Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Хабарова Т.С. 1 Коровина И.А. 1 Заболотная С.Г. 1
1 Оренбургский государственный медицинский университет
В современном информационном обществе накопление индивидуального опыта познания приобретает особую ценность, а система образования постепенно выстраивает современную модель, где обязательным ресурсом новых методик, форм и средств обучения выступают интерактивные, телекоммуникационные и информационно-образовательные технологии. Особую значимость данная тенденция приобретает при подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов медицинской сферы. Частые стрессовые ситуации, ограничение времени для принятия решения, тесное межличностное взаимодействие с людьми, нуждающимися в помощи, требуют от врача развитых коммуникативных способностей и непрерывного саморазвития. Систематизация и расширение понятийно-терминологического аппарата позволят будущим специалистам в области здравоохранения накапливать профессиональный опыт, вести успешную научно-исследовательскую деятельность, заниматься организационно-управленческой работой. В нашей статье мы раскрываем роль цифровой образовательной среды и рассматриваем потенциал современных технологий в подготовке терминологически грамотных специалистов здравоохранения при использовании на занятиях в очном и дистанционном форматах интерактивных упражнений для изучения и закрепления медицинской латинской терминологии и специальной лексики на иностранном языке. Перевод информационных технологий из дополнительных средств обучения в обязательную часть целостного эффективного образовательного процесса позволяет и педагогам, и студентам стать его активными участниками, развить новые компетенции, получить полезный опыт и обновить научно-методическую базу.
терминологическая подготовка
грамотность
цифровая среда
образовательные технологии
профессиональное становление
1. Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 66-73.
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-05-01-lechebnoe-delo-988 (дата обращения: 16.12.2022).
3. Хабарова Т.С., Коровина И.А., Заболотная С.Г. Технология развития критического мышления в формировании терминологической грамотности и личностно-профессиональном становлении студента медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29621 (дата обращения: 14.12.2022).
4. Путалова И.Н., Мусохранова М.Б., Сусло А.П., Дзигилевич Т.С., Андреева С.А., Гриненко О.В. Формирование анатомической терминологической грамотности студентов-медиков // Единство науки, образования и практики – медицине будущего. Сборник научных трудов, посвященный 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Главный редактор В.Н. Николенко. 2018. С. 381-384.
5. Плоцкая Ю.В. Особенности формирования терминологической грамотности студентов медицинского вуза // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М., 2021. С.73-76.
6. Галустян О.В., Колбая И.Г., Бороздин С.А. Применение цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (290). С 81-84.
7. Томилин О.Б., Окунев Д.В., Томилин О.О. Образовательные технологии в цифровом настоящем (будущем) университета // Информация – Коммуникация – Общество. 2019. Т.1. С. 341-347.
8. Электронная образовательная платформа. [Электронный ресурс]. URL: https://quizlet.com/ru (дата обращения: 24.12.2022).
9. Электронная образовательная платформа. [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 24.12.2022).

Профессия врача всегда ассоциируется с большими эмоциональными и физическими перегрузками, необходимостью постоянной личностной вовлеченности и психологической готовности к непрерывному выполнению врачебного долга: на рабочем месте, дома, в общественных местах в случае экстренной помощи, по просьбе родных, близких и т.д. Из этого следует, что обществом во все времена выдвигались высокие требования к личностным и профессиональным качествам медицинского работника. Медицинское образование выстраивается сегодня таким образом, чтобы подготовка будущих специалистов здравоохранения интегрировала запросы современного мира в получении высококвалифицированных, ценностно-ориентированных, стрессоустойчивых профессионалов, владеющих технологиями непрерывного обучения, подготовленных к работе с расширяющимся информационным пространством.

Целью данного исследования является раскрытие потенциала цифровых образовательных технологий в терминологической подготовке будущего специалиста здравоохранения.

Материал и методы исследования. Данное исследование было проведено с использованием теоретического метода (анализ ФГОС «3++» – Федерального государственного образовательного стандарта по трем специальностям, отечественной и зарубежной методико-педагогической литературы), эмпирического (изучение опыта работы коллег с информационно-образовательными технологиями), статистического (статистическая обработка данных) методов. Материалом для исследования послужили отечественные и зарубежные образовательные платформы, направленные на продуктивную работу с медицинской терминологией, изучение которой необходимо для грамотной устной и письменной коммуникации как в образовательной, так и в будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Для эффективного профессионального взаимодействия врача с коллегами и пациентами важны развитие и постоянное совершенствование коммуникативной компетентности, которая отвечает, на наш взгляд, за становление полноценного и конкурентоспособного специалиста в области здравоохранения. Именно профессиональная коммуникация обеспечивает организацию и оптимизацию всех обязанностей врача: лечебных манипуляций, научной, коммерческой, управленческой деятельности [1]. От эффективности коммуникации зависят достижение практических результатов деятельности, успешное решение профессиональных задач, планирование своего времени и организация работы персонала, находящегося в подчинении. Высокий коммуникативный уровень дает уверенность в себе и формирует способность контролировать события с построением реалистичного прогноза, что позволяет добиваться успеха в сохранении жизни и здоровья пациентов.

По завершении учебного процесса в медицинском университете и при освоении образовательной программы выпускники должны иметь сформированный набор обязательных универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных стандартом по каждой специальности. Проанализировав данные компетенции, необходимо выделить некоторые из них, которые указывают на важность формирования коммуникационной составляющей (таблица) [2].

Коммуникативный аспект компетенций ФГОС «3++» для специальностей 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология

Название категории компетенции

Название компетенции и ее код

УК – Универсальные компетенции

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ОПК – Общепрофессиональные компетенции

Информационная грамотность

ОПК-10. (ОПК-13. для специальности 31.05.03 Стоматология) Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности

Научная и организационная деятельность

ОПК-11. (для специальности 31.05.01 Лечебное дело) Способен подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения

В работах Т.В. Васильевой, Н.П. Ветлова, И.В. Рахманова подчеркивается, что планомерное, систематическое и целенаправленное изучение специальной терминологии влияет на успешное овладение необходимыми профессиональными компетенциями. Роль терминологической культуры в профессии и методы ее повышения в целом находятся в центре научного интереса в трудах С.В. Андрианова, Ю.В. Зориной, Т.И. Кузнецова, Е.В. Куна.

Изучение основ медицинской профессиональной терминологии в рамках дисциплины «Латинский язык» и знакомство со специальной лексикой в медицине на практических занятиях по иностранному языку студентами медицинского университета, бесспорно, являются первой и обязательной ступенью в становлении и развитии терминологически грамотного специалиста. Терминологическая компетентность служит показателем высокой профессиональной коммуникации, так как способствует овладению научными знаниями и практическими навыками. Приоритетность изучения терминологии при формировании коммуникационного аспекта компетенций высококвалифицированного специалиста очевидна, так как именно терминология является основополагающим звеном профессиональной коммуникации [3].

Под терминологической грамотностью специалиста медицинской сферы мы понимаем практический навык грамотного применения в письменной и устной речи специальной медицинской терминологии, готовность и способность обогащать лексический запас на иностранном и латинском языках, использовать языковые приемы в профессиональной коммуникации. Детерминантом терминологической грамотности является уровень проявления трех ее компонентов: когнитивно-познавательного, рефлексивного и коммуникативно-языкового.

С помощью терминов происходят восприятие и передача профессионально значимой информации в письменной и устной форме, что дает возможность расширения профессионального опыта и обмена им, получения и обработки достоверных сведений, грамотного и уверенного оперирования специальными медицинскими терминами при общении с коллегами [4].

Латинская медицинская терминология, включая в себя три большие номенклатурные группы (анатомо-гистологическую, клиническую и фармацевтическую), представляет собой инструмент освоения профессиональных знаний, умений и навыков, позволяет объединить теоретическую и практическую составляющую образовательного процесса медицинского вуза. Необходимо отметить, что медицинская наука находится в непрерывном развитии, как следствие, происходит обновление терминологической базы. Овладев основными способами анализа и перевода анатомо-гистологический, клинических и фармацевтических терминов, студент овладевает «мобильными знаниями» в конкретных терминологиях, что подразумевает готовность и способность к освоению новых терминов.

В данном направлении реализуются основные функции терминов:

- номинативная (термин отображает специальные слова и понятия в строго однозначном значении);

- эвристическая (термины открывают возможность получения и понимания нового научного знания);

- когнитивная (термины являются средством закрепления результатов реализации умственных процессов в какой-либо области знания);

- информационно-коммуникативная (термин всегда отражает информацию, что дает возможность обмениваться профессиональными знаниями) [5].

Качественными показателями успешного применения профессионально ориентированной терминологии можно назвать:

- понимание роли терминологии в расширении личного профессионального опыта;

- готовность обращения к новым информационным ресурсам при работе с неизвестными терминами;

- расширение лексико-терминологического словаря для ведения научно-исследовательской работы.

В настоящее время развитие тех или иных компетенций будет недостаточно полноценным без активного внедрения информационных технологий в учебный процесс, которые отвечают за глубокое усвоение информации при изучении дисциплин и помогают педагогам выстроить современное, динамичное и интересное занятие. Информатизация учебной деятельности прослеживается на всех этапах взаимодействия педагогов и студентов: от контроля и измерения результатов обучения до организации научно-исследовательской, научно-методической деятельности, а также воспитательной работы. На настоящий момент во всех образовательных учреждениях разного уровня активно используются информационно-образовательная среда и различные платформы для создания баз учебных материалов.

Конечно, поиск универсальных цифровых образовательных ресурсов не быстрый процесс и специфичен для каждой отдельно взятой дисциплины и профессии в целом. Однако неограниченные операции сбора, хранения, передачи информации, возможность реализации личностно-ориентированного обучения и развития самостоятельной поисковой деятельности всех сторон образовательного процесса вызывают повышенный интерес к данным технологиям. Актуализация информационно-образовательных технологий требует прежде всего соответствующей подготовки от педагогов, которые должны не только стать активными пользователями данных технологий, но и эффективно внедрять их в образовательный процесс. Ощущается также недостаточность теоретико-методического сопровождения использования цифровых коммуникационных технологий в учебном процессе и программно-аналитического обоснования современных разработок в информационной образовательной среде [6, 7].

Информатизация образования – это процесс внедрения в теорию и практику образовательного процесса новых информационно-развивающих технологий, ориентированных на совершенствование учебной деятельности, повышение мотивации и качества подготовки специалистов, интеграцию новых способов познания, активизацию накопленного опыта в сфере современных обучающих технологий.

Как пример федеральных ресурсов цифрового электронно-образовательного хранилища можно указать: Единую образовательную коллекцию цифровых ресурсов – http://school-collection.edu.ru/; Федеральный образовательный портал «Российское образование» – http://edu.ru/; Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru/; Каталог интернет-образовательных ресурсов – http://katalog.iot.ru/.

На данных сайтах представлено почти 80000 образовательных интернет-ресурсов по различным предметам в рамках дошкольной, школьной и дополнительных образовательных программ. Необходимо отметить, что выбор образовательных платформ для работы со студентами вузов более ограничен, так как зависит от специфики конкретной специальности и преподаваемых профессиональных дисциплин.

Использование информационно-образовательных технологий в учебном процессе с целью повышения качества освоения медицинской терминологии проводилось на кафедре иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета в рамках преподавания дисциплин «Латинский язык», «Иностранный язык» и спецкурса «Формирование терминологической грамотности студентов медицинского вуза в условиях билингвизма». Так, например, у 86% участников исследования особый интерес вызвала платформа «Google Meet», использованная нами для работы во время онлайн-консультаций, а также при проведении занятий спецкурса в дистанционном формате. С помощью данного электронного сервиса были организованы познавательные видеоконференции, в которых устное изложение материала преподавателем сопровождалось структурированными видео- и аудиофайлами. Всеми сторонами учебного процесса был отмечен удобный формат демонстрации графического материала (таблиц, схем), который необходим для объяснения грамматического материала как на латинском, так и на иностранном языках. Данный сервис позволяет использовать: изображение с веб-камеры, полностью экран, отдельные файлы, а также вкладки браузера, доступ осуществляется одновременно для большого количества участников. Около 95% студентов отметили сервисы LearningApps.org и Quizlet, с помощью которых были разработаны интерактивные упражнения для практических занятий [8]. Разные формы работы с терминологией (лексические карточки, тестирование, подбор, игры, викторины) дают возможность выбрать индивидуальный способ заучивания медицинской терминологии на латинском языке и специальной лексики иностранного языка. Студенты чаще выделяют следующие задания: изучение латинских терминов фармацевтической и клинической номенклатуры в форме собирания паззла, который составляется при правильном ответе на вопросы; изучение и отработка анатомо-гистологических терминов при заполнении кроссворда или иллюстрированных карточек из анатомического атласа; составление пары (изображение + термин на латинском и иностранном языке, латинское слово + греческий терминоэлемент); работа с крылатыми латинскими выражениями в форме телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?»; упражнения на отработку лексики иностранного языка с использованием видео- и аудиоматериала. Особенность данных платформ заключается в том, что можно отслеживать прогресс результатов и получать мгновенную обратную связь о том, на что следует обратить внимание при дальнейшей работе [9]. У 78% обучающихся повысилась успеваемость, более 90% студентов отметили, что процесс усвоения учебного материала при работе с данными ресурсами стал быстрее, интереснее и успешнее. Решение поисково-информационных, творческих, когнитивно-развивающих и проблемно-ситуационных задач (проекты и видеоконференции на заданную тему, терминологические кроссворды, лингвострановедческий квест, виртуальные экскурсии, игровые формы работы) позволило интегрировать лексико-терминологическую базу, полученную при изучении дисциплины «Латинский язык», и профессионально-языковую практику на иностранном языке.

Заключение. Таким образом, можно констатировать, что наблюдается переход использования информационных технологий от дополнительных средств обучения к обязательной части целостного эффективного образовательного процесса. Внедрение современных информационно-образовательных технологий в учебную деятельность качественно влияет на содержание, методы и организационные формы обучения при подготовке терминологически грамотного специалиста. Также эффективность данных технологий подтверждается положительной динамикой в скорости и качестве усвоения медицинской терминологии, которая была отмечена при текущем контроле успеваемости студентов, при подготовке к различным конференциям в рамках студенческой научной работы. Интерактивные сервисы и платформы позволяют студентам и преподавателям применить, дополнить и обновить уже имеющиеся знания, открыть для себя широкие возможности в сфере цифровых образовательных технологий, развить индивидуальные способности к самостоятельной работе при изучении латинской медицинской терминологии и специальной лексики в медицине на иностранном языке.


Библиографическая ссылка

Хабарова Т.С., Коровина И.А., Заболотная С.Г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32411 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674