Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сундарева Е.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье рассматриваются дидактические возможности упражнений учебников русского языка для начальной школы в работе по формированию орфографической зоркости и представлены результаты анализа учебников 8 учебно-методических комплексов. Отмечается, что анализируемые учебники русского языка могут быть условно разделены на три группы по уровню внимания к развитию орфографической зоркости. Упражнения учебников рассматриваются в соответствии с этим делением. Устанавливается соотношение упражнений на орфографическую зоркость и правописных упражнений в целом и отмечается, что их количество зависит от того, в какой степени авторы учебников оценивают важность данного умения. Определяются методы, лежащие в основе упражнений на орфографическую зоркость, и указывается, что основным методом обучения орфографической зоркости, на котором построены упражнения различных учебников, является нахождение орфограмм. Отмечается, что система правописных упражнений части учебников не может в полной мере обеспечивать первоначальный этап обучения орфографической зоркости. Обращается внимание, что успех в работе по формированию орфографической зоркости как первичного орфографического действия во многом зависит от готовности учителя оценить обучающие возможности системы упражнений учебника по каждому виду орфограмм, а также достроить или трансформировать предложенную систему в случае её дидактической неполноты.
орфографическая зоркость
упражнение
метод обучения
дидактический материал
учебник
учебно-методический комплекс
1. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников // Начальная школа. 2001. № 5. С. 41-47.
2. Петухова Т.А., Сундарева Е.А. Состояние орфографической зоркости выпускников начальной школы // Научный поиск. 2018. № 4. С. 27-32.
3. Сундарева Е.А., Васильева М.А. Роль учебников русского языка для начальной школы в процессе формирования орфографической зоркости учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28689 (дата обращения: 04.04.2021).
4. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск: Пеленг, 1992. 60 с.
5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. 160 с.
6. Бунеев Р.Н., Е.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. М.: Баласс, 2016. 176 с.
7. Бунеев Р.Н., Е.В., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч.1. М.: Баласс, 2016. 176 с.
8. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник. В. 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017. 143 с.
9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник. В. 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2019. 160 с.
10. 10. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019. 192 с.
11. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2020. 159 с.
12. Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Русское слово, 2019. 112 с.
13. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 2-ой класс: учебник: В 2 ч. Ч.1. М.: Дрофа, 2020. 144 с.
14. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. Ч.1. М.: Академкнига, 2018. 160 с.

В современной методике обучения орфографии вопрос о методах формирования орфографической зоркости, которая понимается как «умение обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков» [1, с. 46], считается решённым. В работах Н.Н. Алгазиной, М.Т. Баранова, В.В. Гадаловой, П.С.Жедек, Г.М. Иваницкой, А.И. Кобызева, Л.Ю. Комиссаровой, М.Р. Львова, М.М.Разумовской, Н.С. Рождественского, Л.А. Фроловой и других определён круг методов и приёмов обучения орфографической зоркости и сформулированы методические условия их использования. К основным методам, обеспечивающим развитие орфографической зоркости, относят нахождение орфограмм, письмо с пропусками, диктант «Проверяю себя» и подбор примеров.

Система упражнений, основанная на комбинации перечисленных выше методов, реализуемая на уроках орфографии, позволяет учителю обеспечить необходимый уровень развития орфографической зоркости обучающихся. Но достаточно невысокий уровень сформированности данного умения у современных школьников, что подтверждается проведёнными исследованиями [2], убеждает в том, что проблема выбора наиболее эффективного пути обучения орфографической зоркости продолжает оставаться актуальной. Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения нахождению орфограмм, является сложность для учителя в подборе необходимых упражнений и выстраивании их в систему.

Цель исследования – проанализировать упражнения на орфографическую зоркость, представленные в учебниках русского языка для начальной школы разных авторов, и выявить их дидактические возможности по формированию этого правописного умения.

Материал и методы исследования. Материалом для анализа послужили упражнения из учебников русского языка 8 авторских коллективов. Учебники, представляющие 6 УМК, включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.

Все анализируемые учебники опираются в обучении орфографической зоркости на понятие «орфограмма», однако по-разному подходят к трактовке этого понятия, что оказывает влияние на роль понятия орфограммы в формировании орфографической зоркости обучающихся [3].

Для определения дидактических возможностей упражнений учебников русского языка для начальной школы в развитии орфографической зоркости была выбрана тема «Правописание парных согласных в корне слова». Выбор мотивирован следующим: во-первых, опознавательные признаки данной орфограммы: конец слова и стечение согласных в середине слова – легко находятся школьниками, что облегчает опору на них при обучении орфографической зоркости; во-вторых, орфограмма «Парные согласные в корне слова» является одной из ключевых в правописании, поэтому обучение нахождению именно этой орфограммы оказывается очень важным; в-третьих, упражнения, используемые при работе с данной орфограммой, являются типичными для обучения правописанию в целом.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируемые учебники русского языка для начальной школы можно условно разделить на три группы по уровню внимания к упражнениям на обучение орфографической зоркости: 1) учебники, авторы которых рассматривают орфографическую зоркость как важнейший элемент орфографического действия, что находит своё отражение в значительном количестве упражнений на её формирование; 2) учебники, в которых упражнения на орфографическую зоркость дают возможность формировать данное умение; 3) учебники, в которых дидактические возможности упражнений не в полной мере позволяют без дополнительно подобранных заданий обеспечивать её развитие.

К первой группе учебников можно отнести комплекты учебников двух авторских коллективов: учебники русского языка М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (УМК «Гармония»), включённые в федеральный перечень учебников, и учебники русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной (УМК «Школа 2100»), не включённые в этот перечень.

Учебники русского языка М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (УМК «Гармония») реализуют подход к орфографической зоркости, предложенный П.С. Жедек, при котором главными методами обучения нахождению орфограмм являются письмо с пропусками и списывание, опирающееся на активную орфографическую ориентировку [4].

Орфограмма «Парные согласные в корне слова» рассматривается в учебнике 2-го класса данного УМК [5]. Из 14 правописных упражнений в 7 включены задания на орфографическую зоркость, что составляет 50% от всех упражнений. Из этого следует, что на первоначальном этапе формирования орфографического навыка создатели учебников отводят половину всех упражнений обучению школьников первой ступени орфографического действия – нахождению орфограмм. Такое соотношение правописных упражнений объясняется тем, что М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко рассматривают формирование данного умения как ключевой первоначальный этап в обучении каждому отдельному виду орфограмм и правописанию в целом.

Из 7 упражнений на орфографическую зоркость в 6 упражнениях (86%) одно из заданий основано на методе нахождения орфограмм. В них используется недеформированный дидактический материал, то есть напечатанный без пропусков букв языковой материал. При этом дидактический материал, который включается в упражнения, может представлять собой как связный текст, так и отдельные слова, среди которых нужно найти слова с изучаемой орфограммой.

Одно упражнение на орфографическую зоркость реализует метод письма с пропусками, то есть запись учениками слов с пропуском орфограммы, которая вставляется после решения орфографической задачи (проведения орфографического анализа). Преобладание упражнений, основанных на методе нахождения, при изучении орфограммы «Парные согласные в слове» объясняется тем, что обучение письму с пропусками как основному приёму нахождения слов с орфограммами только начинается. Впоследствии метод письма с пропусками будет основным в процессе обучения орфографической зоркости.

Таким образом, анализ упражнений на орфографическую зоркость, предложенных М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко, свидетельствует о том, что данное орфографическое умение воспринимается как базовое, без которого невозможно полноценное формирование орфографической грамотности и которое служит основой для других правописных умений.

Подобные же взгляды на место орфографической зоркости в системе правописных умений просматриваются и в учебниках УМК «Школа 2100». В них реализован подход к формированию орфографической зоркости с опорой на ознакомление школьников с опознавательными признаками орфограмм, предлагаемый Н.Н. Алгазиной, М.Т. Барановым, Л.Ю. Комиссаровой, Л.А. Фроловой и др.

Орфограмма «Парные согласные в корне слова» рассматривается в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной дважды: во 2-м и 3-м классах. В учебнике 2-го класса [6] для формирования правописных умений по теме «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова» используется 14 упражнений, 6 из которых предназначены для тренировки орфографической зоркости, что составляет 42% от общего числа упражнений. В учебнике 3-го класса [7] в теме «Буквы согласных в корне» из 18 упражнений 7 (39%) содержат задания на орфографическую зоркость. Таким образом, авторы учебников УМК «Школа 2100» практически в 40% упражнений по данной теме включают задания на орфографическую зоркость.

В качестве методов формирования орфографической зоркости, на основе которых формулируются задания в упражнениях, авторы учебников УМК «Школа 2100» выбирают нахождение орфограмм (77%) и подбор примеров слов с изучаемой орфограммой (23%). Следует отметить, что во всех упражнениях, задания к которым основаны на методе нахождения орфограмм, дидактический материал подаётся без пропусков букв и является конфликтным.

В упражнениях, основанных на комбинации методов формирования разных правописных умений, например диктант с подготовкой, первое задание предполагает нахождение слов с изученными орфограммами, что свидетельствует об осознаваемой авторами учебника важности орфографической зоркости и понимании, что это умение является базовым по отношению к другим.

Сравнение учебников УМК «Гармония» и УМК «Школа 2100» показывает, что их авторы в подборе упражнений для орфографических тем исходят из понимания, что орфографическая зоркость является первичным правописным орфографическим умением, на базе которого формируются другие умения, и дидактические возможности упражнений этих учебников по развитию орфографической зоркости можно назвать высокими, поэтому учителя, обучающие орфографии по данным УМК, могут пользоваться системой упражнений учебников без какой-либо методической коррекции.

Во вторую группу мы объединили учебники, дидактические возможности упражнений которых могут быть охарактеризованы как средние для формирования орфографической зоркости. К этой группе относятся учебники УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века».

Учебники русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») предполагают изучение орфограммы «Парные согласные в корне слова» во втором и третьем классах. В учебнике 2-го класса [8] для формирования правописных умений на основе изучения данной орфограммы предназначено 22 упражнения. Из них в четырёх есть задания на орфографическую зоркость, что составляет 18,2% от общего числа орфографических упражнений. В учебнике 3-го класса [9] количество упражнений на орфографическую зоркость несколько больше и составляет 26,7% от общего числа упражнений.

В 75% упражнений на орфографическую зоркость в учебниках русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого задания построены на методе нахождения орфограмм. При этом среди упражнений, предполагающих нахождение орфограмм, чуть больше половины упражнений рассчитано на нахождение не только изучаемой орфограммы, но и других. Языковым материалом в этих упражнениях является текст, в котором школьники находят слова с изученной или изученными орфограммами, а материал даётся без пропуска букв.

Кроме упражнений, опирающихся на метод нахождения орфограмм, авторы учебника предлагают упражнения, основанные на других методах развития орфографической зоркости: упражнение на подбор примеров на изученную орфограмму и упражнение, предполагающее письмо с пропусками.

В учебнике русского языка для 2-го класса С.В. Иванова и др. (УМК «Начальная школа XXI века») [10] по теме «Правописание парных согласных в корне» представлено 45 правописных упражнений. В 9 (20%) включены задания на орфографическую зоркость. Все упражнения на развитие орфографической зоркости, представленные в данном учебнике, имеют в своей основе метод нахождения орфограмм и проводятся на языковом материале без пропуска букв. Чаще всего это связный текст, из которого ученики должны выписать слова на изученную орфограмму.

Анализ упражнений на орфографическую зоркость показывает, что авторы учебника русского языка 2-го класса УМК «Начальная школа XXI века» включили в него упражнения для работы над данным умением, однако использовали только один метод – нахождение орфограмм в словах.

Сравнение подходов авторов учебников УМК «Школа России» и УМК «Начальная школа XXI века» свидетельствует, что в целом они одинаково рассматривают орфографическую зоркость как одну из составляющих орфографического навыка, но учебники В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого отличаются большим разнообразием в выборе использованных методов обучения орфографической зоркости.

Третью группу составляют учебники, в которых дидактические возможности упражнений по формированию орфографической зоркости, на наш взгляд, не являются достаточными. К ним можно отнести учебники следующих УМК: «Перспектива», «Начальная инновационная школа», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа».

В учебник русского языка для 2-го класса Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива») [11] включены 17 упражнений на формирование правописных умений, связанных с орфограммой «Парные согласные в корне слова». Из них лишь в двух (11,8%) есть задания на орфографическую зоркость. Все остальные упражнения предназначены для обучения правильному написанию слов с данной орфограммой и объяснению написания.

Два упражнения на орфографическую зоркость, составленные авторами учебника, основаны на методе нахождения слов с изученной орфограммой на недеформированном дидактическом материале. Кроме этих упражнений, недеформированный дидактический материал используется и в других, но или он включает только слова с данной орфограммой, или в нём уже выделены слова, в которых есть изучаемая орфограмма, поэтому использовать их для обучения орфографической зоркости не представляется возможным.

В учебнике русского языка для 2-го класса Л.В. Кибиревой и др. (УМК «Начальная инновационная школа») (ч. 1) [12] в теме, посвящённой правописанию парных согласных в корне слова, использовано всего одно упражнение на орфографическую зоркость, что составляет 9% от общего числа правописных упражнений. Это упражнение основано на методе нахождения слов с изученной орфограммой в тексте. При этом данное упражнение включено после упражнений на подбор проверочных слов. Такое расположение упражнений для их выполнения учениками нарушает последовательность формирования орфографических умений, что будет требовать от учителя необходимости самостоятельно подбирать упражнения на отработку орфографической зоркости.

Учебники русского языка для 2-го класса Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой (УМК «Планета знаний») [13] показывают примерно такое же, как и учебники УМК «Перспектива» и «Начальная инновационная школа», соотношение упражнений на орфографическую зоркость и правописных упражнений в целом. Упражнений, предполагающих формирование орфографической зоркости при изучении орфограммы «Парные согласные в корне слова», в учебнике насчитывается 7,5%. Все они основаны на методе нахождения орфограмм в словах, при этом дидактический материал в этих упражнениях не является конфликтным, то есть все слова содержат изучаемую орфограмму. Ученики лишь должны найти её в каждом слове. Такой подбор дидактического материала приводит к тому, что процесс нахождения орфограммы значительно упрощается, а у школьников не возникает необходимости решать вопрос, есть ли в слове данная орфограмма или нет. Хотя в учебниках для 3-го и 4-го классов количество упражнений с заданиями на орфографическую зоркость возрастает, на первоначальном этапе формирования данного умения упражнений для этого недостаточно.

В учебниках русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой (УМК «Перспективная начальная школа») орфограмма «Парные согласные в корне слова» изучается как во 2-м, так и в 3-м классах. В учебнике для 2-го класса по теме «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме» предполагается выполнение пяти упражнений, связанных с правописанием парных согласных, но ни одно из них не предусматривает формирование орфографической зоркости. В учебнике для 3-го класса [14] в теме «Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм» повторно среди других рассматривается и орфограмма «Парные согласные на конце и в середине слова». В эту тему авторы включили 7 упражнений, связанных с данной орфограммой, из которых 2 упражнения (28,6%) направлены на развитие орфографической зоркости: одно упражнение основано на методе нахождения слов с изученной орфограммой, а одно на методе подбора примеров. Особо следует отметить, что задания на нахождение орфограмм есть и в других упражнениях, но в них используется деформированный дидактический материал, в котором место орфограммы уже указано пропуском букв, поэтому данные упражнения орфографическую зоркость не формируют. Анализ показывает, что упражнения на орфографическую зоркость в учебниках УМК «Перспективная начальная школа» используются на этапе совершенствования умений, связанных с данной орфограммой, когда у школьников уже должна быть первично сформирована орфографическая зоркость как первый этап орфографического действия, но специальных упражнений на этом этапе её формирования авторы не предлагают.

Таким образом, в учебниках УМК «Перспектива», «Начальная инновационная школа», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа» в теме, посвящённой правописанию парных согласных в корне слова, есть задания на орфографическую зоркость, однако особенности их включения в упражнения и место упражнений с такими заданиями в системе правописных заданий позволяют говорить о том, что данные УМК не в полной мере могут обеспечивать формирование орфографической зоркости как первого этапа орфографического действия.

Выводы. Проведённый анализ обучающих возможностей упражнений учебников русского языка для начальной школы по развитию орфографической зоркости даёт возможность сделать следующие выводы:

– во всех рассмотренных учебниках представлены упражнения на орфографическую зоркость, хотя количество их различно и зависит от того, в какой степени авторы учебников оценивают важность данного умения. Именно это определяет, что в учебниках УМК «Гармония» и УМК «Школа 2100» упражнения на орфографическую зоркость составляют около половины от общего числа правописных упражнений;

– в учебниках УМК «Перспектива», «Начальная инновационная школа» и «Планета знаний», «Перспективная начальная школа» упражнения на орфографическую зоркость представлены в таком количестве и так расположены в системе упражнений, что не могут в полной мере обеспечивать первоначальный этап формирования данного правописного умения. При этом в учебниках УМК «Планета знаний», «Перспективная начальная школа» для этапа совершенствования данного умения заданий существенно больше;

– в качестве основного метода обучения орфографической зоркости авторы учебников русского языка для начальной школы предлагают метод нахождения орфограмм в словах на языковом материале без пропуска букв;

– наиболее разнообразные методы формирования орфографической зоркости представлены в учебниках русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»);

– в части учебников задания на орфографическую зоркость даются как дополнительные, которые выполняются после основного задания (письмо по памяти, списывание), что позволяет использовать их лишь на этапе совершенствования данного умения.

Таким образом, успех в работе по формированию орфографической зоркости как первичного орфографического действия во многом зависит от готовности учителя оценить обучающие возможности системы упражнений учебника по каждому виду орфограмм, а также достроить или трансформировать предложенную систему в случае её дидактической неполноты.


Библиографическая ссылка

Сундарева Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30736 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674