Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

«МОДЕЛЬ НОВОЙ ШКОЛЫ» В ГРУЗИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Маркова О.В. 1
1 ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
В статье рассматриваются вопросы реформирования и модернизации национальной системы общего среднего образования в Грузии на современном этапе. Сделана попытка ревизии нового образовательного проекта «Модель новой школы», анализ целей, задач, реальных перспектив и жизнеспособности данной реформы. Правительство Грузии стремится завершить процесс внедрения данного проекта к 2024 году. В связи с этим оно анонсирует инновационный проект «Модель новой школы» как образовательную среду, позволяющую каждому ученику реализовать собственный потенциал и получить знания и навыки, востребованные в XXI веке. Исследование позволило выявить приоритетные направления развития преподавания в школах Грузии: личностно ориентированное обучение, социально-практическая направленность обучения, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьника. Несмотря на стратегические интересы государства, усилия правительства, передовые базовые технологии, заложенные в основу модели, существуют проблемы в интеграции и поддержке со стороны субъектов рынка образовательных услуг, общественности. В случае сохранения ситуации достижение целей модернизации системы общего среднего образования может быть затруднено. Поэтому возникает необходимость предметно изучить особенности проекта «Модель новой школы», его реальное состояние и возможные перспективы для национальной системы общего среднего образования в Грузии и в странах постсоветского пространства на современном этапе.
«модель новой школы» в грузии
школа
общее среднее образование
образование
образовательные реформы в грузии
педагогические кадры
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.
2. Чкуасели К.И. К вопросу совершенствования повторения пройденного материала в школе: дис. ... канд.а пед. наук. Тбилиси, 1986, 134 с.
3. Китиашвили З. Реформа общего образования в Грузии (1991-1913 гг.): дис. … докт. пед. наук. Тбилиси, 2016. 214 с.
4. Батиашвили М. Какой будет «Модель новой школы» в Грузии // Спутник Грузия. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20190123/244024119/Kako-budet-Model-novoj-shkoly-v-Gruzii.html (дата обращения: 15.08.2021).
5. Закон Грузии от 08.04.2005 г. №1330 «Об общем образовании». [Электронный ресурс]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/29248?publication=90 (дата обращения: 12.08.2021).
6. Ефименко С.М. Теоретический анализ тьюторского сопровождения развития будущих педагогов профессионального обучения как результат смены парадигмы образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С. 143-154.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
8. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: Инфра - М, 2014. 254 с.
9. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 12.08.2021).

В контексте глобализации современного общества национальные системы образования во всем мире вступили в стадию кардинальных и динамичных трансформаций, тесно связанных с инновационной экономикой и эволюционными изменениями в обществе. Вектор этих преобразований направлен на интеграцию национальных систем образования в мировое образовательное пространство. Предполагается, что в настоящее время формируется постиндустриальное образование, соответствующее постиндустриальному обществу [1].

Среди многочисленных изменений, происходящих в современной культуре, особый интерес вызывает восприятие образования как процесса целостного развития личности учащегося, в основе которого лежит не только педагогический, но целостный образовательный процесс, направленный на создание субъектом своего понимания мира, своего видения мира, нахождение своего пути в этом мире [2, с. 7].

Сфера образования исторически отличается консервативным подходом, опирающимся на традиции и преемственность поколений, социальный порядок. В этой связи проведение реформ национальных систем образования, помимо финансового обеспечения, всегда требует времени, современных эффективных методов, глубокого понимания вопроса.

Анализ реформирования сферы образования в Грузии за последние годы показал, что накопившиеся в настоящее время проблемы требуют безотлагательных решений, основанных на балансе общенациональных стратегических интересов государства и интересов субъектов рынка образовательных услуг. Десятилетия реформ в Грузии постсоветского периода определили концепцию дальнейшего развития сферы образования в стране с учетом возможностей финансирования, демографической ситуации, законодательно-правовой базы системы образования, предусмотрев ее максимальную адаптацию к потребностям социума и рыночной экономики.

На базе эволюционного подхода к исследованию и осмыслению опыта была предложена инновационная программа общего среднего образования «Модель новой школы», стратегические цели которой направлены на поддержание идеи и перспективы глобализации, обеспечение перехода к устойчивому развитию государства. В рамках широкомасштабной модернизации национальной системы образования в Грузии предполагаются коренные трансформации образовательных процессов, поэтапное внедрение современных форм образования и становление качественно нового, глобально ориентированного уровня образования в стране.

Изучение опыта и проблематики в решении вопросов реформирования и модернизации национальной системы общего среднего образования Грузии представляет собой актуальное направление исследования, связанное с интеграцией в глобальное образовательное пространство, первоочередностью и неотложностью задач, исторической необходимостью в рамках политики любого цивилизованного государства в его поступательном развитии. Проблема исследования концентрируется на выявлении особенностей и ведущих направлений проекта «Модель новой школы» как части модернизации системы общего среднего образования Грузии.

Цель настоящего исследования - выявление организационной структуры новой модели, современных форм организации системы общего среднего образования Грузии. Основной задачей исследования выступает анализ целей образовательного проекта «Модель новой школы», в том числе его основных этапов, функциональных ролей субъектов образовательного процесса, потребностей в ресурсном обеспечении.

Материал и методы исследования

Методология модернизации образования представлена трудами В.С. Аванесова, А.Г. Бермуса, М.В. Богуславского, Э.Д. Днепрова и др.

Исследования в области реформирования общего образования в Грузии отражены в научных работах Давида Китиашвили, Кетеван Чкуасели и др.

Трансформацию сравнительной педагогики на современном этапе характеризуют исследования ученых-компаративистов И.С. Бессарабовой, Т.Н. Боковой, Н.Е. Воробьева.

Методы исследования. Общенаучные методы: абстрагирование, аналогия, классификация, конкретизация, моделирование, систематизация, теоретический анализ и синтез, типологизация; историко-педагогические методы: историко-структурный – выявление основных системообразующих компонентов процессов модернизации системы общего образования в Грузии.

Базу источников исследования составили законодательные акты: Конституция Грузии, Закон об образовании Грузии (в действующей редакции), Программа модернизации системы образования Грузии на период 2019-2024 гг., проект «Модель новой школы», а также материалы публичных выступлений грузинских политических деятелей по вопросам модернизации национального общего образования, материалы педагогической периодики и публицистики по проблемам модернизации системы общего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Социальная идея и цели образования всегда остаются направленными на достижения блага как самого индивида, так и общества в целом. Во всем мире образование сегодня является наиболее динамично развивающейся сферой общественных отношений и входит в зону ответственности государства. Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на личностное развитие, формирование жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются важнейшими задачами в ходе реформирования национальных систем образования стран постсоветского пространства - государств-участников Содружества независимых государств, стран Балтии и Грузии.

Последние два десятка лет Грузия, осуществляя переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности, модернизирует национальную систему образования, оставляя реформы на повестке приоритетных государственных задач. Однако эксперты в области образовательных технологий, государственные деятели и руководители основных звеньев управления вынуждены констатировать недостаточную эффективность процессов преобразования и сомнительные итоги. С точки зрения респондентов региональных и международных опросов об успехах реформирования образования, прослеживается необходимость акцентировать внимание к преобразованиям как со стороны государственного сектора, так и со стороны общества.

Именно посредством глубокого анализа прошедших мероприятий, промежуточных итогов периода постсоветского развития образования были сформулированы выводы о дальнейшей стратегии национальной политики в области образования, учитывая прошлое наследие, допущенные ошибки, опираясь на мнение профессионального сообщества и министров-реформаторов. По сути, систематизация опытных данных дала возможность всем заинтересованным сторонам тщательно рассмотреть действующую структуру образования в стране, динамику развития, прогрессивные и регрессивные инициативы и сформулировать новую концепцию развития на ближайшие годы. Это позволило в 2019 году начать очередной этап широкомасштабной модернизации национальной системы образования в Грузии.

Следует отметить несколько факторов влияния, которые корректировали вектор развития сферы образования с начала девяностых годов. Прежде всего, это давление глубокого экономического кризиса, в который погрузилась страна сразу после приобретения независимости в 1990 году. Девяностые годы в Грузии отмечены как десятилетие гражданской войны, этнических и региональных конфликтов и строительства баррикад на улицах Тбилиси. Эти события сильно повлияли на почти разрушенную систему образования Грузии [3, с. 35]. Отсутствие четкой цели в социально-политической траектории развития определило государственную политику с характером стихийного реагирования на ситуацию, порождавшую такие же хаотичные процессы изменений в сфере образования. На начальных этапах преобразований грузинская система образования стала экспериментальной площадкой для реализации взглядов и идей многих иностранных стейкхолдеров. Складывалось впечатление, что традиции осмысленного отношения к социальным переменам безнадежно утрачены, а социальные реформы воспринимаются элитой как проблемы прикладного, скорее технического характера. Во многом реформы проводились без адаптации зарубежных аналогов к культурным традициям и ценностям, путем простой пересадки чужих моделей и программ, что стало причиной отторжения некоторых нововведений.

Еще один фактор торможения - это восприятие инноватики как перманентного лозунга для каждого нового грузинского правительства, которое начинало свою работу с нового этапа модернизации национальной системы образования. Надо сказать, что политические амбиции в конкретных исторических условиях остаются и сегодня инструментом к осуществлению образовательных реформ, несмотря на ограниченность материальных и кадровых ресурсов, условия социальной и культурной асимметрии. И это уже скорее положительный фактор.

К позитивной стороне грузинской системы образования в настоящее время можно отнести стабильность ее функционирования, альтернативные формы обучения, обеспечение школьников базовыми и обязательными знаниями, наличие в школах профессиональных кадров, бесплатное среднее образование, активное применение самых современных моделей и технологий в обучении школьников. В рамках очередного пятилетнего этапа модернизации системы образования в Грузии стартовал проект «Модель новой школы». Приоритетная цель данной инновации школьного образования, с которой связывают большие перемены и ожидания, - повышение качества преподавания и обучения, создание безопасной толерантной среды для развития личности в стенах школы.

Первоначально модель пилотировалась в Тбилисской государственной школе № 150. В 2019 году проект был уже внедрен в шестидесяти пяти государственных школах страны в I-IV классах и охватил к тому моменту 3400 учеников и 3096 учителей, а в 2020 году еще 100 учебных заведений было присоединено к участию. В 2021 году процесс децентрализации системы образования продолжился. Проект «Модель новой школы» переходит на новый этап, с включением в него более 300 школ страны. В планах правительства к 2024 году реализовать инновацию во всех государственных школах страны. Если при запуске программа «Модель новой школы» предназначалась только для учащихся начальной школы (1-4 классы) и учителей, то с февраля 2020 года в ней задействованы и 5-9 классы. Новый образовательный проект для школ Грузии предусматривает национальный масштаб, в котором будут задействованы значительные ресурсы экономического и социального характера, исследовательские диагностические инструменты. А именно, обратная связь, диагностический анализ и оценка эффективности «Модели новой школы» на основе исследования школьной культуры, микроклимата, внутренних правил школы, успеваемости учеников. Предполагается работа в рамках уникальной системы оценивания, основанной на поддержке и развитии способностей ученика. С другой стороны, проект обнаруживает чёткое понимание, каким должно быть содержание, т.е. какие знания, умения и навыки являются ценными. Система оценивания распространяется и на поведение учащегося.

На последнем этапе внедрения будет создана сеть региональных экспертных групп, в которые войдут отобранные тендерами специалисты, прошедшие переподготовку и готовые помочь школам с методологией нового преподавания. Каждая школа в течение всего семестра координируется под управлением рабочей группы, включающей в себя экспертов по учебным планам (методистам), экспертов по образовательным технологиям, выборных учеников и членов школьного сообщества, заботящихся о повышении качества преподавания и обучения, заинтересованных в преобразовании школьной культуры. Важно отметить, что педагог рассматривается только как часть единой команды, он отвечает за развитие школьной культуры и уровня обучения, без выделения какой-то приоритетной области в структуре учебного планирования. Эксперты рабочей группы ориентированы не на наказание, покровительственные манеры и жесткий контроль действий педагога, а на поддержку и реальную помощь. Равноправное сотрудничество профессионалов, концептуальный подход уже сегодня позволяет реализовывать намеченные цели, достигать решение проблемных вопросов.

Пилотирование программы было исполнено на платформе конструктивистских принципов, базирующихся на развитии способностей к критическому мышлению, рефлексии, диалоговому формату общения, контуру обратной связи, преемственности знаний, навыков информационных цифровых технологий. Философия конструктивного обучения центрируется на приоритетности интересов школьника, делая его полноправным субъектом образовательного процесса, в котором проявляются его уникальные индивидуальные способности в творчестве и различных направлениях деятельности.

Важной составляющей проекта «Модель новой школы» стал IT-сервис, учебные приложения программного обеспечения, выстроенные с опорой на технологии Gameround, созданные помочь учителям в повышении эффективности обучения и использующие новые коммуникационные каналы, мультимедийные ресурсы.

Проект стал возможен благодаря активной консультационной работе педагогов по всем направлениям: разработка и реализация школьной программы, школьный менеджмент, поиск эффективных подходов и результативных методик, способствующих развитию уровня образования, интеграция в процесс обучения цифровых технологий.

Создатели проекта объясняют идею отношений между всеми субъектами образовательного процесса как сотрудничество директора школы, учителей, учеников и их родителей на уровне полноправных членов команды, работающих вместе и преодолевающих проблемные вопросы индивидуальных потребностей школы и учащихся. Каждая школа реализует свой уникальный план действий, создавая свой профиль сильных и слабых сторон с точки зрения показателей качества обучения, не используя при этом количественные маркеры, позволяющие сравнивать школы друг с другом и влиять на их ранжирование [4].

Учебный план учителя в новом проекте предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Рекомендация учителю при планировании учебного плана - посвящать одной тематике урока столько времени, сколько потребуется для освоения нового материала всеми учениками класса, без обязанности следования строгому хронометражу [5].

В настоящее время школьному педагогу все чаще приходится исполнять роль не только информатора, источника знаний, эксперта в учебном процессе, а скорее роль сопровождающего – консультанта, модератора, фасилитатора, методолога, тьютора [6, с. 147]. При этом исследователями установлено, что к современному педагогу в системах школьного образования Грузии и России зафиксирован рост требований, что является одновременно ключевым отраслевым трендом в мировой практике.

Эксперты по вопросам образования обращают внимание на кадровый вопрос и говорят о внутренней мотивации учителей, о проблемах их профессиональной компетентности, возможностях повышения квалификации, современных стандартах.

В предшествующий период реформирования основной рычаг управления системой отличался централизованным стилем управления и предполагал государственный контроль в подготовке преподавателей, учителей, повышении их квалификации. Сейчас акцент переставлен на внутреннюю мотивацию учителей, побуждение их к творчеству, стимулирование неформального подхода к процессу обучения, сотрудничество их со всеми заинтересованными лицами, что должно существенно изменить ситуацию.

Таким образом, «Модель новой школы» требует активизации компетенций педагога, профессионального роста всех участников образовательного сообщества, освоения зарубежных практик, национального опыта с учетом региональной культуры и ценностей, интересов субъектов образовательного процесса и возможности дальнейших корректировок.

Одна из центральных проблем педагогики заключена в мотивации учащихся, включая формирование и развитие их интеллектуальных ресурсов. Без активности учеников сложно достигнуть высоких показателей качества овладения знаниями даже при организации учебного процесса неформально, творчески, с использованием современных технологий, программного обеспечения, позволяющего усилить наглядность методических пособий и учебных книг. И здесь нет готовых схем. Л.С. Выготский писал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам. Преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [7]. Безусловно, учебная мотивация зависит от педагогического мастерства и новаторства учителя. Активируют мотивацию учеников такие средства, как увлеченное преподавание, новизна подачи учебного материала, практико-ориентированность в выборе материалов, направленность школьников в соответствии с их жизненными планами; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения; преподавание с IT-поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, демонстрация достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей [8, с. 21]. В этой связи управлять развитием детей, побуждать к обучению - значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

Это не простая задача, требующая систематической осознанной работы педагога, в которой задействованы интеллектуальные, материальные, технологические ресурсы.

Для молодого поколения, живущего в XXI веке, недостаточно иметь академические, декларативные знания, нужны прикладные ориентиры, опыт в жизненных ситуациях. Сегодня оценка перестает быть мотивацией для школьника, определяющим для него становится не результаты тестирования, не прозаические экзамены или процедурное оценивание промежуточных итогов, а способности критического мышления, системный подход, высокие рефлексивные навыки.

Выводы

«Новая школьная модель» - это, прежде всего, проект доверия, ориентированный на реальные результаты, который позволяет учителям не ограничивать себя шаблонами и стандартами методических рекомендаций, а создавать собственные учебные процессы, заботясь о совершенствовании и развитии учащихся. С другой стороны, проект обеспечен практической поддержкой специалистов из экспертного центра или региональной экспертной группы, призванных активировать педагогам доступ к ресурсной базе и объединить усилия для достижения результата.

Инновационная направленность проекта позволяет учитывать возможности и интересы учащихся, адаптировать учебный материал, развивать творческую подачу учебного процесса, создавая здоровую и безопасную среду в школе.

Новое поколение национальных учебных программ потребует не только предметных результатов реализации, но и особого внимания в расстановке приоритетов при выборе тем для повышения осведомленности учащихся, например: охрана окружающей среды, охрана культурного наследия, здоровый образ жизни, общественная безопасность, управление конфликтами, финансовая грамотность, культурная среда для развития личности.

Рассматривая основные принципы проекта «Модель новой школы» в Грузии, полезно обратиться к опыту нововведений, примерив их на систему образования России, схожую как по первоначальным стартовым условиям, так и по характерным планам реформирования науки и образования двух стран.

В Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в разделе 5, посвященном вопросам образования, ставятся задачи:

- «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение учащимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» [9, с. 5-6].

Рассматривая подходы к стратегии развития образования в России, отметим важность изучения грузинского проекта в области общего среднего образования, наличие объективной потребности в использовании опыта модернизации систем общего среднего образования в Грузии и России для их взаимного обогащения и развития.


Библиографическая ссылка

Маркова О.В. «МОДЕЛЬ НОВОЙ ШКОЛЫ» В ГРУЗИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31056 (дата обращения: 18.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074