Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Заблоцкая О.А. 1, 2
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
2 Институт управления в экономических, экологических и социальных системах
В настоящее время наблюдается интеграция цифровых технологий во все аспекты деятельности университетов. Одним из показателей цифровизации университетов являются создание и внедрение в учебный процесс онлайн-курсов. В статье описывается опыт проектирования, создания и внедрения онлайн-курса по грамматике английского языка, обосновываются его актуальность и уникальность. Дается характеристика целевой аудитории онлайн-курса. Рассматривается понятие педагогического дизайна. При создании онлайн-курса авторы опирались на стандартную модель педагогического дизайна ADDIE, представляющую собой линейный поэтапный процесс из пяти шагов. Описаны действия авторов онлайн-курса на каждом этапе модели ADDIE, представлены цель, структура, трудоемкость и содержание онлайн-курса. Курс был размещен в системе управления обучением Moodle Южного федерального университета. В статье описываются инструменты Moodle, которые позволили реализовать задуманную авторами структуру онлайн-курса, автоматизировать процессы контроля выполнения и оценивания элементов курса, обеспечить взаимодействие слушателей онлайн-курса с преподавателем. Оценка эффективности онлайн-курса, целесообразности его интеграции в рабочую программу дисциплины «Иностранный язык» для студентов 1–2-го курсов неязыковых специальностей и направлений подготовки будет дана после окончания опытно-экспериментального обучения.
цифровизация образования
онлайн-курс
педагогический дизайн
обучение грамматике
1. Чекалина Т.А, Тумандеева Т.В, Максименко Н.В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №3 (31). С.44-52.
2. О создании Южного федерального центра компетенций в области онлайн-обучения ЮФУ: приказ Южного федерального университета 292-ОД от 1.11.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://sfedu.ru/files/upload/sts/44686/%D0%9F292-%D0%9E%D0%94.pdf (дата обращения: 27.06.2022).
3. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. №6. С.125-134.
4. Словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/910/ (дата обращения: 27.06.2022).
5. Рогожина Т.С. Методология создания образовательного онлайн-курса: от идеи до воплощения // МНКО. 2021. №2 (87). С.90-93

Краеугольным камнем трансформации высшего образования являются глобальные тренды – устойчиво развивающиеся мировые тенденции, предопределяющие общемировые процессы во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования. Одним из таких трендов, задающим вектор развития высшего образования в современном мире, на наш взгляд, является тотальная цифровизация. Тотальная цифровизация выдвигает на первый план проблемы цифровой трансформации университетов, создание цифрового образовательного пространства, разработку онлайн-курсов и внедрение онлайн-обучения, модернизацию образовательных программ [1].

В 2017 г. в структуре Южного федерального университета (ЮФУ) был создан Южный региональный центр компетенций в области онлайн-обучения (ЮРЦКОО). Одним из приоритетных направлений деятельности центра является создание онлайн-курсов, соответствующих требованиям крупнейших отечественных и зарубежных платформ открытого онлайн-образования и удовлетворяющих образовательным потребностям различных категорий обучающихся [2].

В рамках реализации Федерального приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ЮРЦКОО была открыта программа повышения квалификации «Разработка и применение онлайн-курсов в образовательном процессе» для сотрудников образовательных учреждений Юга России. Данная программа повышения квалификации призвана расширить возможности эффективного внедрения технологий онлайн-обучения для повышения качества образования; повысить престиж вуза посредством продвижения собственных онлайн-курсов.

Ежегодно в ЮФУ при участии ЮРЦКОО проводится конкурс на производство онлайн-курсов. Конкурсная комиссия проводит экспертизу конкурсных заявок, и победители конкурса допускаются до производства онлайн-курсов. В 2020 г. заявка на производство онлайн-курса «Intermediate English Grammar», поданная автором статьи совместно с Л.В. Буренко, победила в вышеуказанном конкурсе. В 2021 г. был создан онлайн-курс.

Цель исследования – разработать онлайн-курс по грамматике английского языка.

Материал и методы исследования

В статье под онлайн-курсом мы понимаем вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля [3].

Внедрение онлайн-курса в учебный процесс требует планирования процесса обучения, проходящего исключительно в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), под которой мы понимаем совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном или частичном объеме, независимо от их местонахождения.

Необходимым инструментом проектирования онлайн-курса является педагогический дизайн.

Педагогический дизайн (instructional design, instructional systems design) — это систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества обучения. Цель педагогического дизайна – достичь результатов обучения и применимости знаний на практике [4].

Педагогический дизайн можно рассматривать как методологию создания обучающих решений [5]. Существует несколько моделей педагогического дизайна. Создавая онлайн-курс, мы придерживались стандартной модели ADDIE, состоящей из пяти этапов: «Анализ», «Проектирование», «Разработка», «Внедрение», «Оценка».

Результаты и их обсуждение

Как было упомянуто выше, производство онлайн-курса осуществлялось поэтапно, в соответствии с моделью педагогического дизайна ADDIE.

На первом этапе «Анализ» были сформулированы цели и задачи онлайн-курса, особенности и потребности целевой аудитории, ожидаемые результаты обучения. Цель онлайн-курса – развитие иноязычной коммуникативной компетенции слушателей курса. После окончания курса обучающиеся должны знать форму и значение грамматических явлений, необходимых на уровне владения языком В1, уметь использовать полученные знания в продуктивной и рецептивной речевой деятельности для решения коммуникативных задач в соответствии с ситуацией общения. Целевая аудитория: студенты первого курса бакалавриата и специалитета ЮФУ, изучающие английский язык в группах уровня В1; магистранты ЮФУ, желающие повысить уровень владения английским языком; лица, изучающие английский язык как иностранный и желающие расширить свои знания по грамматике английского языка, имеющие уровень владения английским языком не ниже А2. Онлайн-курс может быть интегрирован в рабочую программу дисциплины «Иностранный язык», которая изучается на 1–2-х курсах бакалавриата и специалитета, и предложен для изучения в группах уровня В1. Трудоемкость онлайн-курса составляет 36 часов (1ЗЕ). Учитывая, что уровень владения английским языком слушателей А2 – В1, мы сочли целесообразным создать его полностью на английском языке.

С целью обоснования уникальности и актуальности планируемого нами онлайн-курса нами были найдены и проанализированы следующие онлайн-курсы по грамматике английского языка.

На платформе «Открытое образование» предлагается к изучению онлайн-курс «Теоретическая грамматика английского языка». Курс предназначен для студентов-филологов, чья профессиональная деятельность связана с английским языком.

Платформа OpenLearn предлагает курс «English grammar in context». Большая часть содержания курса носит теоретический характер. Рассматриваются особенности использования грамматических явлений в различных ситуациях общения, в письменной и устной речи. Курс предназначен для студентов продвинутого уровня.

Coursera предлагает курс «Специализация Learn English: Intermediate Grammar». В рамках данного курса рассматриваются основные грамматические явления, необходимые для достижения уровня владения языком В1. Однако в содержании курса нет таких грамматических явлений, как времена Simple, Continuous (только Perfect), пассивная форма, косвенная речь, вопросительные предложения, условные предложения.

Курс EDX «English Grammar and Style» направлен на совершенствование навыков письменной речи.

На платформах Лекториум и Stepik онлайн-курсы по грамматике английского языка на момент проведения данного анализа найти не удалось.

Наибольшее количество онлайн-курсов по грамматике английского языка было найдено на Udemy: «Грамматика английского языка. Основные времена», «Грамматика английского языка. Тотальный курс», «Все основные правила грамматики английского языка в одном тренинге», «English Grammar – Tenses and verb structures», «Advanced English Grammar: A Comprehensive Guide». Курсы, созданные российскими авторами, читаются на русском языке, в этом состоит одно из отличий имеющихся курсов от курса, который был задуман нами. Другое отличие заключается в отборе грамматических явлений. Имеющиеся курсы сфокусированы на отдельных темах, например «Времена английского глагола».

На основе анализа существующих онлайн-курсов по грамматике английского языка можно утверждать, что планируемый нами курс является уникальным. Его основные достоинства заключаются в следующем:

1) наиболее полный охват тем;

2) соответствие уровню владения языком В1. Эта информация поможет слушателям определиться с выбором курса и сведет к минимуму процент слушателей, покинувших курс по причине несоответствия сложности и содержания курса их ожиданиям;

3) курс полностью на английском языке, что значительно расширяет целевую аудиторию и делает его потенциально конкурентоспособным на зарубежных платформах онлайн-образования.

На втором этапе «Проектирование» была разработана общая структура онлайн-курса.

Онлайн-курс включает 8 разделов, каждый из которых делится на несколько уроков. К каждому уроку записывается видеолекция, создаются презентации, поурочные тесты. Каждый раздел также заканчивается проверочным тестом Stop and check, перед которым обучающимся предлагаются тренировочные упражнения. После изучения всех разделов онлайн-курса предусмотрено итоговое тестирование. В конце каждого раздела обучающимся предлагается в письменной форме выполнить дискутивные упражнения, которые, с одной стороны, нацелены на развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции слушателей курса, с другой – позволяют лектору курса оценить уровень сформированности грамматических навыков и умений.

Структура курса выглядит следующим образом.

Introduction. Video «Welcome to the Course»

1. Tenses and aspects

1.1. Video. Simple, Continuous and Perfect Aspects

1.1. Presentation

1.1. Test. Simple, Continuous and Perfect Aspects

1.2. Video. Verb tenses review

1.2. Presentation

1.2. Test. Verb tenses review

1.3. Video. Perfect Simple vs Perfect Continuous/Present Perfect vs Past Simple

1.3. Presentation

1.3. Test. Perfect Simple vs Perfect Continuous/Present Perfect vs Past Simple

Practice 2

Stop and check 1. Tenses and aspects

Discussion board 1

2. Future forms

2.1. Video. Ways to talk about the Future

2.1. Presentation

2.1. Test. Ways to talk about the Future

2.2. Video. Future time clauses

2.2. Presentation

2.2. Test. Future time clauses

Practice 2

Stop and check 2. Future forms

Discussion board 2

3. The Passive Voice

3.1. Video. Passives: use and form

3.1. Presentation

3.1. Test. Passives: use and form

3.2. Video. Changing active to passive; Personal and Impersonal Passives; The Passive Causative

3.2. Presentation

3.2. Test. Changing active to passive; Personal and Impersonal Passives; The Passive Causative

Practice 3

Stop and check 3. The Passive Voice

Discussion board 3

4. Modal verbs

4.1. Video. Modal verbs of Ability and Obligation

4.1. Presentation

4.1. Test. Modal verbs of Ability and Obligation

4.2. Video. Modal verbs for Making a Guess

4.2. Presentation

4.2. Test. Modal verbs for Making a Guess

4.3. Video. Modal verbs to express Advice, Criticism, Request, Permission, Offer and Suggestion

4.3. Presentation

4.3. Test. Modal verbs to express Advice, Criticism, Request, Permission, Offer and Suggestion

Practice 4

Stop and check 4. Modal verbs

Discussion board 4

5. Auxiliary Verbs and Questions

5.1. Video. Auxiliary Verbs

5.1. Presentation

5.1. Test. Auxiliary Verbs

5.2. Video. Question structure

5.2. Presentation

5.2. Test. Question structure

5.3. Video. Subject and object questions, Tag questions

5.3. Presentation

5.3. Test. Subject and object questions, Tag questions

Practice 5

Stop and check 5. Auxiliary Verbs and Questions

Discussion board 5

6. Conditionals

6.1. Video. Conditionals: form and meaning

6.1. Presentation

6.1. Test. Conditionals: form and meaning

6.2. Video. Mixed conditionals, Wish

6.2. Presentation

6.2. Test. Mixed conditionals, Wish

Practice 6

Stop and check 6. Conditionals

Discussion board 6

7. Reported speech

7.1. Video. Direct vs. Reported Speech

7.1. Presentation

7.1. Test. Direct vs. Reported Speech

7.2. Video. Reported Questions, Commands etc.

7.2. Presentation

7.2. Test. Reported Questions, Commands etc.

Practice 7

Stop and check 7. Reported speech

Discussion board 7

8. Verb patterns

8.1. Video. Verb patterns: three basic forms

8.1. Presentation

8.1. Test. Verb patterns: three basic forms

8.2. Video. Verbs that change meaning with each pattern; More Verb Patterns

8.2. Presentation

8.2. Test. Verbs that change meaning with each pattern; More Verb Patterns

Practice 8

Stop and check 8. Verb patterns

Discussion board 8

Final test

Трудоемкость онлайн-курса составляет 36 академических часов. На изучение каждого из восьми разделов отводится 4 часа. Оставшиеся 4 часа даются на повторение пройденного материала, прохождение итогового теста. Для получения зачета по данному онлайн-курсу необходимо набрать минимум 60 баллов из 100 возможных. Баллы начисляются за контрольные мероприятия (тесты). В курсе 19 поурочных тестов по 3 балла максимум за каждый, 8 тестов Stop and check по разделам по 4 балла за каждый, 11 баллов максимум можно получить за итоговый тест.

На этапе «Разработка» шла работа над контентом онлайн-курса. Были разработаны и записаны видеолекции, созданы презентации, подготовлены тренировочные упражнения, контрольно-измерительные материалы, темы для дискуссий.

На этапе «Внедрение» платформой для размещения онлайн-курса была выбрана система управления обучением Moodle, предоставляющая различные инструменты для создания обучающих курсов. Нами были использованы следующие инструменты.

Для размещения видеолекций применялся модуль «Страница».

Модуль «Файл» был использован для представления презентации как ресурса курса.

Элемент курса «Тест» позволил создать тесты, состоящие из вопросов разных типов: множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, короткий ответ, вложенные ответы. Данный элемент позволяет ограничить время выполнения теста, установить количество попыток прохождения теста, минимальный проходной балл. Правильность выполнения теста оценивается автоматически, баллы записываются в журнал оценок. При помощи элемента «Тест» также были размещены тренировочные упражнения; возможность добавлять комментарии к правильным и неправильным ответам обеспечила обратную связь для обучающихся, позволив сделать их самостоятельную работу более эффективной.

Модуль «Форум» позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, в рамках нашего курса этот инструмент обеспечил выполнение слушателями курса речевых дискутивных упражнений, возможность обратной связи от преподавателя и других слушателей курса. Пример дискутивных упражнений после изучения раздела «Conditionals»: 1. Imagine you are the richest man/woman in the world. What would/wouldn't you do if you were the richest person in the world? Read other students' answers. Would you do the same? Give comments. 2. What would you like to change in your past? Which events in the past made you happy, successful? Share with us.

Также на этом этапе был осуществлен пилотный запуск курса. На этапе пилотирования в качестве слушателей курса выступили преподаватели кафедры иностранных языков. Коллеги дали положительную оценку созданному нами курсу, были выявлены и устранены технические ошибки.

Последний этап «Оценка» еще предстоит. В 2022/2023 учебном году планируется опытно-экспериментальное обучение с целью проверки эффективности онлайн-курса.

Заключение

Производство онлайн-курсов связано с понятием педагогического дизайна как систематизированного подхода к проектированию образовательного продукта. Классическая модель педагогического дизайна ADDIE: анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка – позволила авторам создать полноценный онлайн-курс, подтвердив его эффективность. Наш опыт показал, что система управления обучением Moodle предоставляет все необходимые инструменты для реализации замысла онлайн-курса, позволяет размещать видеолекции, файлы, необходимые контрольно-измерительные материалы, автоматически контролировать прохождение разделов курса, оценивать работы слушателей курса, осуществлять взаимодействие между слушателями и преподавателем. Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментального обучения станет темой нашей следующей статьи и, надеемся, подтвердит нашу гипотезу об эффективности созданного нами онлайн-курса.


Библиографическая ссылка

Заблоцкая О.А. СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31896 (дата обращения: 18.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674