Анализ исследований специалистов разных стран доказывает, с одной стороны, снижение физического и психологического благополучия населения, связанное с последствиями пандемии, вызванной COVID-19, а с другой – необходимость интеграции западных и восточных оздоровительных практик в решении данной проблемы [1, 2].
В то же время использование китайских оздоровительных практик пока еще не получило широкого распространения в России. Одной из причин, на наш взгляд, является то, что в программу профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов не включены специальные курсы по овладению традиционной китайской спортивной культурой.
Цель исследования заключалась в обзоре литературы по китайской традиционной спортивной культуре и теоретическом обосновании проекта «Основы традиционной китайской спортивной культуры в профессиональной подготовке будущих спортивных педагогов».
В качестве методов исследования нами были выбраны: метод анализа литературы по традиционной китайской спортивной культуре, метод сравнения традиционной китайской спортивной культуры и западной, метод классификации традиционных китайских видов спорта.
На основании анализа литературы можно утверждать, что возрастающий интерес к изучению традиционной китайской спортивной культуры связан с ростом интереса к культуре древнейшей цивилизации, ее отличием ее от западной спортивной культуры, наличием разнообразных спортивных направлений, включающих уникальные спортивные и оздоровительные методики психического и физического совершенствования человека.
Китайская традиционная спортивная культура формировалась под влиянием ведущих философских школ Китая, среди которых конфуцианство, даосизм и буддизм играли ведущую роль. Это утверждение нашло отражение в китайской поговорке: «Буддизм управляет умом, даосизм управляет телом, а конфуцианство управляет миром» [3].
Ключевая идея китайской философии – стремление человека к достижению гармонии через физическое и духовное самосовершенствование. Поэтому традиционная китайская спортивная культура основывается на философских идеях «гармонии между человеком и природой», сохранении здоровья через «единство тела и разума», направленности на «саморазвитие и самосовершенствование» [4].
В китайской традиции принято через философский контекст рассматривать любой предмет, поэтому искусство ушу, медитация, гимнастика Цигун и Тайцзицюань считаются философскими занятиями [5]. В связи с этим можно утверждать, что «традиционная спортивная культура и китайская культура – это одно и то же» [6].
Взаимосвязь между китайскими философскими воззрениями и китайскими спортивными практиками изучается в различных контекстах, с позиции философии и истории спорта [7], образования [8], теории спорта [9, 10], в науках о здоровье человека [11].
Анализ научных работ позволяет выделить определенные различия во влиянии ведущих философских учений на развитие спортивной культуры в Китае.
Например, в конфуцианстве человек воспринимался неотъемлемой частью природы, поэтому людям предписывалось жить в соответствии с природными принципами, а поэтому физические упражнения воспринимались как условие протекания природных процессов. Конфуцианский взгляд на тело и разум демонстрирует типичные характеристики целостного взгляда. «По сути, китайская мысль – это мысль, которая понимает разум и тело, и является исследованием тела и разума» [12].
Особенностью конфуцианства было рассмотрение физических упражнений как вида деятельности, воспитания и развития способностей, подготовки людей к трудовой и военной деятельности [13].
В даосизме «Тайцзи» – это основа и движущая сила для изменения и развития всех вещей. Во время выполнения физических упражнений, таких как гимнастика Тайцзицюань, происходит союз между большой вселенной природы и маленькой вселенной человека, что улучшает поток и баланс «ци», или жизненной энергии [14]. Управление энергией «ци» в конечном итоге будет вести к физическому и нравственному совершенствованию человека, приближая его к внутренней и мировой гармонии [15].
Физическую культуру в Древнем Китае можно рассматривать как практическое воплощение философских взглядов в повседневной жизни индивида и общества [5]. Чжэнвэй Фан указывает, что в даосизме главные принципы – это «цзы жань» (естественность) и «у вэй» (не-деяние), которые лежат в основе психофизических упражнений и используются в боевых искусствах монахов Шаолиня. Автор отмечает, что даосизм направлен на познание особенностей как окружающего, так и внутреннего мира, а под влиянием буддизма происходит смещение фокуса целей физических упражнений с превосходства над соперником на внутреннее совершенствование, концентрацию внимания исключительно на собственном теле [5].
Ху Сюй отмечает, что буддизм через медитацию, дыхательные практики, психофизические упражнения становится частью китайской спортивной культуры, которые впоследствии эволюционировали в традиционные системы «цигун» [16].
Таким образом, проведенный обзор работ показал, что понятие «традиционная китайская спортивная культура» основывается на симбиозе философских идей конфуцианства, даосизма и буддизма, включает в себя систему разнообразных психофизических упражнений и практик, ориентированных на физическое и психологическое самосовершенствование человека,
Рассматривая традиционную китайскую спортивную культуру, исследователи стремятся, с одной стороны, выделить наиболее существенные ее различия с западной спортивной культурой в историческом, философском и содержательном контекстах, а с другой – рассмотреть взаимовлияние, интеграцию и тенденции глобализации двух разных культур.
H.-W. Pan и W.-Y. Huang обращают внимание на то, что характеристики западной культуры сосредоточены на покорении природы, а восточной культуры – на этике. Авторами представлены подробно различия в культуре, философии, спортивной культуре Востока и Запада. На основании исследования авторов выделили ключевые различия между спортивными культурами, которые представлены в таблице 1 [3, с. 12].
Таблица 1
Различия между концепциями восточной и западной спортивных культур
Характеристики |
Восточная спортивная культура |
Западная спортивная культура |
Культурные нормы |
Конфуцианство ценило этику и мораль, оценивало внутреннюю красоту людей и превращало их в социальные нормы |
Убежденность в системе, выступающей за индивидуальную свободу, даже если это создает негативные последствия для общества |
Общественные ценности |
Акцент на групповых ценностях |
Обращать внимание на ценность отдельных частей |
Философия спорта |
1. Направлена на достижении гармонии и объединение с природой и обществом |
1. Направлена на достижение превосходства над природой, конкуренцию и анализ |
Взгляд на тело |
1. Внутренний мир 2. Разум и дух |
1. Внешние данные 2. Мышцы и тело |
Спортивные ценности |
1. Золотая середина 2. Самосовершенствование |
1. Конфронтация 2. Конкуренция |
Спортивная природа |
1. Следуйте законам природы и человеческого роста |
1. Четкие правила, объективные критерии, научная оценка 2. Тренировка с перегрузкой 3. Тренировка мышечной системы человека |
Спортивные цели |
1. Повышайте энергию |
1. Быстрее 2. Выше 3. Сильнее |
Спортивные качества |
1. Цзин: Это материальная основа, которая составляет человеческое тело и поддерживает жизнедеятельность человека. 2. Ги: Это движущая сила жизнедеятельности, например цигун – это ги. 3. Шен: Это самое важное во всех видах жизнедеятельности, таких как дух, воля, сознание и спорт |
1. Выносливость 2. Скорость 3. Сила 4. Ловкость 5. Координация |
Вид физической нагрузки |
Аэробный |
Аэробный, анаэробный |
Можно отметить, что представленные авторами данные способствуют лучшему пониманию фундаментальных различий между спортивными культурами Востока и Запада.
В завершение авторы отмечают, что западная спортивная культура более активно продвигается на Восток, чем восточная спортивная культура на Запад. Но согласно другой точке зрения, из-за фундаментальных различий мировая спортивная культура становится более популярной и значимой для людей, так как сопровождается лучшим пониманием культур разных стран и традиций [17].
На основании работ китайских и российских ученых нами была составлена классификация традиционных китайских видов спорта, прежде всего с позиции их общедоступности и оздоровительной направленности (табл. 2) [18, 19, 20].
Таблица 2
Классификация традиционных китайских видов спорта
Цель |
Виды китайского традиционного спорта |
Средства |
Управление духовным развитием (гимнастика «для ума») |
Медитация |
Упражнение в статической позе (поза сидения) |
Шашки Го |
Наступательные и защитные навыки поведения, оценка ситуации |
|
Цигун |
Упражнения в статике, изменение позы тела, регуляция дыхания |
|
Управление физическим развитием (гимнастика для «тела») |
Основные навыки ушу |
Базовые упражнения для ног, рук туловища. |
Бацзицюань |
Упражнения по отработке техники ударов, падений, наклонов и поворотов |
|
Шаолиньский бокс |
Упражнения из и.п. стоя, в котором отрабатываются основные элементы: подъем, падение, движение вперед, движение назад, в сторону, вертикальные движения |
|
Управление психофизическим состоянием (гимнастика для «единства ума и тела») |
Бадуаньцзинь |
Упражнения включают изменение позы тела (сидя, лежа, стоя) и упражнения на дыхание |
У цинь си |
Подражание движениям животных и птиц (тигра, оленя, медведя, обезьяны, петуха), фокусировка на внутренние органы и акупунктурные точки человеческого тела |
|
Тайцзицюань |
Упражнения тайцзицюань направлены на контроль туловища и ног, шагов и передвижений |
Представленная в таблице 2 классификация включает три блока упражнений в зависимости от направленности на психологическое или физическое состояние организма занимающихся, а также специфики используемых упражнений для достижения физического и психологического совершенствования.
Как показал анализ литературы, существует достаточно много современных исследований, доказывающих различные позитивные эффекты влияния традиционных китайских оздоровительных практик на организм и здоровье занимающихся разных возрастных групп.
Можно отметить, что фокус проводимых исследований в большей степени связан с положительной оценкой воздействия китайских видов спорта на повышение психоэмоционального благополучия занимающихся.
В исследованиях китайских ученых указывается, что большинство студентов колледжей в возрасте от 19 до 23 лет переживают критический период физического и умственного развития, поэтому ими проведено достаточно много исследований, доказывающих эффективность использования традиционных китайских практик для снижения депрессивных состояний, уровня стресса, повышения эмоциональной самоэффективности, повышения самоконтроля и качества жизни [21, 22].
Согласно авторам, занятия традиционными китайскими видами спорта могут через снижение негативных чувств студентов колледжа прояснить их жизненные цели и сделать их жизнь более осмысленной.
В обзорном исследовании Philip Peng представлены положительные результаты терапевтического эффекта упражнений тай-чи, например снижение артериального давления и улучшение физического состояния у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Автор отмечает, что медитация концентрации и осознанности может влиять на множество аспектов здоровья, включая настроение, боль и функции иммунной и периферической автономной нервной систем [23].
Положительные эффекты от занятий традиционными китайскими видами спорта отмечены также среди подростков. В обзорной статье L. Jody Riskowski, Rania Almeheyawi отмечено положительное влияние цигун и тайчи на физическое здоровье и работоспособность подростков [24], а в исследовании Xueming Bao и Kaimin Jin – на влияние гимнастики тайчи на повышение самооценки подростков [25].
Положительные эффекты традиционных китайских видов спорта доказаны и в исследованиях, проведенных в России.
В исследовании А.В. Макарова доказано, что методика комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе физического воспитания в вузе способствовала повышению мотивации к занятиям, улучшила функциональную и физическую подготовленность, что положительно повлияло на физическое развитие и умственную работоспособность студентов [26].
В рамках своей научно-практической работы А.В. Мурашова разработала методику занятий гимнастикой тайцзицюань в работе со студентками, которая способствовала повышению физической подготовленности и формированию психологической устойчивости [27].
Чжан Яцюнь в рамках экспериментальной работы в России доказал положительное влияние на физическое состояние студенток специальной медицинской группы после прохождения курса китайской гимнастики Цигун Ба Дуань. У студенток достоверно улучшились показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем (артериальное давление, жизненная емкость легких, проба Штанге и Генчи) и отмечалась оптимизация их физического развития по индексу Эрисмана [28].
Таким образом, проведенный обзор исследований показывает возрастающий интерес к изучению традиционной китайской спортивной культуры, обоснованию положительного эффекта воздействия китайских оздоровительных практик на психологическое и физическое здоровье разных групп населения и может рассматриваться как теоретическое обоснование актуальности проекта «Основы традиционной китайской спортивной культуры в профессиональной подготовке будущих спортивных педагогов».
Целью проекта является разработка электронного образовательного ресурса на сайте Moodle для студентов направлений «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», «Фитнес», «Сервис и оздоровительные технологии».
Главными задачами проекта являются создание у студентов положительной мотивации к познанию китайской спортивной культуры, овладение основами традиционных китайских практик, включение студентов в самостоятельную творческую проектную деятельность по созданию своих «учебных комплексов» по китайской спортивной культуре для разных групп населения, содействие психологическому благополучию, саморазвитию и профессиональной саморелизации будущих спортивных педагогов.
Особенностями курса являются онлайн-формат, использование разнообразных педагогических технологий обучения и воспитания, таких как поиск информации, портфолио, развитие критического мышления, рефлексивные технологии, индивидуальная поддержка, «кейс-стади», творческие проекты, презентации, эссе и т.д. В рамках прохождения онлайн-курса будут использоваться цифровые технологии и интернета вещей платформы Moodle, например вебинары, использование игрографики, онлайн-конференции и т.д.
Электронно-образовательный ресурс будет включать три модуля: 1 – «Традиционная китайская спортивная культура (философия, искусство, спортивные традиционные праздники Китая)»; 2 – «Традиционные китайские виды спорта и оздоровительные практики»; 3 – «Научно-методическое сопровождение организации занятий по китайским оздоровительным практикам».
Представленный проект разрабатывается в рамках компетентностного подхода в образовании и ориентирован на развитие как универсальных, так и профессиональных компетенций студентов. Проведенный опрос студентов и преподавателей Института физической культуры и спорта, Уральского Федерального университета относительно актуальности проекта «Основы традиционной китайской спортивной культуры в профессиональной подготовке будущих спортивных педагогов» получил поддержку и готовности студентов к участию в проекте.
Заключение. В рамках гуманитарных наук проблеме изучения китайской традиционной спортивной культуре уделяется достаточно много внимания. Китайская традиционная спортивная культура тесно связана с восточной философией и имеет существенные различия с западной спортивной культурой, в то же время именно данные различия являются важным фактором развития мультикультурной интеграции современного мира. Проект «Основы традиционной китайской спортивной культуры в профессиональной подготовке будущих спортивных педагогов» может способствовать более глубокому пониманию студентов различий двух спортивных культур, мотивации к овладению восточными психофизическими практиками и повышению профессиональной спортивной культуры.
Библиографическая ссылка
Ицун Ю.-., Рогалева Л.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ" // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32538 (дата обращения: 13.10.2024).