для каждого сегмента внутренних потребителей, поскольку от их работы во многом зависит отношение внешних потребителей, покупателей и клиентов в целом к факультету.
Студенты факультета как внешние потребители образовательных услуг определяют уровень доходов как в части бюджетного финансирования (в зависимости от численности контингента определяется объем финансирования, численность штатных преподавателей и т.п.), так и в части внебюджетного финансирования (в объеме равном произведению численности контрактников на стоимость обучения в год).
В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов факультет предлагают различный ассортимент образовательных программ, которые можно классифицировать по ряду признаков:
- по уровню предлагаемого образования - довузовские, бакалаврские, магистерскими, аспирантские, а также программы профессиональной переподготовки;
- по ориентации на определенную специальность - менеджмент организации, маркетинг и другие пользующиеся спросом на рынке профессии;
- по форме обучения - дневные, заочные, дистанционные, экстернат.
Для изучения мнения студентов об образовательных программах всех специальностей и направлений факультета, обучающихся по различным формам обучения, была разработана анкета. В основе анкеты лежит популярная западная модель измерения качества услуги Importance-Performance, которая является разновидностью модели SERVQUAL. Суть методики состоит в сравнении показателей важности и исполнения следующих блоков критериев: репутация вуза, материально-техническая база, общая характеристика специальности, стоимость обучения. В результате проведения анкетирования была получена следующая информация:
- при получении образования важны такие факторы, как «имя» Университета; диплом, который будет цениться работодателем; налаженные контакты Университета с потенциальными работодателями;
- выбор специальности связан с возможностью получить дальнейшую высокооплачиваемую работу. Большое значение имеет возможность продолжить обучение заграницей;
- у студентов есть интерес к выбранной специальности, часть из них заявили о желании изучать помимо специальных дисциплин иностранные языки;
- материально-техническое оснащение предполагает, прежде всего, оснащенность учебного процесса, хотя внешний вид и внутреннее оформление также оказывает влияние на оценку Вуза.
- в отношении преподавательского состава могут присутствовать следующие требования: обладание новейшими знаниями и умение адаптировать предмет к российской действительности.
Кроме того, в комментариях к анкете были сформулированы несколько подходов к составлению расписания занятий; несколько вариантов оплаты за обучение; обсуждена возможность оказания дополнительных услуг учащимся за отдельную плату (проведение семинаров, психологических тренингов) и др.
В результате анализа результатов анкетирования были разработаны рекомендации по увеличению ценности предлагаемых услуг, в том числе:
1) подготовка и предоставление студентам достоверной информации о рынке труда;
2) развитие основных форм интеграции теории и практики, например, использование практических кейсов; дискуссии с приглашенными на занятия специалистами;
3) управление взаимоотношениями и процессом коммуникаций. Для студентов важно знать о работе преподавателей во внеаудиторное время, об их консультационной и научной деятельности, основные публикации, зарубежные стажировки и т.п.;
4) использование различных форм и методов продвижения образовательных программ факультета, информации о предоставляемых им услугах, их качестве, квалификации преподавателей и т.п.;
5) специальная подготовка технического персонала (методистов, секретарей, отвечающих на телефонные звонки, сотрудников, оформляющих документы и отвечающих на вопросы студентов и абитуриентов).
Библиографическая ссылка
Бушуева Л.И. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=40 (дата обращения: 09.10.2024).