На сегодняшний день самостоятельная работа студентов является важной составляющей образовательного процесса в высшей школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения (ФГОС 3++) говорится о том, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускников должны быть сформированы определенные компетенции. Программа бакалавриата устанавливает формирование различных универсальных компетенций, среди которых есть такие, которые направлены на развитие навыков самостоятельной работы у студентов. Характеристикой сформированности данных универсальных компетенций является способность студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) [1].
Сегодня в вузе большой объем учебного времени отводится на организацию самостоятельной работы студентов. Так, например, в рабочей программе по дисциплине «Практика устной и письменной речи по английскому языку», реализуемой в Омском государственном педагогическом университете (далее - ОмГПУ) с 1 по 4 курс, 50% и больше учебного времени отводится на самостоятельную работу. Так, на 1 курсе на лабораторные занятия отводится 90 академических часов, а на самостоятельную работу отводится 54 академических часа. На 2 курсе на лабораторные занятия отводится 108 академических часов, на самостоятельную работу – 72 академических часа. На 3 курсе на лабораторную работу отводится 126 академических часов, на самостоятельную работу – 90 академических часа. На 4 курсе лабораторная работа составляет 36 академических часов, самостоятельная работа – 36 академических часов [2].
В работах С.И. Архангельского, С.И. Зиновьева, P.A. Низамова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др. изучены общедидактические вопросы осуществления самостоятельной работы студентов как основной формы организации учебной деятельности. Такие ученые, как Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.М. Чередов, изучили методы обучения и выделили классификацию в зависимости от самостоятельности студентов в процессе обучения. В трудах Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, В.П. Козакова, П.И. Пидкасистого и др. рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы обучающихся, а также цели и сущность самостоятельной работы, определено место и функции самостоятельной работы в учебном процессе. Проблемы активизации самостоятельной работы на основе совершенствования технологии обучения, обоснования активных методов обучения в высшей школе также отражены в научной литературе. Таким образом, изучение этих исследований говорит об актуальности данной проблематики.
Цель данной статьи заключается в изучении содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе изучения практических аспектов дисциплин «Практика устной и письменной речи английского языка» и «Методика обучения иностранному языку» посредством применения на образовательном портале ОмГПУ учебных материалов в облачном сервисе Mail.ru и на YouTube.
Одной из главных задач преподавателя высшей школы является создание условий для нахождения, усвоения, переработки полученной студентами информации за определенное время. Процесс обучения в высшей школе можно рассматривать с трех позиций: 1) самостоятельная работа – это закрепление и тренировка умений и навыков; 2) самостоятельная работа – это развитие творческих способностей и профессионального мышления; 3) самостоятельная работа – это процесс формирования активной творческой личности, способной к решению теоретических и практических задач [3].
Термин «самостоятельная работа студентов» не имеет статуса четко определенного научного понятия. Это говорит о том, что педагоги и психологи продолжают дискутировать о сущности, формах, методах и принципах самостоятельной работы. С одной стороны, самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем (дома, в лаборатории) или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы (например, при дистанционном обучении) [3].
Мы понимаем самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности, выполняемый студентами без прямого взаимодействия с преподавателем, а посредством специальных материалов, выложенных на образовательном портале. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса, в ходе которого происходит формирование не только знаний, умений и навыков в учебной, профессиональной деятельности, но и качеств, необходимых будущему специалисту (самостоятельно организовывать себя на деятельность, находить конструктивные решения).
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось среди студентов ОмГПУ 3-5 курсов очного и заочного отделения. Данные студенты были подписаны на образовательном портале на курс «Практика устной и письменной речи английского языка» и «Методика обучения иностранному языку» и имели возможность во время дистанционной формы обучения выполнять непосредственно аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работы на портале. С помощью Google-формы была составлена анкета из 10 вопросов. Анкетирование носило закрытый характер, т.к. наш интерес представляли мнения студентов для того, чтобы в дальнейшем эффективно организовать самостоятельную работу на образовательном портале. Всего в анкетировании приняло участие 110 студентов. Для получения результатов анкеты студенты, пройдя по ссылке, выполняли тест. К каждому вопросу анкеты были предложены варианты ответов или возможность дать свой ответ.
Целью анкетирования являлось выяснить отношение студентов к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы на образовательном портале ОмГПУ. Полученные данные в результате анкетирования были обработаны с помощью количественных методов, интерпретации и анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
На вопрос: «Как вы понимаете, что такое "самостоятельная работа студента на образовательном портале"?» - большая часть студентов, это 84,5% (93 студента), считают, что «самостоятельная работа на портале – это вид деятельности, который студенты выполняют самостоятельно во время занятия и в свободное время. При этом контроль за выполнением самостоятельной работы лежит на преподавателе, либо возможно проведение самоконтроля или взаимоконтроля». Оставшиеся 15,5% (17 человек) понимают под самостоятельной работой – «упражнения, которые выполняются самостоятельно для закрепления определенных умений и навыков».
На вопрос: «Сколько часов в день Вы проводите на портале, выполняя самостоятельную работу, предложенную преподавателем?» все студенты единодушно ответили, что проводят от 1 до 2 часов на портале за выполнением учебных заданий. Также предлагается выполнять здания самостоятельно во время учебного занятия. В этом случае преподаватель конкретизирует сроки выполнения задания и просит прикрепить их на проверку в течение ограниченного времени. Это способствует развитию самоорганизации у студентов.
О том, как студенты относятся к организации и выполнению самостоятельной работы на портале, были получены следующие данные. 85 студентов (77%) относятся к выполнению заданий на портале положительно и с удовольствием выполняют их. Самостоятельная работа, по их мнению, мотивирует на получение дополнительных баллов и способствует улучшению не только оценки, но и знаний по дисциплине. 25 студентов (23%) считают, что не всегда имеют возможность включить компьютер и выполнить задания на портале. В свою очередь, это снижает их шансы на получение большего количества баллов, но они считают необходимым выполнять самостоятельную работу, т.к. она мотивирует их к самопознанию и саморазвитию.
Ответы студентов на вопрос о том, какие виды и формы работ они предпочитают выполнять в качестве самостоятельной работы, были разными. Так, 45 студентов (41%) предпочитают выполнять аудиторную самостоятельную работу, т.к. это способствует развитию их самоорганизации и умению выполнять задания за достаточно небольшой промежуток времени. При этом из 45 студентов 23 предпочитают выполнять задания на составление глоссария, кроссворда, решение мини-кейсов по определенной теме, 22 студентам нравится выполнять задания творческого характера, например написание мини-эссе. 50 студентов (45%) предпочитают выполнять внеаудиторную самостоятельную работу, которая способствует развитию у них творческих способностей. Студенты также ответили, что выполняя самостоятельную работу в свободное время, они имеют больше времени закрепить теоретический материал и усвоить профессиональные навыки при выполнении практических заданий. 15 оставшихся студентов (14%) в равной степени положительно относятся к выполнению как аудиторных, так и внеаудиторных самостоятельных работ. Выполняя аудиторные самостоятельные работы, они предпочитают готовить информационные сообщения в письменной форме, а при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ им нравится готовить презентации, сообщения, реферировать статьи.
В анкете нас также интересовало, какие задания студентам нравится выполнять больше всего на портале. Все студенты хотели бы больше выполнять заданий с просмотром обучающих видео с носителями языка и иметь возможность обмениваться полученными знаниями с другими студентами. При этом большая часть студентов имеет электронные почты на Mail.ru и очень часто использует видео с YouTube. Поскольку большинство студентов высказали предпочтения о просмотре обучающих, познавательных видео на иностранном языке и выполнении учебных заданий с возможностью делиться ими с однокурсниками в качестве задания для самостоятельной работы, были разработаны соответствующие учебные материалы на образовательном портале.
Представим опыт размещения учебных материалов в облачном сервисе на Mail.ru и применения видеоконтента с YouTube и рассмотрим возможности организации занятий по дисциплине «Практика устной и письменной речи английского языка» и «Методика обучения английского языка» в ОмГПУ с использованием видеохостинга YouTube и облачного сервиса на Mail.ru. Данные материалы могут использоваться для организации самостоятельной работы студентов всех направлений.
Облачная технология (облако) – это технология сетевого доступа к данным [4]. Другими словами, облачные технологии - это различные аппаратные, программные средства, методологии и инструменты, которые предоставляются пользователю как интернет-сервисы для реализации своих целей, задач, проектов [5].
Рассмотрим разработанный нами алгоритм размещения материалов на облачном сервисе и организацию самостоятельной работы на образовательном портале с помощью облачного сервиса на сайте Mail.ru. Зайдите на свою почту на Mail.ru, введите логин и пароль и перейдите на облако. При отсутствии электронной почты на Mail.ru создайте ее. Нет необходимости скачивать и устанавливать дополнительные программы. Слева в облаке нажмите на кнопку «Создать». В созданную папку можно загружать необходимую информацию. Напротив папки можно видеть объем информации, которую содержит папка. С помощью кнопки «Загрузить» в левом верхнем углу наполните папку нужной информацией либо перетащите файл для загрузки в папку. После загрузки появится запись «Загрузка завершена». Для доступности файла другими пользователями нажмите на файл правой кнопкой мыши. В открывшемся меню нажмите на «Настроить доступ по ссылке», нажав левой кнопкой мыши. В открывшемся окне появится ссылка. Нажмите справа от ссылки на кнопку «Скопировать ссылку на файл». Данную ссылку необходимо разместить на портале. Выполняя данный алгоритм, можно размещать информацию на облачном сервисе на электронной почте Mail.ru. Далее перейдите на образовательный портал вуза для размещения материалов. Перейдите в нужный курс на портале, в режиме редактирования выберите элемент «Гиперссылка», введите название, ниже вставьте скопированную ссылку, дайте ей описание и внизу нажмите кнопку «Сохранить и показать».
Представим пример формулировки задания с размещением материалов на облачном сервисе на Mail.ru, которые используются на занятиях по «Практике устной и письменной речи английского языка» на 3 курсе в процессе аудиторной самостоятельной работы.
Theme: Make a photo like a painting. Instructions: сlick on a link, read the article and learn how to apply artistic filters in Photoshop to create hand-painted effects and express your opinion about making a photo look like a painting. Express your opinion about this idea, using not less than 50 words. Attach your answers to the portal in 20 minutes. Criteria: express your opinion in 50 words – 0,5 points; mind the grammar (not more than 2 mistakes) – 0,5 points, mind the vocabulary (not more than 2 mistakes) – 0,5 points, observe the time limit – 0,5 points.
Представим разработанный алгоритм по внедрению видео с YouTube на образовательный портал с целью организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Алгоритм является универсальным для каждого желающего скопировать видео с YouTube. Сначала откройте в одной вкладке сайт YouTube, в другой - курс на образовательном портале ОмГПУ, в котором будет использоваться видео. В строчке поиска на YouTube найдите видео, которое планируется использовать на занятии в образовательных целях. Нажав на выбранное видео, начнется его воспроизведение. Нажмите кнопку «Поделиться» под выбранным роликом. Появится новое окно. Нажмите в нем первую кнопку «Встроить». Откроется предварительный просмотр выбранного видео и справа появится длинный код. Под кодом нажмите кнопку «Копировать». Если выбранный код выделился синим цветом, значит, он скопирован. На образовательном портале ОмГПУ в режиме редактирования добавьте элемент «Страница». Введите название данного элемента. Разверните панель содержания, которая появится ниже. В развернутой панели нажмите кнопку < > (две треугольные скобки), получив доступ к коду. В открывшийся редактор HTML–кода вставьте код, скопированный с YouTube. Внизу нажмите кнопку «Обновить». Нажмите кнопку «Сохранить и показать видео».
Предложим пример формулировки задания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения иностранному языку» после просмотра видео, вставленного на образовательный портал ОмГПУ с YouTube.
Задание: просмотрите представленный видеоурок по обучению английскому языку на начальном этапе. Целью его является проследить за организацией активной деятельности учащихся на уроке, выявить соотношение речи учителя и учащихся: в начале урока; при ознакомлении с новым материалом; при выполнении тренировочных упражнений; на этапе речевой практики в ходе развития умений учащихся в различных видах речевой деятельности; во время исправления ошибок учащихся; в конце урока при объяснении домашнего задания, подведении итогов урока, комментировании ответов учащихся и оценке их деятельности на данном уроке. За каждый правильный ответ из 6 пунктов, представленных в задании, ставится 0,5 балла.
Выводы
- Студенты факультета иностранных языков считают неотъемлемой частью организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы на образовательном портале. Систематическая организация самостоятельной работы студентов способствует развитию у них самостоятельности, творческих способностей, а значит и проявлению большей инициативы и активной жизненной позиции. Следовательно, роль организации самостоятельной работы в вузе важна.
- Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов посредством применения учебных материалов на облачном сервисе на Mail.ru и в видеохостинге YouTube является эффективной, т.к. направлена на формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков, а также навыков аудирования, чтения и письма. Таким образом, организация самостоятельной работы на портале способствует повышению качества образовательного процесса в вузе.
- Разработанные алгоритмы и примеры заданий с размещением материалов в облачном сервисе на Mail.ru, а также использование видео в обучающих целях в YouTube являются универсальными и могут применяться при проведении различных видов занятий по разным дисциплинам в любом вузе.
Библиографическая ссылка
Бижова И.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЛАЧНОГО СЕРВИСА НА MAIL.RU И ВИДЕОКОНТЕНТА НА YOUTUBE // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29861 (дата обращения: 09.12.2024).