Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Марьина Л.П. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет
Статья посвящена медиаобразовательным технологиям, которые появляются под воздействием перформативности современной науки. С прошедшего тысячелетия перформативность как форма познания активно изучалась зарубежными и отечественными учеными. Философские и социологические исследования данного феномена послужили методологической основой для понимания перформативности в педагогике. Предмет нашего исследования – коммуникативный, деятельностно-ценностный подходы к образованию в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Систематизированы такие образовательные технологии новой эпистемологии, как игра, проектная и экскурсионная деятельность, профессиональное моделирование в журналистике. Методика исследования основана на опросах, включенном наблюдении, с помощью которых показана эффективность педагогических инноваций, основанных на использовании культурного пространства для подготовки PR-специалистов и журналистов. Социокультурная динамика массмедиа, ее глобальный характер распространяются и на современную науку: теорию и практику. Нами предпринята попытка осмысления данного явления прежде всего в контексте прикладных коммуникаций. Одно из направлений новой эпистемологии в образовании – использование игры. Образовательные коммуникации и массмедиа анализируются нами в контексте перформативности, категориальный аппарат которой стал основой осмысления эмпирической базы современной педагогической деятельности. Игровая интерпретация реальности отражается как в теории журналистики и массовых коммуникаций, так и в журналистской практике. Описание специфики разнообразных форм социальной драматургии в преподавании гуманитарных дисциплин, опыта использования методологии медиа в Санкт-Петербургском государственном университете расширяет теоретические и прикладные аспекты современной педагогики высшей школы.
деятельностно-ценностная методология
драматургия игры
культурная коммуникация
массовая культура
медиаобразование
перформативность
репрезентация
эпистемология
1. Киричёк П.Н. Информация в универсуме культуры: монография. Саратов: Научная книга, 2014. 312 с.
2. Дудина В.И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: отрепрезентации к перформативности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №15/ 3(62). С. 43-47.
3. Обществознания: от идеи к практике. Коллективная монография: В 3 частях. Часть 3 Когнитивные аспекты формирования обществознания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб., 2012. 33 с.
4. Хабермас Ю. Проблемы легитимации позднего капитализма. М.: Праксис, 2010. 264 с.
5. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / Под ред. С. Г. Корконосенко: Изд.-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 238 с.
6. Maryina L.P. Global communications and mass media: performativity of epistemology. Sciences of Europe. 2017. V. 2, № 21. P. 3-5.
7. Марьина Л.П. Культурные коммуникации в современном журналистском образовании: инновационные технологии // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2018 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 205-207.
8. Блохин И.Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа: монография. СПб.: SCIENTIA, 2016,357 с.
9. Хейзинга Й. Homo ludens.Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
10. Марьина Л.П. Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст // Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб. 2017. № 1. С. 253-263.
11. Гофман И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 319 с.

Современная трансформация медиасферы обусловлена развитием и усложнением информационно-коммуникативных технологий, распространением принципов сетевой организации, переходом публичных коммуникаций в онлайн-среду, изменением характера участия граждан в глобальном и локальном информационных обменах. В образовательной деятельности медиатизация стала составляющей социальных взаимодействий. Внешние и внутренние факторы изменяют методологию научного познания. Известно, что с наступлением новой эпохи многие значимые социальные процессы трансформируются. Система образования как социальный институт одной из первых подвержена социокультурной динамике. Это значит, что цивилизационные изменения, приоритет информационных технологий, ценности общества потребления и массовой культуры, модернизация моделей поведения в обществе изменяют образовательные коммуникации. Социальное общение приобретает признаки гипертрофированного лицедейства, вмещающего в себя мощные приемы театрализованного представления, а именно – актуализированной и обостренной драматургии события, диалога. Данный контекст обусловливает предметно-объектное поле нашего научного дискурса.

Актуальность исследования заключается в необходимости выявить влияние на инновационные образовательные технологии, применяемые специалистами высшей школы, перформативности познания.

Цель исследования: определить зависимость инновационных медиаобразовательных технологий от аксиологического дискурса современной системы научного знания, представить инновационные педагогические методологии Санкт-Петербургского государственного университета как интеграционное поле современных методологий в образовании, теории журналистики и массовых коммуникаций, профессиональной деятельности. Поставленная цель достигается путем решения таких задач, как раскрытие понятия перформативности знания, анализ аксиологических и коммуникационных аспектов педагогической деятельности, определение роли медиа в процессе формирования ценностей образовательного социального института, характеристика специфики игрового сегмента медиаобразования на примере педагогической деятельности в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Теоретический анализ существующих концепций в различных областях гуманитарного знания позволил выявить методологические приоритеты в педагогике, определить рабочий категориальный инструментарий исследования. Для понимания тенденций развития современного научного знания мы остановимся на тех концепциях, которые расширяют и углубляют коммуникационную парадигму теории познания, ее гедонистический характер.

Материалом для теоретических обобщений и выявления методологических приоритетов в педагогике, выбора категориального инструментария послужили работы российских и зарубежных исследователей. Теоретическую основу осмысления заявленной темы составляют базовые концепции в области социокультурной динамики, семиотики, теории культуры и аксиологии таких исследователей, как: Питирим Сорокин, А. Моль, Петр Штомпка, Огюст Конт, Ю. М. Лотман, М. С. Каган. Особенности трансформации культурной коммуникации, освещенные в работах иностранных авторов – П. Бурдье, П. Шампань, Д. Рэндалл, Э. Кауханен, П. Хоррокс, стали основой для изучения эволюции журналистики как науки и профессии российскими учеными, среди которых представители московской школы: Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, А.Г. Качкаева, Л.Л. Свитич; исследователи из Санкт-Петербурга: И.Н. Блохин, С.Н. Ильченко, С.Г. Корконосенко, В.А. Сидоров, С.И. Сметанина.

Безусловно, обобщая опыт отечественных ученых, мы ссылаемся на теоретико-методологическую базу иностранных представителей, предложивших системный подход к анализу роли информации и информационных технологий в современном обществе: А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция); Э. Гидденс, П. Голдинг, Г. Мердок, Н. Гарнэм (Великобритания); Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия); М. Маклюэн (Канада); М. Кастельс, Г. Шиллер, Д. Белл, А. Тоффлер (США); Д. Масунда (Япония). В качестве одного из основных условий формирования техногенной цивилизации они рассматривают высокотехнологичные информационные технологии, которые сегодня продуктивно использует и педагогика [1]. Представленная теоретико-методологическая база объясняет причины перехода к перформативности познания, использованию инновационных методологий в смежных областях научного знания, в том числе и в педагогике.

Новизна нашего подхода заключается в попытке выявления общих тенденций применения инновационных перформативных технологий в теории журналистики и массовых коммуникаций, образовании и профессии. Мы предложили гипотезу о реализации концепции социальной драматургии, деятельностно-ценностных методологий в науке, педагогике и профессиональной деятельности. Этот научный дискурс образует предметное поле нашего исследования. Подчеркнем, что методы и технологии обучения, применяемые в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета как объекта исследования, используются в образовательной практике современных вузов. Однако мы не встречали интегративного изучения медиаобразовательных технологий в трех социальных институтах.

Материалы и методы исследования

Техногенная цивилизация порождает новые мировоззренческие доминанты, формы коммуникации в различных сферах деятельности, в том числе и образовательной. На смену репрезентативности познания приходит перформативность. Образовательная деятельность осуществляется в условиях мощного информационного потока, оказывающего моделирующее воздействие на поведение человека. Современная журналистика в данной реальности выступает неформальным агентом образовательной социализации.

  • Сегодня в информационной реальности первостепенное значение имеет новость, а не истина. Вильгельм Дильтей, основатель философской герменевтики, ввел в научный обиход термин «понимание» (Verstehen), первоначально использовавшийся им для обозначения метода гуманитарных наук. Постепенно данное понятие начинает трактоваться как неизбежная интерпретация, существенно изменяющая исходный смысл любого сообщения. В аксиологическом потенциале современного общества приоритетная ценность – знание. В данном контексте образовательная среда – один из ведущих агентов социализации. Медиа в этой системе формируют представления о мире путем активного использования деятельностно-ценностной методологии, которая обеспечивает диалогичность в познании, самостоятельность в конструировании смыслов и в выборе объектов саморегуляции, открытость и разнообразие педагогических технологий. Перечисленные трансформации связаны прежде всего с мультимедийностью информации, быстротечностью и текучестью ценностей общества потребления и массовой культуры. Методология журналистской работы с информацией, понимание особенностей гипертекстуальности актуальны и целесообразны в педагогике.
  • Исследование петербургскими учеными эпистемологической реконфигурации социального знания, особенностей формирования общества знания (В.И. Дудина, В.В. Василькова, Л.А. Вербицкая) раскрывает сущность социокультурной динамики науки во второй половине XX в. и позволяет описать особенности научной перформативности, которая рассматривается как особая практика конструирования реальности [2, с. 43]. Истоки перформативной методологии можно свести к двум ведущим: преобладание драматургических концепций в гуманитарных науках и техногенная составляющая динамики традиционных ценностей, обусловливающая новые формы коммуникации, в которой журналист не только влияет на восприятие реальности аудиторией, но и формирует ее. Таким образом, цивилизационные изменения приводят к эпистемологической реконфигурации научного знания [3, с. 33]. Тенденции к моделированию объективной реальности, фрагментарность, мозаичность знания, мультимедийные технологии наблюдаются как в науке, так и в образовании. Они же характеризуют профессиональную деятельность специалистов СМИ.

Безусловно, как теоретический материал исследования, который продуктивен в контексте концептуальном и категориальном, представляем социологические теории: феноменологическую, изучающую смысловые реконструкции реальности, символический интеракционизм, объясняющий социальное взаимодействие и коммуникацию через использование языка как общей системы символов. Продуктивна для педагогики аксиологическая теория науки представителя второго поколения франкфуртской школы Ю. Хабермаса, который акцентировал внимание на этическом компоненте познания [4]. Диапазон науки как сегмента культуры расширяют труды в области теории культуры таких российских ученых, как: М.С. Каган, Д.С. Лихачёв, М. А. Воскресенская, Л.Р. Дускаева, Л.П. Марьина, З.Ф. Хубецова, Н. С. Цветова [5, с. 253–263; 10].

Именно упомянутая теоретическая база стала основой осмысления методологических особенностей современной гуманитарной науки, социокультурной динамики теории познания и педагогики высшей школы на примере изучения инновационных педагогических технологий Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Эффективность деятельностно-ценностных методологий, игровых технологий по усвоению культурологического контента в процессе обучения журналистов определялась путем социологического исследования. Нами был проведен опрос о культурных памятниках Северной столицы (количество реципиентов 400 человек, русские и иностранные студенты, соответственно 200 и 200; возраст 18–23 года; женская и мужская аудитория). Целью социологического опроса было выявление знаний о культурных памятниках Санкт-Петербурга до проведения квестов и экскурсий и после использования этих игровых приемов в учебном процессе. Выяснилось, что уровень знаний иностранных участников опроса вырос с 70% до 98%. Параллельно была предложена игра в ассоциации, в ходе которой реципиентам предлагалось вспомнить и назвать три премьерных спектакля, указав прилагательное-ассоциацию, соответствующее событию. Таким образом, техника игры использовалась нами как научная методология и педагогический прием в ходе проведения квестов. Специализированные методы исследования – это убедительная аргументация теоретических положений и гипотез.

Результаты исследования и их обсуждение

Перформативный поворот в социальном знании обусловил использование в образовательной практике теории социального действия, в частности социальной драматургии, конструктивистского структурализма, теории институционализации и социального обмена [6, с. 3–5]. Эмпирическими площадками нашего исследования стали Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, учреждения культуры Санкт-Петербурга, которые осуществляют образовательную социализацию. Нами изучена специфика новых средств коммуникативного и информационного взаимодействия, таких как интернет-ресурсы, игровые приемы, тестирование, моделирование, реализующихся через образовательную систему. Эмпирическое поле исследования составили формы аудиторной и внеаудиторной работы: квесты и экскурсии, форумы и фестивали, творческие встречи. Проанализирована методика использования городского пространства как образовательной площадки: мастерская художника, дающая возможность сопоставить творческий процесс журналиста и живописца, Константиновский Дворец Конгрессов как культурная и профессиональная площадка, где будущие журналисты, специалисты по связям с общественностью знакомятся с работой пресс-центра [7, с. 205–207]. Экскурсионная работа направлена на приобретение навыков социально-ролевой идентичности. Например, знакомство с театральным закулисьем, встречи с режиссерами и актерами как способ изучения коммуникационной специфики современного театра не только расширяют образовательный потенциал, но и становятся побудительным мотивом к использованию актуальных творческих методов и форм освещения театральной жизни в СМИ [8, с. 195]. Именно в контексте перформативности познания теория социальной драматургии раскрывает причинно-следственные связи как в научной, так и в образовательной сферах деятельности. Журналист нынешнего тысячелетия конструирует социокультурные смыслы действительности [9]. Безусловно, ценностным трансформациям подвержена не только профессия журналиста, но и педагогика журналистского образования. Новая эпистемологическая парадигма побуждает к использованию философских, культурологических, социологических теорий, среди которых семиотическая, концептосферы, игровая, феноменологическая, теория модальности и системности культуры. Данная система открыта для междисциплинарного взаимодействия, гибридности – инновациям. Сегодня в педагогике высшей школы актуальны диалогичность социальных взаимодействий и эклектика конструирования изменяющейся реальности, образование смысловых ценностных миксов путем слияния инновационных и традиционных постулатов. Уникальной образовательной площадкой стал традиционный Международный культурный форум в Санкт-Петербурге. Студенты и преподаватели получили уникальную возможность общения с ведущими экспертами мира в сфере культуры и искусства, они могут познакомиться с российской и зарубежной практикой межкультурных коммуникаций, провести семинары и мастер-классы, связанные с развитием культурных проектов. В нынешнем году дискуссионные площадки «Инновационные технологии в сфере культуры. Усовершенствование подготовки квалифицированных инженерных кадров», «Искусственный интеллект в современном искусстве: механизация или творчество?», «Продюсирование и развитие молодых талантов», «Культура + Экономика = Креативные индустрии» определили проблемные доминанты журналистских текстов, которые написали обучающиеся Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ и тем самым продемонстрировали уровень овладения профессиональными компетенциями. Данное культурное мероприятие создает условия для установления деловых контактов, обучает культуре делового общения.

Уникальной образовательной площадкой для проведения занятий и зачетов становятся Эрмитаж и Русский музей. В учреждениях культуры студенты на практике проходят эмоционально-психологическую адаптацию журналиста, PR-специалиста. Например, выставка в Эрмитаже «Ян Фабр: рыцарь отчаяния – воин красоты» (22 октября 2016 г. – 9 апреля 2017 г.) не только способствовала знакомству с творчеством этого современного бельгийского деятеля искусств, но и дала возможность соприкоснуться с произведениями нидерландских и фламандских живописцев XV–XVII вв. из собрания Эрмитажа. Важный этап деятельностно-ценностной образовательной методологии – создание журналистского текста о культурном событии с применением инновационных технологий.

Безусловно, экскурсионная работа – это способ приобретения качественно нового социального опыта, усвоения ролевых знаний, развития творческой активности субъектов образовательного процесса. Стоит подчеркнуть продуктивность данной формы социального взаимодействия для иностранных студентов. Она обеспечивает понимание своеобразия иной культуры. Архитектурные памятники, музеи, театры, выставочные залы – все многообразие предметного мира Санкт-Петербурга представляет ценностный потенциал мегаполиса и, бесспорно, журналистского образования.

Одно из направлений в обучении журналистов, которое позволяет освоить методологию межкультурных коммуникаций, – это участие в фестивалях, квестах, медиафорумах, творческих встречах с деятелями искусства. Назовем наиболее востребованные в педагогике высшей школы Северной столицы: Театральная олимпиада, Международный музыкальный фестиваль «Серебряная лира», фестиваль тюльпанов, фестиваль «Чудо света», который в этом году на Дворцовой площади представил зрителю сюрреалистический спектакль, фестиваль, посвященный С. Довлатову, – «День Д». Семантика мегаполиса – это эффективное средство коммуникации, а погружение в городское культурное пространство – один из деятельностно-ценностных методов познания мира, формирующий профессиональную культуру специалиста [10]. Информационно-коммуникативный ресурс современной науки обеспечивает эффективность продуцирования нового знания. Теоретические и эмпирические исследования, систематизация образовательных практик показали, что отправной точкой в педагогическом взаимодействии является концепция интерактивного ритуала, созданная И. Гофманом [11]. Коммуникации в креативном городе, например знакомство с уличным искусством, экскурсии в учреждения культуры, позволяют соприкоснуться с образовательными объектами и включиться в процесс создания совместного знания. Учебная экскурсия как форма проведения семинарского или практического занятия позволяет изучать дисциплину с точки зрения восприятия предметного мира, познакомиться с экспертной оценкой, поучаствовать в дискуссиях. Стоит подчеркнуть продуктивность данной формы социального взаимодействия для иностранных студентов. Она обеспечивает понимание своеобразия инокультуры, о чем говорят результаты опроса. Респондентами были выпускники бакалавриата и магистратуры СПбГУ за два учебных года (2017–2018 и 2018–2019 гг.). По данным исследования экскурсии, квесты сделали чужеродную культурную среду более понятной для 95% иностранных студентов; 80% всех обучающихся помогли понять теоретические аспекты изучаемых дисциплин. Таким образом, использование культурной среды в педагогическом процессе обеспечивает эффективность обучения, мотивирует к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности.

Сегодня в структуре парадигмального многообразия педагогики на первое место выдвигается информационная модель, которая реализуется при непосредственном участии прежде всего медиа. Важную роль в неформальной образовательной социализации играет личностный фактор, а именно личность журналиста, рекламиста, специалиста по связям с общественностью, который осуществляет образовательную социализацию аудитории: ролевую идентификацию, формирует ценностные ориентации, стиль жизни. Современные СМИ как агент неформального образования и журналист, выполняющий образовательные функции, активно используют методологии перформативного познания. Аксиологический подход к образованию приобретает особую значимость. Он направляет внимание исследователей и педагогов на изучение ценностей как смыслообразующих основ образования. Особое место в профессиональной культуре журналиста принадлежит профессиональному мышлению, которое показывает, каким образом специалист будет решать проблему. Между журналистом как агентом образовательной социализации и аудиторией существует общение, из которого рождается диалог. Проблему диалогичности рассматривал русский мыслитель М. Бахтин, который акцентировал внимание на «тексте» как способе общения культур. Сегодня именно медиа обеспечивают диалогичность и обратную связь между субъектами социального взаимодействия, основу которого составляет игра. Именно динамизм информационной системы предъявляет новые требования не только к журналистской деятельности, но и к системе образования, где используются новые технологии. В данном контексте в понимании методов журналистской деятельности важную роль играют социально-драматургический подход и теория социального действия как форма организации повседневного взаимодействия в художественной, научной, образовательной сферах деятельности.

Таким образом, теоретический дискурс современной науки характеризуется концептуальным многообразием. Актуальность классических концепций, основанных прежде всего на репрезентации знания, господстве логики, построении истинных суждений, сменяется перформативным поворотом в теории познания и активным использованиям в образовательной практике теории социального действия, в частности социальной драматургии, конструктивистского структурализма, теории институционализации и социального обмена.

Заключение

Теоретическое осмысление научных источников, анализ эмпирических материалов системы медиаобразования в Санкт-Петербургском государственном университете позволяют сделать следующие выводы: перформативный поворот в гуманитарном знании, информационная динамика приводят к активному применению в педагогике высшей школы технологий, базирующихся на социально-деятельностных методологиях, коммуникативном подходе к образованию. Педагогическая деятельность в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ демонстрирует эффективное использование культурного городского пространства, креативной индустрии для подготовки журналистов, медиаспециалистов,

Методика эмпирических исследований, основанная на включенном наблюдении, интернет-опросах, с помощью которых осуществлено ранжирование инновационных педагогических технологий в сфере образования, приводит к следующим обобщениям: культура, ее ценностный потенциал меняют облик современной науки; познание не отражает, а создает реальность. Процесс совместного формирования знания субъектами образования осуществляется в форме квестов, участия в фестивалях, форумах, творческих вечерах.

Наше исследование подтверждает гипотезу, что методология труда в различных социальных институтах изменяется под воздействием социокультурной динамики. Трансформации теории познания обуславливают перформативность медиаобразовательных технологий. В современной педагогике высшей школы приоритетные позиции занимают медиаресурсы как ведущий агент неформальной образовательной социализации. Нами выявлены общие тенденции применения инновационных перформативных технологий в теории журналистики и массовых коммуникаций, образовании и профессии. Эмпирическая база исследования подтвердила гипотезу о реализации концепции социальной драматургии, деятельностно-ценностных методологий в науке, педагогике и профессиональной деятельности. Современная методологическая интеграция в обучении обусловлена прежде всего перформативностью знания: его фрагментарностью, мозаичностью, моделированием реальности, а не его отражением. Данный контекст обусловливает диалогичность субъектов образования, творческий характер их коммуникации.

 


Библиографическая ссылка

Марьина Л.П. ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29410 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674