Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Куламихина И.В. 1 Бойко М.Г. 2 Винокурова Т.Н. 3
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им П.А. Столыпина
2 Омский автобронетанковый инженерный институт
3 ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского
Статья посвящена исследованию профессиональных ценностей ветеринарии. Цель исследования состояла в разработке содержательно-функциональной модели ценностных доминант будущих ветеринарных врачей. Результатами исследования стали уточнение понятия «профессиональные ценности ветеринарного врача», разработанная система профессионально значимых ценностей ветеринарии. С помощью методов анкетирования и беседы были выявлены ценностные доминанты обучающихся по программе специалитета 36.05.01 Ветеринария в Омском государственном аграрном университете, и на основе полученных данных разработана модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей. Данная модель включает ценности личностной и социальной направленности, среди которых преобладают мотивационные установки, профессиональные потребности, отношение к разным аспектам профессиональной деятельности и представления о профессионально значимых качествах ветеринара, характеризующиеся стремлением обучающихся сохранять традиции и соблюдать этические нормы ветеринарии, направленностью на благо других и готовностью к изменениям и нововведениям в работе. Полученные эмпирические данные показали, что у обучающихся личностно значимые ценности самоутверждения в профессии (желание карьерного роста и получения высоких доходов, стремление к получению удовольствия от работы) совместимы с ценностями общественной направленности и в системе приоритетов отходят на второй план. Разработанная содержательно-функциональная модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей может служить основой для проектирования компетентностных результатов профессионального обучения по программе специалитета «Ветеринария».
профессиональные ценности ветеринарии
ценностные доминанты
аксиологический подход
содержательно-функциональная модель ценностных доминант
1. Короткова Н.Л. Профессиональная идентичность ветеринарного врача как основа вузовской подготовки: анализ зарубежных концепций // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 57-60.
2. Абросимова Е.А., Маджаева С.И. Ветеринарный дискурс в зеркале современных научных исследований: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 3. С. 751-758.
3. Абросимова Е.А. Номинации пациента в ветеринарном дискурсе: языковая рефлексия и тенденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 11. С. 3592-3597.
4. Пугачева Н.П., Здоровинин В.А. Философские проблемы ветеринарии в аспекте этики жизни // Национальное здоровье. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.national-zdorov.ru/m/products/Philosophical%20sciences/gid576/ (дата обращения: 10.06.2023).
5. Новикова О.Н. Состояние и задачи изучения ветеринарного дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14921 (дата обращения: 10.06.2023).
6. Шилова Л.А. Проблема эвтаназии в ветеринарии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. Спецвыпуск № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00682.pdf. (дата обращения: 07.06.2023).
7. Куламихина И.В., Абросимова Е.А., Винья-Тальянти Я.-. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863 (дата обращения: 07.06.2023).
8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
9. Scholz E. Professional identity development in new graduate veterinarians. Australia: Charles Sturt University, 2019. 305 p.
10. Лапина Е.В. Содержание и методы развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 2. С. 222-225.
11. Schwartz S.H. A Repository of Schwartz value scales with instructions and an introduction. Online Readings in Psychology and Culture. 2021. Vol. 2. no. 2. P. 1-11.

В своей профессиональной деятельности ветеринарные врачи ежедневно сталкиваются с необходимостью осознанного ценностного выбора в ситуациях оказания помощи животным, соблюдения норм и требований ветеринарной профессии, общения с клиентами и взаимодействия с коллегами. Сформированные морально-нравственные качества ветеринара, его ценностные приоритеты являются важнейшим критерием его профессионализма. Более того, понимание и принятие ценностей профессии рассматриваются как условие успешного вхождения в профессию [1]. Актуальность проблемы изучения личности ветеринарного врача в аксиологическом аспекте обусловлена изменениями, происходящими в ветеринарной медицине на современном этапе в связи с внедрением новейших технологий в ветеринарную практику, переосмыслением роли домашних животных в жизни человека, введением новых законов, регламентирующих деятельность ветеринарных врачей, и др.

Исследования проблем аксиологизации ветеринарной профессии и ветеринарного образования немногочисленны. Можно отметить работы Е.А. Абросимовой [2, 3], Н.П. Пугачевой, В.А. Здоровинина [4], О.Н. Новиковой [5], Л.А. Шиловой [6], в которых рассмотрены вопросы ветеринарной этики и обозначены аксиологические проблемы ветеринарной профессии, связанные с изменениями представлений о профессии ветеринара: гуманное отношение к животным, эфтаназия, стремление к «очеловечиванию» животного, этическое равенство человека и животного. Проведены исследования Н.Л. Коротковой [1], И.В. Куламихиной и др. [7], Л.Б. Шнейдер [8], Е. Шольц [9], в которых осмысляется роль ценностей и ценностных ориентаций ветеринарной профессии в формировании профессиональной идентичности и профессиональной компетенции будущих ветеринаров.

При этом нерешенными остаются вопросы концептуально-методологического уровня, связанные с разработкой содержания понятия профессиональных ценностей ветеринаров.

Цель исследования состоит в разработке содержательно-функциональной модели ценностных доминант будущих ветеринарных врачей. Достижение цели требовало решения следующих задач: 1) уточнить понятие «профессиональные ценности ветеринарного врача»; 2) построить систему профессионально значимых ценностей ветеринарного врача; 3) выявить ценностные доминанты будущих ветеринарных врачей; 4) разработать модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основе аксиологического подхода. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, анкетирование и беседа с обучающимися, метод моделирования. Материалами исследования стали ответы студентов, полученные в ходе анкетирования и беседы. Исследование проходило в 2022/2023 учебном году, в нем приняли участие 75 обучающихся 1-го курса по программе специалитета 36.05.01 Ветеринария в Омском государственном аграрном университете.

Результаты исследования и их обсуждение

В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональные ценности» рассматривается в связи с личностными и социальными потребностями человека, которые выступают стимулом для его дальнейшего профессионального развития; как комплекс взаимосвязанных морально-нравственных личностных установок, определяющих ценностное отношение к профессии [10]. Понятие «ценности» включает в себя мотивы, установки, отношения, потребности, личностные качества. Исследователи отмечают неразрывную связь профессиональных, социальных и личностных ценностей специалиста. Их согласованность или несовместимость особенно выражены в работе ветеринарного врача. Так, исследователь Н.Л. Короткова делает вывод о неизбежной совместимости или конфликте личностных и профессиональных ценностей, личных убеждений и профессиональных приоритетов ветеринара в каждом конкретном клиническом случае [1]. Профессионально значимые ценности ветеринара – это совокупность взаимосвязанных личностно значимых и социально направленных мотивационных установок, потребностей, отношений и личностных качеств, сочетание которых регулирует поведение ветеринарного врача при выполнении своих профессиональных обязанностей, его коммуникацию с пациентом и клиентом, его взаимодействие с коллегами и вспомогательным персоналом, его эмоциональное состояние.

Для разработки содержания профессионально значимых ценностей ветеринарного врача авторы использовали теорию базовых ценностей Ш. Шварца, который выделял 4 группы метаценностей: открытость изменениям, консерватизм, самоутверждение и самопреодоление [11]. Каждая группа метаценностей включает более узкие базовые ценности: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция и стремление к удовольствиям), консерватизм (соблюдение норм, традиций и безопасность), самоутверждение (власть и достижения) и самопреодоление (благожелательность, универсализм), которые характеризуются различными мотивационными установками, потребностями, типами поведения, качествами личности [11]. В таблице представлена система профессионально значимых ценностей ветеринарного врача, построенная на основе теории базовых ценностей Ш. Шварца.

Система профессионально значимых ценностей ветеринарного врача

Основные группы профессиональных мета ценностей

Типы базовых ценностей по Ш. Шварцу

Профессионально-значимые ценности ветеринарного врача

Открытость изменениям и новшествам в работе

Самостоятельность

Самостоятельность в принятии профессиональных решений, самостоятельность в профессиональных действиях;

Способность к моральному выбору в ситуациях коллизии;

Открытость профессиональным новшествам

Стимуляция

Интересная разнообразная работа; Стремление к новшествам в работе

Стремление к удовольствиям

Получение удовольствия от работы; Получение самоудовлетворения в работе;

Самоутверждение в профессии

Достижение

Стремление к непрерывному профессиональному саморазвитию;

Успешность в работе;

Профессиональное признание, одобрение коллег

Власть

Карьерный рост; Высокие доходы; Руководящая должность

Сохранение традиций профессии и приверженность порядку

Безопасность

Здоровьесбережение; Профессиональная стабильность; Гармоничные отношения с коллегами и клиентами

Соблюдение норм

Самодисциплина; Вежливость в общении с клиентами и коллегами; Лояльность; Субординация; Ответственность

Традиция

Уважение и принятие традиций и обычаев профессиональной среды

Направленность на благо других

Благожелательность

Сотрудничество и оказание поддержки в работе;

Толерантность

Универсализм

Понимание профессионального долга;

Благополучие животных и общества

Под ценностными доминантами ветеринаров авторы понимают наиболее важные и существенные мотивационные установки, потребности и личностные качества, характерные и преобладающие в ветеринарной профессии. Для выявления доминирующих ценностей необходимо определить важность одних относительно других. Именно приоритет одних ценностей над другими влияет на выбор человека в каждом конкретном случае. Например, будет ли ветеринар стремиться к самостоятельности в принятии решений по вопросам лечения, или же он будет соблюдать коллегиальность и субординацию в вопросах диагностики и тактики лечения? Готов ли ветеринар использовать новейшие технологии и препараты в лечении животных, или он будет придерживаться принципа «не навреди» при проведении тех или иных операций и процедур, опасаясь использовать новейшие технологии или назначать новейшие препараты, побочные эффекты которых полностью не известны, но дают шанс пациенту выздороветь? Какие доминирующие ценности будут определять моральный выбор ветеринарного врача в спорных ситуациях (таких как эвтаназия, ведение пациентов с неизлечимыми болезнями, экономическая нецелесообразность проведения дорогостоящего лечения)?

Для изучения ценностных доминант обучающихся было проведено анкетирование. Анкета включала перечень профессионально значимых ценностей ветеринарного врача из таблицы. Обучающиеся должны были ранжировать эти ценности по 9-балльной шкале: «не важные» (0–3), «важные» (4–6), «крайне важные» (7–9). Для определения ценностных доминант использовалась их частотность в выборах «важно» и «крайне важно».

Анализ ответов обучающихся позволил нам выявить наиболее предпочтительные мотивационные установки, потребности, желания и мнения, связанные с ветеринарной профессией. Так, наиболее значимыми ценностями профессии для подавляющего большинства опрошенных (80–90%) были указаны благополучие животных, ответственность и получение удовольствия от работы. Около половины опрошенных (45–60%) считают для себя крайне важными профессиональное саморазвитие, интересную работу, открытость профессиональным новшествам, успешность в работе, карьерный рост и высокие доходы. Достаточно важными для опрошенных являются общественное благополучие, самодисциплина и здоровьесбереженье. В профессиональной коммуникации для половины обучающихся (50–55%) большое значение имеют вежливость в общении с клиентами и коллегами, толерантность, сотрудничество и оказание поддержки в работе.

С помощью метода беседы было продолжено изучение ценностных доминант будущих ветеринарных врачей. Беседа была построена на основе подготовленных вопросов. На вопрос: «Почему вы выбрали профессию ветеринарного врача?» чаще всего отвечали: «Я хочу помогать животным», «защищать их», «продлевать им жизнь», потому что «животные – это наши друзья», «мы живем с ними на одной планете и помогаем друг другу». Отвечая на вопрос: «Что является наиболее важным для вас в работе ветеринара?», обучающиеся отмечали, прежде всего, необходимость профессиональных знаний и умений и свою готовность к постоянному обучению, ответственность, полезность и значимость этой работы для общества. Проанализировав ответы на вопрос: «Какими качествами должен обладать ветеринарный врач?», авторы составили список наиболее частотных профессионально значимых качеств ветеринарного врача, по мнению обучающихся 1-го курса. Перечисленные характеристики были упомянуты в связи с разными аспектами ветеринарной работы, такими как профессионализм и профессиональное саморазвитие, профессиональная коммуникация и взаимодействие, эмоциональная вовлеченность. Итак, профессионализм ветеринарного врача и его стремление к профессиональному саморазвитию связаны с такими качествами, как ответственность, субординация, самодисциплина, наблюдательность, быстрое мышление, владение профессиональной терминологией. Для успешной профессиональной коммуникации необходимы высокие коммуникативные способности в общении с владельцами животных, вежливость в общении с клиентами; для результативного взаимодействия требуются умения работать в команде. В работе ветеринарного врача присутствует большая эмоциональная вовлеченность, поэтому требуются эмоциональная устойчивость, эмпатия, выдержка, самообладание, выносливость, безграничная любовь к животным. На вопрос: «Как стать успешным ветеринарным врачом?» обучающиеся давали следующие ответы: «Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько хорошо ты владеешь коммуникативными умениями, ведь в работе множество моментов строятся на умении вести диалог», «В ветеринарной работе, чтобы стать успешным, необходимы профессиональные знания и высокие межличностные умения», «Профессия ветеринара предполагает непрерывное профессиональное развитие в течение всей жизни, овладение новыми технологиями в ветеринарной практике». На основе ответов обучающихся был сделан вывод, что все перечисленные в ходе беседы мотивационные установки, отношения, личностные качества и потребности можно отнести к основным четырем группам профессиональных метаценностей и далее – к основным базовым ценностям по Ш. Шварцу. Новых по содержанию ценностных доминант выделено не было.

Результаты анкетирования и беседы позволили построить модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей. Эта модель опирается на идею мотивационного континуума Ш. Шварца. Расположение ценностных доминант в модели обусловлено принципом совместимости и конфликта личностно значимых и социально направленных профессиональных ценностей ветеринара (рис.). Ценности самоутверждения и открытости изменениям объясняют стремление профессионала следовать своим личным интересам в профессии. Однако приверженность ценностям сохранения традиций и порядка и направленность на благо других заставляют ветеринара служить интересам общества. Сочетание ценностей самоутверждения в профессии и стремления профессионала к внедрению новшеств, а также высокий профессиональный интерес к работе обеспечивают профессиональный рост и развитие специалиста, что, в свою очередь, будет снижать степень его личной тревожности. Способность ветеринара выстраивать позитивное взаимодействие с клиентами, коллегами, вспомогательным персоналом зависит от его стремления придерживаться традиций и порядка в работе и в своих действиях и общении ориентироваться на благополучие других. Кроме того, позитивное взаимодействие с коллегами, забота о своем здоровье, уважительное отношение к мнению коллег, соблюдение профессиональной этики и возможность приносить пользу животным и людям способствуют положительному эмоциональному состоянию ветеринара, создают у него чувство защиты и безопасности.

Содержательно-функциональная модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей

Результаты опроса показывают, что наиболее частотными ценностными доминантами будущих ветеринарных врачей являются социально направленные ценности, ориентированные на благо других, среди которых особенно важна ценность благополучия животных. В этой группе ценностей для будущих ветеринаров также важное значение имеют общественное благополучие, сотрудничество и оказание поддержки в работе и толерантность. Социально направленные ценности с мотивационной установкой на благо других дополняются личностно значимыми ценностями группы «Открытость изменениям и новшествам». В последней наиболее значимым для опрошенных является стремление к применению новшеств в работе, что совместимо у обучающихся с готовностью и желанием профессионального саморазвития. Не менее значимыми ценностями для обучающихся являются интересная работа и стремление к получению удовольствия от работы. Ценностными доминантами группы «Сохранение традиций профессии и приверженность порядку» являются личностно значимая ценность «здоровьесбережение» и социально направленные ценности «ответственность в работе», «соблюдение правил вежливого общения», «субординация» и «самодисциплина». Можно сделать вывод, что для будущих ветеринарных врачей большое значение имеет соблюдение норм профессионального поведения и общения. В группе «Самоутверждение в профессии» в качестве ценностных доминант были выделены карьерный рост и высокие доходы, успешность в работе и профессиональное саморазвитие.

Итак, среди ценностных доминант будущих ветеринаров преобладают ценности сохранения традиций, направленности на благо других и принятие изменений и готовность к внедрению новшеств в работе. Ценности самоутверждения в профессии в модели ценностных доминант не являются настолько частотными, как ценности остальных групп. Обозначенные доминирующие ценности обладают личностной и социальной направленностью, при этом они не противопоставлены друг другу, а наоборот, совместимы или дополняют друг друга.

Заключение

В данной работе представлены результаты исследования профессиональных ценностей ветеринарии: уточнено понятие «профессиональные ценности ветеринарного врача», разработана система профессионально значимых ценностей ветеринара на основе теории базовых ценностей Ш. Шварца, выявлены ценностные доминанты будущих ветеринарных врачей и на этой основе построена содержательно-функциональная модель ценностных доминант будущих ветеринаров. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что преобладающие мотивационные установки будущих ветеринарных врачей, их профессиональные потребности, отношение к разным аспектам профессиональной деятельности и представления о профессионально значимых качествах ветеринара базируются на ценностях сохранения традиций ветеринарии, поддержания порядка, направленности на благо других и готовности к изменениям и нововведениям в работе.

Открытыми для дальнейшего изучения остаются вопросы формирования ценностей ветеринарии в процессе профессиональной подготовки будущих ветеринаров. Данная проблема требует дальнейшего теоретического и экспериментального исследования и освещения в публикациях.


Библиографическая ссылка

Куламихина И.В., Бойко М.Г., Винокурова Т.Н. МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32756 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674