Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Юдаева Ю.А. 1 Юльметова И.Г. 1
1 Оренбургский государственный медицинский университет
Цели исследования – анализ целесообразности использования методики «стандартизированный пациент» в процессе формирования навыков оказания первой помощи, разработка методического обеспечения образовательного процесса. В рамках дисциплины «Первая доврачебная помощь» на фармацевтическом факультете используется методика «стандартизированный пациент» с целью усиления практической составляющей. Организуется групповой тренинг, который погружает студентов в «чрезвычайную ситуацию». Студенты должны продемонстрировать командную работу, адекватные методы первой помощи и умение определять очередность ее оказания. Стандартизированный пациент может имитировать живые эмоции «пострадавшего», такие как испуг, истерика, шок, а качественно выполненная имитация синдрома повреждения с помощью грима в значительной степени повышает реалистичность учебной среды. Это делает использование методики «стандартизированный пациент» в ходе деловой игры более предпочтительным. Методика имеет практикоориентированное направление, запоминание уступает место мануальной технике, основанной на теоретических знаниях. Выполняя манипуляцию в учебной среде, максимально приближенной к реальной, студент понимает целесообразность формирования этих навыков, объективно себя оценивает. Важным положительным моментом этой методики является тот факт, что в ходе реализации этой методики обучаются не только спасатели, но и сами «стандартизированные пациенты», которые выполняют большой объем подготовительной работы, «прокачивая» свои знания и навыки.
ключевые слова: первая помощь
практические навыки
симуляционный центр
стандартизированный пациент
1. Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501 “О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72771784/#review (дата обращения: 17.01.2024).
2. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста // [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата обращения: 17.01.2024).
3. Ефимова В.М., Скоромная Н.Н., Яцкова Л.П. Методическое сопровождение подготовки студентов бакалавриата к оказанию первой помощи // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29465 (дата обращения: 14.02.2024).
4. Линченко С.Н., Колодкин А.А., Старченко В.И., Арутюнов А.В., Щимаева И.В., Бондина В.М., Сальников В.А. Методологические аспекты проблемы обучения оказанию первой помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 173-176.
5. Дьяченко Е.В. Симулированный пациент или пациент-робот в обучении врачей профессиональному общению — единство противоположностей // Виртуальные технологии в медицине. 2021. № 3 (29). С.137-138.
6. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / научный консультант перевода с английского А.А. Сонькина. М.: Гарант, 2018. 303 с.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как во всех странах, в том числе и в России, проблема высокой смертности и потери здоровья вследствие травматизма стала сегодня еще актуальнее. Синдром повреждения может приводить к развитию временной нетрудоспособности пострадавшего, инвалидизации, а часто и к летальному исходу, что является угрозой для демографической ситуации в Российской Федерации. Большинство несчастных случаев возникает, чаще всего, во внебольничных условиях. И до прибытия бригады скорой помощи помочь пострадавшему может только случайно оказавшийся рядом человек (знакомый, прохожий и т.д.), причем временной фактор является ключевым моментом.

В соответствие с требованиями Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» (от 16.10.2019 г. № 501) [1] население должно формировать навыки оказания первой помощи на различных уровнях. Своевременное оказание первой помощи пострадавшему имеет решающее значение для сохранения жизни и здоровья человека. Очень часто исход определяется тем, как быстро и насколько качественно была оказана первая помощь.

Для медицинского работника формирование компетенций в сфере безопасности является одним из планируемых результатов профессиональной подготовки. Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, медицинские вузы должны сформировать у обучающегося компетенции, определяющие его способность организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации.

Анализ педагогического опыта показывает, что разработано много методических рекомендаций по обучению первой помощи, но не всегда данные рекомендации позволяют добиться достаточной эффективности. Практические занятия в традиционной форме не дают возможности в полном объеме решить поставленную задачу [2]. Традиционное практическое занятие, в первую очередь, позволяет сформировать систему теоретических знаний и практических умений в рамках оказания первой помощи пострадавшим. При учете высокой вероятности применения сформированных знаний и навыков в экстремальных ситуациях, в условиях стресса и ограничения времени учебный процесс должен обеспечивать хорошую теоретическую базу и способствовать формированию практической составляющей на уровне навыка [3]. Следовательно, в ходе практического занятия следует применять современные педагогические технологии, которые способны довести практическое умение до уровня навыка в условиях, максимально приближенных к реальным.

Цели исследования – анализ целесообразности использования методики «стандартизированный пациент» в процессе формирования навыков оказания первой помощи, разработка методического обеспечения образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели был изучен и обобщен собственный педагогический опыт использования технологии «стандартизированный пациент» при реализации одного из модулей дисциплины «Первая доврачебная помощь» на базе Симуляционного центра Оренбургского государственного медицинского университета.

Методика «стандартизированный пациент» реализовывалась при изучении модуля «Синдром повреждения, первая помощь». Модуль освоили 115 студентов фармацевтического факультета 3-го курса. Продолжительность модуля составляет 20 академических часов: 6 часов на теоретическую часть, 14 часов на практическую часть. Реализация практической части осуществлялась в Симуляционном центре ОрГМУ.

Результаты исследования и их обсуждение

В течение нескольких лет на базе Симуляционного центра ОрГМУ проводились практические олимпиады, заключительным этапом которых традиционно являлось разыгрывание чрезвычайной ситуации, в рамках которой студенты-медики должны были оказывать первую помощь, осуществлять сортировку и транспортировку пострадавших. К сожалению, не всегда студенты демонстрировали должный уровень знаний и умений в этой области. Недостаточный уровень владения навыками оказания первой помощи, по мнению преподавателей, а также студентов, связан с несколькими причинами.

Классическая система формирования практических навыков у студентов-медиков предусматривает три этапа (на кафедре, в симуляционном центре, в клинике). В рамках лекционного курса студенты изучают теоретические аспекты оказания первой помощи. Практическая часть осуществляется на кафедрах, а также в условиях симуляционного центра. Именно здесь студент получает наиболее важный практический опыт [4]. С учетом ярко выраженной специфичности формируемой компетенции (способность выпускника вуза к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, использовать приемы первой помощи) понятно, что в условиях действующей медицинской организации, т.е. на «рабочем месте», формирование этих навыков в значительной степени затруднено.

Во-первых, предоставить возможность формирования практических навыков по оказанию первой помощи, особенно при синдроме повреждения, могут лишь ограниченное количество медицинских подразделений (например, станция скорой медицинской помощи, приемное отделение).

Во-вторых, невозможно составить план обучения, так как прогнозировать наличие в нужный момент тематического пациента не представляется возможным. Кроме того, невозможно искусственное создание чрезвычайной ситуации с ее многократным повторением для каждого студента.

В-третьих, использование реального пострадавшего в процессе обучения в условиях ограниченного времени и стресса исключает личное участие студента, так как права на ошибку нет. В лучшем случае, если студент сталкивается с синдромом повреждения на практике, он может только наблюдать за этим процессом и получает лишь представление об практическом умении.

Все это в совокупности приводит к теоретическому знакомству с этой областью и низкому уровню владения навыками, даже у мотивированных студентов, и требует поиска новых педагогических методик в области формирования умений и навыков по оказанию первой помощи.

Исходя из выявленных проблем при изучении основ первой помощи, было решено в рамках реализации модуля «Синдром повреждения, первая помощь» на фармацевтическом факультете использовать методику «стандартизированный пациент» с целью усиления практической составляющей. Основными задачами предлагаемого симуляционного тренинга является формирование у студентов двух компетенций:

– способен выявлять состояния, при которых требуется оказание первой помощи;

– способен выполнять мероприятия в объеме первой помощи.

Реализация практической части по этой тематике начинается с традиционных практических занятий в Симуляционном центре.

Основной задачей первого этапа является закрепление теоретических основ оказания первой помощи на симуляционном оборудовании. В рамках этих практических занятий будущие специалисты осваивают определенный объем теоретической информации, но основной упор делается на овладение практическими действиями в чрезвычайной ситуации. Используя макетные фантомы и симуляторы, имитирующие раны и повреждения, стандартные медицинские средства, преподаватель выполняет манипуляцию по оказанию первой помощи, комментирует каждое действие, дает обоснование отдельным элементам.

После этого преподаватель демонстрирует эталонное выполнение практического навыка в режиме реального времени, показывает решение конкретной узконаправленной задачи. Далее следует этап самостоятельной отработки студентом практических манипуляций под контролем и корректировкой преподавателя. В зависимости от специфики манипуляции допускается индивидуальная или групповая работа студентов. Главной целью этого этапа работы является формирование методики выполнения манипуляции и мануальной техники каждым студентом. Обучение оказанию первой помощи – это сложная задача, для решения которой применяются различные педагогические технологии: решение ситуационных задач, симуляционные тренинги и деловые игры. По окончании модуля для оценки уровня сформированности практической составляющей студент получает ситуационную задачу, в рамках которой должен продемонстрировать на тренажерах и манекенах последовательность действий при оказании пострадавшему помощи.

Обучение в симуляционном центре позволяет моделировать различные ситуации, овладеть практическими действиями и понять их значимость, но даже высокореалистичное симуляционное оснащение не имеет эмоциональной составляющей и не дает почувствовать в полной мере, что от этих действий зависит жизнь человека.

Стандартизированный пациент – это человек, готовый и способный с большой достоверностью играть роль пациента для учащихся [5]. Это реальный человек, который прошел специальное обучение и в состоянии во время работы с обучающимся вести себя реалистично в соответствии с заданными критериями [6].

Традиционно эта педагогическая технология используется для формирования и отработки коммуникативных навыков. В качестве пациентов привлекаются люди, не имеющие медицинского образования (лаборанты, методисты или актеры), или студенты. Эта методика активно применяется в учебном процессе, экзаменационных испытаниях и очень хорошо себя зарекомендовала. Современную педагогическую технологию «стандартизированный пациент» было решено использовать с целью ухода от формализма и повышения уровня освоения учебной программы «Первая доврачебная помощь».

В рамках учебной практики организуется групповой тренинг, который погружает студентов в «чрезвычайную ситуацию». Студенты должны продемонстрировать командную работу, адекватные методы первой помощи и умение определять очередность ее оказания. И для повышения уровня реалистичности авторы используют «стандартизированных пациентов» и все преимущества этой методики.

Студенты в группе делятся на две группы: спасатели и стандартизированные пациенты. Определяется перечень тем и рекомендуемой литературы для подготовки.

Подготовка симулированных пациентов – это отдельный блок работы преподавателей. Перед стандартизированным пациентом стоят три задачи: реалистично сыграть пострадавшего, оценить действия «спасателя», дать обратную связь. Для решения поставленных задач студентом должна быть проделана большая подготовительная работа. После выбора темы задания студент-пострадавший вместе с преподавателем обсуждают условия ситуационной задачи, уточняют особенности, степень тяжести определенной клинической формы синдрома повреждения. Далее студент должен самостоятельно выполнить следующие шаги:

· детально проработать теоретический материал по соответствующей теме;

· изучить местные признаки выбранной травмы, продумать грим для максимальной реалистичности сценария и легенду, эмоциональную окраску ситуации;

· изучить алгоритм действий при оказании первой помощи;

· составить чек-лист, который будет использоваться при оценке действий «спасателя» в ходе реализации сценария.

Несмотря на то что сам «пострадавший» не демонстрирует навыки оказания первой помощи, такой системный подход к своей роли дает возможность повысить свой уровень теоретических знаний и практических умений.

На этапе реализации симуляционного тренинга студенты-спасатели погружаются в «чрезвычайную ситуацию» (например, ДТП или пожар), в рамках которой необходимо оказать первую помощь пострадавшим с синдромом повреждения. Участники-спасатели команды самостоятельно определяют очередность и способ оказания первой помощи, способ транспортировки. Выбор пострадавшего случайный. В ходе тренинга «пострадавший» следует конкретным установкам преподавателя, строго разработанному сценарию, не импровизирует и ничего не меняет в сценарии. Методика «стандартизированный пациент» позволяет продемонстрировать навыки коммуникации, сбор жалоб и анамнеза. Жалобы, данные анамнеза выдаются «пострадавшим» только после соответствующего вопроса участника-спасателя. Для эмоционального погружения спасателей в ситуацию пострадавший максимально достоверно инсценирует свой клинический случай, сопровождая свои действия стонами, плачем, истерикой, криком о помощи. Наличие реалистичного грима усиливает зрелищность и реалистичность (рис.). В симуляции обязательно используются декорации, аудио- и видеоэффекты.

Стандартизированные пациенты

«Пострадавший» самостоятельно оценивает действия спасателя и фиксирует результат в чек-листе: алгоритм обследования пострадавшего, выбор тактики ведения, временные параметры оказания первой помощи, командное взаимодействие. Оценивается индивидуальная работа и работа команды в целом. В течение всей симуляции идет видеофиксация для проведения качественного дебрифинга.

Выводы

Авторы используют различные технологии при отработке практических навыков по первой помощи – симуляционный тренинг, кейсы, решение ситуационных задач, но наиболее эффективным методом считаем методику «стандартизированный пациент». «Стандартизированный пациент» позволяет решать сразу несколько педагогических задач. Участие симулированного пациента в учебном процессе дает возможность студенту отрабатывать практические умения в игровой форме, где каждый участник играет свою роль. Игровой компонент в значительной мере повышает интерес к учебному процессу, повышает мотивацию обучающихся.

Основным недостатком стандартного симуляционного тренинга, по мнению студентов, является отсутствие эмоциональной окрашенности, при этом процесс обучения воспринимается как абстрактная ситуация. Использование «стандартизированного пациента» в процессе обучения также обеспечивает формирование навыков общения. «Стандартизированный пациент» – это живой манекен с тонкими настройками, который способен имитировать особенности поведения, присущие пострадавшему: страх, панику, плаксивость, многословие. Если работа «пострадавших» организована грамотно, студент получает реалистичное представление о решении профессиональных задач. Реалистичная обучающая среда в значительной степени способствует развитию личностных качеств, таких как ответственность и самостоятельность, ценностное отношение к жизни, безопасности и здоровью.

Для получения качественного результата эта технология требует серьезных усилий со стороны преподавателей и студентов. Методика позволяет сместить акцент с контроля объема запомненных теоретических знаний на оценку действий обучающегося. При реализации этой методики студент оценивает качество освоения профессиональных компетенций, видит свои сильные и слабые стороны, что мотивирует его работать над собой для получения более высокого результата.


Библиографическая ссылка

Юдаева Ю.А., Юльметова И.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33327 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674