Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Поштарева Т.В. 1 Грибова Е.П. 1
1 АНО ВО Северо-Кавказский социальный институт
В статье раскрывается структура познавательной активности личности. Анализ диссертационных работ, выполненных с начала XXI века, показал, что не все авторы подробно рассматривают структуру данного феномена. Опираясь на анализ научных исследований, мы выстроили матрицу частоты использования единиц-признаков структурных компонентов познавательной активности. Согласно результатам контент-анализа к числу существенных структурных компонентов познавательной активности можно отнести: мотивационный, волевой, эмоциональный и содержательно-операциональный компоненты. Мотивационный компонент, являющийся инструментальной основой познавательной активности, составляют познавательные потребности и мотивы, а также цели познавательной деятельности. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к предмету познания, которое послужит мотиватором деятельности. Волевой компонент данного вида активности проявляется в осмысленном устремлении познающей личности к преодолению трудностей, которые неизбежно возникают в процессе овладения новыми знаниями, умениями, средствами и способами действий. Содержательно-операциональный компонент предполагает владение субъектом познания системой основных знаний, умений, средств и способов действий, актуализацию и применение их, овладение новыми. В целом заметим, что, несмотря на имеющиеся отдельные отличия в комплексе выделяемых исследователями компонентов, мы видим, что при определении структуры познавательной активности категорических противоречий не отмечается. По сути, представленные учеными структурные компоненты познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют.
познавательная активность
мотивационный
волевой
эмоциональный
содержательно-операциональный компоненты
1. Егоров К.М. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов юридических факультетов негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования: монография. Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2012. 173 с.
2. Паскевич Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения: на примере обучения математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009. 24 с.
3. Сидорук Г.Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2006. 26 с.
4. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2008. 142 с.
5. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 89-96.
6. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. Вып. № 1. С. 125-129.
7. Прокопенко Е.В. Формирование познавательной активности учащихся 5-9 классов в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Коломна, 2010. 20 с.

Современное общество живет во время постоянно меняющихся информационных потоков и технологий, и для того, чтобы человек был успешным и хорошо ориентировался в этих потоках, необходимо научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать и присваивать знания, осваивать новые, находить неординарные решения в различных моментах своей жизнедеятельности. В этих актуальных условиях активного развития социума, а значит, и образования первоочередной задачей в плане повышения качества знаний обучающейся личности является усиление ее познавательной активности, которая позволит как владеть и оперировать определенным набором знаний, так и уметь их получать, а также реализовывать в ходе жизнедеятельности. Необходимо отметить, что уже около 10 лет нет диссертаций, посвященных проблеме познавательной активности личности, в том числе рассматривающих структурные компоненты данного феномена. При этом в научных исследованиях среди авторов нет единого мнения относительно его состава. Выявленное обстоятельство свидетельствует об актуальности проблемы анализа и систематизации структурных компонентов познавательной активности, в частности в отношении личности, являющейся субъектом образовательного процесса на любом из уровней общего или профессионального образования.

Цель исследования: описать сущность познавательной активности личности, выделив ее наиболее активные структурные компоненты.

Материал и методы исследования

Изучение структурного наполнения познавательной активности обучающейся личности (дошкольников, школьников и студентов) проводилось в диссертационных работах К.М. Егорова, С.И. Мелехина, Н.В. Паскевич, Г.Н. Сидорук, О.Г. Шишкова, В.В. Щетининой, М.В. Чуракова, Т.А. Яникова, выполненных в начале XXI в. (с 2000 по 2009 гг.). Анализ лишь упомянутых исследований обусловлен тем, что последняя диссертационная работа, в которой затрагивается проблема структуры познавательной активности личности, была написана автором в 2009 г. В настоящее время имеются лишь отдельные публикации по данному вопросу. В работе был использован контент-анализ данных научных диссертационных исследований, в которых рассматриваются структурные компоненты познавательной активности личности.

Результаты исследования и их обсуждение

К.М. Егоров в своем исследовании определяет содержание познавательной активности обучающихся «как интегративное образование личности, включающее в себя такие основные компоненты, как мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самореализацию), эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности) и поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения)» [1]. По мнению Н.В. Паскевич, познавательная активность учащихся представляет собой совокупность мотивационного, содержательно-операционного и оценочно-волевого компонентов [2]. Г.Н. Сидорук в своем диссертационном исследовании описывает следующие структурные компоненты познавательной активности дошкольников: мотивационный, креативный и волевой. В содержание первого компонента автор вносит «активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыков; любознательность в процессе обучения и творческой деятельности», в креативный – «беглость и гибкость мышления; оригинальность продукта творческой деятельности», в волевой – проявление самостоятельности и инициативности в применении знакомых способов действий в новых вариантах, а также «осознание значимости проведенных занятий с определенной направленностью на содержание» [3, с. 9].

Исследователь И.А. Боброва относительно структуры познавательной активности субъектов познания – студентов – определяет целостность следующих компонентов: «содержательно-операционного, состоящего из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности; эмоционально-волевого, связанного с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающего такие качества, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности; рефлексивно-оценочного, включающего рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний» [4].

Согласно исследованию В.В. Щетининой познавательная активность дошкольника предстает как «динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности старшего дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения к окружающей действительности» [5]. 

В работе Т.А. Яниковой познавательная активность учащихся представлена следующими структурными компонентами: мотивационным (мотивы, стимулирующие энергичную познавательную деятельность), ориентационным (четкое представление цели и задач деятельности, планирование путей их решения, осознание достигаемых результатов), содержательно-организационным (определенным содержанием познавательного материала и технологиями его постижения), эмоциональным (влияние на субъекта познания с целью развития необходимых личностных качеств и познавательной активности) и оценочным (оценка и анализ результатов деятельности) [5].

Исследователь О.Г. Шишкова, опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, определила следующие структурные элементы познавательной активности обучающихся: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и оценочно-коррекционный (Шишкова О.Г., Рязань, 2006).

Д.А. Маловичко в своей статье бегло замечает, что познавательная активность школьника определяется единством четырех ее составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [6, c. 126].

Диссертант С.И. Мелехина (Ярославль, 2005) констатирует, что среди критериев и показателей уровня развития познавательной активности школьников можно отметить:

– мотивационно-целевой – развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию;

– когнитивный – усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению;

– эмоционально-волевой – способность к преодолению познавательных трудностей, удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка деятельности;

– деятельностно-практический – самостоятельность, полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки, качество продукта, самоопределение.

М.В. Чураков в диссертационном исследовании пришел к выводу, что рассматриваемое интегральное качество субъекта познания (подростков системы дополнительного образования) сложно структурировано и состоит из внутренней и внешней сфер. Элементами внутренней сферы являются эмоциональный, волевой и мотивационный компоненты, в то время как компонентами внешней сферы – содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации (Чураков М.В., Самара, 2000).

Е.В. Прокопенко, так же как и предыдущий ученый, структуру познавательной активности учащихся определила пятью взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами: эмоциональным, волевым, мотивационным, содержательно-операциональным и социально-ориентационным [7, c. 8].

На основе проведенного сравнительного анализа научных диссертационных исследований построена матрица частоты появления единиц-признаков структурных компонентов познавательной активности обучающейся личности. Используемый метод позволяет выделить наиболее активные элементы исследуемой структуры. Результаты контент-анализа представлены в таблице.

Единицы-признаки компонентов структуры познавательной активности в определениях ученых

Единицы-признаки

Частотность появления в определениях ученых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Мотивационный

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

10

Эмоциональный

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Волевой

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

10

Поведенческий

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

2

Содержательный

 

+

 

+

 

+

+

 

+

+

+

7

Операциональный / операционный

 

+

 

+

 

 

+

 

+

+

+

6

Деятельностный

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

1

Когнитивный

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

2

Целевой

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

2

Практический

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

1

Оценочный

 

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

4

Рефлексивный

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

1

Стимулирующий

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

1

Коррекционный

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

1

Организационный

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

1

Ориентационный

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

1

Креативный

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Личностный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

1

Социально-ориентационный

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

2

 

Согласно данным, приведенным в таблице, к числу существенных структурных компонентов познавательной активности личности как дошкольников, так и учащихся и студентов можно отнести: мотивационный, волевой, эмоциональный, содержательный и операциональный компоненты. В целом анализ позволил увидеть, что, несмотря на имеющиеся отдельные отличия в комплексе выделяемых исследователями компонентов, при определении структуры познавательной активности личности (субъектов познания, находящихся на разных уровнях образования) категорических противоречий не имеется. По существу, представленные учеными структурные компоненты познавательной активности находятся не в противоречии друг другу, а в дополнении. Таким образом, можно установить содержание компонентов рассматриваемого феномена в следующей структуре.

  1. Мотивационный компонент, являющийся инструментальной основой познавательной активности, составляют познавательные потребности, мотивы, а также цели познавательной деятельности.

Данная составляющая является побудительной причиной деятельности субъекта познания, формирует его инициативу и определяет целенаправленность и результативность познавательной активности. Мотив выступает основным условием становления эмоционального компонента познавательной активности.

  1. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к предмету познания, которое может побудить к деятельности. Положительные эмоции и чувства содействуют усвоению и переработке знаний, выработке умения и способов действий, которые являются основой для развития познавательной деятельности. Эмоциональное удовольствие от познания чего-то нового служит сильнейшим побудителем возникновения мотивации. Личность осознает и чувствует, что изучение чего-то нового и неизведанного продвигает ее в развитии. Данный компонент включает в себя интерес к знанию и оригинальность эмоционального содержания субъективного опыта познания, обеспечивающие эмоционально положительную атмосферу для проявления познавательной активности личности. Устремленность познающей личности к осмысленным действиям обусловлена ее эмоциональным состоянием, а также волевым упорством, содействующим ее продвижению к намеченной цели познания, несмотря на наличествующие препятствия, вызванные внешними и внутренними причинами.

Таким образом, эмоциональный компонент обнаруживает связь с волевым проявлением познающей личности. Следовательно, необходимо в структуре рассматриваемого феномена отдельно выделить волевой компонент.

  1. Волевой компонент познавательной активности характеризуется осознанным стремлением субъекта познания к преодолению трудностей, которые неизбежно возникают в процессе овладения новыми знаниями, умениями, средствами и способами действий. Волевой компонент свидетельствует об определенном отношении личности к познавательной деятельности, а именно о заинтересованности в ней, так как даже при условии наличия у субъекта познания положительного познавательного мотива ему приходится мобилизовывать волевые усилия с целью преодоления трудностей, которые в свою очередь обусловлены внешними (например, условия, в которых протекает познавательная деятельность (комфортные, стимулирующие или, напротив, дискомфортные, «убогие» в плане предметного наполнения); личность самого педагога, мотивирующего или равнодушного; технологии, в том числе образовательные, которые он использует, и пр.) и внутренними факторами (наличие любознательности и степени усидчивости, стремления и т. д.).

В основе познавательной активности личности лежат мобилизация ею сил и внимания к обнаружению и постижению нового, а также настойчивые действия по решению творческих задач и урегулированию проблем.

  1. Содержательно-операциональный компонент предполагает владение субъектом познания системой основных знаний, умений, средств и способов действий, актуализацию и применение их, овладение новыми. К основным знаниям, умениям, средствам и способам действий мы относим те, которые являются стержневыми в какой-либо области познания и деятельности. Например, основными знаниями в области той или иной науки выступают представления, факты, законы, теории и методы, характерные для нее.

Другими словами, содержательный аспект данного компонента познавательной активности демонстрирует те знания об объекте, явлении или процессе окружающей действительности, которыми личность уже владеет и может оперировать в ходе познавательных ситуаций и решения различных задач. Операциональный аспект характеризует те действия, средства и преобразования, которые субъект познания способен выполнить с приобретаемыми им знаниями и сведениями. Этот компонент включает в себя практическую подготовленность субъекта познания и умение реализовывать преобразующую, поисковую деятельность. Без определенного объема знаний, необходимых операционных действий и некоторого опыта осуществления познавательной деятельности достижение личностью поставленной цели в познании представляется утопичным. Новые знание и действия создаются на основе имеющегося, усвоенного опыта.

Заключение. Итак, познавательную активность можно рассматривать с двух сторон. Первая – целенаправленная деятельность с нетривиальными путями по достижению результата. Вторая – интегративное качество познающего, обнаруживающееся в осознанном поиске и усвоении новых знаний, умений, моделей действий и тенденции к модификации и построению как себя лично, так и мира вокруг себя.

Согласно результатам контент-анализа можно выделить наиболее активные элементы исследуемой структуры познавательной активности личности, представленные совокупностью четырех ее составляющих: мотивационной, эмоциональной, волевой и содержательно-операциональной, а также дать им конкретные характеристики.

В целом можно отметить, что субъекта познания с яркой познавательной активностью отличают, во-первых, осмысленное стремление к постижению ранее не известной информации и осознание ее ценности в плане собственного развития и профессионального продвижения, во-вторых, проявление изобретательности в исследовании и отборе средств, способов, необходимых для получения намеченного результата, в-третьих, наличие волевых усилий и направленность внимания к объекту познания. Также он характеризуется активной мыслительной деятельностью и стремлением отойти от шаблонных моделей поведения и стереотипов, проявлением инициативы, самостоятельности и устремленностью к действенному постижению окружающего пространства.


Библиографическая ссылка

Поштарева Т.В., Грибова Е.П. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29552 (дата обращения: 23.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074