Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВИДА СПОРТА «БАДМИНТОН» ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Новикова И.В. 1 Преображенская Е.В. 1
1 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования"
Требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования обусловливают поиск инновационных средств по их достижению. В области физического развития детей дошкольного возраста традиционно содержанием образования по физической культуре выступают основные виды движений из базовых видов спорта. Современные тенденции развития физкультурного образования направляют усилия специалистов на обновление содержания образования наиболее эффективными средствами для формирования и развития здоровья обучающихся. Одним из видов спорта, оказывающим профилактическое воздействие на предупреждение близорукости детей, признан бадминтон. В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс по физической культуре дошкольных образовательных организаций бадминтона посредством реализации парциальной программы. Позитивные результаты региональной инновационной деятельности на базе 16 дошкольных образовательных организаций позволяют делать выводы о педагогической целесообразности программы по достижению результатов. Авторы статьи раскрывают особенности механизма взаимодействия участников инновационной деятельности, достижения планируемых результатов, возможность обновления структуры и содержания парциальных программ, а также представляют эффективные педагогические приемы по организации проектной и исследовательской деятельности детей, совместной командной работы детей и взрослых, по повышению мотивации к занятиям физкультурной деятельностью, формированию знаний о виде спорта «бадминтон» и повышению самостоятельности к использованию бадминтона в досуговой деятельности.
физическая культура личности
физкультурное образование
инновационная деятельность
бадминтон
парциальная программа
базовые виды спорта
1. Новикова И.В., Крючкова Л.Н. Организация формирования и развития физической культуры детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 64 с.
2. Тарутта Е.П., Тарасова Н.А., Милаш С.В., Маркосян Г.А., Рамазанова К.А. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией // Современная оптометрия. 2019. № 1. С. 22-29.
3. Турманидзе В.Г., Фоменко А.А., Турманидзе А.В., Синельникова Т.В. Современные аспекты научно-методического сопровождения оздоровительно-спортивной деятельности с применением элементов бадминтона // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VII международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 28 февраля 2018 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 247-251.
4. Дьячкова Н.А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. 2014. № 20.2. С. 14-15.
5. Тимофеева Л.Л. Парциальная программа «Бадминтон для дошкольников». Планирование и конспекты занятий. М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2017. 168 с.

Вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью с учетом внесенных поправок в Конституцию Российской Федерации (ст. 72) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сохранение здоровья и благополучия населения выступает национальной целью до 2030 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. Формирование и развитие здоровья участников образовательных отношений является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» и, соответственно, федеральных и региональных проектов. Понимание важности и значимости этого направления обусловливает пристальное внимание к проблемам формирования физической культуры личности растущего человека.

Формирование физической культуры личности начинается с раннего детства. Но систематичность этот процесс приобретает на уровне дошкольного общего образования. Именно этот период наиболее благоприятен для становления двигательных умений высшего порядка, позволяющих применять знания, умения при организации собственной физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности [1].

Содержанием современного общего физкультурного образования выступает педагогически адаптированная часть базовой физической культуры. На дошкольной ступени образования в качестве базовых средств используются основные виды движений (ходьба, поддержание равновесия, прыжки, метание, ползание и лазание, бег), подвижные игры, общеразвивающие, спортивные, музыкально-ритмические упражнения, упражнения для развития физических качеств, элементы спортивных игр [1].

Обновление содержания образования по физической культуре представляется одним из ключевых направлений концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура». Помимо базовых видов спорта, традиционно являющихся средствами формирования и развития физической культуры личности, внедряются новые, развивающиеся виды спорта. Введение национальных видов спорта благоприятно сказывается на патриотическом воспитании. Разнообразие используемых средств (видов спорта) позволяет наиболее рационально реализовывать государственные задачи в сфере здоровья, удовлетворять потребности личности в двигательной активности.

В области физической культуры бадминтон стал использоваться как новый, развивающийся вид спорта. В общеобразовательных организациях различных субъектов успешно реализуется программа «Физическая культура. Бадминтон. 5–11 классы», рекомендованная экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания. Также педагогами по физической культуре успешно проводится программа «Шатл-тайм», координатором которой является Мировая федерация бадминтона.

В Саратовской области с сентября 2012 г. более 100 школ по рекомендации Минобрнауки РФ используют программы по бадминтону в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Саратовский областной институт развития образования совместно с Федерацией бадминтона Саратовской области осуществляют научно-методическое сопровождение реализации программы, в том числе в дошкольных образовательных организациях.

Международные исследования специалистов в области глазных болезней свидетельствуют о том, что сегодня близорукостью страдает четверть населения Земли, а к 2050 г. очки наденут половина людей в мире [2]. Результаты научно-исследовательской работы «Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз у детей», проведенной специалистами Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца (далее – НИИ) по заказу Национальной федерации бадминтона России (далее – НФБР), подтвердили эффективность использованных методик лечения близорукости [2]. Постоянное слежение за движущимся объектом,  сопровождающееся поворотами шеи и туловища, активными движениями всего тела, насыщающими кровь кислородом, укрепляет, в первую очередь, глазную мышцу. Исследования НФБР и НИИ позволили подтвердить эффективность использования бадминтона, особенно для детей. У взрослых игра в бадминтон способствует профилактике и излечению возрастной дальнозоркости. Исключительное право использования результатов исследования «Способ профилактики возникновения и прогрессирования миопатии» подтверждено соответствующим патентом и внедряются в России, США, Канаде и в Европе [3]. Достоверность данных исследований была подтверждена в работах Е.П. Тарутта, Н.А. Тарасова,  С.В. Милаша, Г.А. Маркосяна, К.А. Рамазанова, В.Г. Турманидзе, А.А. Фоменко и многих других исследователей [2, 3]. Условия проведения исследований позволяют рассматривать результаты как аксиоматичные, что дает возможность экстраполировать их на детей дошкольного возраста.

Цель исследования. С 2018 по 2020 гг. на территории Саратовской области реализована программа региональной инновационной площадки «Разработка парциальной программы, направленной на формирование и развитие физической культуры личности детей дошкольного возраста, с использованием элементов бадминтона» на базе 16 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Цель инновационной деятельности – разработка и апробация парциальной программы, направленной на формирование и развитие физической культуры личности детей дошкольного возраста с использованием элементов бадминтона по направлению «Физическое развитие» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Устойчивость результатов проекта обеспечивалась реализацией механизма взаимодействия педагогического коллектива дошкольных образовательных организаций, обучающихся, их родителей, кафедры теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ Саратовского областного института развития образования, федерации по бадминтону Саратовской области, педагогов-тьюторов по физической культуре посредством использования:

– инновационного опыта по формированию физической культуры дошкольника;

– научной базы исследований НФБР и НИИ «Способ профилактики возникновения и прогрессирования миопатии» в России, США, Канаде и в Европе средствами игры в бадминтон;

– эффективных здоровьесберегающих технологий физкультурно-оздоровительной деятельности с использованием элементов бадминтона;

– регионального опыта создания и развития тьюторской сети по реализации инновационных проектов;

– научных и методических мероприятий различного уровня по обсуждению актуальных вопросов физкультурного образования, представлению, экспертизе и распространению инновационного опыта;

– интерактивных форм непрерывного образования педагогов.

В результате деятельности инновационной площадки разработана и апробирована парциальная программа (далее – программа), направленная на формирование и развитие физической культуры личности детей дошкольного возраста с использованием элементов бадминтона, для детей старшей и подготовительной группы (в эксперименте участвовали 860 детей).

Материал и методы исследования. В апробации программы участвовали руководители дошкольных образовательных учреждений, их заместители, старшие воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, воспитатели, медицинские работники. Всего задействовано 106 педагогов, из них 66 (62%) имеют высшую и первую квалификационную категорию. Программа предполагает организацию инновационной деятельности в образовательной организации путем объединения интересов всех участников образовательных отношений в профилактике и лечении близорукости у детей.

Научные исследования в области детского спорта, опыт организации физического развития дошкольников подтверждают востребованность игровых видов спорта. Являясь игровым видом спорта, бадминтон способствует развитию коммуникативных качеств личности, умений работать и в малой группе (паре), и в команде. В то же время бадминтон воспитывает индивидуальность, развивает умение сопоставлять свои цели с целями группы, команды. Игра как вид деятельности, характерный для детей дошкольного возраста, содействует становлению воли, развитию способности к тактическому мышлению и творческому решению игровых задач.

Бадминтон включает несколько дисциплин: одиночный мужской и женский разряд, парная мужская и женская дисциплина, смешанный разряд. Такое разнообразие дисциплин благоприятно влияет на совместную спортивную деятельность мальчиков и девочек, на «подготовку подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания» [4].

Целевой раздел программы включает пояснительную записку и планируемые результаты. Пояснительная записка характеризует направленность, новизну и актуальность, определяет педагогическую целесообразность и целевые установки, раскрывает основные принципы реализации программы.

Планируемые результаты освоения детьми программы соотнесены с основными требованиями к результатам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Положительная динамика показателей в направлении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребенка.

Планируемые результаты нацелены на формирование у детей старшей и подготовительной группы представлений об истории возникновения и сущности игры в бадминтон, правилах игры и технике безопасности, технике и тактике выполнения игровых приемов; способности к самостоятельной двигательной игровой деятельности, к межличностным и командным коммуникациям, к проявлению инициативы и самостоятельности, волевых качеств; умений играть в бадминтон, использовать игру в бадминтон в досуговой и самостоятельной игровой деятельности; к рефлексивной собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Содержательный раздел программы структурирован по возрасту обучающихся, включает в себя информационный и деятельностный компоненты, технические и тактические приемы, игровые задания, упражнения общей физической и специальной подготовки, подвижные игры с элементами бадминтона [5].

Организационный раздел представлен необходимым перечнем учебно-методического и материально-технического обеспечения, направлен на методическую помощь в создании качественных условий для организации занятий. Эффективность игровой деятельности в бадминтон зависит не только от мотивационной, содержательной, результативной и оценочно-аналитической составляющих, но и от умения педагога обеспечить удобные и безопасные условия занятий, поскольку особенности дошкольного возраста обучающихся обусловливают выполнение необходимых требований не только к методике проведения занятий, но и к подбору инвентаря и оборудования, организации предметно-развивающей среды.

Достижение высокого уровня сформированности представлений детей об истории возникновения и сущности игры в бадминтон, правилах игры и технике безопасности, технике и тактике выполнения игровых приемов осуществлялось посредством просмотров видеофильмов о бадминтоне, организации бесед о знаменитых бадминтонистах, выставок рисунков и поделок среди детей и родителей, познавательных конкурсов и викторин, физкультурных досугов и спортивных праздников «Школа волана», занятий по конструированию, изготовления наглядного стенда «А знаете ли вы?» об истории бадминтона, его значимости для человека, разучивания стихов о бадминтоне.

Успешному формированию способности детей к самостоятельной двигательной игровой деятельности, к межличностным и командным коммуникациям, проявлению инициативы и самостоятельности, волевых качеств способствовали используемые педагогами методы проектов, ментальные карты, выполнение самостоятельных заданий посредством ведения дневника юного бадминтониста.

Рассмотрим педагогические приемы по организации проектной деятельности детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района.

Педагоги коллектива организации провели исследование среди родителей и воспитанников детского сада. Анализ результатов анкетирования позволил выяснить отношение взрослых и детей к бадминтону как виду спорта. Большинство респондентов проявили положительное отношение и интерес, высказали мнение о возможности использования бадминтона в образовательном процессе.

В рамках совместной деятельности воспитателей, инструктора по физической культуре и детей подготовительной группы разработан и реализован детский проект «Что мы знаем о бадминтоне?».

Посредством информационного компонента, педагогической поддержки воспитателей и родителей удалось повысить уровень знаний всех участников проекта об истории зарождения и развития бадминтона, особенностях техники, правил игры, инвентаря и оборудования. «Бадминтон – одна из самых древних игр на земле. Бадминтон только кажется легкой игрой. На самом деле он входит в тройку самых тяжелых по физическим нагрузкам видов спорта и является частью программы подготовки космонавтов. Это самый быстрый ракеточный спорт. Бадминтон – один из немногих видов спорта, где мужчины и женщины играют вместе».

Результатом исследовательской деятельности детей, организованной воспитателем и инструктором и поддержанной родителями, являются разработанные интеллект-карты. Они позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие отношения существуют между составными частями.

В одной из исследовательских работ дети совместно со взрослыми провели сравнение инвентаря для игры в бадминтон (ракетки и волана) по разным признакам и составили морфологическую таблицу.

1) Мы сравнили их по размеру. Конечно, ракетка больше волана.

2) По форме волан похож на треугольник, а ракетка – на овал.

3) Сравнили их по рельефу и узнали, что корпус ракетки гладкий, а воланчик шероховатый.

4) Мы даже попробовали их на вкус и выяснили, что эти предметы не имеют вкуса.

5) Следующий признак – это признак «действия». Ракетка выполняет удары, а волан летит.

6) Сравнили объекты по признаку «следы времени» и вспомнили, что до занятий они были новые, а сейчас на некоторых ракетках порвалась оплетка и потерлась краска.

Действенным средством повышения уровня самостоятельности детей при занятиях физической культурой является дневник юного бадминтониста. В нем ребятам предлагаются задания по выполнению элементов бадминтона, игровых упражнений. Также включены стихи, фотографии, задания на логику.

Эффективны в деятельности педагога познавательные занятия с детьми по патриотическому воспитанию, например на тему «Знаменитые люди Саратовской области», на котором дети узнали о воспитаннике саратовской школы бадминтона, чемпионе России, участнике Олимпийских игр в Пекине Владимире Малькове. По инициативе детей составлено видеообращение к Владимиру Малькову от воспитанников детского сада с рассказом о своих занятиях бадминтоном, первых успехах, приглашением в детский сад. Чемпион России не только получил данное видеообращение, но и составил видеообращение к детям.

Результаты исследования и их обсуждение. Для подтверждения результативности разработанной парциальной программы проводились измерения изменений уровня физической культуры дошкольников по ранговой шкале (градация «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо»), также приводились обобщенные показатели физического развития, физической подготовленности, функционального состояния воспитанников. Все измерения осуществлялись при непосредственном участии медицинских работников дошкольных образовательных учреждений. Основные критерии физического развития: масса тела; длина тела (рост); окружность грудной клетки; пропорциональность этих показателей. Основные критерии физической подготовленности: физические качества; степень сформированности двигательных навыков (проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы). Основные критерии физического состояния: функциональное состояние дыхательной системы (пробы Штанге и Генча); функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (двойное произведение: чистота сердечных сокращений (ЧСС) х систолическое артериальное давление (САД)/100).

В инновационную деятельность по внедрению программы были включены воспитанники подготовительных групп 16 образовательных учреждений. Несмотря на то что численность  групп составляла 31–30 человек, постоянно в инновационной деятельности участвовали 416 детей. В каждом учреждении были выделены контрольная и экспериментальные группы, достоверность различий подтверждалась методами математической статистики (использованием t-критерия Стьюдента). Интегративные показатели результативности введения в образовательный процесс парциальной программы приведены на диаграмме (рис.).

В результате проведенного исследования видно, что в экспериментальных группах детей с неудовлетворительными показателями физической подготовленности нет, в то время как в контрольных группах их 3,84% (16 человек). Прирост уровня физической подготовленности посредством использования бадминтона отмечен в скоростно-силовых способностях и специальных и специфических координационных способностях. В значительной мере увеличился показатель результата при выполнении броска мяча на дальность. Большинство детей овладели средним и высоким уровнем технической подготовленности элементов бадминтона: хватка ракетки, подбивание воздушного шара открытой и закрытой ракеткой. 70% детей показали средний и выше среднего уровень овладения техникой жонглирования волана и подачи открытой стороной ракетки. У детей экспериментальной группы изменился уровень владения подвижными играми с элементами бадминтона. Высокий уровень показали 89% детей: они умеют играть в подвижные игры с элементами бадминтона, организовывать игру по собственной инициативе, использовать инвентарь для самостоятельной игры. Реализация программы позволила сформировать представление о бадминтоне как о виде спорта у 100% детей экспериментальных групп региональной инновационной площадки.

Интегративные показатели определения результативности введения в образовательный процесс парциальной программы «Бадминтон»

Физическое состояние и физическое развитие детей, освоивших парциальную программу «Бадминтон», выше, чем у дошкольников, не участвующих в реализации программы. Вместе с тем следует отметить, что определение зоны значимости различий в измерении окружности грудной клетки, массы тела, длины тела (роста) воспитанников экспериментальных и контрольных групп показало отсутствие взаимосвязи с участием детей в реализации парциальной программы. 

Заключение. Таким образом, развитие мотивационной сферы детей позитивно отразилось на уровне технической, физической подготовленности, самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Рефлексивная собственная деятельность способствовала повышению уровня интереса, ответственности, инициативы, волевых качеств детей.

Реализация парциальной программы средствами бадминтона позволила обновить содержание образования, разнообразить занятия дошкольников, обогатить опыт по применению здоровьесберегающих технологий, совершенствовать предметно-пространственную среду, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.


Библиографическая ссылка

Новикова И.В., Преображенская Е.В. ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВИДА СПОРТА «БАДМИНТОН» ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30808 (дата обращения: 06.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674