Первые семь лет жизни ребенка характерны прохождением большого пути физического и духовного совершенствования, и огромная роль в этом процессе принадлежит физическому воспитанию. В публикациях некоторых авторов [1; 2] отмечается, что воспитание мотивации к занятиям двигательной активностью является неотъемлемым условием на пути к гармоничному развитию ребенка и является одной из важнейших составляющих в организации работы детских дошкольных учреждений и семьи. Такое побуждение детей к двигательной деятельности, начиная с наиболее раннего возраста, оказывает положительное влияние на развитие как физических, так и умственных способностей дошкольников.
Воспитание здорового и физически крепкого гармонически развитого молодого поколения является превалирующим трендом в современном обществе, и начинать его следует с раннего возраста.
Период в жизни каждого человека с момента рождения и до первого его похода в школу закладывает основы для становления таких параметров, как физическое и психическое здоровье, культурные навыки, что формирует базис для совершенствования и развития всего личностного потенциала в будущем. В настоящие время известно, что 40% заболеваний, проявившихся в зрелом возрасте, были «заложены» в детском возрасте, в 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, основными составляющими которого должны быть: положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня; первичные знания, познавательный интерес к физической культуре; начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность; навыки самообслуживания, гигиены и т.д.
Специалисты по дошкольному физическому воспитанию отмечают подражание как действенный метод обучения. Следует отметить, что интеллектуальное подражание не располагает безграничными возможностями, а их развитие происходит соответственно умственному развитию детей на каждой из ступеней его развития [3].
Развитие, с самого раннего возраста, физических качеств у детей позволяет наглядно показать, что такое воспитание приводит не только к получению «здорового тела», но и оказывает положительное влияние на умственные способности и психическое здоровье ребенка.
Развивая детей в ходе процесса физического воспитания, мы имеем уникальную возможность экспериментально подтвердить, что двигательная деятельность способствует не только развитию физических способностей, но и психическому, и умственному развитию.
Таким образом, любой вид деятельности - сознательная акция ребенка, направленная на достижение определенных результатов. В данном случае сознание ребенка является специфическим качеством, содержащим рефлексию не только на цель, но и на условия деятельности, мотивы и взаимосвязь с окружающей действительностью.
Начиная с самого раннего, дошкольного возраста, закладываются базовые принципы и ценности, в том числе и стремление к физическому совершенствованию, желание постигать все новые виды двигательной активности. Около 70% детей в возрасте 7-8 лет способны сделать выбор относительно своей подготовленности и способности заниматься тем или иным видом двигательной деятельности, что предполагает освоение широкого круга двигательных умений и навыков. Необходимо, чтобы ребенок постоянно чувствовал уверенность в своих силах и положительный эмоциональный настрой.
Вышеизложенное позволяет отметить, что занятия физическими упражнениями являются в целом существенным аспектом дошкольной физической культуры. Поэтому важно строить процесс дошкольного физического воспитания таким образом, чтобы акцент в занятиях приходился не только на развитие двигательных умений и навыков, но и на формирование положительной мотивации к физической активности детей.
Специалисты по дошкольному физическому воспитанию считают, что необходимо увеличивать моторную плотность в занятиях с детьми до 80%, причем за счет упражнений циклической направленности. Но в то же время этого не позволяют психологические возможности детей данного возраста. То есть методологи от науки не принимают в расчет психологическую составляющую маленького индивидуума. Упражнения, в основу которых заложен принцип многократного повторения одних и тех же движений, не лучшим образом влияют на настроение детей и быстро им надоедают. При планировании занятий лучше всего опираться на использование разнообразных движений в упражнениях, что будет повышать эмоциональный фон занимающихся и способствовать более эффективной отдаче от занятий [4]. Для реализации такого подхода мы предлагаем более широко применять:
- элементы ритмики и танцевальные упражнения;
- варьировать методы проведения основной части занятий;
- включать в заключительную часть занятия дыхательные упражнения, элементы аутотренинга и упражнения йоги.
Чтобы увеличить отдачу от каждого занятия и вместить в него как можно больше активного движения, мы применили метод звуковой и цветовой сигнализации. По каждому такому сигналу необходимо было изменять или направление движения, или время выполнения, или скорость. Помимо этого, для профилактики заболеваний было предложено найти в распорядке дня дошкольной организации больше места для подвижных игр и различных игровых упражнений.
В нашем исследовании выявлено, что при достижении успеха в занятиях физическими упражнениями результативность выполнения двигательных действий детей повышалась, а при постоянных неудачах у них снижалось желание заниматься. Положительным подкреплением при выполнении физических упражнений, в данном случае, является похвала воспитателя, а указание на недостатки является тормозным подкреплением. Только выражение уверенности педагога, что в следующих попытках ребенок обязательно добьется успеха, придает ему настойчивость в совершенствовании изучаемого двигательного действия.
Изучение мотивов в сфере физической культуры и вне ее у детей дошкольного возраста показало следующее.
На первом этапе исследования получены данные, свидетельствующие о том, что занятия по общегосударственной программе являются недостаточно эффективными для формирования мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и для развития двигательных и психомоторных способностей дошкольников.
Это означает, что дошкольникам необходима специальная программа по физическому воспитанию, отличная от применяемой государственной программы, по возможности с учетом индивидуальных особенностей.
По данным ряда авторов [5], образные сравнения, приемы подражания и имитации, соответствующие психологическим особенностям детей, способствуют активизации процесса освоения физических упражнений и повышению эмоционального фона занятий по физической культуре и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Следовательно, необходимо разработать методику обучения детей, которая позволяет сформировать у них не только фонд жизненно важных знаний, двигательных умений и навыков, но и внутреннюю потребность к занятиям физическими упражнениями, которые способствуют повышению двигательной активности, формированию здорового образа жизни и развитию физических способностей.
Цель исследования разработка методики формирования у детей дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями.
В качестве научной новизны можно отметить включение в методику формирования мотивации дошкольников в возрасте 5 лет нестандартных средств физического воспитания, способствующих выработке у них потребности к регулярным занятиям двигательной деятельностью.
Методы и организация исследования. Наше исследование проводилось в г. Волгограде на базе детского сада № 387 в течение 2017-2018 годов. Объектом исследования были дети в возрасте 5 лет в количестве 48 человек: I группа – экспериментальная (26 человек), где дети занимались по разработанной нами методике, II группа – контрольная (22 человека), где занятия проводились по государственной программе.
Разработанная нами экспериментальная методика включала в себя обучение двигательным действиям с использованием общепринятых основных средств физического воспитания и активное использование в различных сочетаниях комплексов упражнений профилактического характера, с элементами релаксации, йоги и суставной гимнастики, а также методики закаливания, точечный массаж.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение мотивов у детей дошкольного возраста в сфере физической культуры и вне ее позволило отметить, что практическое использование рекомендаций, изложенных в данной статье, предлагает:
- организацию такого отношения к работе, при которой роль детей должна быть определена на условиях равноправного вовлечения в процесс физкультурно-оздоровительного воспитания с элементами творческого подхода для максимальной заинтересованности в получении положительных сдвигов при занятиях физической культурой;
- задание такого вектора мотивации, при котором у детей будут формироваться ценностные ориентиры, связанные с пониманием основ здорового образа жизни и здоровья в целом, через систематическое участие в физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- развитие волевых качеств ребенка через такие аспекты физического воспитания, как «воля к победе» в играх и преодоление себя при выполнении любых физических упражнений;
- применение передовых методик психологической науки, как инструмента воздействия на детей для получения максимально эффективного результата в деле построения здоровой личности как в физическом, так и в эмоционально-психическом плане.
Психическая регуляция и ориентировка предполагает необходимость использования таких видов деятельности, где дети:
- имеют четкое представление о конечной цели деятельности;
- понимают мотивы своей деятельности;
- планируют деятельность с учетом прошлых знаний и опыта и используют средства, необходимые для достижения цели;
- если возникают объективные трудности при достижении поставленной цели, то детям необходимо концентрировать не только физические, но и психические силы для ее достижения.
В психологии эта форма деятельности представлена как развернутое волевое действие. В психолого-педагогической литературе данное понятие трактуется по-разному: «волевая регуляция поведения», «волевое действие», «волевые проявления», «саморегуляция поведения», «мотивация к достижению цели». Каждое из этих понятий подразумевает «стремления, желания, цели, решения человека, его сознательные направленные действия, поступки, его настойчивость, решительность, выдержку и другие качества».
В настоящее время делаются попытки изучения возможности осознанных действий детей дошкольного возраста в процессе обучения физическим упражнениям. Доказано, что построение двигательных актов возможно только при активном взаимодействии ребенка и окружающей среды, причем ведущая роль отводится речевому общению ребенка со взрослыми. Отмечается, что слово в данном случае – это не только средство общения, но и средство организации поведения.
Первый этап исследования показал, что основной контингент участников исследования (92,3% мальчиков и 84,5% девочек) привлекает только игра и игровые упражнения. 6,6% мальчиков и 11,3% девочек высказывают желание быть здоровыми, сильными, красивыми. Заслужить похвалу взрослых хотят соответственно 1,1 и 4,2% дошкольников. На основании полученных данных следует вывод о том, что основная масса детей не обладает необходимыми знаниями о пользе физических упражнений.
Таким образом, появилась необходимость объяснить детям, что на пути к намеченной цели требуется сформировать мотивацию к ее достижению. Такого возможно достичь только в том случае, если у ребенка появляется уверенность в том, что он сможет успешно справиться с заданием. Но добиться этого можно только тогда, когда перед ребенком четко поставлена цель, задачи доступны для решения, в процессе занятий преподаватель создает положительный эмоциональный настрой и у ребенка после занятий остается чувство удовлетворения от проделанной работы. В специальной терминологии это называется мышечная радость, кинезофилия.
Как выявлено с помощью экспериментальных данных, повышенный уровень двигательной активности вкупе с прогрессом в освоении разговорной речи напрямую положительно влияют на общее здоровье и жизненные функции ребенка. Использование физических упражнений в воспитательном процессе приводит к сбалансированному функционированию всех физиологических параметров организма детей. А упражнения, задействующие игровую форму таких занятий, ведут в том числе и к получению новых навыков, улучшению интеллекта и связанных с ним таких качеств, как память и речь [5].
Мы предлагаем задействовать в воспитательном процессе такие методы, как:
- аутотренинг, способствующий снятию возбуждения, вызванного эмоциями или физическим перенапряжением;
- комплексы психорегулирующей гимнастики в режиме дня детского сада;
- подвижные и сюжетно-ролевые игры;
- прослушивание музыки (в основном классической), оказывающей оздоровительное психоэмоциональное воздействие на детей.
В режиме дня детского сада детям предлагались комплексы психорегулирующей гимнастики. В ходе основной части занятий по физическому воспитанию дети выполняли ритмичные упражнения под музыку, совершенствовали основные двигательные навыки, занимались подвижными и сюжетно-ролевыми играми. Заканчивались занятия упражнениями с элементами йоги, гетеро- и аутотренинга. При подготовке к дневному сну дети выполняли упражнения суставной гимнастики.
По завершении эксперимента было отмечено, что дети стали более заинтересованы в приобретении новых навыков в области двигательной активности (2,5% - девочек и 1,6% - мальчиков). Основной причиной, побуждающей детей к упражнениям, связанным с двигательной деятельностью, 75,5% мальчиков и 80,3% девочек назвали желание быть сильными, не болеть простудными заболеваниями и стать стройными. Вследствие чего можно сказать, что занятия по экспериментальной методике оказывают значимое влияние на формирование мотивов в сфере физической культуры.
Исследования эмоционального отношения дошкольников к занятиям физической культурой показали следующие результаты.
На первом этапе исследования было установлено, что в экспериментальной группе 39% детей очень нравятся занятия физической культурой, 28% детей – нравятся, 22% - не нравятся и 11% - очень не нравятся.
По окончании исследования в экспериментальной группе 55,5% детей очень нравятся занятия физической культурой, 39% - нравятся, 5,5% - не нравятся.
В контрольной группе результаты тестирования практически не изменились: 22% детей очень нравятся занятия ФК, 50% - нравятся, 17% - не нравятся и 11% - очень не нравятся.
Сравнение показателей физической подготовленности подтвердил преимущество экспериментальной методики. Все исследуемые показатели достоверно лучше у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной (таблица).
Динамика прироста результатов физической подготовленности детей
в процессе исследования
Группа |
В начале исследования |
В конце исследования |
t |
P |
Мальчики |
||||
Бег 30 м (с) |
||||
Экспериментальная |
7,8±0,31 |
7,22±0,22 |
2,9 |
Р<0,05 |
Контрольная |
7,7±0,3 |
7,5±0,3 |
0,55 |
Р>0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
||||
Экспериментальная |
100,8±4,1 |
116,0±2,88 |
2,6 |
Р<0,05 |
Контрольная |
98,3±4,9 |
104,4±4,41 |
0,76 |
Р>0,05 |
Упражнения на равновесие (с) |
||||
Экспериментальная |
46,3±1,51 |
51,6±1,22 |
2,73 |
Р<0,05 |
Контрольная |
48,5±1,44 |
50,6±1,41 |
1,04 |
Р>0,05 |
Упражнение на координацию (балл) |
||||
Экспериментальная |
2,3±0,18 |
2,8±0,16 |
2,28 |
Р<0,05 |
Контрольная |
2,4±0,20 |
2,5±0,19 |
0,38 |
Р>0,05 |
Девочки |
||||
Бег 30 м (с) |
||||
Экспериментальная |
8,2±0,38 |
7,9±0,2 |
1,0 |
Р>0,05 |
Контрольная |
8,4±0,4 |
8,1±0,3 |
0,7 |
Р>0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
||||
Экспериментальная |
90,4±4,0 |
100,1±3,23 |
2,9 |
Р<0,05 |
Контрольная |
93,6±4,2 |
96,5±3,9 |
0,5 |
Р>0,05 |
Упражнения на равновесие (с) |
||||
Экспериментальная |
27,8±1,3 |
35,2±1,2 |
4,2 |
Р<0,01 |
Контрольная |
29,3±1,5 |
30,0±1,3 |
0,4 |
Р>0,05 |
Упражнение на координацию (балл) |
||||
Экспериментальная |
2,7±0,2 |
3,5±0,2 |
2,9 |
Р<0,05 |
Контрольная |
2,9±0,4 |
3,1±0,2 |
0,4 |
Р>0,05 |
Как и в предыдущих исследованиях, анализ тестирования данных развития психомоторных способностей дошкольников показал преимущество предложенной нами методики. После эксперимента результаты теста реакции на движущийся объект достоверно возросли в экспериментальных группах. В экспериментальных группах прирост составил 0,07 с, у мальчиков результат улучшился на 15% и стал равен 0,40 с, а у девочек на 18% и стал равен 0,38 с. В контрольной группе мальчиков прирост результата составил 0,03 с – 8%, у девочек 0,05 с - 10% и стал равен 0,41 с.
Из этого следует, что при сопоставлении данных РДО, дети, занимающиеся по экспериментальной методике, показывают лучшие результаты, чем дети контрольной группы.
Выводы
- Результаты исследования показали, что для детей в возрасте 5 лет, посещающих дошкольные учреждения г. Волгограда, характерен низкий уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями.
- Систематическое использование в воспитательном процессе предлагаемой методики привело к улучшению как двигательных, так и психомоторных навыков по сравнению с государственной программой. Это подтверждается динамикой прироста результатов детей экспериментальной группы.
- Установлено, что предложенная нами методика способствует формированию мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями у детей экспериментальной группы.
Библиографическая ссылка
Седых Н.В., Червякова Е.Э. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29597 (дата обращения: 14.09.2024).