Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СПЛОЧЕНИЮ КУРСАНТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Феоктистова А.А. 1
1 Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Научный труд представляет актуальность в связи с Указом Президента России об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (коллективизма, развития дружеских связей, высоких нравственных идеалов, гуманизма). Сплоченность коллектива сотрудников органов внутренних дел, курсантов образовательных организаций МВД России положительно влияет на эффективность выполнения важных профессиональных задач полиции, улучшает качество их взаимодействия. В статье представлен теоретический анализ одного из важных аспектов воспитательной работы – формирования сплоченного коллектива в системе органов внутренних дел – на примере образовательных организаций МВД России. Предложен понятийный аппарат основных терминов, используемых в работе: «воспитание», «воспитательная работа», «коллектив», «курсантский коллектив». Раскрыты компоненты воспитательной работы по сплочению коллектива: субъекты (специалисты отдела по воспитательной работе, преподаватели, кураторы и обучающиеся (курсанты) учебных взводов), организационные формы и методы работы. Проведен анализ воспитательной работы Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В ходе исследования установлена слаженная работа кафедры педагогики УНК ПСД в формировании курсантских коллективов. Отмечены авторы (педагоги, психологи), изучающие проблему воспитательной работы по сплочению учебных коллективов.
воспитание
воспитательная работа
сплочение коллектива
курсантский коллектив
курсант
методы и формы работы
образовательные организации мвд россии
1. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 15.06.2023).
2. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 576 с.
3. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.
4. Старостин В.Г. Задачи и уровни организации воспитательной работы в вузе МВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №1. С. 220-223.
5. Мишин А.А. Взаимосвязь психологического климата в служебном коллективе с эффективностью служебной деятельности // Прикладная юридическая психология. 2021. №3. С. 71-75.
6. Селюкова Е.А. Педагогические теории о коллективе в генезисе философско-педагогической мысли // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 61-64.
7. Андреев А.А. Педагогические пути формирования коллективов курсантских подразделений в военных вузах: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 248 с.
8. Селин П.В. Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 68-73.
9. Родин В.Ф. Индивидуально-воспитательная работа с курсантами (слушателями) образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. №1. С. 351-354.
10. Хрисанов В.А. Формирование коллективизма у курсантов Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина в ходе учебно-воспитательного процесса // Вестник БелЮИ МВД России. 2016. №2. С. 10-16.
11. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Воспитательная работа кафедры педагогики с курсантами - будущими инспекторами по делам несовершеннолетних в образовательном процессе // Вестник экономической безопасности. 2021. № 4. С. 327-333.

Воспитать здоровый сплоченный коллектив в рядах служащих органов внутренних дел – задача сложная, но необходимая в профессиональной деятельности полиции. Сплоченность коллектива способствует эффективному управлению группой людей, результативной совместной деятельности, формированию доверительных взаимоотношений в группе, созданию норм и правил, которые выполняются всеми членами коллектива, при этом личность в коллективе остается не менее значимой, выступающей опорой для его развития. Поэтому важно в каждом сотруднике полиции воспитать этот командный дух, и начать необходимо с курсантов образовательных организаций МВД России – будущих офицеров полиции. Актуальность исследования обусловлена государственным заказом на формирование у гражданина ценностей коллективизма, крепких дружеских связей, высоких нравственных идеалов и гуманизма [1].

Цель исследования: раскрыть сущность и содержание воспитательной работы по сплочению курсантского коллектива образовательных организаций МВД России.

Материал и методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез и обобщение собранного материала. Базой исследования служат Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя, опыт сотрудников отдела воспитательной работы, исследования кафедры педагогики УНК ПСД.

Результаты исследования и их обсуждение. Для того чтобы выявить особенности воспитательной работы по сплочению курсантского коллектива образовательных организаций МВД России, определим понятийный аппарат.

Понятие «воспитательная работа» определяется через термин «воспитание». В.А.Сластенин отмечает, что «воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [2, с. 74]. Расширяя трактовку понятия «воспитание», И.В. Ульянова указывает, что это «педагогическая деятельность субъектов-профессионалов образовательного процесса с целью содействия воспитанникам в интериоризации гуманистических ценностей, в гармоничном развитии разума, чувств, воли, формировании просоциальных идеалов, навыков культурного поведения, противостояния негативным влияниям социума, постановке ближних и дальних жизненных целей, освоении рациональных способов их достижения благодаря адаптации, индивидуализации, социализации, инкультурации» [3, с. 95–96]. Следовательно, воспитательная работа – это деятельность субъектов воспитательного процесса (преподавателей, руководителей по воспитательной работе и др.), направленная на организацию воспитательной среды, а также на управление воспитательными процессами, способствующими гармоничному развитию личности обучающегося. Некоторые ученые включают в структуру воспитательной работы и самих обучающихся как активных ее пользователей. Мы также воспользуемся этим подходом.

Одной из важных задач, которая решается посредством воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России, является формирование в подразделениях здорового нравственно-психологического климата [4, с. 221], от которого зависят результат деятельности коллектива, реализация потенциала его участников, сближение и сплоченность коллектива [5].

С учетом специфики деятельности сотрудников полиции и сложности проблем воспитания в современном мире, когда распространяется «культ индивидуальности», огромное значение играют социальные сети и виртуальные СМИ, способные дискредитировать сотрудника на всех интернет-платформах. В связи с этим возникает острая необходимость в сплочении профессионального круга, воспитании в духе «один за всех и все за одного», гуманизации личности.

В общем понимании коллектив – это объединение людей по определенным признакам. В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенных на основании общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения [6, с. 62]. А.А. Андреев определяет курсантский коллектив как «целеустремленное, организованное и работоспособное учебное подразделение, в котором курсанты тесно связаны единством целей и военно-профессиональных взглядов, навыками и привычками совместной учебной деятельности и взаимопомощи, а также межличностными отношениями товарищества и дружбы» [7, с. 30].

Итак, воспитательная работа по сплочению курсантского коллектива образовательных организаций МВД России – деятельность, имеющая свои характерные особенности, в основе которых лежит специфика работы полиции. В настоящей статье нами изучены два основных структурных компонента воспитательной работы с курсантами, раскрывающие особенности воспитания коллектива.

В основе воспитательной работы находятся взаимоотношения между ее субъектами. Современный гуманистический подход в образовании предполагает признание равного значения обеих сторон образовательного процесса – преподавателя и обучающегося, т.е. основных субъектов воспитательной деятельности. Это означает, что обучающийся имеет возможность занимать активную позицию, т.е. непосредственно взаимодействовать с преподавателем, выражать свою позицию, делать выбор, проявлять инициативу. Преподаватель в данном случае содействует получению знаний, формированию опыта и гармоничному развитию юной личности. Взаимодействие, основанное на уважении, доверии, взаимопонимании, на диалоге друг с другом, способствует реализации целей образовательного процесса. В образовательных организациях МВД России воспитательной работой занимаются специальные отделы университета. Поэтому целесообразнее называть основных субъектов «руководитель» и «обучающийся». В данном случае создать благоприятную обстановку, построенную на взаимном согласии, сложнее, поскольку образовательные организации МВД России отличаются своей спецификой – им присущи субординация, практико-ориентированный подход в образовании, жесткая дисциплина, императивный характер требований к обучающимся и многое другое. Поэтому руководители, ответственные за воспитательную составляющую образования, должны понимать психолого-педагогические аспекты своей работы. Если руководитель ставит своей целью сплочение курсантов в коллектив, то он должен правильно определить формы и методы работы с обучающимися. Так, актуальными организационными формами, способствующими объединению курсантов, являются: совместный просмотр кино (военно-патриотического, духовно-нравственного характера, направленного на цели воспитания), организация позитивно направленной деятельности, круглые столы, тренинги, экскурсии, встречи со специалистами и др. Если всю воспитательную работу университета осуществляет отдел воспитательной работы, то работу с конкретными коллективами (курсантскими взводами) проводят педагоги-кураторы (тьюторы). Тьюторы – это наставники, сопровождающие обучающих на их образовательном пути. Важно понимать, что педагог-куратор может проводить как коллективную, так и индивидуальную работу, поэтому закрепление одного специалиста за учебным взводом (группой) на протяжении всех пяти лет – оптимальный вариант. Роль наставника в жизни курсантов сложно переоценить, поскольку он может стать другом, наладить доверительные отношения и с высоты своего опыта помочь сплотить коллектив, укреплять дружеские связи внутри группы, разрешать конфликты, приобщать к культуре и традициям университетской и служебной культуры. Институт кураторства в образовательных организациях МВД России развит слабо, но является перспективным направлением в организации образования.

Вторым ключевым субъектом воспитательной работы является курсант. Он испытывает на себе воспитательную составляющую образовательного процесса, и в результате у него должны сформироваться качества и модели поведения достойного служащего, те ценностно-смысловые конструкты, которые заложены в идее воспитательной работы. В рамках работы по сплочению коллектива каждый курсант должен понимать значение коллектива и силу дружеских связей. Это важно не только для эффективной совместной деятельности, но и для самой личности, которая ждет поддержки, доброго слова, уважения, доверия и помощи в трудную минуту. Создав доверительную дружескую атмосферу между курсантами, можно решать в том числе и внутриличностные конфликты.

Таким образом, мы видим, что организация взаимодействия двух субъектов воспитательной деятельности – необходимое условие сплочения крепкого коллектива.

Следующий структурный компонент воспитательной работы по сплочению коллектива – методы и формы работы с обучающимися. Выше мы упоминали некоторые формы коллективной работы руководителя с обучающимися. Раскроем эту категорию подробнее.

В исследовании П.В. Селина детально рассмотрены организационные формы и методы, способствующие развитию и сплочению будущих офицеров МВД [8].

Тренинг позволяет обучающимся получать опыт построения взаимоотношений в группе, а ее сплочение возникает тогда, когда курсанты осознают себя частью единого коллективного организма. Упражнения с показом конкретных примеров из практики не только содействуют командообразованию, но и развивают профессиональные качества (в случае, если используется практика сотрудников ОВД). Работа в малых группах с дальнейшей публичной защитой проектов эффективна, поскольку объединяет курсантов в решении общих научно-исследовательских вопросов, требующих не только интеллектуальных способностей, но и творческой инициативы. Конкурсы профессионального мастерства используются для определения уровня подготовки будущих офицеров полиции к служебной деятельности, способствуют объединению единомышленников, идейных людей. Совместные досуговые мероприятия предполагают, что курсанты разделят друг с другом свое свободное время, отведенное на удовлетворение творческих, культурных, физических и иных потребностей. Участие в рейтинговых программах создает здоровую конкуренцию между группами путем развития и совершенствования преимуществ. Общая цель в ситуации соревнований объединяет курсантов и их непосредственных руководителей. Деловые игры в образовательных организациях МВД России – актуальный метод в образовательном процессе, поскольку не только удовлетворяет потребность в освоении профессиональных компетенций сотрудника ОВД, но и формирует коллективизм, объединяет людей в решении одной проблемы, тренирует умение вести переговоры, учит сотрудничать или приходить к компромиссу.

Мы предлагаем дополнить исследование несколькими важными, на наш взгляд, формами работы.

Кинолекторий – совместный просмотр кинофильма с дальнейшим обсуждением проблемных вопросов. Данное явление интересно тем, что позволяет объединить курсантов общими интересами, создать площадку для обмена эмоциями и чувствами, позволяет развивать эстетический вкус, приобщает к моральным ценностям, патриотизму, повышает уровень духовной культуры. Организация позитивно направленной деятельности предполагает совместную трудовую деятельность, результатом которой становится общий продукт. Круглый стол создает возможность для обмена мнениями, идеями, поиска пути решения общей проблемы профессионального характера. Экскурсия формирует познавательную активность личности, ее ценностные ориентации, располагает к живому общению, получению новой информации, погружению в исследуемые события.

Приоритетными должны быть те методы и формы организации воспитательной работы, которые помогают обогащать созидательный опыт курсантов, способствующий решению личностно и профессионально ориентированных задач.

Также стоит отметить, что воспитательную работу необходимо проводить не только со всем коллективом, но и с каждым курсантом в отдельности. Индивидуальная работа способствует глубокому изучению личности курсанта, определению его влияния на коллектив, развитию личностных качеств. В.Ф. Родин отмечает, что в настоящее время в образовательной практике проявляются недооценка индивидуальной работы, ее упрощение [9, c. 352], поэтому в своих работах он предлагает различные формы и методы воспитательной работы, которые могут быть использованы руководителями образовательных организаций МВД России (индивидуальная беседа, анализ документов, эксперимент, обобщение независимых характеристик и др.). «В процессе индивидуальной работы нужно воспитывать сотрудника в духе высокой идейности и преданности Родине, верности долгу, сознательного отношения к службе в полиции» [9, с. 354].

В процессе исследовательской работы В.А. Хрисонова по формированию коллективизма у курсантов Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина, проводимой в ходе учебно-воспитательного процесса, были выделены следующие задачи [10, с. 13]:

– воспитание в сознании членов группы важности формирования коллектива. Отмечается, что эта задача выполняется путем реализации следующих форм и методов работы преподавателей и руководителей образовательных организаций: методов убеждения (личный пример, ориентация на общеколлективные ценности, организация коллективного успеха), поощрения, наказания (коллективная ответственность) и др.; форм: дискуссия, беседа и др.;

– формирование осознанной потребности обучающихся в коллективе. Добиться решения этой задачи помогают актуализация воспитателем позитивных мотивов и торможение негативных, пресечение эгоистичных потребностей, проявление внимания и заботы ко всему коллективу;

– формирование целенаправленной основы коллективистского поведения – возможно достичь на диалогах-дискуссиях, тренингах, играх и в других групповых формах занятий. Стоит также отметить важность поддержки и коллективной рефлексии, совместного переживания успехов/неудач и др.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя воспитательная работа проводится по трем направлениям: 1) патриотическое воспитание (содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование уважения к истории Отечества, духовно-нравственное развитие личности, осознанную любовь к народу, истории); 2) профессионально-нравственное воспитание (включает в себя мероприятия, направленные на развитие профессионально-личностных качеств будущего офицера как достойного примера защитника правопорядка, с опорой на профессиональную этику, служебную дисциплину и нравственную подготовку); 3) информационно-пропагандистское обеспечение (мероприятия, влияющие на формирование мировоззрения личного состава Университета путем донесения познавательной информации в различных ее проявлениях (регулярное информирование личного состава, выпуск стенгазет и бюллетеней, новостные публикации в СМИ (в том числе на официальном сайте Университета), информационные стенды, оформление залов Университета и др.).

Несмотря на представленные три вида, в Университете регулярно проходят спортивные состязания. Например, ежегодно проводятся соревнования по волейболу, в которых принимают участие команды от каждого факультета, сформированные на добровольной основе. Так физическое воспитание сплачивает курсантов разных курсов, но одного факультета. Таким же образом воздействуют интеллектуальные и творческие конкурсы. Университет внедряет в образовательный процесс игры, круглые столы, рейтинговую систему и другие формы и методы воспитательной работы, нацеленные в том числе на объединение курсантских групп. Проведя анализ воспитательной работы в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя, мы убедились, что работа по сплочению коллектива отделом воспитательной работы ведется грамотно и системно.

Кафедра педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя выделяет в организации воспитательной работы коллективистско-групповой уровень. В него входит работа по трем направлениям: 1) формирование конструктивных навыков взаимодействия в учебно-служебном коллективе; 2) профилактика конфликтов; 3) коррекция конфликтов [11, с. 330]. Отмечается важность работы курсовых офицеров и педагогов-кураторов, которые ответственны за формирование коллективов курсантских взводов.

Заключение. Таким образом, нами выявляются следующие характерные особенности воспитательной работы по сплочению курсантского коллектива в образовательных организациях МВД России: специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса (имеющих определенное служебное положение), реализация методов и форм работы, характерных для силовых структур (с упором на военно-патриотическое воспитание, морально-нравственный облик сотрудника органов внутренних дел и пр.). Решение служебных и учебных задач, составляющих основу деятельности курсанта, невозможно представить без взаимодействия. Причем качество этого взаимодействия напрямую влияет на эффективность деятельности. Следовательно, значимой работой руководства, преподавателей и других субъектов, обеспечивающих организацию образовательного процесса, является формирование устойчивых связей между курсантами, основанных на единстве, общей цели и идее, уважении, взаимной помощи, бескорыстии и искренности. Создавая благоприятные условия в коллективе, воспитатели приближаются к решению важной задачи образования – формированию гармоничной цельной личности, высокопрофессионального специалиста ОВД.


Библиографическая ссылка

Феоктистова А.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СПЛОЧЕНИЮ КУРСАНТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32629 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674