Отношения школьников с родителями и другими членами семьи меняются в подростковом возрасте, ноподростки в юности нуждаются в родительской и семейной поддержкетак же сильно, как и в детстве. Маленького ребенка нужно только воспитывать, ориентировать и провожать по жизни. В подростковом возрасте отношения с ребенком становятся более равноправными. Родители являются источником заботы, эмоциональной поддержки, безопасности и защищенности для своего уже подросшего ребенка, а также практической и финансовой помощи.Подростковый возраст, как правило, бывает трудным временем: подростки переживают быстрые физиологические и эмоциональные изменения [1–3]. Также юношеский возраст может быть временем, когда влияние сверстников может оказать разные результаты (и хорошие, и плохие), поэтому семья должна стать для детей безопасной крепкой гаванью, где подростка всегда ждут и любят. Все члены семьи и прежде всего родители должны развивать и поддерживать уверенность, стойкость, оптимизм и индивидуальность подростка. И когда в семье установленыправила, границы и стандарты поведения, юные члены семьи испытывают чувство последовательности, предсказуемости, безопасности и принадлежности, что очень важно в подростковом возрасте.Жизненный опыт и знания старшего поколения семьи ограждают старших школьников и отсомнительного, ненадежного поведения, и от депрессивных расстройств, свойственных данному возрасту. Но хотелось отметить, что в семье должны царить настоящие семейные отношения, и именно в таких семьях дети черпают защиту. Известно, что качество жизни детей зависит от среды, в которой он живет. Исходя из вышеизложенного, изучение сферы общения подростка является актуальным [4–6].
Цель исследования – установить влияние круга общения на качество жизни подростков.
Материалы и методы исследования
Исследование качества жизни проводилось в Удмуртии с 2014 по 2018 г. [7–9]. Определены региональные стандарты [10, 11]. В настоящей статье приводится часть фрагмента популяционного исследования, посвященного кругу общения детей старшего школьного возраста. Исследование проводилось с использованием международного опросника PedsQLтм4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory). В состав опросника входит 23 вопроса, которые собраны в следующие согласованные шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (Эф), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ), суммарный общий балл по всем параметрам анкеты (ОБ) – характеристика шкал физического, эмоционального, социального и ролевого функционирования [12–14]. Критерии включения: возраст 13–17 лет, совершенное владение русским языком, отсутствие когнитивных и психических нарушений, подписанное информированное согласие. Показатели качества жизни изучены у 2529 детей старшего школьного возраста с 13–17 лет (1257 девочек и 1272 мальчиков). В дизайн исследования дополнительно были включены вопросы о круге общения и проведении свободного времени старшими школьниками. Условие для дополнительных задаваемых вопросов («много» или «мало» времени проводит ребенок с родителями, с кем проводит свободное время подросток): ребенок должен ответить согласно своим субъективным ощущениям. На первом этапе исследования все подростки были разделены на 3 группы: 1 группа (n = 1716, «много», родители проводят с ребенком достаточное количество времени), 2 группа (n = 672, «мало», родители проводят с ребенком недостаточное количество времени), «много-мало» (3 группа, n = 83), когда ребенок проводит с родителями среднее количество времени.
На следующем этапе исследования подросткам был задан второй вопрос: «С кем ты проводишь свободное время?» Полученные ответы были собраны в несколько групп: подросток проводит свободное время один (2 группа, n = 220), с друзьями (1 группа, n = 1063), с братьями и сестрами (4 группа, n = 37), родителями (3 группа, n = 120). Дополнительно сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род+, 5 группа, n = 926), без присутствия родителей в группе (Род-, 6 группа, n = 163). В работе использована программа «Statistics», версия 6. Выборка имела нормальное распределение, поэтому использовали параметрическую статистику, критерий Стьюдента для сравнения независимых выборок, а также однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассчитаны параметры качества жизни подростков в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями (табл. 1). Чем больше времени проводится вместе с родителями, тем более высокие балльные оценки демонстрирует ребенок. Подростки 1 группы, которые достаточно много времени общаются с родителями, показывают более высокие параметры качества жизни, чем старшие школьники 2 группы. Подростки 1 группы ощущают себя более здоровыми на физическом (ФФ, p < 0,001) и эмоциональном уровне (ЭФ, p < 0,001), также они чувствуют себя хорошо в обществе других людей (СФ, p < 0,001) и успешны в школе (p < 0,001) в отличие от детей 2 группы, которые мало общаются с родителями. В связи с вышесказанным старшие школьники, которые общаются с родителями длительное время («много»), демонстрируют предпочтительный общий балл (p < 0,001). Промежуточное место заняла 3 группа детей, которые проводят «среднее» количество времени с родителями. По всем показателям, кроме школьного функционирования, подростки 3 группы имеют статистические преимущества (p < 0,02 - p < 0,001) перед детьми, которые мало времени проводят с родителями.
Таблица 1
Параметры КЖ детей 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ
Аспекты КЖ |
1 группа «много» (n = 1716) |
2 группа «мало» (n = 672) |
3 группа «много-мало» (n = 83) |
Р 1–2 группы |
Р 1–3 группы |
Р 2–3 группы |
ФФ |
81,60±12,36 |
79,31±12,55 |
82,69±14,39 |
0,001 |
0,43 |
0,02 |
ЭФ |
69,50±15,82 |
61,98±16,58 |
68,86±14,49 |
0,001 |
0,71 |
0,001 |
СФ |
86,46±12,98 |
81,49±14,29 |
86,93±11,60 |
0,001 |
0,74 |
0,001 |
ШФ |
68,68±14,45 |
64,39±15,07 |
61,45±17,52 |
0,001 |
0,001 |
0,1 |
ОБ |
77,33±10,43 |
72,73±10,75 |
76,11±10,60 |
0,001 |
0,29 |
0,007 |
Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.
Следующий этап нашей работы – анализ гендерных характеристик изучаемого фактора. Девочкам старшего школьного возраста требуется внимание родителей (табл. 2). И не просто внимание, а как можно больше времени, проводимого с родителями. Старшие школьницы 1 группы имеют статистические балльные преимущества перед школьницами 2 группы по всем аспектам качества жизни (Р < 0,001–0,002). Обращает внимание, что аспект качества жизни «школьное функционирование» изменяется во всех группах (Р < 0,01 - 0,002), имея наивысший балл у детей 1 группы и наименьший у детей 2 группы.
Таблица 2
Параметры КЖ девочек 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ
Аспекты КЖ |
1 группа «много» (n = 882) |
2 группа «мало» (n = 326) |
3 группа «много-мало» (n = 22) |
Р 1–2 группы |
Р 1–3 группы |
Р 2–3 группы |
ФФ |
77,6±12,6 |
75,2±11,2 |
72,1±18,9 |
0,002 |
0,04 |
0,2 |
ЭФ |
64,4±15,9 |
56,0±16,9 |
62,0±12,9 |
0,001 |
0,4 |
0,1 |
СФ |
85,0±13,1 |
80,9±13,9 |
84,7±12,7 |
0,001 |
0,9 |
0,2 |
ШФ |
67,5±13,5 |
63,8±15,8 |
55,0±15,5 |
0,001 |
0,001 |
0,01 |
ОБ |
74,3±10,3 |
69,7±10,3 |
69,1±11,8 |
0,001 |
0,02 |
0,7 |
Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.
Мальчикам старшего школьного возраста требуются так же, как и девочкам, участие и забота родителей (табл. 3). Дети 1 группы имеют преимущественные балльные оценки по всем аспектам качества жизни (Р < 0,001) по сравнению с подростками, которые мало времени проводят с родителями. Аспект «школьное функционирование» имеет статистическую разницу во всех группах. Мальчики-подростки, которые много времени проводят с родителями, демонстрируют наивысший балл по шкале «Эмоциональное функционирование».
Таблица 3
Параметры КЖ мальчиков 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ
Аспекты КЖ |
1 группа «много» (n = 834) |
2 группа «мало» (n = 346) |
3 группа «много-мало» (n = 61) |
Р 1–2 группы |
Р 1–3 группы |
Р 2–3 группы |
ФФ |
85,7±10,6 |
83,1±12,4 |
86,4±10,1 |
0,001 |
0,5 |
0,04 |
ЭФ |
74,8±13,7 |
67,6±14,1 |
71,1±14,3 |
0,001 |
0,06 |
0,06 |
СФ |
87,9±12,5 |
82,0±14,6 |
87,7±11,1 |
0,001 |
0,86 |
0,004 |
ШФ |
69,8±15,2 |
64,8±14,2 |
63,7±17,7 |
0,001 |
0,003 |
0,5 |
ОБ |
80,5±9,5 |
75,5±10,3 |
78,6±8,9 |
0,001 |
0,1 |
0,02 |
Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.
Дальнейшим шагом нашего исследования стало изучение влияния коллектива людей, с которым ребенок проводит свободное время, на показатели качества жизни у старших школьников (табл. 4). Анализируя данные, можно сделать вывод, что самые благоприятные показатели качества жизни имеют дети двух групп, в круг общения которых входят родители. Дети групп «род -» и «род +» демонстрируют лидерские показатели в аспектах ЭФ (p < 0,01 – p < 0,001), СФ (p < 0,05 – p < 0,001), ШФ (p < 0,05 – p < 0,001), ОБ (p < 0,01 – p < 0,001). Влияние родительского общения на формирование качества жизни подростков чрезвычайно велико. И это прежде всего подтверждается высокими показателями шкал психического здоровья и школьного функционирования. Самые худшие показатели качества жизни имеют дети, которые проводят свободное время в одиночестве. И прежде всего у таких детей изменено эмоциональное здоровье. Замкнутые, склонные к одиночеству дети имеют также низкие показатели и по аспекту «школьное функционирование». Гендерные особенности данного фактора соответствуют изменениям, которые характерны для всей когорты детей старшего школьного возраста.
Таблица 4
Параметры КЖ подростков в зависимости от проведения досуга, М±δ
|
n |
ФФ |
ЭФ |
СФ |
ШФ |
ОБ |
1. Друзья |
1063 |
80,6±12,04 |
67,1±16,4 |
85,9±11,8 |
65,7±14,4 |
75,7±10,2 |
2. Один |
220 |
80,5±11,10 |
61,5±15,5 |
75,5±17,9 |
65,0±15,5 |
71,7±10,4 |
3.Родители |
120 |
78,9±15,08 |
69,4±15,6 |
86,2±14,4 |
68,5±12,8 |
76,3±10,3 |
4. Братья и сестры |
37 |
81,7±8,8 |
66,6±24,7 |
85,4±11,8 |
67,9±14,6 |
76,0±9,8 |
5. Род + |
926 |
81,7±13,0 |
69,2±15,73 |
86,5±12,9 |
68,9±15,3 |
77,4±11,0 |
6. Род - |
163 |
78,8±14,0 |
63,1±17,2 |
81,3±14,0 |
67,6±13,8 |
73,5±12,3 |
Р |
|
|
Р2–1 = 0,001 Р2–3 = 0,001 Р2–5 = 0,001 |
Р2–1 = 0,001 Р2–3 = 0,001 Р2–4 = 0,01 Р2–5 = 0,001 Р2–6 = 0,001 |
Р2–3 = 0,05 Р2–5 = 0,001 |
Р2–1 = 0,001 Р2–3 = 0,001 Р2–4 = 0,05 Р2–5 = 0,001 |
Примечание. P – достоверность различий между подростками 2 группы и другими группами детей. Указаны только достоверные данные.
Фактор проведения досуга связан положительной корреляционной связью с социальным (r = 0,12, p < 0,001) функционированием. Фактор проведения свободного времени с родителями связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,13, p < 0,001), социального (r = 0,11, p < 0,001), школьного (r = 0,15, p < 0,001), функционирования и общего балла (r = 0,14, p < 0,001). Используя метод однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, выявлено, что общее время, которое ребенок проводит с родителями, влияет на общий балл качества жизни (p = 0,001) и «эмоциональное функционирование» (р = 0,001).
При анализе качества жизни младших школьников мы не получили тождественных данных с подростками. Дети, которые достаточно много времени проводят с родителями, так же как и подростки, имеют более предпочтительные баллы в аспектах качества жизни. Младшие школьники чувствуют себя защищенными в эмоциональной сфере (ЭФ, p < 0,001), легко выстраивают отношения в обществе (СФ, p < 0,001), а также имеют показательные успехи в школе (ШФ, p < 0,001). В связи с вышесказанным, дети с 8 до 12 лет, которые общаются с родителями достаточное количество времени («много»), получили показательно высокий общий балл (ОБ, p < 0,001). А вот гендерные особенности аспектов качества жизни имеют отличия у младших и старших школьников. Для девочек младшего школьного возраста количество времени, проводимого с родителями, не является важным фактором в отличие от девочек-подростков. А для мальчиков младшего школьного возраста, как и для подростков мужского пола, важно именно количество времени, проводимого с родителями. Младшие школьники, которые проводят свое свободное время вместе с родителями, демонстрируют показательно более высокие баллы качества жизни по всем линиям, чем их сверстники из другой группы (ФФ, p < 0,05; ЭФ, p < 0,001; СФ, p < 0,001; ШФ, p < 0,001; ОБ, p < 0,001). Данные нашей работы согласуются с выводами А.Т. Байтуриной [15]. Исследователь доказала, что более высокие баллы в аспектах качества жизни «социальное функционирование», «школьное функционирование», «психическое здоровье» имеют подростки, которые растут в дружных семьях, где родители проводят вместе с детьми много времени (p < 0,001).
Заключение
Таким образом, высокие балльные оценки по всем линиям качества жизни демонстрируют старшие школьники, которое свое личное время чаще проводят с родителями. Подростки, которые редко общаются с родителями, имеют низкие баллы в аспектах качества жизни. Старшие школьники, которые имеют широкий круг общения (проводят свое личное время и с друзьями, и с родителями, и с другими близкими родственниками), показывают значимо более высокие позиции качества жизни, чем старшие школьники, которые находятся в одиночестве.
Библиографическая ссылка
Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Соковнина С.В., Савельева Т.В., Наумова Т.А. КРУГ ОБЩЕНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32583 (дата обращения: 13.10.2024).