Выпускная квалификационная работа (ВКР) в процессе подготовки в вузе будущего учителя информатики занимает особое место в силу того обстоятельства, что данная форма организации обучения не только подводит итог всему процессу обучения, но и предполагает проведение студентом самостоятельных исследований, которые подтверждают его предположения, гипотезы, что в конечном счете определяет уровень сформированности профессионально значимых качеств будущего специалиста [1].
Целью исследования являлось проведение анализа отношения студентов выпускного и предвыпускного курсов к процессу выполнения выпускной квалификационной работы на кафедре информатики и информационных технологий Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с целью определения эффективности существующей системы работы над ВКР.
Задачи исследования:
1. Провести анализ эффективности существующей на кафедре информатики и информационных технологий системы работы над ВКР.
2. Подготовить материалы и провести анкетирование по теме исследования среди студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля «Информатика».
3. Проанализировать полученные результаты, подготовив соответствующие материалы для публикации в научном журнале.
Материалы и методы исследования. Материал статьи получен на основании анализа и обобщения опыта руководства выпускными квалификационными работами авторами статьи, анализа результатов анкетирования студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиля «Информатика», и результатов проведения процедуры предзащиты ВКР у студентов указанного направления подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Тема выпускной квалификационной работы будущих учителей информатики определяется традиционно в начале второго семестра предвыпускного курса с целью предоставления студентам возможности не только собрать теоретический материал, но и провести констатирующий этап экспериментальной работы во время педагогической практики выпускного курса.
Выпускная квалификационная работа как неотъемлемая часть содержания профессиональной подготовки будущего учителя информатики, согласно нормативным документам [2], представляет собой логически выстроенный и определенным образом оформленный текстовый документ, демонстрирующий степень подготовленности выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности. В качестве основной цели выполнения и защиты ВКР выступают определение соответствия уровня теоретических знаний и практических умений выпускника требованиям ФГОС ВО по соответствующему направлению и профилю подготовки и установление степени готовности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных задач [3]. К основным задачам выполнения ВКР можно отнести формирование и развитие способностей к проведению исследовательской работы и оформлению ее результатов; повышение степени подготовленности студента к самообучению и самостоятельной работе; подготовку выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе работы студента над ВКР научным руководителем может быть собран достаточный материал об уровне сформированности у его подопечного компетенций по обоснованию актуальности работы; четкой формулировке ее проблематики и терминологического аппарата; определению целей и задач, предмета и объекта; анализу собранного теоретического материала и методик, позволяющих оценить результаты практической работы; формулировке основных выводов работы; структурированности и четкости изложения и защиты.
К выпускным квалификационным работам будущих учителей информатики предъявляются следующие требования:
1) глубокое понимание предметной области и теоретического содержания работы, осмысленное и полное решение поставленных в работе задач;
2) присутствие элементов научного творчества, самостоятельного пути решения поставленных задач и проблем, авторского стиля изложения материала;
3) наличие взаимосвязи теоретических положений работы с современными достижениями педагогической науки и практики;
4) наличие практической части, выполненной в виде завершенного констатирующего этапа педагогического эксперимента, предоставляющего исходные данные для обоснования использования в обучении разработанных автором материалов [4].
В качестве основного инструмента для проведения анализа отношения студентов выпускного и предвыпускного курсов к выпускной квалификационной работе была выбрана анкета из 13 вопросов, не только охватывающих формализацию регламентированных этапов работы над ВКР, но и раскрывающих содержание каждого этапа. Анкетирование прошли 36 студентов 5-го курса направления подготовки Педагогическое образование профиля «Информатика». Кафедрой информатики и информационных технологий, являющейся выпускающей по данному направлению подготовки, разработана и давно и успешно внедрена определенная система работы над ВКР. В этой системе четко регламентированы выбор темы и научного руководителя со стороны студента, закрепление приказом темы и научного руководителя за каждым студентом со стороны кафедры, а также крайне важный, на наш взгляд, этап работы со стороны научного руководителя – письменная формулировка задания на выпускную квалификационную работу. Результаты анкетирования убедительно доказали необходимость последнего этапа для плодотворного взаимодействия студента с научным руководителем с целью успешной защиты ВКР [5]. В таблице 1 представлены вопросы анкеты, а также распределение ответов опрошенных студентов.
Таблица 1
Распределение ответов по вопросам анкеты
№ |
Описание вопроса |
a |
b |
c |
d |
1. |
Тема ВКР была сформулирована… |
самостоятельно мною |
моим научным руководителем |
совместно мною и моим научным руководителем |
свой вариант ответа |
0 |
20 |
16 |
0 |
||
2. |
Выполнение ВКР было начато мною… |
сразу после определения темы и научного руководителя |
сразу после получения мною задания на ВКР |
за несколько дней (недель) до предзащиты |
свой вариант ответа |
5 |
18 |
4 |
9 |
||
3. |
Задание ВКР, сформулированное моим научным руководителем … |
крайне важно для успешной работы над ВКР |
полезно, но можно справиться самому |
не является обязательным |
вредно, поскольку связывает инициативу |
24 |
9 |
2 |
1 |
||
4. |
В процессе выполнения ВКР мною получены… |
полезные профессиональные навыки |
новые знания |
убеждения в бесполезности данного вида работы |
свой вариант ответа |
12 |
23 |
1 |
0 |
||
5. |
В ходе выполнения ВКР из списка основной и дополнительной литературы … |
мною использовались все книги |
мною использовалось большинство книг |
мне было достаточно одной книги, подходящей под название темы |
мною не использовалось ничего |
14 |
10 |
7 |
5 |
||
6. |
В ходе выполнения ВКР интернет-ресурсы… |
использовались мною только для поиска книг из списка литературы |
помогали мне в самостоятельном изучении отдельных вопросов работы |
давали мне необходимые текстовые фрагменты для работы |
дали мне полный текст моей работы |
4 |
24 |
8 |
0 |
||
7. |
В ходе выполнения ВКР мое взаимодействие с другими людьми осуществлялось в рамках… |
тесного взаимодействия с научным руководителем в режиме консультаций |
изучения рекомендаций научного руководителя и самостоятельного решения вопросов |
изучения поставленных задач и следования советам друзей |
заимствования чужих мыслей и материалов |
8 |
23 |
5 |
0 |
||
8. |
При выполнении ВКР для меня самым сложным было… |
выполнить аналитический обзор источников информации для написания теоретической части работы |
выделить конкретный материал для моделирования и разработки материалов для практической части |
подобрать методики для проведения экспериментальной работы |
свой вариант ответа |
9 |
15 |
7 |
5 |
||
9. |
По моему мнению, требования по оформлению ВКР… |
необходимы |
нужны, но раздражают |
мешают творчеству |
свой вариант ответа |
21 |
10 |
4 |
1 |
||
10. |
Предзащита ВКР – для меня это… |
оценка степени готовности работы и меня для защиты |
тренировка публичного выступления перед аудиторией |
раздражающая необходимость |
свой вариант ответа |
20 |
14 |
1 |
1 |
||
11. |
Экспериментальная часть работы была выполнена мною… |
в период педпрактики на выпускном курсе |
за «пару недель» до защиты |
теоретически «на бумаге» |
свой вариант ответа |
26 |
10 |
0 |
0 |
||
12. |
Разработанные мною материалы ВКР… |
полезны и нужны учителю информатики в его работе |
были разработаны только для того, чтобы написать ВКР |
являются не моими и не имеют практической ценности |
свой вариант ответа |
27 |
7 |
1 |
1 |
||
13. |
Я предполагаю использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности материалы ВКР… |
обязательно |
возможно |
иногда |
свой вариант ответа |
20 |
16 |
0 |
0 |
Представленные данные убедительно свидетельствуют о формулировке темы ВКР либо научным руководителем, либо совместными усилиями студента и руководителя работы. В силу того, что определение темы относится к базовому этапу написания ВКР, а студент предвыпускного курса может еще недостаточно хорошо представлять предполагаемые результаты выполнения того объема работ, который позволит ему наиболее полно раскрыть выбранную тему, никто из респондентов не отметил самостоятельного выбора тематики работы. Задание на ВКР представляет собой модель работы, охватывающую все задачи, которые должны быть в ней решены, в связи с этим значительную важность получения задания отметили большинство опрошенных (67%). Наличие задания выступает тем необходимым условием, без которого невозможны грамотное использование литературы и интернет-источников, а также эффективное взаимодействие студента с научным руководителем, что подтверждается ответами на вопросы 5, 6 и 7.
Качественное выполнение квалификационной работы предполагает достаточно длительную кропотливую работу, поэтому большинство респондентов (64%) сразу же после закрепления темы и научного руководителя или после получения задания приступили к работе над ВКР, что свидетельствует о достаточно высоком уровне ответственности и профессионализма будущих учителей информатики, осознающих важность и значимость данного вида работы. В процессе выполнения ВКР 97% опрошенных студентов отметили получение полезных профессиональных навыков и новых знаний, что подтверждает тезис о значимости данного вида деятельности в профессиональном становлении будущих учителей.
В ходе работы над ВКР со стороны студента предполагается достаточно большой объем самостоятельной работы со специальной и методической литературой, а также с различными сетевыми ресурсами. Обычно список основной и дополнительной литературы рекомендует научный руководитель, включая его в задание на ВКР, однако лишь 38% опрошенных студентов использовали все книги из предложенного списка, тогда как 47% респондентов или использовали всего одну книгу, или бегло просмотрели все, но детально пользовались немногими. Остальные 15% студентов воспользовались другими источниками информации, найденными ими самостоятельно. Данный факт свидетельствует о достаточной сформированности у студентов выпускного курса компетенций по работе с литературой, которую студенты достаточно часто находят в электронно-библиотечных системах и в других сетевых источниках. Ресурсы сети Интернет подавляющим большинством респондентов (78%) использовались для самостоятельного изучения отдельных вопросов работы, ни один из опрошенных студентов не воспользовался данными источниками для того, чтобы сформировать полный текст работы. Данное обстоятельство может быть объяснено как обязательной проверкой работы на заимствования, так и достаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций в области использования сетевых данных.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы самым сложным этапом для большинства опрошенных (42%) оказался этап формирования конкретного материала для практической части работы. Немного больше студентов (44%) указали на трудности в подборе и компоновке теоретической части работы (25%) и правильном выборе методик для организации экспериментальной работы (19,58%). По отзывам научных руководителей, такая картина типична и традиционна, поскольку глубоко осознать проблему исследования способен далеко не каждый студент, даже выпускного курса; это качество скорее присуще опытному профессионалу.
Требования по оформлению ВКР, закрепленные нормативными документами, считают необходимыми 58% респондентов; вместе с тем 11% воспринимают их как помеху творчеству. Данные результаты позволяют предположить наличие у студентов понимания необходимости следования регламентам и требованиям в своей профессиональной деятельности, что крайне важно для будущего педагога: дисциплинированный и аккуратный учитель научит дисциплинированности и аккуратности своих учеников.
Процедура предзащиты ВКР, по мнению подавляющего большинства опрошенных студентов (94%), необходима как показатель степени готовности работы, а также как дополнительная тренировка публичных выступлений. На выпускном курсе участие студентов в различного рода и уровня научных и научно-методических конференциях, учебно-методических семинарах, заседаниях студенческого научного общества приобретает скорее систематический, а не эпизодический характер, поэтому сама процедура предзащиты практически ни у кого не вызывает раздражения.
Практически все опрошенные студенты выполнили экспериментальную часть работы во время педагогической практики выпускного курса (72%), а практические наработки и теоретические материалы ВКР планируют использовать в своей дальнейшей работе (56%).
Выводы
1. Результаты анкетирования в целом свидетельствуют о позитивном отношении студентов к выполнению выпускной квалификационной работы, а также о значимости данного вида работы с точки зрения развития профессиональных компетенций будущих учителей.
2. Научным руководителям следует обратить внимание студентов на необходимость начала работы по проблематике ВКР как можно раньше после формулировки темы и получения задания, так как иначе студент может просто не успеть выполнить серьезный аналитический обзор литературы и других источников, убедительно и грамотно проделать экспериментальную часть работы, качественно представить ее результаты. Подобная ситуация абсолютно недопустима с точки зрения профессионализма будущего учителя.
Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Инновационные подходы профессиональной подготовки учителей информатики в условиях цифровизации общества» (договор №073-03-2021-019/2 от 21.07.2021).
Библиографическая ссылка
Мартынюк Ю.М., Ванькова В.С., Даниленко С.В. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31225 (дата обращения: 12.12.2024).