Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРУГ ОБЩЕНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

Вихарева Е.Г. 1 Винярская И.В. 2 Третьякова Т.В. 1 Соковнина С.В. 1 Савельева Т.В. 1 Наумова Т.А. 3
1 ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия" Минздрава России
2 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
3 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Качество жизни детей исследовано в Удмуртии (Ижевск, Можга, Глазов, Камбарка, Сарапул, Воткинск, сельские районы, дети 2–18 лет). Использован опросник PedsQL. В статье приведены данные о влиянии времени, проведенного вместе с родителями, друзьями и близкими родственниками, на показатели качества жизни детей старшего школьного возраста. Аспекты качества жизни проанализированы у 2529 детей старшего школьного возраста 13–17 лет (1257 девочек и 1272 мальчиков). На первом этапе исследования все подростки были разделены на 3 группы: «много» времени проводят с родителями (1 группа, n = 1716), «мало» времени проводят с родителями (2 группа, n = 672), «много-мало» (3 группа, n = 83), когда ребенок проводит с родителями среднее количество времени. На следующем этапе исследования подросткам был задан второй вопрос: «С кем Вы проводите свободное время?» Все ответы аккумулированы в несколько групп: ребенок проводит свободное время один (2 группа, n = 220), с друзьями (1 группа, n = 1063), с братьями и сестрами (4 группа, n = 37), с родителями (3 группа, n = 120). Дополнительно сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род +, 5 группа, n = 926), без присутствия родителей в группе (Род -, 6 группа, n = 163). Высокие балльные оценки по всем линиям качества жизни демонстрируют старшие школьники, которое свое личное время чаще проводят с родителями. Подростки, которые редко общаются с родителями, имеют низкие баллы в аспектах качества жизни. Школьники, которые имеют широкий круг общения (проводят свое личное время и с друзьями, и с родителями, и с другими близкими родственниками), показывают значимо более высокие позиции качества жизни, чем старшие школьники, которые находятся в одиночестве.
родители
друзья
подростки
качество жизни
опросник PedsQL
1. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 69–78.
2. Кукуляр А.М., Пеньков Д.В. Особенности психолого-педагогического взаимодействия современных подростков и их родителей // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 48.
3. Елагина В.С., Резник Н.А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 4. С. 13–22.
4. Савченко Т.Н. Исследование субъективного качества жизни и удовлетворенности жизнью подростков и родителей // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4. С. 88–101.
5. Бердникова И.Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 4. С. 49–52.
6. Пшеничнова И.В. Взаимоотношения с родителями как фактор развития самостоятельности и ответственности подростков // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал. 2016. С. 80–84.
7. Вихарева Е.Г., Баранов А.А., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Влияние типа личности на качество жизни подростков // Российский педиатрический журнал. 2018. № 2. С. 93–96.
8. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Влияние социального окружения на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 21744 (дата обращения: 11.04.2023).
9. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости // Российский педиатрический журнал. 2017. № 2. С. 90–93.
10. Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В. Показатели качества жизни детей дошкольного возраста в Удмуртской Республике // Врач-аспирант. 2014. № 6.1 (67). С. 142–146.
11. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Показатели качества жизни детей раннего возраста в Удмуртской Республике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 21262 (дата обращения: 11.04.2023).
12. Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations // Med. Care. 2015. Vol. 39 (8). P. 800–812.
13. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России, 2014. 252 с.
14. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. 2013. № 5. С. 4–14.
15. Байтурина А.Т., Малиевский В.А., Малиевский О.А. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан // Актуальные проблемы педиатрии: материалы межрегиональной конференции, посвященной 40-летию медицинского факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Саранск, 2017. С. 85–88.

Отношения школьников с родителями и другими членами семьи меняются в подростковом возрасте, ноподростки в юности нуждаются в родительской и семейной поддержкетак же сильно, как и в детстве. Маленького ребенка нужно только воспитывать, ориентировать и провожать по жизни. В подростковом возрасте отношения с ребенком становятся более равноправными. Родители являются источником заботы, эмоциональной поддержки, безопасности и защищенности для своего уже подросшего ребенка, а также практической и финансовой помощи.Подростковый возраст, как правило, бывает трудным временем: подростки переживают быстрые физиологические и эмоциональные изменения [1–3]. Также юношеский возраст может быть временем, когда влияние сверстников может оказать разные результаты (и хорошие, и плохие), поэтому семья должна стать для детей безопасной крепкой гаванью, где подростка всегда ждут и любят. Все члены семьи и прежде всего родители должны развивать и поддерживать уверенность, стойкость, оптимизм и индивидуальность подростка. И когда в семье установленыправила, границы и стандарты поведения, юные члены семьи испытывают чувство последовательности, предсказуемости, безопасности и принадлежности, что очень важно в подростковом возрасте.Жизненный опыт и знания старшего поколения семьи ограждают старших школьников и отсомнительного, ненадежного поведения, и от депрессивных расстройств, свойственных данному возрасту. Но хотелось отметить, что в семье должны царить настоящие семейные отношения, и именно в таких семьях дети черпают защиту. Известно, что качество жизни детей зависит от среды, в которой он живет. Исходя из вышеизложенного, изучение сферы общения подростка является актуальным [4–6].

Цель исследования – установить влияние круга общения на качество жизни подростков.

Материалы и методы исследования

Исследование качества жизни проводилось в Удмуртии с 2014 по 2018 г. [7–9]. Определены региональные стандарты [10, 11]. В настоящей статье приводится часть фрагмента популяционного исследования, посвященного кругу общения детей старшего школьного возраста. Исследование проводилось с использованием международного опросника PedsQLтм4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory). В состав опросника входит 23 вопроса, которые собраны в следующие согласованные шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (Эф), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ), суммарный общий балл по всем параметрам анкеты (ОБ) – характеристика шкал физического, эмоционального, социального и ролевого функционирования [12–14]. Критерии включения: возраст 13–17 лет, совершенное владение русским языком, отсутствие когнитивных и психических нарушений, подписанное информированное согласие. Показатели качества жизни изучены у 2529 детей старшего школьного возраста с 13–17 лет (1257 девочек и 1272 мальчиков). В дизайн исследования дополнительно были включены вопросы о круге общения и проведении свободного времени старшими школьниками. Условие для дополнительных задаваемых вопросов («много» или «мало» времени проводит ребенок с родителями, с кем проводит свободное время подросток): ребенок должен ответить согласно своим субъективным ощущениям. На первом этапе исследования все подростки были разделены на 3 группы: 1 группа (n = 1716, «много», родители проводят с ребенком достаточное количество времени), 2 группа (n = 672, «мало», родители проводят с ребенком недостаточное количество времени), «много-мало» (3 группа, n = 83), когда ребенок проводит с родителями среднее количество времени.

На следующем этапе исследования подросткам был задан второй вопрос: «С кем ты проводишь свободное время?» Полученные ответы были собраны в несколько групп: подросток проводит свободное время один (2 группа, n = 220), с друзьями (1 группа, n = 1063), с братьями и сестрами (4 группа, n = 37), родителями (3 группа, n = 120). Дополнительно сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род+, 5 группа, n = 926), без присутствия родителей в группе (Род-, 6 группа, n = 163). В работе использована программа «Statistics», версия 6. Выборка имела нормальное распределение, поэтому использовали параметрическую статистику, критерий Стьюдента для сравнения независимых выборок, а также однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассчитаны параметры качества жизни подростков в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями (табл. 1). Чем больше времени проводится вместе с родителями, тем более высокие балльные оценки демонстрирует ребенок. Подростки 1 группы, которые достаточно много времени общаются с родителями, показывают более высокие параметры качества жизни, чем старшие школьники 2 группы. Подростки 1 группы ощущают себя более здоровыми на физическом (ФФ, p < 0,001) и эмоциональном уровне (ЭФ, p < 0,001), также они чувствуют себя хорошо в обществе других людей (СФ, p < 0,001) и успешны в школе (p < 0,001) в отличие от детей 2 группы, которые мало общаются с родителями. В связи с вышесказанным старшие школьники, которые общаются с родителями длительное время («много»), демонстрируют предпочтительный общий балл (p < 0,001). Промежуточное место заняла 3 группа детей, которые проводят «среднее» количество времени с родителями. По всем показателям, кроме школьного функционирования, подростки 3 группы имеют статистические преимущества (p < 0,02 - p < 0,001) перед детьми, которые мало времени проводят с родителями.

Таблица 1

Параметры КЖ детей 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ

 

Аспекты КЖ

1 группа

«много»

(n = 1716)

2 группа

«мало»

(n = 672)

3 группа

«много-мало»

(n = 83)

 

Р

1–2 группы

 

Р

1–3 группы

 

Р

2–3 группы

ФФ

81,60±12,36

79,31±12,55

82,69±14,39

0,001

0,43

0,02

ЭФ

69,50±15,82

61,98±16,58

68,86±14,49

0,001

0,71

0,001

СФ

86,46±12,98

81,49±14,29

86,93±11,60

0,001

0,74

0,001

ШФ

68,68±14,45

64,39±15,07

61,45±17,52

0,001

0,001

0,1

ОБ

77,33±10,43

72,73±10,75

76,11±10,60

0,001

0,29

0,007

Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.

Следующий этап нашей работы – анализ гендерных характеристик изучаемого фактора. Девочкам старшего школьного возраста требуется внимание родителей (табл. 2). И не просто внимание, а как можно больше времени, проводимого с родителями. Старшие школьницы 1 группы имеют статистические балльные преимущества перед школьницами 2 группы по всем аспектам качества жизни (Р < 0,001–0,002). Обращает внимание, что аспект качества жизни «школьное функционирование» изменяется во всех группах (Р < 0,01 - 0,002), имея наивысший балл у детей 1 группы и наименьший у детей 2 группы.

Таблица 2

Параметры КЖ девочек 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ

 

Аспекты КЖ

1 группа

«много»

(n = 882)

2 группа

«мало»

(n = 326)

3 группа

«много-мало»

(n = 22)

 

Р

1–2 группы

 

Р

1–3 группы

 

Р

2–3 группы

ФФ

77,6±12,6

75,2±11,2

72,1±18,9

0,002

0,04

0,2

ЭФ

64,4±15,9

56,0±16,9

62,0±12,9

0,001

0,4

0,1

СФ

85,0±13,1

80,9±13,9

84,7±12,7

0,001

0,9

0,2

ШФ

67,5±13,5

63,8±15,8

55,0±15,5

0,001

0,001

0,01

ОБ

74,3±10,3

69,7±10,3

69,1±11,8

0,001

0,02

0,7

Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.

Мальчикам старшего школьного возраста требуются так же, как и девочкам, участие и забота родителей (табл. 3). Дети 1 группы имеют преимущественные балльные оценки по всем аспектам качества жизни (Р < 0,001) по сравнению с подростками, которые мало времени проводят с родителями. Аспект «школьное функционирование» имеет статистическую разницу во всех группах. Мальчики-подростки, которые много времени проводят с родителями, демонстрируют наивысший балл по шкале «Эмоциональное функционирование».

Таблица 3

Параметры КЖ мальчиков 13–18 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ

 

Аспекты КЖ

1 группа

«много»

(n = 834)

2 группа

«мало»

(n = 346)

3 группа

«много-мало»

(n = 61)

 

Р

1–2 группы

 

Р

1–3 группы

 

Р

2–3 группы

ФФ

85,7±10,6

83,1±12,4

86,4±10,1

0,001

0,5

0,04

ЭФ

74,8±13,7

67,6±14,1

71,1±14,3

0,001

0,06

0,06

СФ

87,9±12,5

82,0±14,6

87,7±11,1

0,001

0,86

0,004

ШФ

69,8±15,2

64,8±14,2

63,7±17,7

0,001

0,003

0,5

ОБ

80,5±9,5

75,5±10,3

78,6±8,9

0,001

0,1

0,02

Примечание. Р – достоверность различий между группами детей.

Дальнейшим шагом нашего исследования стало изучение влияния коллектива людей, с которым ребенок проводит свободное время, на показатели качества жизни у старших школьников (табл. 4). Анализируя данные, можно сделать вывод, что самые благоприятные показатели качества жизни имеют дети двух групп, в круг общения которых входят родители. Дети групп «род -» и «род +» демонстрируют лидерские показатели в аспектах ЭФ (p < 0,01 – p < 0,001), СФ (p < 0,05 – p < 0,001), ШФ (p < 0,05 – p < 0,001), ОБ (p < 0,01 – p < 0,001). Влияние родительского общения на формирование качества жизни подростков чрезвычайно велико. И это прежде всего подтверждается высокими показателями шкал психического здоровья и школьного функционирования. Самые худшие показатели качества жизни имеют дети, которые проводят свободное время в одиночестве. И прежде всего у таких детей изменено эмоциональное здоровье. Замкнутые, склонные к одиночеству дети имеют также низкие показатели и по аспекту «школьное функционирование». Гендерные особенности данного фактора соответствуют изменениям, которые характерны для всей когорты детей старшего школьного возраста.

Таблица 4

Параметры КЖ подростков в зависимости от проведения досуга, М±δ

 

n

ФФ

ЭФ

СФ

ШФ

ОБ

1. Друзья

1063

80,6±12,04

67,1±16,4

85,9±11,8

65,7±14,4

75,7±10,2

2. Один

220

80,5±11,10

61,5±15,5

75,5±17,9

65,0±15,5

71,7±10,4

3.Родители

120

78,9±15,08

69,4±15,6

86,2±14,4

68,5±12,8

76,3±10,3

4. Братья и сестры

37

81,7±8,8

66,6±24,7

85,4±11,8

67,9±14,6

76,0±9,8

5. Род +

926

81,7±13,0

69,2±15,73

86,5±12,9

68,9±15,3

77,4±11,0

6. Род -

163

78,8±14,0

63,1±17,2

81,3±14,0

67,6±13,8

73,5±12,3

Р

 

 

Р2–1 = 0,001

Р2–3 = 0,001

Р2–5 = 0,001

Р2–1 = 0,001

Р2–3 = 0,001

Р2–4 = 0,01

Р2–5 = 0,001

Р2–6 = 0,001

Р2–3 = 0,05

Р2–5 = 0,001

Р2–1 = 0,001

Р2–3 = 0,001

Р2–4 = 0,05

Р2–5 = 0,001

Примечание. P – достоверность различий между подростками 2 группы и другими группами детей. Указаны только достоверные данные.

Фактор проведения досуга связан положительной корреляционной связью с социальным (r = 0,12, p < 0,001) функционированием. Фактор проведения свободного времени с родителями связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,13, p < 0,001), социального (r = 0,11, p < 0,001), школьного (r = 0,15, p < 0,001), функционирования и общего балла (r = 0,14, p < 0,001). Используя метод однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, выявлено, что общее время, которое ребенок проводит с родителями, влияет на общий балл качества жизни (p = 0,001) и «эмоциональное функционирование» (р = 0,001).

При анализе качества жизни младших школьников мы не получили тождественных данных с подростками. Дети, которые достаточно много времени проводят с родителями, так же как и подростки, имеют более предпочтительные баллы в аспектах качества жизни. Младшие школьники чувствуют себя защищенными в эмоциональной сфере (ЭФ, p < 0,001), легко выстраивают отношения в обществе (СФ, p < 0,001), а также имеют показательные успехи в школе (ШФ, p < 0,001). В связи с вышесказанным, дети с 8 до 12 лет, которые общаются с родителями достаточное количество времени («много»), получили показательно высокий общий балл (ОБ, p < 0,001). А вот гендерные особенности аспектов качества жизни имеют отличия у младших и старших школьников. Для девочек младшего школьного возраста количество времени, проводимого с родителями, не является важным фактором в отличие от девочек-подростков. А для мальчиков младшего школьного возраста, как и для подростков мужского пола, важно именно количество времени, проводимого с родителями. Младшие школьники, которые проводят свое свободное время вместе с родителями, демонстрируют показательно более высокие баллы качества жизни по всем линиям, чем их сверстники из другой группы (ФФ, p < 0,05; ЭФ, p < 0,001; СФ, p < 0,001; ШФ, p < 0,001; ОБ, p < 0,001). Данные нашей работы согласуются с выводами А.Т. Байтуриной [15]. Исследователь доказала, что более высокие баллы в аспектах качества жизни «социальное функционирование», «школьное функционирование», «психическое здоровье» имеют подростки, которые растут в дружных семьях, где родители проводят вместе с детьми много времени (p < 0,001).

Заключение

Таким образом, высокие балльные оценки по всем линиям качества жизни демонстрируют старшие школьники, которое свое личное время чаще проводят с родителями. Подростки, которые редко общаются с родителями, имеют низкие баллы в аспектах качества жизни. Старшие школьники, которые имеют широкий круг общения (проводят свое личное время и с друзьями, и с родителями, и с другими близкими родственниками), показывают значимо более высокие позиции качества жизни, чем старшие школьники, которые находятся в одиночестве.


Библиографическая ссылка

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Соковнина С.В., Савельева Т.В., Наумова Т.А. КРУГ ОБЩЕНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32583 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674