Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Сахарова Л.Г. 1 Сахаров В.А. 2 Михайлова М.В. 1 Михайлов А.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет Минздрава России»
2 ФГБОУ ВО Вятский государственный университет
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственных ценностей в гуманитарной составляющей подготовки будущих российских врачей, ориентированные на содержание «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации по медицинским специальностям. Авторы опираются на труды ученых, в которых раскрываются различные аспекты проблем, актуальных для современной биомедицины, а также - современные правовые и педагогические основы подготовки врачей в системе высшего медицинского образования в Российской Федерации. Высокий уровень подготовки выпускников медицинского вуза достигается через формирование профессиональных компетенций в контексте широкой мировоззренческой самоидентификации на основе интеграционного подхода, когда реализуется взаимосвязь гуманитарных и специализированных биомедицинских дисциплин. В связи с этим авторы раскрывают содержание тех духовно-нравственных ценностей, которые являются приоритетными в контексте реализации государственной образовательной политики по обеспечению духовно-нравственной безопасности России. Такой подход имеет преимущественно воспитательную направленность и не ограничен познавательно-информационным аспектом. Формирование при этом активной гражданской позиции у будущих врачей будет способствовать решению задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
традиционные духовно-нравственные ценности
национальная безопасность
будущий врач
компетентность врача
история
биоэтика
философия
1. Михайлов А.Е., Михайлова М.В. Интеграция как принцип организации гуманитарной подготовки студентов медицинского вуза // Медицинское образование сегодня. 2021. № 2. С. 49-53.
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/cb0c5/1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b/ (дата обращения: 01.04.2023).
3. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 988 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2020 N 59493). [Электронный ресурс]. URL: https://www.amursma.ru/upload/iblock/ac8/Prikaz_Minobrnauki_Rossii_ot_12.08.2020_988_Ob_utverzhdenii_Federalnogo_Gosudarstvennogo_Obrazovatelnogo_standarta_vysshego_obrazovaniya-specialitet_po_specialnosti_31.05.01_Lechebnoe_delo.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
4. Моисеев В.И., Моисеева О.Н., Судьба медико-гуманитарного образования в России // Биоэтика. 2022. Т. 15. № 1. С. 24-32.
5. Степин В.С., Сточик А.М., Затравкин С.Н. История и философия медицины. Научные революции в медицине XVII-XXI вв. М.: Академический проект, 2020. 375 с.
6. Ушаков Е.В. Биоэтика: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 306 с.
7. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Развитие евразийской интеграции в контексте процессов глобализации и регионализации // Интеграционное право и наднациональные объединения. 2015. № 2. С. 231-245.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 956 с.
9. Михайлов А.Е., Четырова Л.Б. Человеческое будущее: переоценка ценностей гуманизма в свете изменения природы человека // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 5 (106). С. 10-14.
10. Репина Л.П. Историческая память на рубеже ХХ-ХХI вв. М.: Кругъ, 2011.С. 411-415.
11. Сахарова Л.Г., Сахаров В.А., Игнатова Н.С. Духовно-нравственная безопасность обучающихся в современном образовательном пространстве вуза // Медицинское образование сегодня. 2022. № 3. С. 70-78.

Система высшего образования сегодня ориентирована на подготовку специалистов, обладающих широкой научной и культурной эрудицией, а также самостоятельным и критическим мышлением. В процессе этой подготовки именно блок гуманитарных дисциплин имеет фундаментальное значение для формирования теоретико-методологических основ мировоззрения студентов.

В российских медицинских вузах этот блок включает такие дисциплины, как история, история медицины, философия, биоэтика. Данные дисциплины становятся сегодня теоретическим базисом для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, содействуют формированию активной жизненной позиции обучающихся [1].

Цель исследования – анализ теоретико-методологических основ формирования духовно-нравственных ценностей у будущих врачей в образовательном пространстве современного медицинского вуза.

Материалы и методы исследования адекватны его логике и тематике. Используются сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный методы.

Содержание статьи базируется на результатах изучения теоретико-методологических и правовых трудов по вопросу формирования традиционных духовно-нравственных ценностей и процесса их формирования у обучающихся ФГБОУ ВО «Кировский ГМУ Минздрава России».

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимость совершенствования гуманитарной подготовки медицинских кадров для российского здравоохранения обусловлена рядом факторов:

- глобальная трансформация мирового порядка, связанная с переоценкой ценностей и смыслов, в том числе в медицине, в связи с ее международным характером;

- искажение истории стран и народов, недостаточные знания у молодежи героического прошлого и культуры народов России;

- негативные последствиями коммерциализации медицины и превращения её в сферу услуг, из которой вытесняются человеческие, личностные отношения;

- появление новых биомедицинских технологий, требующих гуманитарной экспертизы и разработки этико-правового регулирования с учетом вариативности последствий при их внедрении.

Реакцией на угрозы и риски, с которыми сталкивается современное общество, стали поправки Конституции РФ, а также ряд других нормативно-правовых документов, определяющих приоритеты в развитии тех или иных направлений общественной жизни, в том числе и регулирующих область биомедицины, и укрепления государственной безопасности.

«Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» определен перечень традиционных духовно-нравственных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2, с. 2]. Подготовка будущих врачей в Российской Федерации должна осуществляться именно в контексте решения данной государственной задачи.

Междисциплинарный характер медицины обуславливает специфику теоретической подготовки выпускника медицинского вуза, который в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) должен быть «способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий», а также быть «способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» [3].

При теоретико-методологическом объяснении кризисных явлений в сфере современной медицины и медицинского образования некоторые исследователи указывают на недостаточность гуманитарной подготовки будущих врачей и господство в биомедицине редукционистского мировоззрения, сводящего живое к неживому на уровне атомов и молекул. При таком подходе «человек есть биомашина, болезнь есть ее поломка, лечение – ремонт, врач – биоинженер, биотехнолог, устраняющий поломку и получающий за это деньги. <…> Весь мир, вся вселенная редукционизма оказывается лишенной жизни, в ней нет ценностей, смыслов и целей – есть только раздражения нервов и рефлексы, а вся культура – лишь иллюзия, за которой скрывается бездна небытия. Вырываясь из учебников, редукционизм разрастается до космических масштабов всеобщего мировоззрения, практически новой наукообразной религии, которая своим богом делает машину и технологию. Вот откуда произрастают все основные кризисы современной культуры, в том числе – медицины и образования» (В.И. Моисеев, О.Н. Моисеева) [4, с. 29]. Это никоим образом не означает абсолютное отрицание данного подхода в медицинском образовании, который, несомненно, важен для построения педагогического процесса. Тем не менее редукционизм как методологический подход представляется недостаточным для полноценной подготовки будущих медицинских работников, поскольку в учебно-воспитательном процессе в вузе также необходимо акцентировать внимание обучающихся на таких традиционных ценностях, как ценность каждой человеческой жизни, достоинство человека, милосердие, используя исторические примеры, анализ различных точек зрения на природу данных ценностей.

Инновации в современной биомедицине подразумевают отход от модели философии науки, которая сформировалась на этапе становления отдельных направлений естествознания, узкоспециализированных и не учитывающих культурно-исторический и ценностный контекст. «Анализ возможных социальных последствий новых технологий, их влияние на социальную и природную среду человеческого обитания стимулировал возникновение новых и перспективных форм технологического проектирования. В качестве объекта проектирования в них уже выступает не сама по себе технология, а более сложный комплекс – технология плюс экосистема, в которую она будет внедрена, плюс социокультурная среда, принимающая новую технологию, и все это рассматривается как целостная, саморазвивающаяся человекоразмерная система» [5, с. 340].

Всесторонняя оценка целей, средств и предполагаемых последствий внедрения новых технологий необходима сегодня при выборе и проведении научных исследований в биомедицине. Кроме этого, социальные установки в биомедицине подразумевают глубокую и всеохватывающую проработку ее критериев и ориентиров с позиций аксиологии. При формировании компетенций рассмотрения различных аспектов биомедицинских инноваций особое место в гуманитарной подготовке медицинских работников занимает биоэтика, в которой можно условно обозначить два уровня изучения: первый предполагает изучение различных проблем медицинской деятельности; на втором - «более общем философском уровне биоэтика занимается обсуждением и прояснением ценностных оснований современной медицины, её морального содержания, смыслов и фундаментальных задач» [6].

Биомедицинские инновации в значительной степени повлияли на формирование идеологии «трансгуманизма» как альтернативы гуманистической философской традиции, консолидирующей человечество на основе жизнеутверждающих смыслов и исторически сложившихся ценностей. При получении студентами-медиками вузовского образования освоение ими философской культуры предполагает формирование умений и навыков демаркации конструктивных подходов в совершенствовании биомедицины, в которых сохраняются духовные ценности как квинтэссенция всей человеческой истории от разрушительных последствий биомедицинских инноваций, основанных на уничтожающей традиционные ценности идеологии.

Волны глобализации стимулировали становление мировой истории, сохраняя при этом предыдущие тенденции мироустройства. В частности, сохраняется разделение на геополитические блоки; страны отличаются и по демографическим показателям, и по экономическим и научно-техническим показателям, и по военному потенциалу. Сегодня «мир разделен по этническим, идеологическим, религиозным и цивилизационным признакам. Это разнообразие и разделение мира порождает различные интересы и различные подходы к решению одних и тех же проблем» [7].

Показательна трансформация взглядов Д. Белла на изменения, происходящие в современном обществе и определяющие его будущее. В рамках социального прогнозирования Д. Белл утверждал, что в постиндустриальном обществе, где информация становится основным ресурсом, ведущее значение принадлежит теоретическому знанию в установлении мира, порядка и изобилия в обществе. Поэтому, по мнению ученого, политическая система в постиндустриальном обществе будет постепенно приобретать коммунальные черты, когда максимизация прибыли и индивидуальная полезность как оценочные критерии будут подчинены интересам общества и его благосостояния [8, с. 109-110]. Однако впоследствии Д. Белл при характеристике современного общества использует термин «эпоха разобщенности», когда «самые разнопорядковые элементы и процессы взаимодействуют друг с другом непредсказуемым образом и возникающая картина не описывается с позиций четкой системы методологических постулатов и не укладывается в рамках теории» [9, с. 12].

Изменения миропорядка стирают границы между состояниями войны и мира в различных сферах жизни современного общества, включая информационную. В связи с этим обеспечение национальной безопасности страны предполагает также разработку форм и методов совершенствования духовной безопасности ее граждан с ориентацией на историческую правду в оценках прошлых событий.

Образовательное пространство вуза включает различные компоненты, такие как уровни образования, образовательные отношения (включающие руководство, научно-педагогический состав и обучающихся), территория образовательной организации и т.д. Актуализация и развитие идей педагогики безопасности стимулирует вузы к активной разработке ее теоретической составляющей, к ее внедрению в педагогический процесс, к созданию безопасной среды. У вузов России имеется определенный опыт по формированию культуры безопасности личности обучающегося в рамках целостного педагогического процесса

На современном этапе развития высшего медицинского образования основными социальными детерминантами, определяющими основы формирования духовно-нравственной безопасности у обучающихся, являются:

- проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом и духовной безопасности в частности;

- ориентация на сохранение единства страны через сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Данные социальные детерминанты определяют содержание таких основ педагогических детерминант, как:

- содержание федерального законодательство по вопросам образования;

- ориентированность Федеральных государственных образовательных стандартов на подготовку специалистов медицинской сферы на формирование основ духовно-нравственной безопасности в образовательном пространстве вуза (ФГОС 3, ФГОС 3++);

- содержание Концепции исторического образования для негуманитарных специальностей.

Процесс адаптации человека к жизни и деятельности в современном мире подразумевает не только развитие инновационного мышления (умения осуществлять критический анализ современных событий, явлений и процессов), но и мышления традиционного, ориентированного на сохранение исторической памяти и опыта [10].

Профессиональная компетентность будущего врача на современном этапе развития высшего медицинского образования тесно связана с развитием его способности хранить и передавать будущим поколениям знания об этапах становления народа, о его ценностях, традициях, о выдающихся национальных деятелях и героях, или в более общем аспекте – с идеей сохранения исторической памяти [11].

На современном этапе развития высшего медицинского образования в России все более ярко выраженным становится его международный характер. В связи с этим повышается ответственность каждого конкретного вуза за формирование исторической памяти как у российских, так и у иностранных обучающихся. Особое внимание должно уделяться изучению героического прошлого и культуры народов России.

Получение образования в медицинском вузе предполагает осмысление студентами биомедицинской проблематики в широком социокультурном контексте, когда мировоззренческими установками становятся традиционные гуманистические ценности, выработанные в ходе практической и духовной деятельности народов мира. Осознанной мировоззренческой самоидентификации способствует использование разнообразных внеаудиторных мероприятий по формированию исторической памяти и активной гражданской позиции по актуальным проблемам общественной жизни.

Профессиональная компетентность будущего врача на современном этапе развития высшего медицинского образования соответствует стратегии национальной безопасности. Освоение программы специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело (2020) предусматривает у выпускника сформированность компетенций, включающих развитие основ духовно-нравственной безопасности. В частности, универсальная компетенция (УК-5) выдвигает следующее требование к выпускнику медицинского вуза: «способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия». В формировании данных компетенций вуз ориентируется на следующие требования к умениям и навыкам выпускника по обеспечению духовно-нравственной безопасности:

- интерпретирует историю России в контексте мирового исторического развития;

- анализирует важнейшие идеологические и ценностные системы, сформировавшиеся в ходе исторического развития; обосновывает актуальность их использования при социальном и профессиональном взаимодействии;

- выстраивает социальное и профессиональное взаимодействие с учетом особенностей основных форм научного и религиозного сознания, деловой и общей культуры представителей других этносов и конфессий, различных социальных групп [11, с. 71].

На уровне региональных медицинских вузов социальные детерминанты определяются задачами сохранения региональной стабильности и развития, а педагогические ориентированы на разработку системы формирования духовно-нравственной безопасности конкретного вуза, авторских методик работы по тому или иному воспитательному направлению, формирование духовных традиций, инновационных подходов к сохранению исторической памяти.

Учет важности взаимосвязи социальных и педагогических детерминант может послужить основой для разработки системы формирования духовно-нравственной безопасности у обучающихся в образовательном пространстве конкретного медицинского вуза в Российской Федерации.

Как свидетельствует опыт педагогической работы преподавателей кафедры гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Кировский ГМУ Минздрава России», процесс формирования основ исторической памяти у обучающихся наиболее эффективен тогда, когда он ориентирован на актуализацию их эмоционально-потребностной сферы в рамках внеаудиторной работы научно-воспитательного плана: интерактивные экскурсии, фестивали культур и научно-практические конференции, проектная деятельность, организация просветительских групп в социальных сетях и т.д. Наибольшим успехом среди студентов пользуются исторический марафон «Я люблю Киров!», Фестиваль национальных культур «Мы разные, но мы вместе!», Всероссийская научно-практическая конференция «Твое призвание», отражающая историю профессиональных династий в регионе, и другие.

Часто студенты, которые начинают обучение в медицинском вузе, обладают несформировавшимся мировоззрением, их убеждения порой хаотичны, фрагментарны и противоречивы. Поэтому приоритетной задачей дисциплин гуманитарного блока является формирование научного мировоззрения будущих врачей, а также развитие личностных качеств, предпосылкой которого является осмысление духовно-нравственных и социально-правовых аспектов врачебной деятельности.

Заключение

Таким образом, на фоне происходящих изменений в мироустройстве, затрагивающих биомедицину и здравоохранение, в Российской Федерации актуализируется модернизация содержания подготовки будущих врачей. Процессы развития инновационных технологий в биомедицине предполагают и формирование социальной ответственности за последствия их применения. Этому способствует система гуманитарных ценностей, интегрированная в содержание федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов. Знакомство с философским осмыслением и интерпретацией духовно-нравственной проблематики находит отражение не только в познавательно-информационном аспекте, но имеет и воспитательную направленность.

Проведенный нами анализ позволил сформулировать некоторые практические рекомендации по модернизации подготовки обучающихся медицинского вуза.

На наш взгляд, для того чтобы соответствовать указанным выше направлениям «Стратегии национальной безопасности», в профессиональной подготовке будущего врача необходимо решить ряд задач, которые относятся к духовно-нравственному воспитанию не только будущих врачей, но и представителей других профессий.

Во-первых, это ориентация содержания блока преподаваемых гуманитарных дисциплин на решение задач государственной политики в области патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Во-вторых, это построение учебно-воспитательной работы вуза на базе эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию, т.е. подхода, который предусматривает актуализацию эмоционально-потребностной сферы обучающихся и тем самым способствует усвоению системы духовно-нравственных ценностей не только на рациональном, но и на эмоционально-личностном уровне. Так, специфика формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся ФГБОУ ВО «Кировский ГМУ Минздрава России» состоит в выработке и применении таких форм и методов педагогической работы, которые были бы адекватны интересам обучающихся и ориентированы на стимулирование их чувств и эмоций, способствующих интериоризации этих ценностей в учебно-воспитательном процессе.


Библиографическая ссылка

Сахарова Л.Г., Сахаров В.А., Михайлова М.В., Михайлов А.Е. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32561 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674