Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ

Павлова И.В. 1 Герман Е.В. 1 Голубков А.С. 1
1 Омский государственный университет путей сообщения
В статье авторы обращаются к изучению жизненных приоритетов современных студентов. Материалом для исследований выступают результаты тестирования жизненных ориентаций студентов Омского государственного университета путей сообщения по известной методике М. Рокича. В целях эффективной оценки большого набора ценностей для проведения исследования авторами была применена методика шкалы максимального различия. Данный метод облегчает задачу выбора вариантов респондентами за счет снижения количества оцениваемых вариантов. При составлении плана исследования также учитывалось условие балансировки пар ценностей таким образом, чтобы каждая пара ценностей встречалась в исследовании одинаковое количество раз. Для создания сбалансированного плана исследования была использована методика Вильямса на основе латинских квадратов. Апробация цифровых инструментов позволила достаточно быстро тестировать и обрабатывать полученные материалы исследований и показала отсутствие достоверных различий в структуре ценностных ориентаций, определяемых традиционным способом и цифровым. Проведенные исследования выявили у современных студентов наличие приоритета личных ценностей, усиление позиций ценностей, связанных с познанием и самосовершенствованием. Среди инструментальных ценностей молодые люди отдали предпочтение честности и ответственности. Незначительные гендерные различия были обнаружены в ряде предпочтений, связанных с социальным вектором направленности мужчин и женщин.
ценностные ориентации
студенческая молодежь
терминальные и инструментальные ценности
личная жизнь
профессиональная самореализация
самосовершенствование
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=358792&dst=100001#hvsfv6TXFC 95VDII/ (дата обращения: 21.06.2023).
2. Ракова Н. А., Турковский В. И. Ценностные ориентации студенческой молодежи в условиях культурного многообразия республики Беларусь // Минск: Вестнiк ВДУ. 2019. №3(104). С. 99-105.
3. Мешкова И.В., Завьялова Л.П. Ценностные установки как фактор профессионально-личностного развития студентов вузов// Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31102 (дата обращения: 22.06.2023).
4. Пустовойтов В.Н. Содержание ценностного отношения молодежи к труду и профессиональной самореализации// Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32127 (дата обращения: 22.06.2023).
5. Терещенко М.Н., Звягина Е.В. Динамика изменений терминальных ценностей молодежи в условиях пандемии// Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31659 (дата обращения: 22.06.2023).
6. Шашкова О.С. Ценностные ориентации студентов // Психология и педагогика образования будущего: материалы международной конференции студентов, магистров и аспирантов. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2017. С. 217-218.
7. Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность: автореф. дис. …канд. философ. наук. Москва, 2000. 24 с.
8. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом. М.: Букмастер, 2014. 480 с.
9. Marley A.A.J., Louviere J.J. Some probabilistic models of best, worst, and best–worst choices // Journal of Mathematical Psychology. 2005. Vol. 49, Is. 6. P. 464-480. DOI: 10.1016/j.jmp.2005.05.003/
10. Williams Ej. Experimental designs balanced for the estimation of residual effects of treatments. Australian Journal of Chemistry 2. 1949. P. 149-168. DOI: 10.1071/CH9490149.
11. Фадеева Л. Н., Лебедев А.В. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЭКСПО, 2018. 480 с.
12. Павлова И.В., Герман Е.В., Турбина Е.Ю. Новые тенденции в структуре жизненных ценностей студентов // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 169-173.
13. Федотова П.И. Молодость и старость как духовно-нравственные категории: проблемы геронтософии в русском философском романтизме // Сборник материалов конференции Санкт-Петербург. Серия «Symposium», Философия старости: геронтософия. Выпуск. 24. 2002. C. 41-43.
14. Ермаков С.А., Кашина О.П. Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3(20). С. 19-23.

Изменения, происходящие в социальной, экономической, политической жизни современного поколения, находят свое отражение в системе ценностных ориентаций. Особо интересно это в отношении молодых людей. Изучение структуры жизненных приоритетов студентов и их отношения к ним позволяет определять содержание учебно-воспитательного процесса. Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 204, образовательные программы в высших учебных заведениях должны включать в себя «рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы» [1, с. 3]. Указано, что одним из основополагающих компонентов успешной социализации и становления социально ответственной личности являются ценности и мотивационные установки на здоровый и безопасный образ жизни.

В студенческий период особенно активно происходят формирование общечеловеческих ценностей, взглядов на человека и мир, осознание мировоззренческих позиций. Формирование жизненных установок является непрерывным процессом. Этот процесс зависит от накопления человеком знаний, опыта, осознания себя исвоего места в жизни. Кроме того, в исследованиях Н.А.Раковой и В.И.Турковского показано, что ценностные ориентации являются общими для студентов различных национальностей [2]. В педагогической науке и практике вопросы изучения ценностных ориентаций молодого поколения остаются актуальными всегда в силу своей значимости для развития общества. Изучению ценностных ориентаций посвящены многочисленные современные исследования Н.П. Копцевой, М.Я. Хребтова, С.Л. Таланова, М.И. Алдошиной, К.М. Шамаевой, С.В. Куулар и др. Ценностные установки студентов вузов изучались как фактор профессионально-личностного развития И.В. Мешковой и Л.П. Завьяловой [3]. Вопросы ценностного отношения молодежи к труду и профессиональной самореализации изучались В.Н. Пустовойтовым [4]. Динамика изменений терминальных ценностей молодежи в условиях пандемии представлена в работе М.Н. Терещенко и Е.В. Звягиной [5].

Наличие определенной системы ценностных ориентаций личности является необходимым условием возникновения и формирования зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения студентов [6]. Знание тенденций в изменении структуры ценностных ориентаций современной молодежи открывает возможности для соответствующей корректировки построения воспитательной работы в вузе. Степень научной разработанности данной проблемы обусловлена разными факторами, одним из которых является «несовершенство методик и специального инструментария прикладного анализа ценностных структур различных общественных групп» [7, с. 4].

Многие авторы периодически обращаются к изучению жизненных приоритетов современных студентов с целью нахождения адекватных субъектам методов обучения ивоспитания. Для подобных исследований существуют различные способы изучения. Наиболее популярной в психологической литературе является методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича [8]. Эта методика информативная, но требует не только подготовки тестирующего материала, но и больших затрат времени.

Цель исследования – изучить структуру ценностных ориентаций современных студентов для качественного построения воспитательной системы в вузе, а также апробировать новый цифровой инструмент в их тестировании.

Материал и методы исследования. Сегодня использование цифровых инструментов позволяет достаточно быстро тестировать и обрабатывать полученные материалы исследований. В целях эффективной оценки большого набора ценностей для проведения исследования нами была применена методика шкалы максимального различия [9]. В данной методике из всего набора исследуемых ценностей респонденту предлагается небольшая группа вариантов, из которых следует выбрать наиболее инаименее предпочтительные. Задание повторяется несколько раз, чтобы каждый вариант из набора был представлен респонденту.

Данный метод облегчает задачу выбора вариантов респондентами за счет снижения количества оцениваемых вариантов по сравнению с методом простого ранжирования, где респондентам бывает затруднительно оценить 10–20 вариантов и сложность задачи возрастает, что приводит к усталости и снижению фокуса внимания респондентов, а это отражается накачестве данных.

При выполнении опроса для каждого задания из набора ценностей были сформированы группы по четыреварианта. Каждому респонденту предлагалось восемьзаданий для первого набора ценностей и девятьзаданий для второго набора ценностей. Порядок следования вариантов в каждой группе был рандомизирован. При составлении плана исследования также учитывалось условие балансировки пар ценностей таким образом, чтобы каждая пара ценностей встречалась в исследовании одинаковое количество раз. Для создания сбалансированного плана исследования была использована методика Вильямса на основе латинских квадратов [10].

В исследовании приняли участие 148 респондентов (59 юношей и 89 девушек) – студентов Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС). Для оценки статистической значимости полученных результатов применялся биноминальный тест [11] для нулевой гипотезы, что вероятность выбора любого одного из двух вариантов равна 0,5.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблицах1,2 приведены результаты исследования для каждого набора ценностей (значения с уровнем значимости p<0,05 выделены жирным шрифтом).

Таблица 1

Результаты исследования инструментальных ценностей студентов ОмГУПС, %

Не значимая ценность






Значимая ценность

Честность

Образованность

Воспитанность

Независимость

Чувство юмора

Терпимость

Ответственность

Рационализм

Наличие твердой воли

Самоконтроль

Эффективность в делах

Чуткость

Аккуратность

Высокие запросы

Исполнительность

Смелость взглядов

Непримиримость
к недостаткам

Честность

 

47

67

65

80

83

54

70

52

58

76

89

90

93

82

87

88

Образованность

53

 

47

54

79

74

43

68

45

42

57

87

86

96

62

81

88

Воспитанность

33

53

 

53

68

79

49

74

43

43

49

91

82

96

76

66

92

Независимость

35

46

47

 

60

72

38

65

46

53

58

78

84

89

55

59

84

Чувство юмора

20

21

32

40

 

40

29

38

20

33

25

35

55

63

42

34

73

Терпимость

17

26

21

28

60

 

8

29

31

13

30

65

59

78

39

53

73

Ответственность

46

57

51

62

71

92

 

74

69

66

70

95

94

95

92

78

89

Рационализм

30

32

26

35

62

71

26

 

44

24

44

68

75

90

57

55

80

Наличие
твердой воли

48

55

57

54

80

69

31

56

 

38

47

89

84

92

76

60

95

Самоконтроль

42

58

57

48

68

88

34

76

62

 

60

83

86

92

66

73

88

Эффективность
в делах

24

43

51

42

75

70

30

56

53

40

 

83

75

95

70

46

90

Чуткость

11

13

9

22

65

35

5

32

11

18

17

 

35

73

29

41

76

Аккуратность

10

14

18

16

45

41

6

25

16

14

25

65

 

87

43

21

80

Высокие запросы

7

4

4

11

38

23

5

10

8

8

5

27

13

 

18

18

51

Исполнительность

18

38

24

45

58

61

8

43

24

34

30

71

57

82

 

49

74

Смелость взглядов

13

19

34

41

66

47

23

45

40

27

54

59

79

82

51

 

81

Непримиримость к недостаткам

12

12

8

16

27

27

11

20

5

12

10

24

20

49

26

19

 

Таблица 2

Результаты исследования терминальных ценностей студентов ОмГУПС, %

Не значимая
ценность

 

 



Значимая ценность

Здоровье

Любовь

Счастливая семейная жизнь

Наличие верных друзей

Интересная работа

Максимальное использование своих возможностей

Познание

Материальная обеспеченность

Самосовершенствование

Общественное признание

Деятельная жизнь

Наличие внутренней гармонии

Свобода в поступках

Наличие жизненной мудрости

Творчество

Красота природы и искусства

Счастье других

Развлечения

Здоровье

 

78

65

59

88

61

92

71

50

96

86

71

65

89

93

93

92

92

Любовь

22

 

43

71

61

55

73

69

50

91

74

50

72

57

72

92

75

90

Счастливая семейная жизнь

35

57

 

73

70

50

84

70

68

93

83

63

68

78

88

90

97

94

Наличие верных друзей

41

29

27

 

77

47

89

51

35

95

73

62

56

50

87

91

85

95

Интересная работа

12

39

30

23

 

34

64

23

21

79

65

33

54

44

77

81

77

82

Максимальное использование своих возможностей

39

45

50

53

66

 

68

48

49

95

71

56

66

55

81

76

81

89

Познание

8

28

16

11

36

32

 

44

7

79

48

42

39

42

63

71

68

75

Материальная обеспеченность

29

31

30

49

77

52

56

 

41

85

58

44

61

58

77

76

76

80

Самосовершенствование

50

50

32

65

79

51

93

59

 

93

87

57

85

78

89

84

87

97

Общественное признание

4

9

7

5

21

5

21

15

7

 

15

7

16

12

33

44

43

55

Деятельная жизнь

14

26

17

27

35

29

52

42

13

85

 

32

50

40

84

78

77

87

Наличие внутренней гармонии

29

50

38

38

67

44

58

56

43

93

68

 

70

51

88

77

85

93

Свобода в поступках

35

28

32

44

46

34

61

39

15

84

50

30

 

42

77

76

85

78

Наличие жизненной мудрости

11

43

22

50

56

45

58

42

22

88

60

49

58

 

87

71

80

72

Творчество

8

28

12

13

23

19

37

23

11

67

16

12

23

13

 

46

49

62

Красота природы и искусства

7

8

10

9

19

24

29

24

16

56

23

23

24

29

54

 

53

62

Счастье других

8

25

3

15

23

19

32

24

13

57

23

15

15

20

51

47

 

50

Развлечения

8

10

6

5

18

11

25

20

3

45

13

7

22

28

38

38

50

 

Среди терминальных ценностей молодых людей лидирующее место на протяжении как минимум последних 20 лет занимает ценность «здоровье». Значимость этой ценности является биологически обусловленной и возросла в связи с мировыми событиями 2019–2021 годов.

С повестки дня уже длительное время у студентов не уходят ценности личной жизни. «Счастливая семейная жизнь» как у девушек, так и у юношей занимает вторую ступеньку в системе рангов. Третье место у девушек заняла такая ценность, как «самосовершенствование». Продвижение вверх по шкале значимости этой ценности было замечено в предыдущих наших исследованиях с 12-го места на 4-е, а у юношей – с 8-го места на 5-е (с 2001 года по 2021 год) [12]. Данная позитивная тенденция сохраняется. Познание себя и совершенствование своих способностей для молодежи становятся одним из главных условий проживания жизни и достижения социальных целей. Закономерно, что у юношей эту ценность несколько обогнали такие ценности, как «наличие верных друзей» и «максимальное использование своих возможностей», что, на наш взгляд, имеет гендерные причины. Мужчины более ориентированы на социум и максимальное проявление своих способностей, чем женщины, чей вектор внимания более направлен на внутреннюю жизнь, на семью. У девушек 4-ю и 5-ю позиции соответственно заняли «любовь» и «наличие внутренней гармонии». Любовь как жизненная ценность юношами тоже оценивается высоко (6-е место). Она выступает, скорее всего, как эмоциональная потребность в любви, особенно характерная для молодежи.

Еще одна ценность, связанная, прежде всего, с интуитивным пониманием мира, – «наличие жизненной мудрости» – у молодых людей тоже занимает достаточно высокую позицию (7-ю у юношей и 9-ю у девушек). Интересно, что такая ценность, как «материальная обеспеченность», на наш взгляд, приобретает тенденцию к понижению значимости (у юношей 8-е место, у девушек 6-е против 5-го места в 2001 году). Современный человек, скорее всего, уже ориентирован на развитие своих способностей, которые будут ему обеспечивать материальный достаток.

С 10-го по 13-е место расположились соответственно такие ценности, как «интересная работа», «свобода в поступках», «деятельная жизнь», «познание». Следовательно, ценности профессиональной самореализации, взаимодействия с социумом уступают в иерархии ценностям личной жизни.

«Общественное признание» как ценность вообще в рейтинге как у юношей, так и у девушек заняла последнее,18-е место. «Счастье других» занимает 14-ю позицию у юношей и 16-ю у девушек. Данная категория у юношей занимает более высокое место, чем «творчество», «красота природы и искусства», «развлечения». Можно лишь предположить, что юноши более склонны отдавать предпочтение ценности, предполагающей комфортный социум, нежели комфортный внутренний мир.

Студенческий возраст – этот тот возрастной период, когда начинается становление человека как профессионала, а внутренняя шкала духовных ценностей и моральных установок окончательно оформляется. «Молодость – это та эпоха человеческой жизни, которой присущи дух товарищества и коллективизма, духовные и творческие запросы, стремление принести пользу людям, вера в добро и идеалы» [13, с. 42]. Это время становления человека как профессионала и как семейного человека. В сознании людей в период молодости окончательно оформляется внутренняя шкала духовных ценностей и моральных установок [14].

Среди инструментальных ценностей современными молодыми людьми приоритет был отдан честности и ответственности (у девушек 1-е место заняла ответственность, а у юношей – честность). Получается, что честность становится базовым фрагментом в мозаике жизни. Нечестные ситуации порождают многочисленные проблемы, это становится понятно многим. Все хотят честного отношения к себе. Другое дело – быть самому честным, это уже требует мужества и часто приносит дискомфорт. Но однозначно молодежь считает честность необходимым условием установления дружественного взаимодействия.

Такое человеческое качество, как ответственность, в современных условиях стало особо цениться людьми. Это, скорее всего, связано с тем, что значительно возросло значение человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности. Необходимость «самоконтроля» стала понятна каждому, кто ставит перед собой цели. Поэтому юноши на 3-ю ступеньку поставили самоконтроль как качество, тесно связанное с ответственностью.

Наличие образованности девушками ценится больше, чем юношами (3-е место против
5-го). Юноши же отдают больший приоритет эффективности в делах, чем девушки (4-е место против 8-го). В этом также проявились гендерные различия. Для мужчины всегда важнее результат его деятельности. Интересно, что 6-ю позицию в рейтинге инструментальных ценностей как у юношей, так и у девушек занимает наличие твердой воли.

Особых гендерных различий мы не находим в ранжировании таких ценностей, как независимость (7-е и 8-е место), рационализм (9-е и 10-е место), аккуратность (13-е и 14-е место), чуткость (15-еместо), нетерпимость к недостаткам (16-е место), высокие запросы (17-е место).

Можно только отметить у девушек более высокий ранг таких ценностей, как «смелость взглядов» (9-е место против 11-го у юношей) и «терпимость» (11-е против 13-го). Если качество «терпимость» действительно более свойственно именно женщинам и они предпочитают такое поведение, то рейтинг ценности «смелость взглядов» у девушек удивляет. Хотя общая тенденция активного проявления своей личности в обществе прослеживается сегодня у многих молодых людей.

Ранжирование ценностных ориентаций представлено в таблицах3 и 4 отдельно для юношей и девушек.

Таблица 3

Ранжирование ценностных ориентаций студентами ОмГУПС (девушки)

Ранг

Инструментальные ценности

Терминальные ценности

1

Ответственность

Здоровье

2

Честность

Счастливая семейная жизнь

3

Образованность

Самосовершенствование

4

Самоконтроль

Любовь

5

Воспитанность

Наличие внутренней гармонии

6

Наличие твердой воли

Материальная обеспеченность

7

Независимость

Максимальное использование своих возможностей

8

Эффективность в делах

Наличие верных друзей

9

Смелость взглядов

Наличие жизненной мудрости

10

Рационализм

Свобода в поступках

11

Терпимость

Интересная работа

12

Исполнительность

Деятельная жизнь

13

Аккуратность

Познание

14

Чувство юмора

Красота природы и искусства

15

Чуткость

Творчество

16

Непримиримость к недостаткам

Счастье других

17

Высокие запросы

Развлечения

18

 

Общественное признание

Таблица 4

Ранжирование ценностных ориентаций студентами ОмГУПС (юноши)

Ранг

Инструментальные ценности

Терминальные ценности

1

Честность

Здоровье

2

Ответственность

Счастливая семейная жизнь

3

Самоконтроль

Наличие верных друзей

4

Эффективность в делах

Максимальное использование своих возможностей

5

Образованность

Самосовершенствование

6

Наличие твердой воли

Любовь

7

Воспитанность

Наличие жизненной мудрости

8

Независимость

Материальная обеспеченность

9

Рационализм

Наличие внутренней гармонии

10

Исполнительность

Интересная работа

11

Смелость взглядов

Свобода в поступках

12

Чувство юмора

Деятельная жизнь

13

Терпимость

Познание

14

Аккуратность

Счастье других

15

Чуткость

Творчество

16

Непримиримость к недостаткам

Красота природы и искусства

17

Высокие запросы

Развлечения

18

 

Общественное признание

Заключение. Таким образом, можно констатировать у современных студентов наличие приоритета личных ценностей, усиление позиций ценностей, связанных с познанием и самосовершенствованием. Среди инструментальных ценностей молодые люди отдали предпочтение честности и ответственности. Незначительные гендерные различия были обнаружены в ряде предпочтений, связанных с социальным вектором направленности мужчин и женщин.

Проектирование воспитательного пространства в вузе прежде всего должно осуществляться на микроуровне. Для формирования личностных качеств и ценностных ориентаций важны отношения «студент – студент», «студент – преподаватель», «преподаватель – преподаватель». Сфера физической культуры и спорта предоставляет широкие возможности для выявления активных студентов, проведения спортивных, физкультурно-оздоровительных и научных мероприятий; позволяет реализовывать ценности самосовершенствования, проявления инициативности, ответственности и морально-нравственных качеств.

Работа спортивных клубов, секций по различным видам спорта, организация и проведение соревнований, научных фестивалей, конкурсов, конференций, круглых столов на физкультурно-спортивные темы – все это является важнейшим звеном в построении воспитательного пространства в вузе.

В заключение хочется отметить идентичность полученных нами материалов при использовании традиционной методики ранжирования ценностных ориентаций по М.Рокичу и цифрового инструмента по шкале максимального различия. Следовательно, данная методика может быть использована в подобных исследованиях, что значительно ускоряет процесс проведения тестирования и обработки результатов.


Библиографическая ссылка

Павлова И.В., Герман Е.В., Голубков А.С. СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32697 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674