Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Дурнева Т.В. 1 Гринева Е.А. 1 Чернова Т.В. 1
1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
в статье уточнена сущность и генезис понятия «духовно-нравственные ценности», раскрыты особенности становления духовно- нравственных ценностей в разные исторические периоды. В настоящее время образование ставит в качестве центральной задачи воспитание такого гражданина, который бы обладал рядом духовно-нравственных качеств. На современном этапе развития общество России нуждается в грамотной образовательной политике, стержнем которой является духовно- нравственное развитие подрастающего поколения, воспитание базовых ценностей. В связи с этим многие задачи системы образования касаются именно этого аспекта воспитательного процесса. Авторами проведено исследование по изучению исторического контекста становления духовно- нравственных ценностей. В данной статье приведены результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках обозначенной проблемы на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Определение национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России обусловлено историческими предпосылками, которые раскрыты в данной статье. В работе представлена краткая характеристика содержания духовно- нравственных ценностей в процессе становления российского государства, рассмотрены основные документы образования в области духовно- нравственного воспитания.
ценности
духовно-нравственные ценности
духовно- нравственное воспитание
1. Дьячкова М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2017. №12. С.90-94.
2. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 2008. 238 с.
3. Введенский В.Н. Жизненные ценности православного человека в России до XV века // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7. С.20-24.
4. Ахмадуллин В.А. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX в. // Юридическая психология. 2009. № 1. С.72-75.
5. Барабанов В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №8. С.56-62.
6. Агаркова Ю. С., Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Пузынина Е. Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. 2017. №2. С. 561-563.
7. Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения: 12.12.2019).
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2019).
9. Данилюк А. Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009. 32 с.

Будущее любого народа зависит прежде всего от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовно-нравственные ценности и традиции народа. Современное образование ставит в качестве центральной задачи воспитание такого гражданина, который бы обладал рядом нравственных качеств и компетенций. На данном этапе развития Россия нуждается в грамотной образовательной политике, а именно в развитии личности в духовно-нравственном направлении, поэтому многие задачи системы образования касаются именно этого аспекта воспитания подрастающего поколения. Поворот образования в сторону духовно-нравственного воспитания личности не случаен. Это связано с социальным запросом государства и духовно-нравственными проблемами, которые имеются в современном обществе. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания духовно-нравственного гражданина стали центральным звеном в образовательной политике современной России. Проблема, связанная с изучением ценностей, в педагогике и психологии имеет теоретическое обоснование, в частности в работах В.В. Абраменковой, А.И. Антонова, Т.А. Берсеневой, В.А. Глуздова, В.Н. Гурова, В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикина, В.Т. Лисовского. А также В.М. Медкова, М.А. Панфилова, Т.Г. Русаковой, В.А. Рычковой, М. Салямова, В.Д. Шадрикова, В.О. Шамшурина и др. В то же время исторический контекст духовно-нравственного воспитания недостаточно изучен.

Новизна исследования заключается в определении исторических предпосылок становления духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании.

Цель исследования: выявить и показать генезис понятия «духовно-нравственные ценности», основные этапы, исторические предпосылки становления духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании.

Материалы и методы исследования. На базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова проходил опрос, включающий в себя вопросы, связанные с историей возникновения понятия «ценности» и их содержанием в разные временные эпохи:

  • В каком веке появилось понятие «ценности»?
  • Какие ценности почитались на Руси?
  • Что легло в основу формирования ценностей в советский период?
  • Какие современные документы регламентируют формирование ценностей у подрастающего поколения?
  • Какие ценности являются базовыми согласно Концепции духовно-нравственного развития?

В опросе приняли участие 105 студентов 4-го и 5-го курсов очного отделения факультета педагогики и психологии. На первый вопрос: «В каком веке появилось понятие “ценности”» более 50% опрошенных ответили – в XI–XII вв., у остальных студентов мнения разделились: они отметили появление ценностей начиная с VIII в. и ранее. По второму вопросу: «Какие ценности почитались на Руси» 26% опрошенных отметили природу, семью, 28% – силу, верность и другие человеческие качества, путая их с ценностями. Остальные студенты не смогли ответить на данный вопрос.

Результаты диагностики по этому вопросу представлены в диаграмме.

Результаты диагностики представлений студентов о ценностях

Вопрос: «Что легло в основу формирования ценностей в советский период?» вызвал много противоречивых мнений, но 56% опрошенных сошлись в ответе «труд», а остальные называли такие понятия, как «война», «коллектив».

Среди современных документов, регламентирующих процесс формирования духовно-нравственных ценностей, только 18% обучающихся смогли назвать Концепцию духовно-нравственного развития и программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», остальные ограничились Законом РФ «Об образовании» и Федеральным стандартом 2-го поколения. Данные показатели свидетельствуют о недостаточной осведомленности студентов в области духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Пятый вопрос касался базовых ценностей, из которых студенты упомянули только природу, семью, патриотизм, труд, не назвали религию, гражданскую идентичность, искусство.

Таким образом, диагностика выявила недостаточный уровень представлений у студентов о национальных ценностях российского общества. Это свидетельствует о необходимости совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания будущих учителей, которые будут регулировать деятельность учащихся образовательных учреждений по усвоению национальных ценностей.

В современном понимании духовно-нравственные ценности включают в себя ориентиры, которые определяют поведение личности в той или иной сфере: семье, работе, религии, в отношении к природе и прочее. «Духовно-нравственные ценности – это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность» [1, с. 92]. Л.М. Архангельский называет ценностные ориентации одним из факторов мотивации поведения личности, основой ее личностного выбора и социальных поступков [2, с. 74].

Традиционные духовно-нравственные ценности – это ценности устойчивые, переходящие из одного поколения к другому, унаследованные от предшествующих поколений, имеющие вневременной характер.

Выявляя особенности духовно-нравственного воспитания в российском государстве, стоит обратить внимание на содержание понятия «духовно-нравственные ценности» в разные исторические периоды, а именно:

  • древнерусское государство (язычество и православие);
  • Петровская эпоха (военное дело);
  • советский период;
  • современная Россия.

В.Н. Введенский, исследуя актуальные ценности для людей Древней Руси, подмечает, что христианский подход к определению ценностей появился еще в X в. и основывался на православных принципах и библейских заветах. Так, ценности православия отличались от современных религиозных ценностей. В образцовых суждениях о народе система ценностей проецируется на индивидуальные особенности, приязни и антипатии, общепризнанные мерки существования и принципы действия. Согласно этой первопричине непосредственно эталон человека чрезвычайно непростой и многогранный, в разных источниках он описывается во всевозможных конфигурациях и с самыми разными акцентами [3, с. 20]. В момент развития христианства в Руси на главное место вышли ценности непосредственно православной религии. Языческая Русь отличалась своими моральными принципами, что находило отражение в ценностях, традициях и преданиях. Красота как ценность рассматривалась как данная Богом и почиталась многими религиями. Об этом говорят, в частности, красота православных храмов, существенная выразительность икон и объектов церемониальной утвари.

В Петровский период, как выявило научное исследование, понятия духовно-нравственного воспитания не было. Только во второй половине XIX в. возникает терминология, схожая по смыслу. Применяются подобные определения: «высоконравственное развитие», «моральный элемент в воспитании», «военный дух», «внутреннее развитие», «высоконравственное формирование полков».

Как показывает анализ литературных источников, данное явление обусловлено следующими обстоятельствами: понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время продолжали носить православный религиозный характер. В связи с тем, что православное учение имеет ярко выраженный нравственный характер («православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности»), «духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся понятие, как фундамент, необходимый и достаточный элемент православной нравственности [4, с. 73].

Как показывают результаты исследования В.А. Ахмадуллина, духовно-нравственное воспитание имело большое значение для подготовки офицерских полков и длилось достаточно большой исторический период.

В первую очередь духовно-нравственное воспитание подразумевало развитие у бойцов таких качеств, как уважение к воинскому долгу, патриотизм, мужество, инициатива, самостоятельность, верность трону. В этот период немаловажную роль играли именно эти морально-боевые качества, которые обеспечивали успех бойца во время сражения.

В ходе исследования также выявлено, что во второй половине XVIII в. происходит усиление прогрессивных тенденций в духовно-нравственном воспитании в вузах России благодаря деятельности П.И. Шувалова, П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, И.И. Бецкого, П.И. Ягужинского, Ф.Е. Ангальта, М.И. Кутузова, М.В. Ломоносова, Д.Ю. Крафта, Н.И. Фуса, Н.Я. Озерецковского, Д.С. Аничкова, Я.П. Козельского, Н.И. Новикова, Ф.В. Кречетова.

В советский период ценности рассматривались исключительно в рамках деятельностного подхода. Например, в исследованиях педагогов, психологов ценности подвергались анализу в неразрывной связи с потребностями как основа поведенческих мотиваций личности, формирования ее установок [5, с. 57]. В советское время по умолчанию считалось, что личное вторично по отношению к общественному, физический труд ценился выше умственного, а патриотизм советского человека обусловливался реальными взаимоотношениями человека и государства. «От каждого по способностям, каждому по труду» – принцип социализма, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. Но труд был не только источником заработка, СССР позиционировался как государство человека труда. Таким образом, в советский период основными ценностями выступали труд, коллектив, патриотизм.

Социальный запрос государства и проблемы, которые охватили современное общество, привели к полному пересмотру ценностной стороны образовательной политики государства. Образование и воспитание подрастающего поколения оказались под угрозой бездуховного развития общества. Средства массовой информации и объекты культуры представляют опасность для формирования духовно-нравственной личности [6, с. 561].

Ценности, которые являлись основой системы воспитания предыдущего поколения, перестали иметь значение, новые ценности еще не обрели смысл. Результатом стали не только всплеск неблагоприятных явлений в общественной жизни, но и потеря общероссийской гражданской идентичности. Обеспокоенность руководства страны решением вопросов внутренней консолидации сообщества выразилась в создании нормативных документов последних лет.

Вопросы духовно-нравственного воспитания стали касаться всех документов, связанных с образованием и воспитанием духовно-нравственного гражданина Российской Федерации. Принципы духовной нравственности легли и в основу образовательного стандарта 2-го поколения.

Принятие Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России положило начало деятельности в области духовно-нравственного развития нынешнего поколения. В указанной Концепции во главу угла встают основные ценности, которые являются ключевыми и первостепенными в российском обществе: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Стандарт предусматривает введение в программы общеобразовательных учреждений предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Среди планируемых результатов курса выделяют необходимость в воспитании у ребенка желания совершенствоваться в духовном плане, знакомство с традиционными нормами и принципами поведения в светском и религиозном обществе, осознание важности использования этих принципов и норм в повседневной жизни. Младший школьник должен осознать роль традиций и религии в становлении духовно-нравственного общества великой страны, иметь представления об основных этапах становления религии в российском обществе, формировать внутреннюю установку на осуществление такого типа поведения, которое ориентируется на ценности и исторически сложившиеся принципы духовно-нравственного общества.

Примерная программа духовно-нравственного развития и обучения на ступени начального общего образования основана на принципах формирования ценностей у подрастающего поколения с учетом требований указанного стандарта и опирается на основные ценности российского народа.

Духовно-нравственному воспитанию молодежи содействует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», в которой важным аспектом является деятельность всех органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [7]. Немаловажным моментом становится тот факт, что патриотизм служит базовой ценностью по Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и реализуется во всех общеобразовательных учреждениях.

Закон РФ «Об образовании» внес изменения, и одной из первостепенных задач современного образования стало формирование ценностей личности. А приказом Минобразования от 3 августа 2006 г. № 201 была одобрена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, в которой говорится, что одной из главных целей образования является содействие «духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию» [8].

В соответствии с тезисами последнего стандарта образовательная программа образовательного учреждения в обязательном режиме обязана содержать программу духовно-нравственного развития, обучения обучающихся на ступени начального общего образования. Она станет строиться на примерной программе, о которой мы в настоящее время рассказываем. В основу программы положены общенациональный образовательный идеал, основные воспитательные проблемы и базисные национальные ценности общества нашего государства, сформулированные в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации [9, с. 15].

Выводы. Определение национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, обусловлено историческими предпосылками, среди которых:

  • христианский подход к определению ценностей в Древней Руси;
  • определение понятий «высоконравственное развитие», «моральный элемент в воспитании», «военный дух», «внутреннее развитие», «высоконравственное формирование полков»; особое внимание уделено развитию таких качеств, как уважение к воинскому долгу, патриотизм, мужество, инициатива, самостоятельность, верность трону в Петровскую эпоху;
  • усиление прогрессивных тенденций в духовно-нравственном воспитании в вузах России во второй половине XVIII в.;
  • деятельностный подход к определению понятия «ценности» и обозначение в качестве основных ценностей труда, коллектива, патриотизма в советский период;
  • угроза бездуховного развития подрастающего поколения на современном этапе.

В условиях необходимости воспитания и развития духовно-нравственной личности главным ориентиром становится единая целенаправленная образовательная политика по формированию ценностей подрастающего поколения. Эта деятельность должна основываться на исторических предпосылках и тех изменениях, которые происходят в современном российском обществе.


Библиографическая ссылка

Дурнева Т.В., Гринева Е.А., Чернова Т.В. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29407 (дата обращения: 18.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074