Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНСАЛТИНГОВАЯ СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА В ВУЗЕ

Ржавина Н.Д. 1 Федорова С.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В настоящее время быстрыми темпами происходят развитие новых технологий, информатизация общества, а также возрастает конкуренция на рынке труда, что требует от будущего специалиста ответственности, адекватной оценки себя как профессионала и постоянного самообразования, что подтверждает актуальность проблемы профессионального развития, которая затронута в трудах многих ученых. К сожалению, часто профессиональное самосознание выпускников складывается стихийно, и нередко отношение к себе как к субъекту предстоящей профессиональной деятельности не сформировано, что продлевает сроки их адаптации к профессиональной деятельности и, безусловно, тормозит профессиональное становление личности. Статья посвящена анализу образовательного консалтинга как одного из молодых направлений консалтинга в России и его роли в организации процесса профессионального развития будущего педагога. Авторами рассмотрена консалтинговая структура нескольких высших учебных заведений, а также представлены результаты исследования по выявлению наиболее востребованных направлений образовательного консалтинга на настоящий момент. Выяснено, что консалтинговая структура высших учебных заведений чаще всего представлена центрами карьерного консультирования и институтами дополнительного образования, которые осуществляют консультирование по направлениям педагогического и социального консалтинга. Тем не менее большинство опрошенных не знают о существовании консалтинговых служб, которые организованы при вузах, и лишь малая часть студентов обращается за консультациями в данные структурные подразделения. Наиболее востребованными направлениями образовательного консалтинга являются «оказание помощи в профессиональном становлении и развитии», «оказание помощи в решении проблем, связанных с образовательным процессом» и «разработка и внедрение информационных образовательных ресурсов».
консалтинг
образовательный консалтинг
направления образовательного консалтинга
высшее учебное заведение (вуз)
профессиональное развитие будущих педагогов
цифровизация образования
1. Бурцева В.В., Семенова Н.М. Словарь иностранных. М.: Дрофа, 2003. 818 с.
2. Василенко Н.В. Особенности консалтинговой деятельности в образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1 (3). С. 74-82.
3. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2 (10). С. 129-144.
4. Институт дополнительного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/education/units/ipk/ (дата обращения: 02.08.2021).
5. Центр карьерного консультирования. [Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/university/structural_units/cpdit/ (дата обращения: 02.08.2021).
6. Центр социальной и психологической поддержки студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/university/structural_units/cspps/ (дата обращения: 02.08.2021).
7. Положение об институте дополнительного профессионального образования Поволжского государственного технологического университета. Версия 2.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.volgatech.net/upload/iblock/8f4/8f4db0ce21ff566362eb893aded0ba44.
pdf (дата обращения: 02.08.2021).
8. Положение об образовательном центре на правах факультета Поволжского государственного технологического университета. Версия 2.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.volgatech.net/upload/iblock/690/69067976a4210e014aaf40397ca83f08.pdf (дата обращения: 02.08.2021).
9. Отдел социальной работы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.volgatech.net/students/each-student/ (дата обращения: 02.08.2021).
10. Центр карьеры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.volgatech.net/employment/ (дата обращения: 02.08.2021).
11. Институт повышения квалификации Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [Электронный ресурс]. URL: https://msal-idop.ru/ (дата обращения: 02.08.2021).
12. Центр "PRO.образование". [Электронный ресурс]. URL: https://msal.ru/content/ob-universitete/struktura/kafedry-vypuskayushchie/kafedra-prakticheskoy-yurisprudentsii/tsentr-pro-obrazovaniya/ (дата обращения: 05.08.2021).
13. Центр довузовской подготовки МГЮА им. О.Е. Кутафина. [Электронный ресурс]. URL: https://promo.msal.ru/level/dovuzovskaya-podgotovka/?doing_wp_cron=1628183270.3607990741729736328125 (дата обращения: 02.08.2021).
14. Центр организации практики обучающихся и трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс]. URL: https://msal.ru/content/ob-universitete/struktura/kafedry-vypuskayushchie/kafedra-prakticheskoy-yurisprudentsii/otdel-organizatsii-praktik/ (дата обращения: 02.08.2021).

В конце 1980–1990-х гг. в России стало интенсивно развиваться такое направление в сфере услуг, как консалтинг. Данный термин происходит от лат. consultatio – «советоваться, совещаться» [1]. Общепринятого определения данного понятия в современной научной литературе нет, так как оно многогранно и рассматривается с разных позиций: как услуга, процесс, специальная профессиональная служба, система отношений и др. В широком понимании консалтинг – это профессиональная помощь личности в различных сферах ее жизнедеятельности [2].

В настоящее время консалтинг затрагивает почти все сферы жизни человека, но в образовании он занимает особое место, так как связан с возрастающей потребностью субъектов образовательного процесса в предоставлении образовательных услуг и педагогической поддержке, оказанием помощи в области профессионального самоопределения и профессионального становления личности. Личность как субъект образовательных отношений нуждается в квалифицированном консультировании и помощи для полноценной реализации своего потенциала.

Анализируя практический опыт по организации образовательного консалтинга в России и за рубежом, стоит отметить, что предоставление услуг в этой области наиболее распространено в США и Франции. Это связано с тем, что консалтинг как самостоятельное направление зародился в США, а во Франции были созданы первые предпосылки к организации консультирования в области образования (профориентационные учреждения) [3]. В России консалтинг является достаточно молодым направлением в сфере услуг, большинство консалтинговых агентств специализируются в области экономики и управления, а вот область образовательного консалтинга, к сожалению, развита слабо.

Следует отметить, что консалтинг в образовании, собственно, как и в других областях, имеет свои особенности:

- с одной стороны, образовательные организации и их работники сами оказывают консультации населению (например, профориентационные консультации, консультации по выполнению студенческих работ и др.);

- а с другой стороны, образовательные организации и их работники являются потребителями консалтинговых услуг (например, при подготовке документации для аккредитации, внедрении инновационных технологий и др.).

К числу учреждений, которые занимаются консультированием в области образования, можно отнести высшие учебные заведения, научно-образовательные и научно-методические центры, а также специализированные агентства. Данные учреждения занимаются консультированием по следующим направлениям:

- педагогический консалтинг, в рамках которого оказывается профессиональная помощь личности в области организации и осуществления процесса обучения (выбор способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешения проблем; научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала и др.);

- психолого-педагогический консалтинг, который представляет собой оказание помощи участникам образовательного процесса в решении проблем личностного развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений детей и подростков со взрослыми и сверстниками и др. Особым видом психологического-педагогического консультирования считается профориентационное консультирование, которое направлено на профессиональное просвещение, профессиональную диагностику будущего специалиста и оценку его профессиональной пригодности;

- социальный консалтинг – затрагивает вопросы социализации и социальной адаптации обучающихся, включая работу с «трудными детьми», социально-реабилитационные мероприятия с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье, поддержку оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д.;

- управленческий консалтинг – реализуется при осуществлении крупных инновационных проектов, разработке концепций и программ развития учебных заведений, подготовке и проведении лицензирования образовательных программ, аккредитации, аттестации и др. [2].

Стоит отметить, что данные направления часто встречаются в смешанном виде, так как они взаимосвязаны между собой и отражают деятельность образовательных организаций в целом. В рамках нашего исследования нами был проведен анализ консалтинговой структуры высших учебных заведений и наиболее востребованных направлений образовательного консалтинга.

Цели исследования: анализ консалтинговой структуры высших учебных заведений и определение наиболее востребованных направлений образовательного консалтинга среди студентов различных направлений подготовки.

Материалы и методы исследования: в процессе исследования использовались теоретические методы (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и практического опыта по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование).

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось на базе нескольких высших учебных заведений: ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола), ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола), ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва). Проанализируем результаты анализа консалтинговой структуры данных образовательных учреждений.

Так, при ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» функционируют несколько структурных подразделений, оказывающих консалтинговые услуги по различным направлениям:

- «Институт дополнительного образования» оказывает услуги по педагогическому консалтингу: помощь в выборе дополнительных образовательных программ с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осуществление стандартизованного контроля для определения уровня подготовленности граждан зарубежных стран к учебной, трудовой и профессиональной деятельности в русскоязычной среде и т.д. [4];

- «Центр карьерного консультирования» оказывает услуги по социальному консалтингу: содействие трудоустройству студентов и выпускников, интеграция обучающихся в профессиональные сообщества, формирование и развитие карьерных траекторий и профориентации на трудовых рынках и т.д. [5];

- «Центр социальной и психологической поддержки студентов» представляет собой интеграцию социального и психолого-педагогического консалтинга и оказывает консультационные услуги по укреплению психологического здоровья, повышению работоспособности и успешной социализации студентов и т.д. [6].

Следующее образовательное учреждение которое мы проанализировали, – ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет». Здесь можно выделить такие структурные подразделения, как:

- «Институт дополнительного профессионального образования», который оказывает услуги по педагогическому консалтингу с целью организации и развития системы непрерывного дополнительного профессионального образования, по созданию условий для гармоничной интеграции университета в существующий рынок образовательных услуг и международную систему непрерывного образования, и т.д. [7];

- «Центр гуманитарного образования» и «Центр фундаментального образования», которые также предоставляют услуги по педагогическому консалтингу, в частности по оказанию помощи в выборе программ повышения квалификации и переподготовки специалистов [8];

- «Отдел социальной работы», который осуществляет консультирование по вопросам социальной поддержки отдельных категорий работников, обучающихся и абитуриентов университета, а также колледжей (таких как Высший колледж «Политехник», Йошкар-Олинский аграрный колледж) и филиалов [9];

- «Центр карьеры», работающий по направлению социального консалтинга и оказывающий содействие в трудоустройстве выпускникам с целью максимального удовлетворения потребности в вакансиях, предоставляемых предприятиями, организациями и ведомствами [10].

Сопоставим вышеобозначенную консалтинговую структуру региональных вузов со столичным вузом на примере ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». Здесь функционируют:

- «Институт повышения квалификации», оказывающий услуги по педагогическому консалтингу, основными задачами которого являются повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области юриспруденции [11];

- «Центр “PRO. Образование”», оказывающий услуги по педагогическому консалтингу, такие как: создание возможности для применения теоретических навыков, внедрение их в практическую деятельность, развитие hard и soft skills, обмен опытом и информацией между студентами разных вузов, а также студентами и ведущими специалистами в области права [12];

- «Центр довузовской подготовки», оказывающий услуги по педагогическому и социальному консалтингу, консультированию будущих абитуриентов и обеспечению высокого уровня их подготовки при поступлении в университет, дальнейшей их адаптации к условиям обучения в вузе [13];

- «Центр организации практики обучающихся и трудоустройства выпускников», сочетающий в себе такие направления консалтинга, как педагогический и социальный консалтинг: организация различных видов практики и процесса ее прохождения, консультации по трудоустройству обучающихся и выпускников [14].

Таким образом, проведенный нами анализ показал, что консалтинговая структура вузов чаще всего представлена центрами карьерного консультирования и институтами дополнительного образования, которые осуществляют консультирование по направлениям педагогического и социального консалтинга.

Следующим этапом нашего исследования было выявление наиболее востребованных направлений образовательного консалтинга. Для этого нами было проведено анкетирование среди студентов вузов, консалтинговая структура которых проанализирована выше. Всего в анкетировании приняли участие 104 студента следующих направлений подготовки:

- 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (направленность (профиль) программы: Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений) – специалитет;

- 33.05.01 Фармация (направленность (профиль) программы: Организация и ведение фармацевтической деятельности) – специалитет;

- 40.03.01 Юриспруденция (направленность (профиль) программы: Международное право и сравнительное правоведение) – бакалавриат;

- 44.03.01 Педагогическое образование (направленность (профиль) программы: Физическая культура) – бакалавриат;

- 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (направленность (профиль) программы: Декоративно-прикладное искусство и дизайн) – бакалавриат;

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность (профили) программы: Безопасность жизнедеятельности и право) – бакалавриат;

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность (профили) программы: Биология и химия) – бакалавриат;

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность (профили) программы: Математика и физика) – бакалавриат;

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность (профили) программы: Физика и информатика) – бакалавриат.

Результаты проведенного анкетирования показали следующее.

На первый вопрос: «Знакомы ли Вы с понятием “Образовательный консалтинг”?» 78% опрошенных ответили: «Нет», 22% – «Да».

На второй вопрос: «Какие службы, на Ваш взгляд, оказывают услуги по образовательному консалтингу?» 53% опрошенных ответили: «Не знаю», 21% – «Образовательные организации», 18% – «Консалтинговые центры», 8% – другое.

На третий вопрос: «Имеются ли в вузе, в котором Вы обучаетесь, консалтинговые центры, оказывающие педагогическую, психолого-педагогическую и социальную помощь?» – 52% опрошенных ответили: «Нет, не имеются», 22% – «Имеются центры, оказывающие социальную помощь», 21% – «Имеются центры, оказывающие психолого-педагогическую помощь», 5% – «Имеются центры, оказывающие педагогическую помощь».

Анализ четвертого вопроса: «Насколько Вы заинтересованы в следующих консалтинговых услугах?» показал следующее:

- консультированием по вопросам образовательного и трудового законодательства не заинтересованы 55% опрошенных, 45% заинтересованы в получении данной услуги;

- оказание помощи в профессиональном становлении и развитии заинтересовало 78% опрошенных, 22% не нуждаются в данной услуге;

- составлением индивидуальных образовательных маршрутов не заинтересованы 54% опрошенных, 46% заинтересованы в получении данной услуги;

- оказанием помощи в решении проблем, связанных с образовательным процессом, заинтересованы 77% опрошенных, 23% не заинтересованы в получении данной услуги;

- разработкой и внедрением информационных образовательных ресурсов заинтересованы 60% опрошенных, 40% не интересуются этим направлением.

Анализируя пятый вопрос: «Обращались ли Вы за помощью в перечисленные ниже службы Вашего вуза?», мы получили следующие результаты:

- в службу карьерного консультирования обращались 9% опрошенных, 91% – не обращались;

- в службу психологической поддержки обращались 12% опрошенных, 88% – не обращались;

- в службу социальной поддержки обращались 7% опрошенных, 93% – не обращались;

- в службу педагогической поддержки обращались 4% опрошенных, 96% – не обращались.

Анализ шестого вопроса: «Удовлетворены ли Вы консультациями, получаемыми от перечисленных ниже служб Вашего вуза?» показал следующее:

- консультациями, полученными от службы карьерного консультирования, удовлетворены 1% опрошенных, 8% - не удовлетворены, 91% - не обращались за консультациями в данную службу;

- консультациями, полученными от службы психологической поддержки, не удовлетворены 5% опрошенных, 6% – удовлетворены, 89% – не обращались за консультациями в данную службу;

- консультациями, полученными от службы социальной поддержки, удовлетворены 4% опрошенных, 5% – не удовлетворены, 91% – не обращались за консультациями в данную службу;

- консультациями, полученными от службы педагогической поддержки, не удовлетворены 1% опрошенных, 5% – удовлетворены, 94% – не обращались за консультациями в данную службу;

Анализируя седьмой вопрос: «Как Вы оцениваете работу консалтинговых служб Вашего вуза?», мы получили следующие результаты:

- из 9% обратившихся в службу карьерного консультирования 4% опрошенных оценивают ее работу на 1 балл , 2% – на 2 балла, 2% – на 3 балла, 1% – на 4 балла, 0% – на 5 баллов;

- из 12% обратившихся в службу психологической поддержки 2% опрошенных оценивают ее работу на 1 балл, 3% – на 2 балла, 2% – на 3 балла, 2% – на 4 балла, 3% – на 5 баллов;

- из 7% обратившихся в службу социальной поддержки 2% опрошенных оценивают ее работу на 1 балл , 2% – на 2 балла, 2% – на 3 балла, 1% – на 4 балла, 0% – на 5 баллов;

- из 4% обратившихся в службу педагогической поддержки 1% опрошенных оценивают ее работу на 1 балл, 1% – на 2 балла, 0% – на 3 балла, 1% – на 4 балла, 1% – на 5 баллов.

На последний вопрос анкеты: «Ваши предложения и пожелания по улучшению качества предоставляемых консалтинговых услуг» 81% опрошенных не высказали никаких пожеланий и предложений, 7% опрошенных хотели бы получать больше помощи, 5% респондентов хотели бы ознакомиться с консультационными службами, которые фигурировали в анкетировании, у 5% были другие предложения, в частности «улучшить систему “вуз – работа”», 2% ответили, что их все устраивает.

Таким образом, как показывает анкетирование, 52% опрошенных не знают о существовании консалтинговых служб, которые организованы при вузе, и лишь 20% студентов обращаются за консультациями в данные службы (рисунок). В то же время среди студентов востребованы такие услуги, как «оказание помощи в профессиональном становлении и развитии» (78%) и «оказание помощи в решении проблем, связанных с образовательным процессом» (77%), но, как показано выше, консалтинговых служб, занимающихся консультированием в этой области, нет.

Востребованность студентов в консалтинговых услугах

Также среди студентов отмечена заинтересованность в разработке и внедрении информационных образовательных ресурсов (60%), на основании чего нами предлагается интенсифицировать работу над профессиональным развитием будущих выпускников в области эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Заключение. Таким образом, консалтинг в наши дни приобретает все большую популярность и затрагивает многие сферы жизнедеятельности человека, в частности и сферу образования. Образовательный консалтинг является молодым и перспективным направлением, в рамках которого может быть найдено решение проблемы оптимального профессионального развития личности. Особенно актуальным является это направление в условиях цифровой трансформации образования.


Библиографическая ссылка

Ржавина Н.Д., Федорова С.Н. КОНСАЛТИНГОВАЯ СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31071 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674