Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ БЛОГОСФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Салимов А.М. 1 Трифонова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма"
Статья посвящена анализу развития спортивной блогосферы в современной России - информационных видеоматериалов, посвящённых спортивной тематике и размещаемых в так называемых социальных интернет-сетях. Рассмотрено понятие «блогосфера», ее роль как средства массовой информации. Анализируется преимущество блогосферы перед обычными источниками информации. Дана сравнительная статистика наиболее крупных социальных сетей, основных направлений современного спортивного блогинга с точки зрения наиболее популярных блогов. Также проведён анализ статистических данных опросов ВЦИОМ и ежегодной статистики состояния социальных сетей и развития блогосферы. Обсуждение предварительных итогов изучения проблематики происходило в ходе ежегодных научно-практических конференций молодых преподавателей, аспирантов и студентов университета, а также в ряде статей авторов. Результаты исследования подтверждают, что спортивная блогосфера в России активно набирает число подписчиков, особенно на зарубежных платформах. Этому способствует ряд факторов: популярность самой платформы, качество выставляемого контента, его направленность (фитнес или спорт), вид спорта. Сыграла свою роль и пандемия, когда болельщики перенесли свою активность в сферу онлайн. Рекомендации и выводы могут быть использованы преподавателями спортивных вузов для популяризации своего вида спорта, использования онлайн-формата при преподавании своей спортивной дисциплины или в тренерской работе.
информационное пространство
социальные Интернет-сети
спорт
фитнес
видеохостинг
блогосфера
1. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. М.: ИНИОН РАН, 2013. 360 с.
2. Блогосфера. История термина. Феномен блогосферы. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/100984 / (дата обращения: 21.11.2021).
3. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования). Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. 168 с.
4. Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. 296 с.
5. Хурамшина А.З., Хурамшин И.Г. Социология физической культуры и спорта. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. 144 с.
6. Блогосфера выросла до 35,3 млн блогов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.webplanet.ru/news/internet/2006/4/18/technorati_research.html (дата обращения: 21.11.2021).
7. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсайты. [Электронный ресурс]. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty (дата обращения: 21.11.2021).
8. Самые популярные социальные сети в России в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/106865-samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-v-2020-godu (дата обращения: 21.11.2021).
9. Салимов А.М., Зорина А. Занятия фитнесом как показатель качества жизни. // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Казань: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2018. С. 592-596.
10. Верьёмина – здоровье и фитнес. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KvQbjuiEi6Y (дата обращения: 21.11.2021).
11. Интернет и соцсети России в 2021 году – вся статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika (дата обращения: 21.11.2021).
12. Опрос ВЦИОМ показал самые популярные соцсети в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60e3bd819a79476c5b785733 (дата обращения: 21.11.2021).
13. Статистика социальных сети в России 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://livedune.ru/blog/statistika_socsetej_v_rossii (дата обращения: 21.11.2021).
14. Ювентус - Зенит. Обзор матча группового этапа Лиги чемпионов. Матч ТВ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fUSSB-9XW2A&t=197s (дата обращения: 28.11.2021).
15. Узнать, сколько заработали денег ютюберы. [Электронный ресурс]. URL: uznatbablo.ru (дата обращения: 21.11.2021).
16. Подробный анализ Instagram блогеров / adinblog.ru. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 21.11.2021).
17. Khamzat Chimaev vs Jack Hermansson. TRUE GYM MMA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2VRiOnqNvT8 (дата обращения: 20.11.2021).
18. Бывший глава Роскомнадзора превратил Rutube в полную копию YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-04-02_byvshij_glava_roskomnadzora (дата обращения: 21.11.2021).
19. Шабалина Ю.В. Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта. Казань, ЛОГОС – ПРЕСС, 2020. 132 с.

В условиях развития информационного общества, цифровизации экономики, средств массовой информации в том числе, значительная часть коммуникации переносится в «мировую паутину», в так называемые социальные сети. Этим термином обозначают, как правило, различные интернет-платформы, которые обеспечивают возможность виртуального онлайн-общения в сетевом пространстве [1].

На рубеже нового тысячелетия наряду с существующими традиционными газетами и журналами, различными каналами на телевидении, включая спортивные, зародилось новое информационное пространство. Одним из таких явлений социальных сетей является «блогосфера». Под «блогом» обычно понимают интернет-журнал или дневник, записанный, как правило, в видеоформате. «Блогосфера–термин, обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть» [2]. Оно, интернет-сообщество, быстрее реагирует на происходящие события, мобильнее, более независимо, самостоятельно, менее затратное, его сложнее контролировать.

Блог, бесспорно, является эффективным средством трансляции информации, в том числе спортивной тематики. Неоспоримое преимущество блогосферы перед классическими информационными источниками заключается в способности молниеносно реагировать на события сферы спорта. Конечно, следить за ходом матча в режиме online можно и в прямом эфире телевидения, но и здесь спортивный блогинг имеет преимущество – возможность обсуждать событие, следить за реакцией единомышленников, делиться мнениями. Объединение людей в единую аудиторию, их сплочение и коммуникация делают блогосферу инструментом массового внимания. Поэтому сегодня интерес к конкретному событию (или к спорту в целом) объединяет тысячи, а порой и сотни тысяч пользователей Сети.

Проблемам теории и методологии, практики развития интернет–коммуникации, социальным сетям посвящен ряд научных и аналитических изданий [1-4]. Вместе с тем есть необходимость изучения спортивной блогосферы России как особого явления.

Целью работы является анализ современной российской спортивной блогосферы, определение самых успешных блогеров в наиболее популярных в нашей стране социальных сетях. Кроме того, поставлены задачи выявить тенденции развития изучаемых блогов в период пандемии COVID-19, уровень их монетизации и изучение степени вовлечённости в спортивный блогинг студентов спортивного вуза.

Объектом изучения являются современные социальные сети как средство продвижения, популяризации спорта, фитнеса, здорового образа жизни.

Предмет исследования – спортивная блогосфера России и её динамика в условиях пандемии.

Материалы и методы исследования. В работе использовались методы описательного, ретроспективного, сравнительного и факторного анализа состояния и развития спортивной блогосферы страны. Проблематика популяризации спорта, фитнеса, здорового образа жизни посредством использования социальных сетей, блогосферы изучалась авторами в ходе анкетирования студентов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, результаты освещались в ходе ежегодной научно-практической конференции молодых преподавателей, аспирантов и студентов университета, а также в ряде статей. Эмпирический и статистический материал набирался также в ходе изучения результатов опросов ВЦИОМ, а также анализа ежегодной статистики социальных сетей и развития блогосферы. Специалисты отмечают, что социальные сети «включают различные интернет-сервисы, направленные на установление между пользователями коммуникации, обмена мультимедийными данными, организацию сотрудничества, совместных развлечений и т.д.» [4, с. 18]. Отмечено также, что «новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортивным движением проблемы формирования новых ценностных ориентаций, образцов поведения, смыслов, стиля жизни» [5, с. 45]. В ходе исследования отдельное внимание уделено выявлению особенностей онлайн-коммуникации в сфере спорта и фитнеса в самых крупных интернет-сетях. Кроме того, важно установить, что способствует успеху видеоблогеров, как это выражается в массовости и монетизации (как на этом можно зарабатывать).

Результаты исследования и их обсуждение. В то время как сфера офлайн-спорта в условиях пандемии частично утратила свою динамику, спортивный онлайн-блогинг начал стремительно набирать популярность. Кроме пандемии, происходит это по причине того, что аудиторию спортивного блога составляют не только спортсмены, но и те, кому интересны спортивные события и новости спорта в целом. Рост аудитории блога не всегда говорит о популярности его автора, скорее, это совокупность нескольких факторов или наличие одного, но качественно развитого.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования, в котором приняли участие 120 студентов Поволжского ГУФКСиТ, мы можем отметить, что все опрошенные (100%) используют социальные сети, в том числе: ежедневно просматривают ленту новостей (95%), являются подписчиками спортивных блогеров (80%). Также мы смогли определить критерии, используемые при выборе блога. Наиболее важным критерием является популярность вида спорта (ответили 70% опрошенных). Далее по убыванию располагаются зрелищность вида спорта (60%), личностные качества автора (55%), наличие полезного контента (33,3%) и наличие мотивационной информации (23,3%).

Развитие спорта как сферы деятельности обуславливает блогосферу как средство популяризации физической культуры и спортивно-этических ценностей, которое не уступает традиционным средствам массовой информации, а превосходит их.

Кроме того, блогинг является хорошей сферой практического применения специалистами в области физической культуры и спорта своих профессиональных знаний и умений, их популяризации, возможностью их монетизации, или проще говоря использовать как средство заработка.

В ходе исследования мы собрали актуальную статистику по аудитории самых популярных, по итогам 2020 года, в России интернет-площадок и представили результаты в таблицу 1. Проанализировано шесть крупнейших социальных сетей (данные на 30.12 2020 г.) [6-8].

Таблица 1

Самые популярные в России социальные интернет-сети

Название платформы

ВКонтакте

YouTube

Instagram

Одноклассники

TikTok

Facebook

Ежедневное количество пользователей в РФ

42,4 млн

35,6 млн

28,3 млн

20,8 млн

6,3 млн

1,3 млн

Среднее время, проводимое пользователем на платформе

35 минут в сутки

51 минута в сутки

26 минут в сутки

22 минуты в сутки

27 минут в сутки

9 минут в сутки

Динамика посещений платформы (за 2020 год)

рост на +7%

рост на +9%

рост на +9%

рост на +16%

быстрый рост

рост на +11%

Демографические показатели пользователей

54,9% женщин, 45,1% мужчин

52,8% женщин, 47,2% мужчин

59% женщин, 41% мужчин

57% женщин, 43% мужчин

54,8% женщин, 45,2% мужчин

54,9% женщин, 45,1% мужчин

Большинство пользователей в возрасте

25-34 года

25-34 года

25-34 года

25-44 года

12-24 года, 25-34 года

24-46 лет

Количество подписчиков у самого популярного пользователя

6млн

Павел Дуров

176 млн

T-Series

254 млн

Криштиану Роналду

96 тыс.

Борис Коновалов, Олеся Новикова

38 млн

Loren Gray

85 млн

Rihanna

Сегодня спортивный блогинг имеет несколько направлений, из которых принято выделять два основных: спортивные новости и фитнес. Как известно, занятия фитнесом очень популярны, поскольку в обществе «формируются новые ценности в рамках городской культуры: ведение здорового образа жизни, поддержание положительного душевного и физического тонуса своего организма, укрепление здоровья путем постоянных умеренных тренировок, приобщение детей к занятиям физической культурой, фитнесом» [9, с. 596].

В ходе исследования нами был составлен рейтинг самых популярных блогов на территории РФ в направлениях «Фитнес» и «Спортивные новости».

Приведём короткий анализ содержания некоторых из лучших фитнес-блогов на самых популярных видеохостингах. Итак, на платформе YouTube канал Антонины Верьёминой. Выпуск от 11 сентября 2020 года «Экспресс-тренировка на пресс». Длительность – 5 минут. Количество просмотров – 256452 на 15.11. 2021 года. Содержание: короткое вступительное слово (грамотно, информативно, чётко поставлена цель занятия), затем предложен комплекс упражнений. Вот часть из 511 комментариев от российских и зарубежных подписчиков: (Дарья Кремлева: «Я занималась 14 дней, и пресс уже довольно виден, спасибо большое», Надія Келар: «Спасибо за крутую тренировку! Занимаюсь с тобой всегда, уже появляются кубики пресса»; Gurkivska: «це суперрр!!!! чесно думала буде важче, включила на всю хату, і 5 хв пролетіло дуже швидко. короче всім рекомендую! відео бомбааа»; Farrux Ten: «Спасибо. Вы просто убиваете меня. Я уже примерно неделю 6 кг похудел. Спасибо вам вы очень помогаете меня. Берегите себя и жду новое видео».) [10]. При беглом просмотре мы не обнаружили ни одного отрицательного комментария. Отметим, что это канал, который ведёт один человек. Результат налицо: плюс почти 300000 подписчиков за неполный 2021 год.

Отличным примером активного фитнес-блогинга послужит также блог Дмитрия Путилина, который входит в топ наиболее активных (660 выпусков!) и мотивирующих спортивных аккаунтов в «Инстаграме», по мнению Championat.com. В каждой публикации читатели находят информацию о правильном питании, калорийности продуктов, об эффективных упражнениях и правилах по видам спорта.

В таблице 2 представлен топ-5 лучших фитнес-блогов России. В ней указана также ориентировочная стоимость публикации рекламы в изучаемых блогах, представленная аналитиками в соответствующих открытых интернет-изданиях и подсчитанная с учетом средних цен на рекламу, активности подписчиков из России и количества ботов в аккаунте [7; 8; 11].

Таблица 2

Самые популярные в России фитнес-блогеры

 

Пользователь

Название платформы

Количество подписчиков

Стоимость рекламы

на 31.01.2021

на 31.10.2021

1

Елизавета Громова (@kto_takaya)

Instagram

7,2 млн

7,2 млн

260-640 тысяч рублей

2

Серов Никита (@serovski)

Instagram

3,5 млн

3,5 млн

35-60 тысяч рублей

3

Екатерина Усманова (@usmanovakate)

Instagram

3,3 млн

3,3 млн

114-257 тысяч рублей

4

Антонина Верьёмина (ВЕРЬЁМИНА - здоровье и фитнес)

YouTube

3,5 млн

3,79 млн

60-75 тысяч рублей

5

Евдокия Лар (@evdklar)

Instagram

2,1 млн

1,7 млн

62-86 тысяч рублей

В таблице 3 представлен топ-5 лучших спортивных блогов в России (на январь и ноябрь 2021 года), тематика которых заключается в подаче спортивных новостей [12; 13].

Так как в пятёрку лучших входят пользователи одной платформы, было справедливо добавить в таблицу характерный для данной площадки критерий – количество просмотров.

Например, спортивный блог на YouTube федерального канала «Матч ТВ» имеет более 2,8 млн подписчиков (на 18.11.2021 г. - рост 300 тысяч за 10 месяцев!). Так, обзор футбольного матча «Ювентус» - «Зенит» от 3 ноября 2021 года получил 1162181 просмотр за две недели - на 18.11. 2021 года. Несмотря на значительное число критических замечаний как в адрес проигравшей со счётом 4:2 отечественной команды, так и подвернувшегося под руку комментатора Григория Черданцева [14].

На YouTube оплачивается реклама на основе CPM (стоимость за 1000 показов), CPV (стоимость за просмотр) и CPC (стоимость за клик). В среднем монетизация YouTube-канала составляет от 0.5 до 6 долларов за 1000 просмотров в зависимости от местоположения и целевой аудитории. Доходы сильно отличаются, но большинство блогеров стран СНГ в среднем получают, как указывают аналитики, 3 доллара за 1000 просмотров [15; 16].

Таблица 3

Самые популярные в России спортивные блоги

 

Пользователь

Название платформы

Количество подписчиков

Просмотры

Доходы в рублях*

на 31.01.2021

на 31.10.2021

1

TRUE GYM MMA

YouTube

3.9 млн

4.13 млн

1.2 млрд

69,3 млн

2

2DROTS

YouTube

3 млн

3,18 млн

651.1 млн

39,2 млн

3

Матч ТВ

YouTube

2.5 млн

2.78 млн

963.5 млн

58,7 млн

4

STRELKA - Street Fight Championship

YouTube

2.4 млн

2.47 млн

1.1 млрд

65,7 млн

5

WORKOUT

YouTube

2.3 млн

1,8 млн

72.6 млн

4,4 млн

*с даты создания канала

Сегодня TRUE GYM MMA зарабатывает на YouTube 0.347 рублей в секунду или 899503 рубля в месяц. Таким образом, с даты создания (29.11.2014 год) канал TRUE GYM MMA заработал, по подсчётам аналитиков, 69,5 миллионов. Канал пользуется огромной популярностью и не только в России. Например, ролик о поединке между борцами Хамзатом Чимаевым и Джеком Херманссоном, размещённый на YouTube 20 ноября 2021 года, уже на следующий день имел 222161 просмотр, 1090 комментариев, в основном русскоязычных [17]. Рост за неполный 2021 год составил больше 230 тысяч подписчиков.

Наряду с популярными зарубежными социальными сетями в настоящее время мы наблюдаем активизацию и отечественных. На протяжении последних лет развивается российская видеоплатформа Rutube, на которой представлены развлекательный, познавательный, обучающий, информационный, спортивный и иной контент в основном российского содержания.

История «российского YouTube» началась в 2006 г. – сервис запустили предпринимателиОлег ВолобуевиМихаил Паулкиниз города Орел. За 15 лет своего существования библиотека Rutube расширилась до более 3 млн видеороликов, включая видеоконтенты федеральных каналов, различных киностудий и отдельных авторов. Согласно рейтингу сайтов Alexa, Rutube на момент публикации материала [летом 2021 года] занимал в нем 8107 место в мире [18]. В настоящее время данный видеохостинг, перешедший в декабре 2020 года в собственность «Газпром-медиа», осуществляет, насколько можно наблюдать, амбициозные планы перезапуска, изменения интерфейса, повышения привлекательности платформы, увеличения количества и повышения качества контента, роста монетизации.

Просмотр и анализ имеющегося на Rutube спортивного и фитнес-контента (ноябрь 2021 года), даже предложенного известными спортсменами, спортивными комментаторами, тренерами, демонстрирует нам ничтожно малое количество подписчиков: «Матч ТВ» – 3491, «WORKOUT» – 487 (особенно если сравнить с 2 млн подписчиков данных пользователей на платформе YouTube!), «Я худею с Екатериной» - 539, «ChessMaster» – 31, «Футбольная столица с Геннадием Орловым» - 17 и т.д. Таким образом, о популярности, массовости и монетизации изучаемого видеохостинга говорить пока, к сожалению, не приходится, хотя число подписчиков, например у блогов «Битва экстрасенсов» – 58 514, у юмористов «Камеди Клаб» - 171 652. Последние цифры особенно показательны, они говорят о возможностях роста блогосферы на данном отечественном видеохостинге.

Заключение. Таким образом, спортивная блогосфера в России активно набирает популярность, особенно на зарубежных платформах. Этому способствует ряд факторов: огромная международная аудитория этих площадок, интересный и качественный размещаемый контент, перенос значительной части просмотров в удалённый формат, заинтересованность блогеров в размещении своих видеоблокнотов, возможность двусторонней коммуникации. Растёт коммерческий интерес, монетизация видеоблогов, размещаемых на иностранных видеохостингах. Наблюдается количественный и качественный рост блогов спортивной тематики, растет количество активных подписчиков.

Изучение современных социальных сетей показало, что самой часто посещаемой интернет-площадкой в России является «ВКонтакте» (42,4 млн человек проводят на платформе в среднем 35 минут в сутки). Самым популярным фитнес-блогером является Елизавета Громова (@kto_takaya) с 7,2 млн подписчиков в Instagram; самым популярным спортивным блогом является TRUE GYM MMA с 4,13 млн подписчиков на YouTube. Доход 5 самых популярных фитнес-блогов России может варьироваться от 35 до 640 тысяч рублей за публикацию; доход 5 самых популярных спортивных блогов России, как считают аналитики, варьируется от 4,4 до 69,3 млн рублей за время существования блога.

Отечественная платформа Rutube также пытается набрать темпы развития, особенно с конца 2020 года, и имеет гигантский потенциал реализации, популяризации и монетизации исконно российской блогосферы, в том числе спортивной.

Современная спортивная блогосфера позволяет проводить успешную работу по популяризации спорта, имиджа спортсмена, спортивной организации [19] с применением наиболее востребованных социальных интернет-сетей.

Изучение спортивной коммуникации в социальных сетях имеет и теоретическую, и практическую значимость. Выпускник спортивного вуза, спортсмен, преподаватель, тренер должны уметь вести успешную профессиональную самореализацию как непосредственно на спортивной площадке со своими воспитанниками, так и в онлайн-формате, в социальных сетях. При этом его аудитория может увеличиться в сотни и тысячи раз, а результаты работы вполне неплохо оплачиваться. Это возможно, если создаваемый продукт будет как минимум не хуже, чем у самых успешных спортивных блогеров.


Библиографическая ссылка

Салимов А.М., Трифонова Е.А. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ БЛОГОСФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31384 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674